Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Современное состояние, проблемы и перспективы развития муниципальной службы в России

Цель статьи заключается в исследовании современного состояния, проблем и перспектив развития муниципальной службы в России.

Задачи статьи включают в себя рассмотрение современного состояния и ключевых проблем развития муниципальной службы, а также предложение рекомендаций по совершенствованию муниципальной службы. Показано, что муниципальная служба в России имеет своими целями качественное исполнения функций и задач государства и местного самоуправления, их органов и должностных лиц, обеспечение гармоничного и счастливого развития общества и человека и удовлетворение потребностей населения. Выполнение этих целей требует постоянного повышение эффективности деятельности механизма государственных муниципальных органов. В статье были выделены ключевые проблемы развития муниципальной службы в России, а также предложены важные тенденции ее развития. Был выявлен и обозначен перечень значимых компетенций для государственных гражданских служащих и соответствующие им программы подготовки, также предложена модель их сопоставления в разрезе категорий и должностей муниципальной службы.

Ключевые слова: муниципальные служащие, муниципальная служба, анализ, население.

СИДОРОВА Ольга Викторовна
аспирант Сибирского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

SIDOROVA Olga Viktorovna

postgraduate student of the Siberian Institute of Management - Branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation

CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF MUNICIPAL SERVICE IN RUSSIA

The purpose of the article is to study the current state, problems and prospects for the development of municipal services in Russia. The objectives of the article include consideration of the current state and key problems of the development of the municipal service, as well as proposing recommendations for improving the municipal service. It is shown that the municipal service in Russia has as its goals the qualitative performance of the functions and tasks of the state and local self-government, their bodies and officials, ensuring the harmonious and happy development of society and individuals and meeting the needs of the population. The fulfillment of these goals requires a constant increase in the efficiency of the mechanism of state municipal bodies. The article highlighted the key problems of the development of municipal service in Russia, and also proposed important trends in its development. A list of significant competencies for civil servants and the training programs corresponding to them were identified and identified, and a model for their comparison in the context of categories and positions of the municipal service was proposed.

Keywords: municipal employees, municipal service, analysis, population, openness, technology.

Введение. Местное самоуправление является важным фактором демократизации общественной жизни, децен­трализации управления и необходимым условием станов­ления гражданского общества. Успех реформ местного са­моуправления, цель которых состоит в улучшении жизни жителей соответствующих территорий, предоставлении им более качественных услуг, зависит от способности орга­нов и должностных лиц местного самоуправления эффек­тивно реализовывать растущее количество полномочий, передаваемых последним со стороны органов исполни­тельной власти в результате децентрализации, поэтому перед служащими и должностными лицами муниципаль­ной службы возникают новые проблемы, требующие соот­ветствующего решения[1]. Необходимым условием эффек­тивного выполнения задач и полномочий муниципальной службы является надлежащий профессиональный уровень муниципальных служащих, депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских председателей, которые должны быть инициаторами, лидерами демократических преобразований в муниципальном управлении. В таких условиях есть настоятельная потребность в усовершенство­вании института муниципальной службы в Российской Федерации, пересмотре условий поступления на службу в органы муниципальной службы, порядке ее прохожде­ния и прекращения, правового статуса служащих органов местного самоуправления, основ их социальной и право­вой защиты, что и обуславливает актуальность работы [2]. Состояние научной разработки проблем местного само­управления и муниципальной службы, в частности, свиде­тельствует о том, что российские ученые внесли весомый вклад в исследование этой проблематики, создали основу для ее дальнейшего изучения. Значительный интерес пред­ставляют исследования отечественных ученых, таких как Т. Э. Каллагов [1], М. А. Троянская [3], Г. М. Шамарова [4] и др. При этом не все проблемные вопросы муниципальной службы освещены современной наукой, а вопросы, связан­ные с современным состоянием реализации законодатель­ства, регулирующего службу в органах муниципальной службы, исследованы недостаточно.

Цель статьи - исследование современного состояния, проблем и перспектив развития муниципальной службы в России.

Задачи статьи включают в себя рассмотрение современ­ного состояния и ключевых проблем развития муниципаль­ной службы, а также предложение рекомендаций по совер­шенствованию муниципальной службы.

Объект исследования статьи - муниципальная служба в России. Предмет исследования статьи - процессы развития муниципальной службы в России.

Основная часть. Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,[2] право­вые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации[3], Федераль­ный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4] и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципаль­ных образований и т.п. Пример HTML-страницы

Эффективное функционирование местного самоуправ­ления заключается в обеспечении прихода профессионалов всех уровней, нового поколения с широким мировоззрением, новейшими современными знаниями, с новыми управленче­скими ценностями. Для современного муниципального слу­жащего недостаточно иметь необходимые знания в экономи­ческой, социальной и правовой сферах, и уметь применить их на практике, он также должен обладать многочисленны­ми управленческими и коммуникативными навыками. На кадровые процессы влияют как внешние факторы (потреб­ности государства, его стратегия, развитие социально-эко­номических основ общества, социально-демографических процессов и т.п.), так и внутренние ресурсы и факторы раз­вития субъектов социально-экономической системы (органи­зации, предприятия, собственники, руководители, наемные работники и служащие). Необходимость усовершенствова­ния решения кадровых вопросов обусловлена следующими факторами: изменение качественных и количественных ха­рактеристик корпуса служащих и должностных лиц орга­нов местного самоуправления; расширение и усложнение задач, возникающих в сфере материального производства; возникновение новых потребностей в определенном профес­сиональном опыте, знаниях и т.д. Анализируя проблемы ка­дрового обеспечения местного самоуправления, необходимо учитывать специфику должностных лиц органов местного самоуправления, обусловленную их выборностью и соответ­ственно постоянной сменяемостью.

Как свидетельствуют результаты выборов, около 40% сельских, поселковых, городских голов, председателей рай­онных, городских и областных советов занимают свои долж­ности впервые, поэтому проблема обеспечения их про­фессионализма актуальна. Как отмечают исследователи, на практике наиболее ощутима проблема со специалистами муниципальной службы в сферах бюджетирования учебных заведений, здравоохранения, социальной защиты и культу­ры [3], [4], организации управления земельными ресурсами, изготовление градостроительной архитектурно-планиро­вочной документации разного назначения, в частности, «от задач разработок детальных схем планирования и застрой­ки территорий и микрорайонов; от проектов развития ин­фраструктуры из Государственного фонда регионального развития - до проектов зеленого строительства и межевания придомовых территорий; от проектов реконструкции улич­ного освещения - до проектов строительства или реконструк­ции уличных инженерных сетей и коммуникаций и улиц и внутриквартальных территорий» и других сферах[5]. Так, на­пример, «органы местного самоуправления сельских объ­единенных территориальных общин часто не могут подгото­вить качественные инвестиционные проекты для получения средств государственной поддержки и средств международ­ной помощи, не готовы к внедрению стратегического плани­рования и программирования развития общин» [3].

Процесс развития интернета и социальных сетей тре­бует от муниципальных служащих элементарной медиагра­мотности, умения работать с информацией. Повседневная практика, когда то или иное должностное лицо использует свой аккаунт для информирования о каких-то важных со­бытиях, выражении собственной точки зрения. Социальные сети предоставляют так называемую «обратную связь» и воз­можность непосредственного общения со сторонниками или оппонентами. Сейчас фактически каждый человек может стать источником распространения информации, и многие не могут и не умеют справиться с тем объемом информации, который сваливается на них каждый день и влияет на их по­ведение. Именно поэтому современный муниципальный служащий должен уметь работать с новостями, различать достоверную и недостоверную информацию, давать аргу­ментированный ответ и опровергать ложь.

Отдельно следует сосредоточиться на проблеме фор­мирования кадров для структур отделов, управлений орга­нов местного самоуправления. В соответствии с действую­щим Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6] решение таких вопросов относится к компетенции сельских, поселковых, городских председателей, председателей районного, город­ского, областного совета на конкурсной основе, и соответ­ствующие председатели имеют право самостоятельно, без проведения конкурса принимать на службу своих помощ­ников, советников. Такие положения делают невозможным осуществление действенного контроля за отбором кадров, создают условия для внедрения коррупционных схем в про­цессе зачисления на должности. В свою очередь, население территориального общества фактически лишается права влиять на кадровую политику органа местного самоуправле­ния при наличии фактов низкого профессионального уровня должностных лиц.

Пересмотра также требует вопрос о наборе на служ­бу в органах местного самоуправления. В настоящее время

  • Федеральная служба государственной статистики. - [Электрон­ный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru. (дата обраще­ния: 20.11.2021).
  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021).

определяющим критерием являются результаты открытого конкурсного отбора. В то же время конкурс, предусматрива­ющий устные экзамены и тесты на психологическую пригод­ность, не гарантирует объективности и беспристрастности. Кандидаты заинтересованы в работе, но преимущественно в больших городах, а не на периферии. Здесь следует обра­титься к зарубежному опыту. Считается, что французская система образовательно-профессиональной подготовки управленческих кадров является одной из наиболее развитых в Европе и должна полно исследоваться учеными в Россий­ской Федерации. Французская система общественной служ­бы является системой карьерного продвижения. Во Франции подготовкой государственных служащих занимается Нацио­нальная школа управления, формирование высших кадров муниципальной службы находится в компетенции Наци­онального института территориальных студий, а обучение государственных управленцев среднего звена осуществляют пять региональных институтов государственного управле­ния. Во Франции каждого выпускника после окончания указанной школы (института) уже ждет должность другой категории. Кроме того, проводится рейтинг слушателей и в зависимости от места в нем выпускнику предоставляет­ся право самому выбирать должность [3, 4]. С момента по­ступления на службу чиновник приблизительно знает свое профессиональное будущее: максимум через три года, не­зависимо от оценки работы, повышается его эшелон (ранг). С целью планирования карьеры служащих во Франции вве­дена «таблица на продвижение», запись в нее производится по инициативе служащих в зависимости от оценки работы и внутреннего конкурса.

Считаем целесообразным перенять указанную практи­ку в законодательство Российской Федерации, ведь это по­высит мотивацию молодых выпускников, и служба в органах местного самоуправления может стать более привлекатель­ной. Поскольку государственная служба и служба в органах местного самоуправления должны базироваться на одинако­вых принципах, они не должны существовать изолированно друг от друга и должна быть возможность перехода из одной службы в другую, то и категории должны быть сопоставимы­ми, оплата труда - равнозначной. Такой подход позволит пе­редать профессиональный опыт и продвигаться по службе. Вышеуказанное свидетельствует о несовершенстве правового регулирования муниципальной службы и необходимости определения правового статуса каждой из групп должност­ных лиц местного самоуправления в соответствии с полно­мочиями, ответственностью и масштабами территории.

В результате исследования был выявлен и обозначен перечень значимых компетенций для государственных граж­данских служащих и соответствующие им программы подго­товки, также предложена модель их сопоставления в разрезе категорий и должностей муниципальной службы. Основной набор компетенций муниципальных служащих категории «помощники» должен включать:

  • организационно-исполнительские;
  • регулирующе-регламентирующие;
  • контролирующие-учетные;
  • инновационно-исследовательски;
  • экспертно-консультационные.

Формирование и развитие данных групп компетенций предлагается осуществлять за счет обучения муниципальных служащих по программам в области организационно-рас­порядительной работы, управления персоналом, связей с общественностью и т.д.

Заключение. Правовое регулирование службы в органах местного самоуправления в действующем законодательстве требует его усовершенствования путем уточнения имеющих­ся и установления новых правовых принципов службы в ор­ганах местного самоуправления:

  • необходимо пересмотреть условия поступления на службу в органы местного самоуправления, порядок ее про­хождения и прекращения, урегулировать правовой статус должностных лиц и служащих органов местного самоуправ­ления;
  • унифицировать классификацию должностей на служ­бе в органах местного самоуправления с должностями на го­сударственной службе;
  • создать правовые предпосылки к повышению пре­стижности службы в органах местного самоуправления, про­зрачного принятия на муниципальную службу;
  • внедрить эффективный механизм предотвращения коррупции;
  • четко определить принципы социальной и правовой защиты муниципальных служащих.

В результате исследования был выявлен и обозначен перечень значимых компетенций для государственных граж­данских служащих и соответствующие им программы подго­товки, также предложена модель их сопоставления в разрезе категорий и должностей муниципальной службы

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях