Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Принудительные и ранние браки в Республике Бенин

Республика Бенин пользуется стабильным и проч­ным парламентским демократическим режимом.

Однако дискриминация и насилие в отношении женщин и детей, включая принудительные и ранние браки, относятся к чис­лу основных проблем прав человека, стоящих перед стра­ной. Контекст крайней нищеты, которую Бенин изо всех сил пытается преодолеть, усугубляет эту дискриминацию. Со­гласно последнему ежегодному докладу ПРООН (Програм­ма Развития ООН) о человеческом развитии в мире, Бенин занимает 166-е место из 1882 стран, в то время как согласно CIAWorldFactbook, который собирает национальные данные по всему миру, почти 40 % населения страны живет за чертой бедности. Страдания заставляют многих родителей принуж­дать к преждевременному замужеству своих дочерей или к отправке своих детей на работу в качестве домашних слуг в более богатые семьи.

В последние годы власти Бенина стремились усилить борьбу с дискриминацией и насилием в отношении женщин и детей, путем ратификации ряда международных конвен­ций и создания более прогрессивных правовых, институцио­нальных и политических рамок.

Международные инструменты. Бенин, подписавший ос­новные международные договоры и конвенции, касающиеся прав женщин и детей, последовательно ратифицировал сле­дующие международные договоры:

  1. 3 августа 1990 года: Международная конвенция Орга­низации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года о пра­вах ребенка (КПР);
  2. 12 марта 1992 года: Международный пакт об экономи­ческих, социальных и культурных правах (КЭСКП)»;
  3. 12 марта 1992Конвенция против пыток и других же­стоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП).
  4. Бенин также (ратифицировал 13/10/2005) Протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах жен­щин в Африке от 11 июля 2003 года.
  5. 12 марта 1992 года: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и др.

Например, из выше перечисленных документов Между­народный пакт об экономических, социальных и культурных правах, предусматривает в статье 10, что «брак должен быть свободно согласован будущими супругами».

Министерство по делам семьи и национальной соли­дарности, занимающееся вопросами поощрения женщин и гражданское общество, занимается популяризацией законов и повышением информированности населения об их суще­ствовании и возможными санкциями в случае нарушения их положений.18 марта 2009 года правительство Бенина при­няло Национальную стратегию по обеспечению гендерной проблематики (PNPG) к 2025 году.

Запрет на принудительные и ранние браки в Бенине был формализован в 2004 году путем обнародования Закона № 2002-07 от 24 августа 2004 года о Кодексе лиц и семьи. Этот новый Кодекс устанавливает законный возраст вступления в брак для девочек и мальчиков в возрасте 18 лет [Статья 123], устанавливает моногамный брак, запрещая многоженство и левират и, наконец, определяет родительские полномочия, верховенство закона, равенство прав наследования для детей независимо от их пола.

В статье 119 Кодекса о личных и семейных отношениях 2004 года говорится, что «каждый будущий супруг, даже не­совершеннолетний, должен лично согласиться на брак», а в статье 120 - «несовершеннолетний в возрасте до восемнадца­ти лет» (18) не может жениться без согласия лица, имеющего родительскую власть над ним».

В 2012 году в Бенин принял Закон № 2011-26 от 9 января 2012 года о предупреждении и запрещении на­силия в отношении женщин. Данный закон запрещает принудительные браки и регулирует различные формы насилия (бытовое насилие и изнасилование в браке, пре­следование, принудительная проституция, убийства че­сти, калечащие операции на женских половых органах и другие вредные практики). За нарушение данного Закона предусмотрены санкции в главе II, в частности в статье 31. Она предусматривает тюремные сроки и штра­фы. Закон устанавливает: «Любое лицо, которое являет­ся виновным или соучастником принудительного, или организованного брака или принудительного брака, как определено в статье 3 настоящего закона, наказывается лишением свободы от одного (01) года до трех (03) лет и штрафом в размере пятисот тысяч (500 000) франков [франков CFA, или около 762 евро] до двух миллионов (2 000 000) франков [CFA, или около 1524 евро]. Также ви­новны все лица, являющиеся соучастниками в планиро­вании и / или исполнении такого брака или совместного проживания».

Совсем недавно, 26 января 2015 года, Национальное собрание приняло Детский кодекс: Закон № 2015-08 от 23 Январь 2015 года с Кодексом ребенка в Республике Бенин, который запрещает многие вредные практики, такие, как принудительный или ранний брак.

В статье 181Закона № 2015-08 от 23 Января 2015 года, касающейся практики раннего брака или принудительного брака, говорится: «Практики, ведущие к раннему браку или принудительному замужеству детей, такие, как принуди­тельные меры, психологическое давление, эмоциональный шантаж и интенсивное социальное и семейное давление, запрещены».

Детский кодекс 2015 года также предусматривает на­казания за различные преступления и преступления, совер­шенные в отношении детей, в том числе тюремные сроки за ранние или принудительные браки. Статья 375 указанного закона гласит: «Любое лицо, отдающее своего ребенка в воз­расте до восемнадцати лет (18) в брак, за исключением осво­бождений, предусмотренных кодексом лиц и семьи, нака­зывается тюремным заключением от трех (03) до десяти (10) лет».

Практика принудительных браков. Одной из основных характеристик населения Бенина является его молодость. Со­гласно данным ЮНИСЕФ, из общей численности населения в 10 880 000 человек в 2015 году 5 312 000 человек моложе 18 лет, из которых 1 708 000 человек моложе пяти лет. Согласно статистике, опубликованной ЦРУ (WorldFactbook), почти 65 % населения Бенина моложе 25 лет.

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА / ЮНФПА) напоминает, что ранние браки являются нарушением прав человека, практика которого по-прежнему широко распростране­на, несмотря на запрещающее ее законодательство, си­туацию, связанную с сохранением нищеты и гендерно­го неравенства. На самом деле, помимо традиционных убеждений и обычаев, которые отводят женщинам более низкое место в обществе, страдания, которые продолжа­ют оказывать влияние на значительную часть населения, побуждают родителей преждевременно отдать своих дочерей замуж, чтобы облегчить финансовые, бытовые условия. Агентство ЮНФПАООН предупреждает в от­ношении практики ранних браков, что это не только ограничивает перспективы девушек, но и создает серьез­ную опасность для их жизни и здоровья. ЮНФПА на­поминает, что ранняя беременность для подростка уве­личивает риск осложнений во время беременности или родов. Эти осложнения остаются одной из ведущих при­чин смерти среди подростков старшего возраста в раз- вивающихся странах. Согласно RFI, около 300 девушек в Бенине каждый год погибают во время родов.

Распространенность принудительных браков: традиционная практика принудительных и ранних браков по-прежнему присутствует в Бенине, хотя в разной степени зависит от социально-демографиче­ских характеристик населения (сельской или город­ской местности, отдела, уровня образования, уровня дохода).

Описание ситуации в Бенине ЮНИСЕФ в 2010 году остается в силе, когда агентство ООН объясняет, что «слишком часто дети особенно незащищены в своей се­мье или среди своих родственников. Несмотря на юри­дические усилия по предотвращению брака, например, до достижения 18-летнего возраста, этот запрет прак­тически не применяется в сельских районах, где многие семьи воспринимают эти обычаи как средство борьбы с нищетой». Например, Государственный департамент США сообщает, что в 2013 году Центры по содействию семье Министерства по делам семьи зарегистрировали 575 случаев принудительного брака с детьми В феврале 2016 года в своих заключительных замечаниях по докла­ду, представленному Бенином, Комитет ООН по правам ребенка выразил обеспокоенность «в связи с сохранени­ем ранних и принудительных браков с девушками, ко­торые особенно распространены во многом в стране и в частности в сельских районах и частях севера страны, поскольку Семейный кодекс допускает брак подростков

  • UNICEF, Statistical Data: “Benin”, 2016.
  • CIA, World Factbook, s.d.
  • UNFPA, Child marriage,s.d.
  • UNFRA,Childmarriage,s.d
  • Там же.
  • RFI, « Journee de l’enfant africain: les manages forces au Senegal et au Benin », 17/06/2016.
  • UNICEF, Au Benin, des refuges protegent les enfants des mauvais traitements et de l’exploitation, 24/05/2010.
  • US Department of State, Rapport 2015 sur les droits de l’homme au Benin, 13/04/2016.

в возрасте до 18 лет при условии, что они получают дее­способность».

Фактически, как отмечает Государственный департамент США, в своем докладе о правах человека в Бенине, опублико­ванном в апреле 2016[17] года, хотя Бенин запретил вступать в брак до 18 лет, закон разрешает брак несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 17 лет) при условии, что они сами согласны, что их родители также согласны и что судья разрешает им это делать.

В целом, несколько источников согласны с тем, что в Бе­нине три из десяти девушек состоят в браке до 18 лет, и одна из десяти стоит в браке до 15 лет. Более точные статистиче­ские данные, предоставленные четвертым демографическим и национальным обзором состояния здоровья, проведенным в Бенине с 2011 по 2012 год (EDSB-IV-2011-2012), показывают, что в период с 2008 по 2011 год 11 % молодых подростков (де­вочек и мальчиков) уже были женаты в возрасте 15 лет,и 32 % из них уже были женаты в возрасте 18 лет.

Многосекторное кластерное обследование (МИКС), про­веденное ЮНИСЕФ в 2014 году и Национальным институтом статистики и экономического анализа (ENSAE), которое включало ранние и принудительные браки, получило анало­гичные числа. Фактически результаты показывают, что 31,7 % женщин и 6,1 % мужчин в возрасте от 20 до 49 лет находились уже в паре до 18 лет.

Публичные источники согласны с тем, что существует корреляция между продолжительностью исследований и более поздним браком: согласно Неправительственной орга­низации (НПО) «Девушки», ранние браки более часты среди девочек с наименьшим образованием, самых бедных и живу­щих в сельских районах. Разрыв между городом и деревней колоссален, с 2001 годаон увеличился на 37 %. Националь­ное демографическое и медицинское обследование (EDSB- IV-2011-2012) также показывает, что «высшее образование способствует ограждению женщин от вступления в ранние браки[23]». Согласно тому же источнику, следует отметить, что в Бенине (и хотя эти пропорции снижались с 2001 года), одна из двух женщин (51 %) и каждая третья (33 %) не имеют образования. Этот высокий уровень неграмотности в основ­ном затрагивает старшие поколения, поскольку новая госу­дарственная политика в отношении образования девочек и совместная деятельность неправительственных организаций, работающих в этом секторе, как представляется, сыграли решающую роль в улучшении коэффициента охвата школь­ным образованием детей.

В октябре 2013 года Комитет ООН по ликвидации дис­криминации в отношении женщин выразил озабоченность «высоким уровнем неграмотности; низким уровнем заверше­ния обучения и высоким уровнем отсева в школе, включая высокие показатели ранней беременности и раннего или принудительного брака».

Кроме того, распространенность ранних браков варьи­руется в зависимости от региона: по данным НПО «ONG GirlsnoBrides» девочки, проживающие в регионе Alibori на севере страны, подвергаются гораздо более высокому риску быть замужними в более раннем возрасте, чем те, кто живет на юге.

В отчете о действиях Плана неправительственных орга­низаций Бельгии в бельгийском журнале Flair упоминается, что регион Атакора на севере Бенина является регионом, где «очень консервативные культурные практики оставляют мало места для молодежи, защиты девочек и их прав. При­нудительные браки, ранняя беременность и школьные отсе­вы чрезвычайно распространены». Также по данным НПО «Девушки-невесты», в Бенине наблюдается увеличение числа ранних браков в ответ на усиление незащищенности и нище­ты после сильных наводнений, которые поразили страну в 2010 году и привели к близкому перемещению детей (120 000 детей).

Виды принудительных браков, практикуемых в Бенине. Публичные источники упоминают о существовании некото­рых форм принудительного брака, особенно в раннем воз­расте в Бенине, в частности полигамии, браке путем обмена, похищения невесты и левирата. В докладе, представленном Республикой Бенин в 2012 году Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), в дополне­нии к многоженству, левирату и сорорату, прибавились три основные формы принудительного брака в стране:

  1. «Простой принудительный брак: мнение будущей жены вообще не учитывают в выборе мужа; это в обязатель­ном порядке навязывается отцом или семьей. У нее нет воз­можности отказать;
  2. Брак по обмену: это практика, которая происходит в некоторых районах северного Бенина, включая Кобли и окру­гу. Это происходит между двумя семьями, которые обмени­вают своих детей. Первая семья выдает второй свою дочь, а вторая обязуется вернуть дочь замуж. Таким образом, рож­дается долг, предметом которого является девушка, и встает необходимость утверждения института брака путем обмена;
  3. Брак по похищению: семья будущего мужа, по со­глашению с некоторыми родителями девочки, приступает к похищению последней для совершения брака. Эта форма брака без согласия все еще имеет место на западе Бенина».
  4. Что касается левирата и собора, то тот же источник объясняет, что в Бенине «женщина считалась традицией как собственность, принадлежащая ее мужу. Таким образом, как будучи неотъемлемой частью наследства, она была вынужде­на выйти замуж после смерти своего мужа за родственника последнего. Когда женщина умирает, ее муж, во имя соли­дарности семьи, может взять в жены сестру своей покойной жены. Это sororate. Эти формы союза наблюдаются особенно в тех областях, где приданое обязаны предоставлять до брака».

В своем докладе за 2015 год Государственный департа­мент США сообщает о сохраняющейся практике похищения невесты в Бенине. В докладе говорится, что «в контексте при­нудительного брака существует традиция, что будущий муж похищает и насилует свою будущую несовершеннолетнюю супругу. Эта практика широко распространена в сельских районах, несмотря на усилия правительства и НПО по прео­долению его на основе брифингов о правах женщин и детей. Местные НПО сообщили, что некоторые общины скрывали эту практику. По данным Государственного департамента США, выживание предков в некоторых районах Бенина от­носится, в частности, к обрядам вдовства, которое, например, обязывает вдову лечь рядом с ее умершим мужем или даже левиратом, что заставляет ее вступать в брак со своим братом.

Что касается полигамии, то в октябре 2013 года Коми­тет ООН по ликвидации дискриминации в отношении жен­щин выразил озабоченность по поводу сохранения обычаев и практики, включая многоженство, и наделся, что эта обыч­ная практика больше не будет действовать после принятия в 2004 году Семейного кодекса.На самом деле практика по­лигамии по-прежнему остается частым явлением в Бенине. В четвертом демографическом и национальном обзоре состо­яния здоровья (EDSB-IV -2011- 2012) представлены статисти­ческие данные о распространенности этой практики в стра­не. Это исследование показывает, что во время опроса «37 % женщин в возрасте от 15 до 49 лет находились в полигамных союзах и 63 % в моногамных союзах. Среди мужчин той же возрастной группы доля полигамных составляет 20 %. Сравнение с предыдущими исследованиями показывает, что доля полигамистов значительно снизилась».

Результаты обследования EDSB-IV показывают, что преобладание многоженства значительно варьируется в зависимости от нескольких параметров, среди которых: «место жительства, уровень образования или экономи­ческое благополучие». Статистическое исследование по­казывает, что в сельских районах 41 % женщин (4 из 10 женщин), живущих в паре, находятся в полигамном со­юзе, по сравнению с 26 % (каждая четвертая женщина) в городских районах. В районе Куффо, на юго-западе стра­ны, наиболее широко распространено многоженство (55 % среди женщин и 40 % среди мужчин), хотя этот показа­тель очень слаб в районе побережья (15 %среди женщин и 5 % среди мужчин)».

В исследовании отмечается, что «доля полигамистов, из 39 % среди необразованных женщин до 11 % среди наиболее образованных. У мужчин эти пропорции составляют соот­ветственно 24 % и 9 %. С другой стороны, нет существенных различий в полигамной норме в соответствии с социально­экономическим статусом домохозяйства».

Механизмы ликвидации принудительных браков. Ру­ководящий комитет, межминистерский орган под руко­водством министра, отвечающего за развитие, является оперативным и контролирующим органом решений Наци­онального совета по поощрению равенства и гендерного ра­венства. Он собирается два раза в год для обзора положения дел с осуществлением национальной политики по поощре­нию гендерных аспектов ;

  • Технический комитет, орган, отвечающий за осу­ществление политики поощрения гендерных аспектов, под председательством Министерства труда, государ­ственной службы и социальных дел (MTFPAS), отве­чающего за поощрение женщин. Комитет отвечает за координацию и контроль за всеми мероприятиями по поощрению гендерного равенства.
  • Обсерватория по делам семьи, женщин и детей (ОФВЭ) является предохранительными предупреждаю­щим органом для осуществления политики поощрения женщин. В частности он контролирует применение зако­нов и правил в отношении международных конвенций по гендерным вопросам;
  • Национальный институт по улучшению положения женщин (INPS) отвечает за изучение и анализ положения женщин в Бенине, а затем представление результатов пра­вительству для включения в национальные программы раз­вития, и в частности, разработки базы данных по статистике женщин.

Со своей стороны, Министерство труда, государствен­ной службы и социальных дел (MTFPAS), которое отвечает за разработку, внедрение, мониторинг и оценку политики раз­вития государства, социальной защиты и социальной соли­дарности, контролирует действия, направленные на поощре­ние семьи, женщин и гендерных вопросов, защиту детей и уход за инвалидами и престарелыми.

Деятельность НКО и МПО. В дополнение к правитель­ству Бенина, поддержанному учреждениями Организации Объединенных Наций, присутствующими на местах (вклю­чая ЮНИСЕФ) и различными донорами, несколько нацио­нальных НПО участвовали в борьбе против традиционной практики, наносящей ущерб женщинам и детям, включая браки: принудительные и особенно ранние браки. Эти НПО включают следующее:

  • Бенинская ассоциация по содействию развитию семьи (ABPF) является неправительственной организа­цией, созданной в 1970 году, целью которой является повышение благосостояния семьи и улучшение качества жизни населения посредством улучшения сексуального и репродуктивного здоровья, укрепления услуг, пред­лагаемых населению. Находясь во всех департаментах Бенина, ABPFпредлагает медицинские услуги через национальную клинику и шесть региональных клиник. Он также проводит «обширную информационно-про­пагандистскую работу, которая позволила ему получить поддержку политических и административных орга­нов, технических и финансовых партнеров, религиозных и общинных лидеров для расширения своих услуг для улучшения доступа населения в службы планирования семьи».
  • Ассоциация женщин-юристов Бенина (AFJB), создан­ная в 1990 году, направлена на защиту прав женщин и детей. В рамках своей деятельности НПО проводит подготовку по вопросам законодательства и проводит сессии по вопросам информации, образования и коммуникации (МЭК) на всей территории для повышения информированности женщин и девочек об их правах путем решения различных вопросов брака, семьи, важности актов гражданского состояния, леви­рат и т. д.)

В 2012 году власти Бенина приняли план действий по борьбе с насилием в отношении женщин, с тем, чтобы уско­рить ликвидацию дискриминации в отношении женщин50 и содействовать прекращению поощрения насилия в отноше­нии женщин, гендерного неравенства. Этот план действий соответствует требованиям, установленным в Законе № 2011 - 26 от 09 января 2012 года о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин, включая принудительные браки, которые формализуют роль структур, ответственных за принятие бремя жертв. В статье 18 закон предусматривает создание мультидисциплинарных центров приема, располо­женных по всей территории: «В каждом отделе центры соци­альной поддержки должны заботиться о женщинах, ставших жертвами насилия, в целях предоставлять им экстренные социальные услуги, прием и помощь. В статье 20 закон тре­бует, чтобы центры приема уделяли приоритетное внима­ние «женщинам, ставшим жертвами насилия, в том числе девочкам, которым угрожали принудительные или органи­зованные браки, девочки, помещенные или подвергшиеся сексуальному насилию, эти категории населения, уязвимые лица должны считаться приоритетом в доступе к центрам приема».

Доступ к правосудию для жертв. В октябре 2013 года Комитет Организации Объединенных Наций по ликви­дации дискриминации в отношении женщин выразил

  • Republique du Benin, Loi n° 2011—26 du 09 janvier 2012 portant prevention et repression des violences faites aux femmes, mars 2012.

обеспокоенность в связи с препятствиями, с которыми сталкиваются женщины в Бенине в отношении доступа к правосудию. Комитет сослался на следующие препят­ствия:

  1. «Женщины имеют ограниченный доступ к правосу­дию из-за больших расстояний, которые им приходится пре­одолевать, чтобы добраться до суда, а также ввиду различных практических и экономических препятствий;
  2. Женщины также страдают от нехватки людских и тех­нических ресурсов в системе правосудия, неадекватной под­готовки судей и сотрудников правоохранительных органов в существующих законодательных рамках и отсутствия услуг по обучению, доступной им юридической помощи.
  3. Доступ женщин к правовой информации неравно­правен и сдерживается их низким уровнем образования и отсутствием правовых знаний, а также потому, что их права и законы, которые затрагивают их, широко не рас­пространяются. Также препятствием выступают мест­ные языки, что ограничивает их способность требовать защиты своих прав.

В заключение хочется отметить, что несмотря на продолжающиеся правовые и институциональные ре­формы в Бенине в целях улучшения положения жен­щин, традиции и обычаи по-прежнему остаются частью ежедневной жизни страны. Все это серьезно и негативно сказывается на начатой политико-правовой реформе, несмотря на политическую волю руководства страны. Решение проблемы принудительных и ранних браков в Бенине, с нашей точки зрения, требует не только поли­тической воли, но и решения важных проблем экономи­ческого и социального характера, таких, как образование девушек и экономическое благополучие населения.

АДУ Яо Никэз
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов

ГНАММИ Вейандри Эрик
магистрант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях