Географическое месторасположение Азербайджанской Республики обуславливает необходимость активного развития сотрудничества с соседними государствами на различных уровнях: «В ряду направлений и приоритетов внешней политики Азербайджана особое место всегда занимали отношения со странами расположенного на стыке Европы и Азии субрегиона, условно называемого Евразией».
Особое значение в этом контексте занимает развитие двустороннего взаимодействия, в т.ч. в сфере охраны окружающей среды: «Важную роль для Азербайджана играют двусторонние соглашения по экологическим вопросам, которые были заключены в большом количестве в целях приобретения экспертного опыта и технологий и обмена ими. К наиболее важным сферам сотрудничества относятся охрана вод, управление природными парками, обращение с отходами и рекультивация почв». Вместе с тем, эффективное взаимодействие на основе договорных норм без надлежащего организационного механизма вряд ли возможно.
Одним из наиболее активных государств-партнеров Азербайджанской Республики в сфере охраны окружающей среды является Грузия. Следует отметить, что «Грузия занимает особое место в отношениях Азербайджана с бывшими советскими республиками. Отношения между Азербайджаном и Грузией имеют исторические корни, основаны на международных стандартах и не направлены против какой-либо третьей страны». Взаимодействие указанных государств в сфере охраны окружающей среды основано на широкой договорно-правовой базе, которую, в частности, формируют такие международные соглашения как Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Грузии о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды от 18.02.1997 г. и Меморандум о взаимопонимании между Министерством экологии и природных ресурсов Азербайджана и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии от 21.02.2007 г.
Особое внимание в контексте сотрудничества Азербайджанской Республики и Грузии уделяется экологическому состоянию рек Кура и Аракс, обладающих статусом международных рек и имеющих исключительно важное значение для развития сельского хозяйства и развития гидроэнергетики: «Качество воды рек Кура и Аракс и их использование являются предметом особой озабоченности. В верхнем течении обеих рек расположены крупные городские и промышленные центры, в частности столицы Армении и Грузии. Очистные сооружения в городах или не отвечают соответствующим требованиям, или вовсе отсутствуют. Крупные промышленные предприятия ... закрыты или сократили производство, но их отходы, оборудование и сырье не законсервированы надлежащим образом и продолжают загрязнять соседние реки». Следует отметить, что в значительной мере сегодняшние экологические проблемы рек Кура и Аракс обусловлены тяжелым наследием СССР, поскольку «почти ни в одном из договоров и соглашений, заключенных в советское время, не отразились проблемы экологической защиты этих рек».
Уже в начале 1993 г. между комитетом мелиорации и водного хозяйства Азербайджанской Республики и Департаментом управления мелиоративными системами Министерства сельского хозяйства и продуктов Грузии был заключен договор, согласно которому Департамент ежегодно подает воду из р. Кура посредством Гардабанского магистрального канала в озеро Джандари в объеме 70 млн куб.м, в т.ч. - 50 млн куб.м для орошения 8500 га земель Акстафинского района Азербайджанской Республики и 20 млн куб.м - для поддержания экологического равновесия озера.
Важность охраны и рационального использования соответствующих водных ресурсов обусловила появление отдельной ст. 6 в Соглашении между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Грузии о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды от 18.02.1997 г., формирующим основу экологического взаимодействия сторон: «Стороны, сознавая значимость реки Куры и озера Джандари (Джан- даргель) для народно-хозяйственных комплексов и населения обоих государств, объединят свои усилия с целью защиты их бассейнов от загрязнения, а также рационального использования водных ресурсов». В этом же году было заключено Меморандум о взаимопонимании между Государственным Комитетом экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии по сотрудничеству в разработке и проведении совместного пилотного проекта по мониторингу и оценке в бассейне р. Кура/Мтквари от 16.09.1997 г.
Вместе с тем, наличие лишь самих международных соглашений еще не предполагает максимально эффективной реализации потенциала сотрудничества сторон, поскольку требуется организация системного, постоянного и институционально развитого механизма взаимодействия сторон. Так, отмечается, что хотя соответствующая договорная база взаимодействия Азербайджанской Республики и Грузии в сфере охраны окружающей среды содержит «... главные обязательства в отношении сотрудничества (например, обязательства об отношении обмена информацией по экологическому мониторингу, ответственность за охрану бассейна от загрязнения, рациональное использование водных ресурсов, использование чистых технологий), не существует каких-либо четких механизмов реализации соглашений. Примечательно, что не было создано совместное учреждение, рабочая группа или комиссия, в чьи обязанности входили бы регулярный контроль и/или оказание содействия осуществлению соглашений». В этом случае сложно говорить о том, что потенциал двустороннего сотрудничества реализован сторонами в достаточной мере. Отсутствие постоянно действующего организационного механизма предопределяет сложность поддержки перманентного диалога, чего требует сама природа проблем окружающей среды, а потому снижается и результативность сотрудничества в целом.
Значительное место во взаимодействии Азербайджанской Республики по вопросам охраны окружающей среды отведено Российской Федерации. В контексте азербайджанороссийских взаимоотношений экологическая проблематика начала включатся в повестку дня еще в самом начале 1990-х гг. Так, в ст. 19 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией от 12.10.1992 г. указывалось: «Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды, способствуя согласованным действиям в этой области на региональном и глобальном уровне, стремясь к созданию всеобъемлющей международной системы экологической безопасности и взаимодействию, в частности, в защите и восстановлении экологической системы Каспия». Эта же норма без изменений перенесена в ст. 22
Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 03.07.1997 г. и на сегодняшний день она заложена в основание сотрудничества сторон по вопросам охраны окружающей среды.
Как в случае и с Грузией, очевидно, что особую обеспокоенность соответствующих сторон вызывает экологическое состояние водных ресурсов, однако, в первую очередь, морских. Так, в Совместном заявлении Президента Азербайджанской Республики Г. А. Алиева и Президента Российской Федерации В. В. Путина от 09.01.2001 г. отмечается: «Учитывая ухудшающуюся экологическую ситуацию на Каспии, в том числе критическое состояние его осетровой популяции, Стороны согласились ускорить рассмотрение вопросов рыболовства и защиты природной среды Каспийского моря». Вместе с тем, решение экологических проблем Каспийского моря исключительно на двустороннем уровне, к сожалению, невозможно, что подтверждается попытками расширения круга вовлеченных в совместную природоохранную деятельность прикаспийских государств.
К примерам успешного сотрудничества договорных сторон в сфере охраны окружающей среды можно отнести заключение Соглашения между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной р. Самур от 03.09.2010 г. По мнению Э. С. Теймурова, оно является «одним из наиболее удачных примеров нормативного закрепления порядка распределения водных ресурсов с учетом экологического пропуска». Целью соответствующего международного договора определено обеспечение участвующих государств водными ресурсами трансграничной р. Самур на основании согласованных принципов вододеления и сохранение природных экосистем в дельте р. Самур (ст. 2). Следует отметить, что заключение договора стало заключительным этапом интенсивной экспертной работы, продолжавшейся 14 лет.
К принципам распределения водных ресурсов, имеющих особое значение в контексте темы диссертационного исследования, следует отнести такие положения:
- планирование и установление четких объемов вододеления и экологического попуска;
- запрет на удовлетворение потребностей участвующих государств в водных ресурсах трансграничной реки Самур за счет экологического попуска; исключительное право распоряжения сторонами по собственному усмотрению водными ресурсами в пределах установленных долей с сохранением за собой права на их изъятие независимо от технических и экономических возможностей, технологических или иных ограничений;
- при эксплуатации подземных вод, гидравлически связанных с поверхностными водами трансграничной р. Самур, стороны обеспечивают режим изъятия подземных вод, исключающий понижение уровня грунтовых вод в дельте р. Самур;
- стороны информируют друг друга о планируемых к осуществлению водохозяйственных мероприятиях на трансграничной р. Самур, способных привести к существенному трансграничному воздействию и оказать влияние на условия водопользования другой стороны.
Реализация поставленных задач требовала наличия соответствующего организационного механизма, что привело стороны к созданию Совместной российско-азербайджанской комиссии по распределению водных ресурсов трансграничной р. Самур (ст. 5), которая поддерживает активную деятельность. Соответствующая Комиссия работает под руководством двух сопредседателей, назначаемых каждой из договорных сторон. Она может создавать рабочую группу по оперативному вододелению и иные рабочие органы, обеспечивая их деятельность на паритетной основе. Общие заседания упомянутой Комиссии проводятся не реже 1 раза в полгода. В ст. 6 закреплены ее полномочия, в частности, организовывать распределение водных ресурсов трансграничной р. Самур в соответствии с установленными принципами; разрабатывать и утверждать подекадные графики объемов вододеления и экологического попуска; рассматривать и принимать решения об использовании водных ресурсов, невостребованных сторонами, а также об использовании долей сторон в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; разрабатывать и утверждать порядок совместного управления и эксплуатации Самурского гидроузла. В рамках VIII-ro заседания Совместной российско-азербайджанской комиссии по распределению водных ресурсов трансграничной р. Самур (г. Баку, 06.08.2015 г.), где российскую делегацию возглавлял на тот момент заместитель руководителя Росводресурсов В. А. Никаноров, были рассмотрены следующие вопросы: отчет о работе Совместной рабочей группы по оперативному вододелению и мониторингу водных ресурсов; о выполнении соответствующего соглашения; обмене информацией между сторонами и мониторинге соблюдения экологического попуска на трансграничном участке р. Самур; о местах распределения и необходимом количестве гидро- постов, которые будут установлены на территории России и Азербайджана. А уже 11-12.11.2015 г. в г. Кусары (Азербайджан) состоялось VIII заседание Совместной российско-азербайджанской рабочей группы по оперативному вододелению и мониторингу водных ресурсов Совместной российско-азербайджанской комиссии по распределению водных ресурсов трансграничной р. Самур. В рамках заседания Рабочей группы проведено обследование технического состояния Самурского гидроузла.
Вместе с тем, следует отметить, что достигнутый Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией компромисс в отношении водных ресурсов р. Самур периодически подвергается критике. Так, представители ГУП РЦ «Даге- стангеомониторинг» указывают на функционирование на территории Самур-Гюльгерычаевского месторождения ряда скважин, объемы водозабора которых не были учтены в ходе первоначального исследования. Кроме того, по их мнению, отмечаемые процессы частичного высыхания реликтового леса в Самурской зоне связаны с нарушением норм экологического попуска воды в Каспийское море, закрепленных в соответствующем двустороннем соглашении. В этом контексте как на одну из возможных причин, по нашему мнению, следует обратить внимание на отсутствие в отношениях между сторонами действующего комплексного международного соглашения, которое могло бы придавать целенаправленность усилиям сторон, в т.ч. и в организационном измерении, а также способствовать более эффективному использованию ресурсов и обеспечивать системную взаимосвязь между принимаемыми мерами. Подобные международные соглашения Российская Федерация заключила с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Украиной (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды от 05.07.1994 г.).
Со своей стороны, Азербайджанская Республика также имеет достаточный опыт заключения подобных договоров. В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 10.06.1997 г. Оно «принято в целях предотвращения глобального экологического кризиса, экологических бедствий и катастроф, деградации природной среды и создания экологически безвредной среды обитания. Особое внимание в документе было уделено сотрудничеству в области охраны окружающей среды Каспийского моря, в т.ч. защите экологии морской среды азербайджанского и казахстанского секторов Каспийского моря; охране Каспийского моря и предотвращения его загрязнения от захоронения отходов и других материалов; взаимодействию государственного контроля за трансграничной перевозкой опасных грузов и т.д.
Согласно ст. 4 стороны следующим образом определяют свои общие задачи:
- разработка и реализация научно-технических и комплексных программ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, затрагивающих интересы обоих государств;
- координация работ по созданию систем нормативнотехнического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности, включая технические, экологические, санитарно-гигиенические и иные стандарты, нормативы и правила;
- применение общих принципов экологического межгосударственного регулирования состояния окружающей среды и природопользования, включая общие принципы возмещения потерь и убытков, нанесенных в результате прямых и косвенных негативных трансграничных воздействий на окружающую среду;
- координация мероприятий по охране мигрирующих видов животных, обитающих на территориях обоих государств.
Заключение такого рода международного соглашения заложило прочные основания для активизации и углубления взаимодействия сторон по вопросам охраны окружающей среды: «Казахстан и Азербайджан в рамках двустороннего сотрудничества активно взаимодействуют в области ... охраны окружающей среды». Вместе с тем, отдельного организационного механизма на основе достигнутого согласия создано не было. Диалог ведется через другие организационные механизмы, что подтверждается и принятыми 22.09.2016 г. решениями 13-го заседания азербайджано-казахстанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которые были посвящены вопросам охраны окружающей среды. Такой подход вряд ли является оправданным в достаточной мере, с одной стороны, принимая во внимание сложность и актуальность проблем окружающей среды, с другой стороны - более высокий уровень обсуждения не способствует установлению рабочих контактов между специалистами и соответственно усложняет возможность нахождения требуемого в той или иной ситуации компромисса между сторонами.
Как уже было отмечено, особое внимание оба государства уделяют вопросам охраны Каспийского моря от загрязнения и ухудшения экологического состояния. Так, согласно Совместному заявлению Президента Республики Казахстан и Президента Азербайджанской Республики от 16.09.1996 г. достигнуто согласия в отношении того, что деятельность прибрежных государств на Каспийском море должна осуществляться на основе таких принципов, в частности, как охрана природной среды и предотвращение загрязнения Каспийского моря; сохранение, воспроизводство и рациональное использование биологических ресурсов Каспийского моря; ответственность прикаспийских государств за ущерб, причиненный окружающей среде и друг другу в результате деятельности по использованию Каспийского моря и освоению его ресурсов.
В этом контексте следует также отметить, что Азербайджанская Республика и Казахстан фокусируют отдельное внимание на экологических проблемах, связанных с нефтегазовой промышленностью. В частности, было заключено Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности от 16.09.1996 г., в ст. 7 которого закреплено следующее: «Стороны примут необходимые меры по разработке и реализации экологических программ в нефтегазовых отраслях на основе единых методологических подходов, обеспечивающих скорейшее достижение международно-признанных экологических стандартов».
Вместе с тем, к проблемным аспектам реализации в Казахстане положений как упомянутых международных соглашений, так и других природоохранных договоров следует отнести то, что, во-первых, отсутствует надлежащий уровень сотрудничества и координации деятельности между ключевыми министерствами в сфере охраны окружающей среды, во-вторых, зачастую имеющихся возможностей и выделяемых средств недостаточно для обеспечения соблюдения международно-правовых норм в сфере охраны окружающей среды. Очевидно, что соответствующие факторы негативно отражаются, в частности, и на эффективности двустороннего сотрудничества с Азербайджанской Республикой в сфере охраны окружающей среды.
Таким образом, очевидно, что на двустороннем уровне организационному механизму сотрудничества участвующих государств по вопросам охраны окружающей среды принадлежит особая роль. Именно его потенциал позволяет обеспечивать эффективную реализацию предписаний международноправовых норм, поддерживать постоянство диалога сторон по актуальным вопросам и направлять усилия сторон на наиболее проблемные сферы взаимоотношений путем их координации. Следует отметить, что на двустороннем уровне чаще всего, несмотря на интенсивность сотрудничества, в надлежащей мере организационный механизм используется лишь в разрезе решения отдельных проблем, связанных с охраной окружающей среды (например, как в случае с Совместной российско-азербайджанской комиссией по распределению водных ресурсов трансграничной р. Самур). Такая ситуация не способствует обеспечению требуемой интенсивности сотрудничества сторон в контексте современных экологических вызовов.
ГАСАНОВ Парвиз Ариф оглы
аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета