Республика Бенин пользуется стабильным и прочным парламентским демократическим режимом.
Однако дискриминация и насилие в отношении женщин и детей, включая принудительные и ранние браки, относятся к числу основных проблем прав человека, стоящих перед страной. Контекст крайней нищеты, которую Бенин изо всех сил пытается преодолеть, усугубляет эту дискриминацию. Согласно последнему ежегодному докладу ПРООН (Программа Развития ООН) о человеческом развитии в мире, Бенин занимает 166-е место из 1882 стран, в то время как согласно CIAWorldFactbook, который собирает национальные данные по всему миру, почти 40 % населения страны живет за чертой бедности. Страдания заставляют многих родителей принуждать к преждевременному замужеству своих дочерей или к отправке своих детей на работу в качестве домашних слуг в более богатые семьи.
В последние годы власти Бенина стремились усилить борьбу с дискриминацией и насилием в отношении женщин и детей, путем ратификации ряда международных конвенций и создания более прогрессивных правовых, институциональных и политических рамок.
Международные инструменты. Бенин, подписавший основные международные договоры и конвенции, касающиеся прав женщин и детей, последовательно ратифицировал следующие международные договоры:
- 3 августа 1990 года: Международная конвенция Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года о правах ребенка (КПР);
- 12 марта 1992 года: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (КЭСКП)»;
- 12 марта 1992Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП).
- Бенин также (ратифицировал 13/10/2005) Протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке от 11 июля 2003 года.
- 12 марта 1992 года: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и др.
Например, из выше перечисленных документов Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, предусматривает в статье 10, что «брак должен быть свободно согласован будущими супругами».
Министерство по делам семьи и национальной солидарности, занимающееся вопросами поощрения женщин и гражданское общество, занимается популяризацией законов и повышением информированности населения об их существовании и возможными санкциями в случае нарушения их положений.18 марта 2009 года правительство Бенина приняло Национальную стратегию по обеспечению гендерной проблематики (PNPG) к 2025 году.
Запрет на принудительные и ранние браки в Бенине был формализован в 2004 году путем обнародования Закона № 2002-07 от 24 августа 2004 года о Кодексе лиц и семьи. Этот новый Кодекс устанавливает законный возраст вступления в брак для девочек и мальчиков в возрасте 18 лет [Статья 123], устанавливает моногамный брак, запрещая многоженство и левират и, наконец, определяет родительские полномочия, верховенство закона, равенство прав наследования для детей независимо от их пола.
В статье 119 Кодекса о личных и семейных отношениях 2004 года говорится, что «каждый будущий супруг, даже несовершеннолетний, должен лично согласиться на брак», а в статье 120 - «несовершеннолетний в возрасте до восемнадцати лет» (18) не может жениться без согласия лица, имеющего родительскую власть над ним».
В 2012 году в Бенин принял Закон № 2011-26 от 9 января 2012 года о предупреждении и запрещении насилия в отношении женщин. Данный закон запрещает принудительные браки и регулирует различные формы насилия (бытовое насилие и изнасилование в браке, преследование, принудительная проституция, убийства чести, калечащие операции на женских половых органах и другие вредные практики). За нарушение данного Закона предусмотрены санкции в главе II, в частности в статье 31. Она предусматривает тюремные сроки и штрафы. Закон устанавливает: «Любое лицо, которое является виновным или соучастником принудительного, или организованного брака или принудительного брака, как определено в статье 3 настоящего закона, наказывается лишением свободы от одного (01) года до трех (03) лет и штрафом в размере пятисот тысяч (500 000) франков [франков CFA, или около 762 евро] до двух миллионов (2 000 000) франков [CFA, или около 1524 евро]. Также виновны все лица, являющиеся соучастниками в планировании и / или исполнении такого брака или совместного проживания».
Совсем недавно, 26 января 2015 года, Национальное собрание приняло Детский кодекс: Закон № 2015-08 от 23 Январь 2015 года с Кодексом ребенка в Республике Бенин, который запрещает многие вредные практики, такие, как принудительный или ранний брак.
В статье 181Закона № 2015-08 от 23 Января 2015 года, касающейся практики раннего брака или принудительного брака, говорится: «Практики, ведущие к раннему браку или принудительному замужеству детей, такие, как принудительные меры, психологическое давление, эмоциональный шантаж и интенсивное социальное и семейное давление, запрещены».
Детский кодекс 2015 года также предусматривает наказания за различные преступления и преступления, совершенные в отношении детей, в том числе тюремные сроки за ранние или принудительные браки. Статья 375 указанного закона гласит: «Любое лицо, отдающее своего ребенка в возрасте до восемнадцати лет (18) в брак, за исключением освобождений, предусмотренных кодексом лиц и семьи, наказывается тюремным заключением от трех (03) до десяти (10) лет».
Практика принудительных браков. Одной из основных характеристик населения Бенина является его молодость. Согласно данным ЮНИСЕФ, из общей численности населения в 10 880 000 человек в 2015 году 5 312 000 человек моложе 18 лет, из которых 1 708 000 человек моложе пяти лет. Согласно статистике, опубликованной ЦРУ (WorldFactbook), почти 65 % населения Бенина моложе 25 лет.
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА / ЮНФПА) напоминает, что ранние браки являются нарушением прав человека, практика которого по-прежнему широко распространена, несмотря на запрещающее ее законодательство, ситуацию, связанную с сохранением нищеты и гендерного неравенства. На самом деле, помимо традиционных убеждений и обычаев, которые отводят женщинам более низкое место в обществе, страдания, которые продолжают оказывать влияние на значительную часть населения, побуждают родителей преждевременно отдать своих дочерей замуж, чтобы облегчить финансовые, бытовые условия. Агентство ЮНФПАООН предупреждает в отношении практики ранних браков, что это не только ограничивает перспективы девушек, но и создает серьезную опасность для их жизни и здоровья. ЮНФПА напоминает, что ранняя беременность для подростка увеличивает риск осложнений во время беременности или родов. Эти осложнения остаются одной из ведущих причин смерти среди подростков старшего возраста в раз- вивающихся странах. Согласно RFI, около 300 девушек в Бенине каждый год погибают во время родов.
Распространенность принудительных браков: традиционная практика принудительных и ранних браков по-прежнему присутствует в Бенине, хотя в разной степени зависит от социально-демографических характеристик населения (сельской или городской местности, отдела, уровня образования, уровня дохода).
Описание ситуации в Бенине ЮНИСЕФ в 2010 году остается в силе, когда агентство ООН объясняет, что «слишком часто дети особенно незащищены в своей семье или среди своих родственников. Несмотря на юридические усилия по предотвращению брака, например, до достижения 18-летнего возраста, этот запрет практически не применяется в сельских районах, где многие семьи воспринимают эти обычаи как средство борьбы с нищетой». Например, Государственный департамент США сообщает, что в 2013 году Центры по содействию семье Министерства по делам семьи зарегистрировали 575 случаев принудительного брака с детьми В феврале 2016 года в своих заключительных замечаниях по докладу, представленному Бенином, Комитет ООН по правам ребенка выразил обеспокоенность «в связи с сохранением ранних и принудительных браков с девушками, которые особенно распространены во многом в стране и в частности в сельских районах и частях севера страны, поскольку Семейный кодекс допускает брак подростков
- UNICEF, Statistical Data: “Benin”, 2016.
- CIA, World Factbook, s.d.
- UNFPA, Child marriage,s.d.
- UNFRA,Childmarriage,s.d
- Там же.
- RFI, « Journee de l’enfant africain: les manages forces au Senegal et au Benin », 17/06/2016.
- UNICEF, Au Benin, des refuges protegent les enfants des mauvais traitements et de l’exploitation, 24/05/2010.
- US Department of State, Rapport 2015 sur les droits de l’homme au Benin, 13/04/2016.
в возрасте до 18 лет при условии, что они получают дееспособность».
Фактически, как отмечает Государственный департамент США, в своем докладе о правах человека в Бенине, опубликованном в апреле 2016[17] года, хотя Бенин запретил вступать в брак до 18 лет, закон разрешает брак несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 17 лет) при условии, что они сами согласны, что их родители также согласны и что судья разрешает им это делать.
В целом, несколько источников согласны с тем, что в Бенине три из десяти девушек состоят в браке до 18 лет, и одна из десяти стоит в браке до 15 лет. Более точные статистические данные, предоставленные четвертым демографическим и национальным обзором состояния здоровья, проведенным в Бенине с 2011 по 2012 год (EDSB-IV-2011-2012), показывают, что в период с 2008 по 2011 год 11 % молодых подростков (девочек и мальчиков) уже были женаты в возрасте 15 лет,и 32 % из них уже были женаты в возрасте 18 лет.
Многосекторное кластерное обследование (МИКС), проведенное ЮНИСЕФ в 2014 году и Национальным институтом статистики и экономического анализа (ENSAE), которое включало ранние и принудительные браки, получило аналогичные числа. Фактически результаты показывают, что 31,7 % женщин и 6,1 % мужчин в возрасте от 20 до 49 лет находились уже в паре до 18 лет.
Публичные источники согласны с тем, что существует корреляция между продолжительностью исследований и более поздним браком: согласно Неправительственной организации (НПО) «Девушки», ранние браки более часты среди девочек с наименьшим образованием, самых бедных и живущих в сельских районах. Разрыв между городом и деревней колоссален, с 2001 годаон увеличился на 37 %. Национальное демографическое и медицинское обследование (EDSB- IV-2011-2012) также показывает, что «высшее образование способствует ограждению женщин от вступления в ранние браки[23]». Согласно тому же источнику, следует отметить, что в Бенине (и хотя эти пропорции снижались с 2001 года), одна из двух женщин (51 %) и каждая третья (33 %) не имеют образования. Этот высокий уровень неграмотности в основном затрагивает старшие поколения, поскольку новая государственная политика в отношении образования девочек и совместная деятельность неправительственных организаций, работающих в этом секторе, как представляется, сыграли решающую роль в улучшении коэффициента охвата школьным образованием детей.
В октябре 2013 года Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин выразил озабоченность «высоким уровнем неграмотности; низким уровнем завершения обучения и высоким уровнем отсева в школе, включая высокие показатели ранней беременности и раннего или принудительного брака».
Кроме того, распространенность ранних браков варьируется в зависимости от региона: по данным НПО «ONG GirlsnoBrides» девочки, проживающие в регионе Alibori на севере страны, подвергаются гораздо более высокому риску быть замужними в более раннем возрасте, чем те, кто живет на юге.
В отчете о действиях Плана неправительственных организаций Бельгии в бельгийском журнале Flair упоминается, что регион Атакора на севере Бенина является регионом, где «очень консервативные культурные практики оставляют мало места для молодежи, защиты девочек и их прав. Принудительные браки, ранняя беременность и школьные отсевы чрезвычайно распространены». Также по данным НПО «Девушки-невесты», в Бенине наблюдается увеличение числа ранних браков в ответ на усиление незащищенности и нищеты после сильных наводнений, которые поразили страну в 2010 году и привели к близкому перемещению детей (120 000 детей).
Виды принудительных браков, практикуемых в Бенине. Публичные источники упоминают о существовании некоторых форм принудительного брака, особенно в раннем возрасте в Бенине, в частности полигамии, браке путем обмена, похищения невесты и левирата. В докладе, представленном Республикой Бенин в 2012 году Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), в дополнении к многоженству, левирату и сорорату, прибавились три основные формы принудительного брака в стране:
- «Простой принудительный брак: мнение будущей жены вообще не учитывают в выборе мужа; это в обязательном порядке навязывается отцом или семьей. У нее нет возможности отказать;
- Брак по обмену: это практика, которая происходит в некоторых районах северного Бенина, включая Кобли и округу. Это происходит между двумя семьями, которые обменивают своих детей. Первая семья выдает второй свою дочь, а вторая обязуется вернуть дочь замуж. Таким образом, рождается долг, предметом которого является девушка, и встает необходимость утверждения института брака путем обмена;
- Брак по похищению: семья будущего мужа, по соглашению с некоторыми родителями девочки, приступает к похищению последней для совершения брака. Эта форма брака без согласия все еще имеет место на западе Бенина».
- Что касается левирата и собора, то тот же источник объясняет, что в Бенине «женщина считалась традицией как собственность, принадлежащая ее мужу. Таким образом, как будучи неотъемлемой частью наследства, она была вынуждена выйти замуж после смерти своего мужа за родственника последнего. Когда женщина умирает, ее муж, во имя солидарности семьи, может взять в жены сестру своей покойной жены. Это sororate. Эти формы союза наблюдаются особенно в тех областях, где приданое обязаны предоставлять до брака».
В своем докладе за 2015 год Государственный департамент США сообщает о сохраняющейся практике похищения невесты в Бенине. В докладе говорится, что «в контексте принудительного брака существует традиция, что будущий муж похищает и насилует свою будущую несовершеннолетнюю супругу. Эта практика широко распространена в сельских районах, несмотря на усилия правительства и НПО по преодолению его на основе брифингов о правах женщин и детей. Местные НПО сообщили, что некоторые общины скрывали эту практику. По данным Государственного департамента США, выживание предков в некоторых районах Бенина относится, в частности, к обрядам вдовства, которое, например, обязывает вдову лечь рядом с ее умершим мужем или даже левиратом, что заставляет ее вступать в брак со своим братом.
Что касается полигамии, то в октябре 2013 года Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин выразил озабоченность по поводу сохранения обычаев и практики, включая многоженство, и наделся, что эта обычная практика больше не будет действовать после принятия в 2004 году Семейного кодекса.На самом деле практика полигамии по-прежнему остается частым явлением в Бенине. В четвертом демографическом и национальном обзоре состояния здоровья (EDSB-IV -2011- 2012) представлены статистические данные о распространенности этой практики в стране. Это исследование показывает, что во время опроса «37 % женщин в возрасте от 15 до 49 лет находились в полигамных союзах и 63 % в моногамных союзах. Среди мужчин той же возрастной группы доля полигамных составляет 20 %. Сравнение с предыдущими исследованиями показывает, что доля полигамистов значительно снизилась».
Результаты обследования EDSB-IV показывают, что преобладание многоженства значительно варьируется в зависимости от нескольких параметров, среди которых: «место жительства, уровень образования или экономическое благополучие». Статистическое исследование показывает, что в сельских районах 41 % женщин (4 из 10 женщин), живущих в паре, находятся в полигамном союзе, по сравнению с 26 % (каждая четвертая женщина) в городских районах. В районе Куффо, на юго-западе страны, наиболее широко распространено многоженство (55 % среди женщин и 40 % среди мужчин), хотя этот показатель очень слаб в районе побережья (15 %среди женщин и 5 % среди мужчин)».
В исследовании отмечается, что «доля полигамистов, из 39 % среди необразованных женщин до 11 % среди наиболее образованных. У мужчин эти пропорции составляют соответственно 24 % и 9 %. С другой стороны, нет существенных различий в полигамной норме в соответствии с социальноэкономическим статусом домохозяйства».
Механизмы ликвидации принудительных браков. Руководящий комитет, межминистерский орган под руководством министра, отвечающего за развитие, является оперативным и контролирующим органом решений Национального совета по поощрению равенства и гендерного равенства. Он собирается два раза в год для обзора положения дел с осуществлением национальной политики по поощрению гендерных аспектов ;
- Технический комитет, орган, отвечающий за осуществление политики поощрения гендерных аспектов, под председательством Министерства труда, государственной службы и социальных дел (MTFPAS), отвечающего за поощрение женщин. Комитет отвечает за координацию и контроль за всеми мероприятиями по поощрению гендерного равенства.
- Обсерватория по делам семьи, женщин и детей (ОФВЭ) является предохранительными предупреждающим органом для осуществления политики поощрения женщин. В частности он контролирует применение законов и правил в отношении международных конвенций по гендерным вопросам;
- Национальный институт по улучшению положения женщин (INPS) отвечает за изучение и анализ положения женщин в Бенине, а затем представление результатов правительству для включения в национальные программы развития, и в частности, разработки базы данных по статистике женщин.
Со своей стороны, Министерство труда, государственной службы и социальных дел (MTFPAS), которое отвечает за разработку, внедрение, мониторинг и оценку политики развития государства, социальной защиты и социальной солидарности, контролирует действия, направленные на поощрение семьи, женщин и гендерных вопросов, защиту детей и уход за инвалидами и престарелыми.
Деятельность НКО и МПО. В дополнение к правительству Бенина, поддержанному учреждениями Организации Объединенных Наций, присутствующими на местах (включая ЮНИСЕФ) и различными донорами, несколько национальных НПО участвовали в борьбе против традиционной практики, наносящей ущерб женщинам и детям, включая браки: принудительные и особенно ранние браки. Эти НПО включают следующее:
- Бенинская ассоциация по содействию развитию семьи (ABPF) является неправительственной организацией, созданной в 1970 году, целью которой является повышение благосостояния семьи и улучшение качества жизни населения посредством улучшения сексуального и репродуктивного здоровья, укрепления услуг, предлагаемых населению. Находясь во всех департаментах Бенина, ABPFпредлагает медицинские услуги через национальную клинику и шесть региональных клиник. Он также проводит «обширную информационно-пропагандистскую работу, которая позволила ему получить поддержку политических и административных органов, технических и финансовых партнеров, религиозных и общинных лидеров для расширения своих услуг для улучшения доступа населения в службы планирования семьи».
- Ассоциация женщин-юристов Бенина (AFJB), созданная в 1990 году, направлена на защиту прав женщин и детей. В рамках своей деятельности НПО проводит подготовку по вопросам законодательства и проводит сессии по вопросам информации, образования и коммуникации (МЭК) на всей территории для повышения информированности женщин и девочек об их правах путем решения различных вопросов брака, семьи, важности актов гражданского состояния, левират и т. д.)
В 2012 году власти Бенина приняли план действий по борьбе с насилием в отношении женщин, с тем, чтобы ускорить ликвидацию дискриминации в отношении женщин50 и содействовать прекращению поощрения насилия в отношении женщин, гендерного неравенства. Этот план действий соответствует требованиям, установленным в Законе № 2011 - 26 от 09 января 2012 года о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин, включая принудительные браки, которые формализуют роль структур, ответственных за принятие бремя жертв. В статье 18 закон предусматривает создание мультидисциплинарных центров приема, расположенных по всей территории: «В каждом отделе центры социальной поддержки должны заботиться о женщинах, ставших жертвами насилия, в целях предоставлять им экстренные социальные услуги, прием и помощь. В статье 20 закон требует, чтобы центры приема уделяли приоритетное внимание «женщинам, ставшим жертвами насилия, в том числе девочкам, которым угрожали принудительные или организованные браки, девочки, помещенные или подвергшиеся сексуальному насилию, эти категории населения, уязвимые лица должны считаться приоритетом в доступе к центрам приема».
Доступ к правосудию для жертв. В октябре 2013 года Комитет Организации Объединенных Наций по ликвидации дискриминации в отношении женщин выразил
- Republique du Benin, Loi n° 2011—26 du 09 janvier 2012 portant prevention et repression des violences faites aux femmes, mars 2012.
обеспокоенность в связи с препятствиями, с которыми сталкиваются женщины в Бенине в отношении доступа к правосудию. Комитет сослался на следующие препятствия:
- «Женщины имеют ограниченный доступ к правосудию из-за больших расстояний, которые им приходится преодолевать, чтобы добраться до суда, а также ввиду различных практических и экономических препятствий;
- Женщины также страдают от нехватки людских и технических ресурсов в системе правосудия, неадекватной подготовки судей и сотрудников правоохранительных органов в существующих законодательных рамках и отсутствия услуг по обучению, доступной им юридической помощи.
- Доступ женщин к правовой информации неравноправен и сдерживается их низким уровнем образования и отсутствием правовых знаний, а также потому, что их права и законы, которые затрагивают их, широко не распространяются. Также препятствием выступают местные языки, что ограничивает их способность требовать защиты своих прав.
В заключение хочется отметить, что несмотря на продолжающиеся правовые и институциональные реформы в Бенине в целях улучшения положения женщин, традиции и обычаи по-прежнему остаются частью ежедневной жизни страны. Все это серьезно и негативно сказывается на начатой политико-правовой реформе, несмотря на политическую волю руководства страны. Решение проблемы принудительных и ранних браков в Бенине, с нашей точки зрения, требует не только политической воли, но и решения важных проблем экономического и социального характера, таких, как образование девушек и экономическое благополучие населения.
АДУ Яо Никэз
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов
ГНАММИ Вейандри Эрик
магистрант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов