Россия является одной из ведущих морских держав, имеющей одну из самых протяженных морских границ в мире - порядка 40 тыс. км.
Ее территория омывается водами двенадцати морей и трех океанов - Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого,, а также внутритконтинентального замкнутого Каспийского моря. Россия активно использует свой грузовой, пассажирский и рыболовный флоты, располагает большим числом морских портов (по состоянию на 2018 г. их число составило 67 и развитой морской инфраструктурой. Российское морское законодательство является одним из самых высокоразвитых и постоянно совершенствуется.
Что касается Беларуси, то в отличие от России эта страна является одним из 44 так называемых внутриконтинентальных государств, не имеющим прямого выхода в море. Вместе с тем, Беларусь активно демонстрирует свои морские амбиции и есть все основания говорить о хороших перспективах развития морской составляющей в экономике Беларуси. При этом нужно учитывать, что страна имеет в своем распоряжении более 20 млн. т внешнеторговых грузов, подлежащих морской перевозке.
Общая протяженность внутренних водных путей Беларуси составляет около 3 тысяч километров, из которых водным транспортом эксплуатируется порядка 2 тысяч километров.
Судоходство в Республике Беларусь осуществляется по внутренним водным путям на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Днепровско-Бугском и Микашевичском каналах, Заславском водохранилище. Этот бассейн дает возможность попасть в Днепровскую воднотранспортную систему, имеющую выход к Черному морю. А из Черного моря, в свою очередь, существует выход, как в Средиземное море, так и в Дунайский речной бассейн, через который Беларусь может иметь прямое водное сообщение со странами Западной Европы.
В Государственном судовом реестре Республики Беларусь зарегистрировано свыше 900 судов, в том числе 382 самоходных и 518 несамоходных, общим тоннажем около 120 тыс. тонн.
Морское законодательство Беларуси. Решающим этапом в развитии белорусского морского законодательства явилось вступление в силу с 1 января 2000 года Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь (КТМ). Указанный кодекс фактически заложил правовую основу деятельности белорусского государства в сфере морской деятельности.
Начало формирования морского флота Беларуси было положено Постановлением Министерства транспорта и коммуникация Республики Беларусь от 24 августа 2001 г. № 18, утвердившим Положение о государственном реестре морских судов Республики Беларусь и судовой книге. В настоящее время в Государственном судовом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 10 морских судов.
В 2006 г. Беларусь стала участницей Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ( Закон Республики Беларусь от 19.07.2006 №154-З «О ратификации Конвенции ООН по морскому праву и присоединении к Соглашению об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года») и таким образом, имеет право на все свободы открытого моря, предусмотренные ст. 87 указанной Конвенции, а именно судоходство; полеты; прокладку подводных кабелей и трубопроводов; возведение искусственных островов и другие установок, допускаемых в соответствии с международным правом; рыболовство и научные исследования.
Ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. предоставляет Республике Беларусь право на то, чтобы суда под ее флагом плавали в открытом море. А часть X Конвенции 1982 г. дает возможность Беларуси воспользоваться правом на доступ к морю и от него, а также на свободу транзита. Причем, согласно ст.131 суда, плавающие под белорусским флагом, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам.
Таким образом, Республика Беларусь, ратифицировав Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. получила серьезный международно-правовой фундамент для развития национального морского судоходства.
В последующие годы Беларусь присоединилась к целому ряду международных морских конвенций в области торгового мореплавания.
В 2016 г. был сделан еще один важный шаг в становлении и развитии морской нормативно-правовой базы Беларуси - страна присоединилась к Конвенции о Международной Морской Организации (ИМО) и вступила в это авторитетное специализированное учреждение ООН, участниками которого сегодня являются 173 государства и 3 ассоциированных члена.
Создание морского флота под флагом Беларуси. Наряду с развитием морского законодательства и присоединением к важнейшим международным конвенциям в области морского права Беларусь осуществляет и практическую реализацию проектов, связанных с морским судоходством.
С 2004 г. белорусские компании стали фрахтовать, а позднее брать в бербоут-чартер иностранные морские суда для перевозок калийных удобрений. В 2010 г. в рамках программы развития внутреннего водного и морского транспорта Республики Беларусь была зарегистрирована первая в истории белорусского государства морская судоходная компания - «Белморфлот», основным соучредителем которой выступила частная организация Zepter Group (70% акций), которая планировала создать свой флот, приобретая суда на условиях финансового лизинга у китайских и хорватских верфей. Однако, в 2013 г. у предприятия сменился собственник - ее новым владельцем стала польская компания FAM. И хотя представители «Белморфлота» подтвердили намерения по приобретению собственных судов, до сегодняшнего времени эти планы так и не получили практического воплощения.
Надо отметить, что помимо «Белморфлота» в Беларуси функционируют еще две морских компании - «Белорусское морское пароходство» и «Белорусская судоходная компания». Однако первая занимается торговлей нефтепродуктами, а вторая специализируется на перевозке бытовых отходов автотранспортам.
Несмотря на очевидные неудачи, Беларусь тем не менее продолжает предпринимать усилия по созданию собственного морского флота.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2016 № 345 была утверждена Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы. В соответствии с ее положениями поставлена задача - увеличить количества судов, зарегистрированных в Государственном реестре морских судов Республики Беларусь, до 13 единиц.
Расширение Государственного реестра морских судов Республики Беларусь позволит повысить привлекательность морских перевозок под белорусским флагом. Для этого Программа также предусматривает работу по присоединению Республики Беларусь к международным актам в области морского права и дальнейшему развитию ее морского законодательства.
Новый импульс созданию собственного морского флота под флагом Беларуси, очевидно, придаст реализация проекта Европейского Союза Е-40 по созданию водного коридора, соединяющего Балтийское и Черное моря и проходящего по территории Польши, Беларуси и Украины. Общая протяженность маршрута составляет более 2 тыс. км, из них 626 км проходит по Беларуси. Евросоюз планирует завершить эту работу к 2030 г.
Таким образом, можно констатировать, что в Беларуси созданы все условия для успешной реализации проектов, связанных с морским судоходством. И единственным препятствием на этом пути видится лишь неудовлетворительный менеджмент, обусловленный, прежде всего, отсутствием специалистов в этой области.
Сравнительный анализ Кодексов торгового мореплавания России и Беларуси. В будущем на повестку дня может встать вопрос об унификации морского законодательства России и Беларуси. В этой связи наибольший интерес для сравнительного анализа представляют их основные морские законы - Кодексы торгового мореплавания, принятые с интервалом всего в один год.
Если следовать хронологическому порядку, то первым вступил в силу КТМ РФ - в 1999 г., а КТМ Беларуси - в 2000 г.
Безусловно, основой обоих кодексов послужил КТМ бывшего Советского Союза, принятый еще в 1968 г. Вместе с тем, с учетом развития рыночных отношений, а также присоединения обоих государств к ряду международных морских конвенций соответствующие положения получили отражение и в указанных кодексах.
Кодексы торгового мореплавания России и Беларуси имеют много общего, однако, есть и немало различий, вызванных различными подходами государств к тем или иным вопросам.
С точки зрения необходимости и полезности унификации законодательства, в том числе и морского, рассмотрение и анализ двух основных морских законов соседних государств, видимо, представляет определенный практический интерес.
КТМ РФ включает в себя 430, КТМ Беларуси - 327. Таким образом, объем кодексов примерно одинаков.
Что касается архитектоники рассматриваемых законов, то она также примерно одинакова. Сначала идут общие положения, включающие понятийный ряд, затем статус судна, его экипажа и капитана. Далее - положения, относящиеся к морскому порту. Ядром каждого КТМ является раздел, касающийся правового режима морских перевозок грузов и пассажиров, он является наиболее значительным по объему. Оба КТМ содержат отдельные разделы, посвященные буксировке, страхованию, общей аварии, чрезвычайным морским происшествиям, спасанию, морским протестам, ограничению ответственности судовладельца, морской ипотеке, и, конечно, рассмотрению споров.
Рассмотрим наиболее принципиальные положения морского права, получившие отражения в кодексах двух государств.
Общие положения. В соответствии ст.2 КТМ РФ под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.
Белорусский КТМ согласно ст.2 к торговому мореплаванию относит деятельность, связанную с использованием судов в целях перевозки грузов, пассажиров и багажа, рыбного и иных морских промыслов, разведки и разработки минеральных ресурсов, буксировки, спасательных операций, подъема затонувшего имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, а также для иных хозяйственных, научных и культурных целей.
Нетрудно видеть, что здесь оба кодекса отличаются единым подходом и во всех случаях перечень видов деятельности, подпадающих под понятие торгового мореплавания, не носит исчерпывающего характера.
Надо отметить, что, на наш взгляд, более удачно к общим положениям подошел белорусский законодатель, который в ст.2 в алфавитном порядке сосредоточил все основные определения, используемые в Кодексе (в частности, багаж; груз, демередж, диспач, коносамент и т.д.).
Единое определение судна также содержится в обоих кодексах. По российскому - судно это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (ст. 7). Абсолютно идентичное положение содержит ст.2 белорусского закона.
КТМ РФ (ст.6) устанавливает, что государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. КТМ Беларуси же предусматривает государственное регулирование и государственный контроль в области торгового мореплавания. На наш взгляд, использовать а данном случае термин «государственный контроль» не совсем правильно, поскольку он не точен, слишком узок и не отражает сути системы общегосударственных мероприятий, охватываемых понятием «надзор».
В российском КТМ содержатся лишь самые общие положения, относящиеся к морским портам. Это обусловлено тем, что их деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом о морских портах Российской Федерации 2007 г.
Учитывая тот факт, что Белоруссия не имеет морских портов, в ст.2 КТМ Беларуси дается лишь общее определение порта, под которым понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов и пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в порту.
Статус судна. Согласно российскому КТМ (ст.12) суда могут находиться в собственности: граждан и юридических лиц; РФ, субъектов РФ; муниципальных образований. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только РФ.
КТМ Беларуси (ст.11) предусматривает, что суда могут находиться в государственной собственности (собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц), в частной собственности юридических и (или) физических лиц, в том числе иностранных, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Суда с ядерной энергетической установкой могут находиться только в собственности Республики Беларусь.
Право плавания под Государственным флагом РФ предоставляется судам, находящимся в собственности: граждан РФ; юридических лиц в соответствии с законодательством РФ; РФ, субъектов РФ; муниципальных образований.
На основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта или рыболовства право плавания под Государственным флагом РФ может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).
Согласно белорусскому КТМ (ст.16) право плавания под Государственным флагом Республики Беларусь предоставляется судам:
- находящимся в государственной собственности;
- находящимся в собственности юридических и (или) физических лиц, в том числе иностранных, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
- эксплуатируемым юридическими и (или) физическими лицами Республики Беларусь на основании договора аренды судна без экипажа (бербоут-чартера) или договора лизинга.
Судно, пропавшее без вести. Согласно КТМ РФ (ст.48) судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий не может быть менее чем шесть месяцев.
Почти дословно указанное положение воспроизведено в КТМ Беларуси ( ст.36).
Экипаж. Требования к экипажу судна также в целом характеризуются единым подходом. КТМ РФ (ст.56) и Беларуси ( ст.52) предусматривает жесткие ограничения в части гражданства членов экипажа. Так, в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ и Беларуси, кроме граждан РФ и Беларуси могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.
Капитан. Оба кодекса предусматривают, что на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Также в обоих кодексах четко и недвусмысленно установлена обязанность капитана оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море; после столкновения судов; а также неотложную медицинскую помощь. Одинаковые требования содержатся в отношении обязанности в случае военных действий или иных случаях военной опасности, когда капитан судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества.
Общепризнанный международно-правовой обычай, в соответствии с которым капитан покидает судно последним, также нашел отражение в обоих законах (ст. 66 КТМ РФ и ст.67 КТМ Беларуси).
Идентичные положения содержат кодексы и в части прав капитана по поддержанию порядка на судне, предусматривающие, в частности, что распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.
Также капитаны российского и белорусского судов имеют право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна, а в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна. Они вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.
Прием на работу членов экипажа судна согласно кодексам осуществляется только с согласия капитана судна.
Кодексы содержат в целом аналогичные положения, касающиеся прав капитана, как органа дознания, в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством соответствующего государства; обязанностей капитана в случаях составления завещания, рождения на судне ребенка и смерти на судне, неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания
Следует отметить, что российский КТМ уже не содержит нормы, которая присутствовала в КТМ СССР 1968 г. и предусматривала право капитана судна в случае недостатка продовольствия произвести реквизицию. Однако это положение содержит белорусский КТМ (ст.68) .
Интересной новеллой, которая содержится в статье 73 КТМ Беларуси, является право капитана на владение огнестрельным оружием. Согласно указанным положениям капитан судна имеет право на владение табельным огнестрельным оружием и применение его для обеспечения личной безопасности и безопасности людей и имущества, находящихся на судне, в порядке и пределах, установленных действующим законодательством. Представляется, что было бы целесообразным внести аналогичные положения и в КТМ РФ.
Еще одним отличием между российским КТМ- с одной стороны, и белорусским - с другой, является наличие в последнем положений, касающихся договора лизинга судна. В КТМ РФ лизинг вообще не упоминается.
Более того, КТМ Беларуси предусматривает возможность плавания судна под Государственным флагом Республики Беларусь, эксплуатируемого юридическими и (или) физическими лицами Республики Беларусь, в частности, на основании договора лизинга (ст.16). Также согласно белорусскому КТМ возможна регистрации иностранного судна, эксплуатируемого на основании договора лизинга (ст.28).
Что касается остальных положений Кодексов торгового мореплавания России и Беларуси, то они в основном базируются на соответствующих международных морских конвенциях и в достаточной степени представляются унифицированными.
Данная статья не претендует на всесторонний охват всех особенностей, свойственных основным морским законам России и Беларуси. Это скорее попытка обозначить лишь те ключевые положения, которые свидетельствуют лишь об одном - о необходимости проведения работы по дальнейшей унификации в совершенствованию морского законодательства наших государств в рамках формирования общего экономического пространства.
ГУЦУЛЯК Василий Николаевич
доктор юридических наук, профессор, Почетный Работник Морского Флота, Главный научный сотрудник Института государства и права РАН