Ядерное разоружение - главная и вместе с тем наиболее сложная (наряду с контролем) проблема из всего комплекса вопросов разоружения.
Как отмечал О. В. Богданов, только уничтожение ядерного оружия может решить главный вопрос современных международных отношений - вопрос об устранении угрозы истребительной войн. Данная позиция сохраняет актуальность и в наше время.
Значение проблемы ядерного разоружения определяется рядом факторов. Использование ядерного оружия привело бы к далеко идущим последствиям военно-политического характера. Разрушительное действие этого вида оружия хорошо известно. Небывалого размаха достигло и совершенствование средств доставки ядерного оружия. В настоящее время ни одно государство не может считать свою территорию неуязвимой от ядерного удара. Это относится и к территории США, что является серьезным сдерживающим фактором. Вместе с тем это обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение и с точки зрения перспектив решения проблемы разоружения. Именно в силу данных причин при решении проблемы разоружения упор необходимо делать именно на указанный вид оружия. Кроме того, значение запрещения ядерного оружия определяется также тем, что это оружие в силу своих специфических особенностей усиливает опасность «случайной войны». Просчет, ошибка государственных военных деятелей, неисправность техники, отклонение от нормальной психики может привести к непоправимым последствиям. Указанные факторы выдвигают запрещение ядерного оружия на первый план общих мероприятий в области разоружения.
По вопросам ядерного разоружения в доктрине международного права написано немало работ. Большинство авторов отмечают, что современное международное право не безразлично относится к вопросу о возможности применения ядерного оружия. Действующие ныне нормы международного права содержат на этот счет ряд положений.
Предмет регулирования большинства данных норм не непосредственно ядерное оружие, а определенный вид вооружений, разновидностью которого является ядерное оружие. Однако в действующем международном праве уже имеются нормы, которые относятся к ядерному оружию непосредственно и несмотря на их ограниченный характер, они содержат ряд важных положений по ядерному разоружению.
Анализ международно-правовых норм, касающихся ядерного оружия, целесообразно начать с норм, относящихся к определенным видам вооружений, разновидностью которых является ядерное оружие.
Эта группа норм может быть подразделена на нормы, регулирующие использование определенных видов оружия, и на нормы, регулирующие сферу применения средств ведения войны.
Как известно, международное право делит средства ведения войны на дозволенные и недозволенные. В международном праве нет перечисления дозволенных средств ведения войны поскольку применяется метод исключения - право указывает на те виды оружия, применение которых запрещено. К числу таковых относятся:
- средства массового уничтожения;
- ядовитые вещества и процессы;
- все другие виды вооружения, которые причиняют людям излишние страдания.
Соответственно возникает вопрос, к какой категории относится ядерное оружие? Иными словами, насколько ядерное оружие подпадает под вышеуказанные категории.
Перечень средств массового уничтожения приведен в ряде международно-правовых актов. На 1-ой мирной конференции в Гааге в 1899 году была принята международная декларация, запрещающая применения отравляющих веществ, удушливых и вредоносных газов в военных целях. Указанный документ относит к средствам массового уничтожения удушливые и вредоносные газы. Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года (Женевский протокол) распространяет понятие средств массового уничтожения на удушливые, ядовитые и другие подобные газы, аналогичные вещества и процессы, бактериологические средства ведения войны. Отсутствие в данных документах упоминания о ядерном оружии обусловлено его отсутствием вообще на тот период исторического развития.
Декларация о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия, принятая Резолюцией 1653 (XVI) от 24 ноября 1961 года, отмечает, что применение ядерного и термоядерного оружия причинит человечеству и цивилизации массовые разрушения и страдания еще в большей степени, чем-то оружие, упомянутое вышеуказанными декларациями и соглашениями как противоречащим законам человечности и преступлением с точки зрения международного права. Тем самым, свойства ядерного оружия полностью соответствуют смысловому значению термина «массовое уничтожение».
Кроме того, ядерное оружие в значительно большей мере, чем другая разновидность оружия, обладает свойствами уничтожения. Это касается как взрывной волны, так и радиоактивного и термического воздействия. Взрыв только одной бомбы опустошает территорию в сотни километров, поражая все живое на этой территории. Обозначенная выше характеристика ядерного оружия позволяет с полным основанием отнести его к «ядовитым процессам и веществам». Данный термин употребляется в таких международно-правовых актах, как Женевский протокол 1925 года, как понятие характеризующее вредоносное воздействие на организм газов, процессов и веществ. Такое вредоносное воздействие на живые организмы вызывает ядерный взрыв, при котором происходит ряд химических и физических процессов, связанных с выделением большого количества радиоактивности. Вредоносное воздействие на организм радиоактивных процессов ядерного взрыва не меньше сильнодействующих ядов и газов.
Таким образом, указанное свойство ядерное оружие полностью подпадает под такие понятия, как «ядовитые процессы», «ядовитые вещества», о которых говорится в международно-правовых актах. Ядерное оружие подпадает также под «оружие, причиняющее людям излишние страдания».
Обозначенные выше свойства ядерного оружия позволяют с полной уверенностью утверждать, что оно является разновидностью вооружений, применение которых запрещено международным правом. Более того, как справедливо отмечал О. В. Богданов, современное международное право содержит ряд положений, преследующих цель оградить человечество от применения истребительных видов оружия, в том числе и тех, которые могут быть изобретены впоследствии. В данном контексте можно вспомнить и о Петербургской декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль, в преамбуле которой говорится о возможности запрещения во время войны известного вида снарядов и установления границ, в которых потребности войны должны останавливаться перед требованием человеколюбия. Речь идет о том, что применение любого оружия, которое прямо не запрещено международными соглашениями, должно быть ограничено требованием человеколюбия. Очевидно, что обозначенные нами свойства ядерного оружия не соответствуют требованиям человеколюбия и находятся за пределами тех границ, которые допустимы на основе критерия человеколюбия.
Действующее международное право ограничивает не только выбор средств ведения войны, но и сферу их применения. Эта группа норм не указывает на определенную запрещенную разновидность вооружений, а уточняет те объекты, на которые не может быть распространенно действие вооружений. Получается, что если в силу специфических свойств оружия невозможно оградить от его воздействия определенные объекты, пространство, то применение такого оружия недопустимо. В ходе вооруженного конфликта воюющие государства могут вести военные действия в определенных пространственных пределах, что составляет театр войны. В объем данного понятия входят сухопутная, воздушная и морская территория государств, открытое море и воздушное пространство над ним. Не могут превращаться в театр войны территория нейтральных государств, а также нейтрализованные территории Очевидно, что применение ядерного оружия неизбежно нарушит неприкосновенность территории нейтральных государств, поскольку действие ядерного оружия распространяется на сотни километров и представляет реальную опасность для населения не участвующих в войне государств.
Кроме того, международное гуманитарное право (далее по тексту - МГП) запрещает пользование любым видом оружия, способным причинить вред мирному населению, поскольку защита гражданского населения является одним из принципов МГП. Это прямо закреплено в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, Женевских конвенциях 1949 года. Так, в статье 3 Женевской Конвенции об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949 года говорится о том, что в отношении лиц, не принимающих участие в боевых действиях, включая тех лиц, которые сложили оружие, перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением. В отношении указанных лиц запрещаются, в частности, пытки и истязания, посягательство на человеческое достоинство. Использование ядерного оружия неизбежно привело бы к нарушению указанных положений женевской Конвенции, поскольку характер действия ЯО не позволит оградить указанные категории лиц от его воздействия и это также подтверждает недопустимость применения ядерного оружия.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1653 (XVII) «Декларация о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия» от 24 ноября 1964 годасо всей определенностью относит ЯО к запрещенным средствам ведения войны. В статье 1 говорится, что применение ядерного и термоядерного оружия противоречит духу, букве и целям ООН и поэтому является прямым нарушением Устава ООН; применение данных видов оружия причинит человечеству и цивилизации массовые разрушения и страдания и поэтому противоречит нормам международного права; применения данного вида оружия является войной против всего человечества; любое государство, применяющее данные виды оружия, должно рассматриваться как нарушившее Устав ООН и совершившее преступление против человечества и цивилизации.
Говоря о роли резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как отмечает О. И. Ильинская, их не всегда легко привязать к тому или иному элементу формирования обычая10. В Консультативном заключении Международного Суда ООН о законности угрозы или применения ядерного оружия, отмечается что в отдельных случаях резолюции могут представлять важные элементы доказательства для установления существования то или иной нормы или действия правила opiniojuris; чтобы выяснить, удовлетворяет ли таким условиям конкретная резолюция Генеральной Ассамблеи, необходимо исследовать её содержание и условия принятия. При вынесении этого заключения Международный суд ООН исследовал вопрос о том, вытекает ли запрещение ядерного оружия из международно-правового обычая. В докладах, представленных Суду, государства утверждали, что с 1945 года существует последовательная практика неприменения ядерного оружия, и это является выражением opiniojuris со стороны государств, обладающих ЯО. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН ряда резолюций, начиная с резолюции 1653 (XVII) от 24 ноября 1964 года, подтверждает незаконность использования ядерного оружия. Однако Суд заключил, что приведенные резолюции свидетельствуют о серьёзной озабоченности относительно ядерного оружия, но их недостаточно для подтверждения существования opiniojuris в отношении незаконности применения такого оружия. Таким образом, в международном праве отсутствует обычно-правовая норма, прямо запрещающая угрозу ядерным оружием или его применение.
В том же Консультативном заключении Международного суда ООН, в котором Суд не может сделать окончательный вывод о правомерности или неправомерности угрозы ядерным оружием или его применения в условиях самообороны, как справедливо отмечает А. В. Мелешников, отсутствует анализ положений преамбул международно-правовых актов Обосновывая правовую позицию на основе толкования преамбул правовых актов, судья Международного суда ООН М. Шахабуддин приходит к выводу о том, что ядерное и термоядерное оружие, иные разновидности оружия массового поражения, которые могут появиться в перспективе, не подлежат применения ни при каких обстоятельствах.
Что касается экологических аспектов недопустимости применения ядерного оружия, Международный суд ООН в своем Консультативном заключении ссылался на Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 года, касающийся жертв международных вооруженных конфликтов, который запрещает применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьёзный ущерб природной среде. Международный суд ООН также отметил общий принцип Стокгольмской декларации по окружающей среде 1972 года и Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 года, в соответствии с которым государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
Как было отмечено в начале нашего исследования, в действующем международном праве уже имеются нормы, которые относятся к ядерному оружию непосредственно и несмотря на их ограниченный характер, они содержат ряд важных положений по ядерному разоружению. Большинство из них относятся к различным аспектам ядерной проблемы и не дают ядерному оружию квалификацию как запрещенному средству ведения войны. Одни нормы содержат требование о заключении международного соглашения по запрещению ядерного оружия (Договор о нераспространении ядерного оружия), другие прямо закрепляют положение о запрещении ЯО (Договор о запрещении ядерного оружия), третьи - о нераспространении ЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия), четвертые - осоздании безъядерных зон в различных регионах мира (Договор Тлателолко, Договор Раротонга, Договор Пелиндаба, Бангкокский и Семипалатинский договоры), пятые - запрещают испытания ядерного оружия (Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия, Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой).
Таким образом, подводя итог проведенного здесь анализа, ядерное оружие можно считать недозволенным средством ведения войны. Это запрещение также вытекает из Договора о запрещении ядерного оружия 2017 года. Необходимость принятия данного международно-правового акта вызвана рядом причин: такое запрещение должно иметь огромное значение и психологический аспект, вселив уверенность в предотвращении ядерной войны; запрещение ЯО должно внести вклад в прекращение гонки вооружений; договорная форма придает действенный и непосредственный характер запрещению ЯО.
НУЦАЛХАНОВ Гамзат Нуцалханович
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Северо-Кавказского института Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
НУЦАЛХАНОВА Патимат Вагабовна
магистрант кафедры экономики труда и управления персоналом Дагестанского государственного университета