Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Проблемы налогообложения криптовалютных операций в Российской Федерации

В статье рассматривается правовой статус криптовалют в РФ на 2021 год, специфика налогообложения сделок с криптовалютами, срок и порядок уплаты налога с доходов от криптовалютных операций.

Здесь также раскрываются два способа определения налоговой базы, вопросы декларирования - составление декларации, сроки подачи. Авторы выявляют недостатки современного российского законодательства в данной сфере, приводят экспертные мнения относительно его совершенствования. Особое внимание уделяется рассмотрению нового законопроекта, который находится еще в разработке.

Ключевые слова: криптовалюта, цифровая валюта, криптовалютные операции, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоговая база, повышенная налоговая ставка, налоговая декларация.

АЛИЕВА Эльмира Башировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета

МЕДЖИДОВА Асият Магомедовна
студент 4 курса Юридического института Дагестанского государственного университета

ALIEVA Elmira Bashirovna
Ph.D. in economical sciences, associate professor of Administrative, financial and customs law sub-faculty of the Institute of Law of the Dagestan State University

MEDZHIDOVA Asiyat Magomedovna
student of the 4th course of the Institute of Law of the Dagestan State University

PROBLEMS OF TAXATION OF CRYPTOCURRENCY TRANSACTIONS IN THE RUSSION FEDERATION

The article examines the legal status of cryptocurrencies in the Russian Federation for 2021, the specifics of taxation of transactions with cryptocurrencies, the term and procedure for paying tax on income from cryptocurrency transactions. It also reveals two ways to determine the tax base, issues of declaration - drawing up a declaration, deadlines for filing. The authors identify the shortcomings of modern Russian legislation in this area, provide expert opinions on its improvement. Particular attention is paid to the consideration of a new bill, which is still under development.

Keywords: cryptocurrency, digital currency, cryptocurrency transactions, personal income tax, the tax base, increased tax rate, tax return.

Понятие криптовалюты до сих пор не закреплено в российском законодательстве. Хотя принято множество нормативно-правовых актов, которые отражают данное явление, используя другие наименования. Так, в январе 2021 года в силу вступил Закон «О цифровых финансовых активах», который раскрывает понятие цифровой валю­ты, используемое на сегодняшний день по отношению к криптовалюте: «Цифровой валютой признается совокуп­ность электронных данных (цифрового кода или обозна­чения), содержащихся в информационной системе, кото­рые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностран­ного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных»[1].

Исходя из формулировки данного закона, крипто­валюта является имуществом - собственностью граждан. Соответственно цифровые активы официально разре­шено покупать, продавать, дарить и наследовать. «Соб­ственники» такого «имущества» теперь имеют право на совершение сделок купли-продажи с ним и право обра­щаться в суд для оспаривания таких договоров. И поми­мо приобретенных прав, у владельцев криптовалют по­явились и обязанности. Важной обязанностью является предоставление налоговой декларации, т.е. уплата нало­гов. (Право на судебную защиту предоставляется только если криптовалюта была задекларирована) Пример HTML-страницы

Обязанность по уплате налога от криптовалютных операций возникает в момент перевода цифровой валю­ты в фидуциарные деньги (т.е. традиционную валюту). Налогом в данном случае облагается прибыль от крипто­валютных операций - доходы от продажи криптовалют. Так как криптовалюта приравнивается к имуществу, до­ходы от ее продажи подлежат обложению НДФЛ. С 1 ян­варя 2021 года применяется два уровня налогообложения: 13 % - налоговая ставка в большинстве случаев, и 15 % - повышенная ставка с суммы заработка за год, превышаю­щей 5 млн рублей.

Для определения налоговой базы при обложении НДФЛ на доходы от криптовалютных операций исполь­зуется два способа. В первом случае - определяется как разница между доходом от ее продажи и расходом на ее приобретение. Этот способ является наиболее выгодным, но для его использования необходимо предоставить все документы, подтверждающие сделки с криптовалютой. Второй способ, менее выгодный, используется в случае, если нет всех необходимых документов - налоговая база определяется как вся сумма, которая была получена по­сле продажи криптовалюты[2].

Таким образом, владельцы криптовалют самостоятель­но исчисляют НДФЛ и подают налоговую декларацию в со­ответствии с п. 7 ст. 220; пп. 2 п. 1, п. 2, п. 3 ст. 228; п. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ.

Декларация должна содержать все доходы, получен­ные от криптовалют за налоговый период - год по НДФЛ, и должна сопровождаться налоговыми подтверждениями всех операций (отчеты с криптобирж, выписки с банковских сче­тов). Ее необходимо подать в налоговый орган до 30 апреля следующего года. После подачи декларации, до 15 июля того же года нужно оплатить налоги. Непредоставление деклара­ции и неуплата налогов влечёт за собой наложение штрафа в размере 5 % от неуплаченной суммы за каждый месяц, а неуплата в течение 3-х лет на общую сумму, превышающую 2,7 млн. рублей может повлечь лишением свободы на 1 год, превышающую 13 млн рублей - до 3-х лет[3].

Стоит отметить, что закон на данный момент не обязы­вает декларировать криптовалюту, речь идёт о предоставле­нии судебной защиты по криптовалютным спорам только при условии декларирования. Но в Гос. Думе прошёл первое чтение проект поправок к Налоговому кодексу РФ, который детально регулирует налогообложение криптовалютных операций. И здесь как раз содержатся нормы об обязатель­ном декларировании криптовалюты в том случае, если сум­ма операций по ним за год превышает 600 тыс. рублей. Также проект предлагает ввести штрафы для налогоплательщиков за невключение в налоговую базу прибыль или доходы от операций с цифровой валютой. Но на данный момент о судь­бе этого проекта нет никакой информации. Власть обсужда­ет два противоположных подхода к вопросу регулирования криптовалют - от полного запрета до легализации бирж. Как отмечает депутат Государственной Думы Аксаков Анато­лий Геннадьевич: «Есть подходы очень жесткие о том, чтобы полностью запретить приобретение, владение криптовалют. Есть подход, что здесь должны быть соответствующие крип­тообменники, биржи легализованы для того, чтобы все было прозрачно, понятно регулирующим органам, той же Феде­ральной Налоговой Службе было бы легче налогооблагать эти операции.»

От экспертов поступило много претензий относитель­но законопроекта. Ирина Муращенкова (эксперт Moscow Digital School) отмечает, в частности, несовпадение его со­держания с положениями принятого Закона «О цифровых финансовых активах».

К самому Закону «О ЦФА» также есть замечания. Как считает адвокат, преподаватель Moscow Digital School Дми­трий Кириллов, все признаки криптовалюты не охватывают­ся понятием «цифровая валюта». Вместе с тем, исходя из по­яснительной записки и иных материалов к проекту поправок в НК, цифровая валюта включает в том числе криптовалюту. Имеются пробелы в вопросе о запрете использования крип­ты как средства платежа за товары, работы и услуги. Прямой запрет есть, закон также не устанавливает правила выпуска и обращения криптовалюты, но операции с криптовалютой возможны, и права сторон таких сделок защищаются зако­ном.

Если говорить о зарубежных странах, то опыт в области налогообложения криптовалютных операций здесь разли­чен. Наиболее приятные режимы налогообложения при­меняются в Белоруссии, Германии и Гонконге. Например, в Белоруссии применяется экспериментальный подход к криптовалютам - в марте 2018 года был принят закон, кото­рый легализовал криптовалютную деятельность, тем самым освободив причастных к ней физических и юридических лиц от налогов до 2023 года. В Германии любая криптовалюта, хранимая более года, не облагается налогом, независимо от суммы. Но в 2021 году здесь вступил в силу противоречивый новый налоговый закон, в соответствии с которым убытки больше не могут быть вычтены, что фактически убивает тор­говлю производными криптовалютами в Германии.

С одной стороны кажется, что цель законодателя на се­годня заключается не в регулировании оборота криптовалю­ты в РФ, а в усложнении подобных операций.

С другой же - законодатель пытается всеми способа­ми защитить криптоинвесторов. Эти замечания позволяют сделать вывод о том, что законодательство в сфере налогоо­бложения криптовалюты нуждается не просто в совершен­ствовании, а в полном и объёмном закреплении на законо­дательном уровне правового статуса криптовалюты, порядка подачи налоговой декларации и внесения сведений в неё. Урегулирование данной сферы должно упрощать порядок уплаты налогов с доходов от криптовалютных операций и, при этом, обеспечивать охрану прав участников сделок с криптовалютой.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях