Цель статьи заключается в исследовании современного состояния, проблем и перспектив развития муниципальной службы в России.
Задачи статьи включают в себя рассмотрение современного состояния и ключевых проблем развития муниципальной службы, а также предложение рекомендаций по совершенствованию муниципальной службы. Показано, что муниципальная служба в России имеет своими целями качественное исполнения функций и задач государства и местного самоуправления, их органов и должностных лиц, обеспечение гармоничного и счастливого развития общества и человека и удовлетворение потребностей населения. Выполнение этих целей требует постоянного повышение эффективности деятельности механизма государственных муниципальных органов. В статье были выделены ключевые проблемы развития муниципальной службы в России, а также предложены важные тенденции ее развития. Был выявлен и обозначен перечень значимых компетенций для государственных гражданских служащих и соответствующие им программы подготовки, также предложена модель их сопоставления в разрезе категорий и должностей муниципальной службы.
Ключевые слова: муниципальные служащие, муниципальная служба, анализ, население.
СИДОРОВА Ольга Викторовна
аспирант Сибирского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
SIDOROVA Olga Viktorovna
postgraduate student of the Siberian Institute of Management - Branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation
CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF MUNICIPAL SERVICE IN RUSSIA
The purpose of the article is to study the current state, problems and prospects for the development of municipal services in Russia. The objectives of the article include consideration of the current state and key problems of the development of the municipal service, as well as proposing recommendations for improving the municipal service. It is shown that the municipal service in Russia has as its goals the qualitative performance of the functions and tasks of the state and local self-government, their bodies and officials, ensuring the harmonious and happy development of society and individuals and meeting the needs of the population. The fulfillment of these goals requires a constant increase in the efficiency of the mechanism of state municipal bodies. The article highlighted the key problems of the development of municipal service in Russia, and also proposed important trends in its development. A list of significant competencies for civil servants and the training programs corresponding to them were identified and identified, and a model for their comparison in the context of categories and positions of the municipal service was proposed.
Keywords: municipal employees, municipal service, analysis, population, openness, technology.
Введение. Местное самоуправление является важным фактором демократизации общественной жизни, децентрализации управления и необходимым условием становления гражданского общества. Успех реформ местного самоуправления, цель которых состоит в улучшении жизни жителей соответствующих территорий, предоставлении им более качественных услуг, зависит от способности органов и должностных лиц местного самоуправления эффективно реализовывать растущее количество полномочий, передаваемых последним со стороны органов исполнительной власти в результате децентрализации, поэтому перед служащими и должностными лицами муниципальной службы возникают новые проблемы, требующие соответствующего решения[1]. Необходимым условием эффективного выполнения задач и полномочий муниципальной службы является надлежащий профессиональный уровень муниципальных служащих, депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских председателей, которые должны быть инициаторами, лидерами демократических преобразований в муниципальном управлении. В таких условиях есть настоятельная потребность в усовершенствовании института муниципальной службы в Российской Федерации, пересмотре условий поступления на службу в органы муниципальной службы, порядке ее прохождения и прекращения, правового статуса служащих органов местного самоуправления, основ их социальной и правовой защиты, что и обуславливает актуальность работы [2]. Состояние научной разработки проблем местного самоуправления и муниципальной службы, в частности, свидетельствует о том, что российские ученые внесли весомый вклад в исследование этой проблематики, создали основу для ее дальнейшего изучения. Значительный интерес представляют исследования отечественных ученых, таких как Т. Э. Каллагов [1], М. А. Троянская [3], Г. М. Шамарова [4] и др. При этом не все проблемные вопросы муниципальной службы освещены современной наукой, а вопросы, связанные с современным состоянием реализации законодательства, регулирующего службу в органах муниципальной службы, исследованы недостаточно.
Цель статьи - исследование современного состояния, проблем и перспектив развития муниципальной службы в России.
Задачи статьи включают в себя рассмотрение современного состояния и ключевых проблем развития муниципальной службы, а также предложение рекомендаций по совершенствованию муниципальной службы.
Объект исследования статьи - муниципальная служба в России. Предмет исследования статьи - процессы развития муниципальной службы в России.
Основная часть. Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,[2] правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации[3], Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4] и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и т.п.
Эффективное функционирование местного самоуправления заключается в обеспечении прихода профессионалов всех уровней, нового поколения с широким мировоззрением, новейшими современными знаниями, с новыми управленческими ценностями. Для современного муниципального служащего недостаточно иметь необходимые знания в экономической, социальной и правовой сферах, и уметь применить их на практике, он также должен обладать многочисленными управленческими и коммуникативными навыками. На кадровые процессы влияют как внешние факторы (потребности государства, его стратегия, развитие социально-экономических основ общества, социально-демографических процессов и т.п.), так и внутренние ресурсы и факторы развития субъектов социально-экономической системы (организации, предприятия, собственники, руководители, наемные работники и служащие). Необходимость усовершенствования решения кадровых вопросов обусловлена следующими факторами: изменение качественных и количественных характеристик корпуса служащих и должностных лиц органов местного самоуправления; расширение и усложнение задач, возникающих в сфере материального производства; возникновение новых потребностей в определенном профессиональном опыте, знаниях и т.д. Анализируя проблемы кадрового обеспечения местного самоуправления, необходимо учитывать специфику должностных лиц органов местного самоуправления, обусловленную их выборностью и соответственно постоянной сменяемостью.
Как свидетельствуют результаты выборов, около 40% сельских, поселковых, городских голов, председателей районных, городских и областных советов занимают свои должности впервые, поэтому проблема обеспечения их профессионализма актуальна. Как отмечают исследователи, на практике наиболее ощутима проблема со специалистами муниципальной службы в сферах бюджетирования учебных заведений, здравоохранения, социальной защиты и культуры [3], [4], организации управления земельными ресурсами, изготовление градостроительной архитектурно-планировочной документации разного назначения, в частности, «от задач разработок детальных схем планирования и застройки территорий и микрорайонов; от проектов развития инфраструктуры из Государственного фонда регионального развития - до проектов зеленого строительства и межевания придомовых территорий; от проектов реконструкции уличного освещения - до проектов строительства или реконструкции уличных инженерных сетей и коммуникаций и улиц и внутриквартальных территорий» и других сферах[5]. Так, например, «органы местного самоуправления сельских объединенных территориальных общин часто не могут подготовить качественные инвестиционные проекты для получения средств государственной поддержки и средств международной помощи, не готовы к внедрению стратегического планирования и программирования развития общин» [3].
Процесс развития интернета и социальных сетей требует от муниципальных служащих элементарной медиаграмотности, умения работать с информацией. Повседневная практика, когда то или иное должностное лицо использует свой аккаунт для информирования о каких-то важных событиях, выражении собственной точки зрения. Социальные сети предоставляют так называемую «обратную связь» и возможность непосредственного общения со сторонниками или оппонентами. Сейчас фактически каждый человек может стать источником распространения информации, и многие не могут и не умеют справиться с тем объемом информации, который сваливается на них каждый день и влияет на их поведение. Именно поэтому современный муниципальный служащий должен уметь работать с новостями, различать достоверную и недостоверную информацию, давать аргументированный ответ и опровергать ложь.
Отдельно следует сосредоточиться на проблеме формирования кадров для структур отделов, управлений органов местного самоуправления. В соответствии с действующим Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6] решение таких вопросов относится к компетенции сельских, поселковых, городских председателей, председателей районного, городского, областного совета на конкурсной основе, и соответствующие председатели имеют право самостоятельно, без проведения конкурса принимать на службу своих помощников, советников. Такие положения делают невозможным осуществление действенного контроля за отбором кадров, создают условия для внедрения коррупционных схем в процессе зачисления на должности. В свою очередь, население территориального общества фактически лишается права влиять на кадровую политику органа местного самоуправления при наличии фактов низкого профессионального уровня должностных лиц.
Пересмотра также требует вопрос о наборе на службу в органах местного самоуправления. В настоящее время
- Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru. (дата обращения: 20.11.2021).
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021).
определяющим критерием являются результаты открытого конкурсного отбора. В то же время конкурс, предусматривающий устные экзамены и тесты на психологическую пригодность, не гарантирует объективности и беспристрастности. Кандидаты заинтересованы в работе, но преимущественно в больших городах, а не на периферии. Здесь следует обратиться к зарубежному опыту. Считается, что французская система образовательно-профессиональной подготовки управленческих кадров является одной из наиболее развитых в Европе и должна полно исследоваться учеными в Российской Федерации. Французская система общественной службы является системой карьерного продвижения. Во Франции подготовкой государственных служащих занимается Национальная школа управления, формирование высших кадров муниципальной службы находится в компетенции Национального института территориальных студий, а обучение государственных управленцев среднего звена осуществляют пять региональных институтов государственного управления. Во Франции каждого выпускника после окончания указанной школы (института) уже ждет должность другой категории. Кроме того, проводится рейтинг слушателей и в зависимости от места в нем выпускнику предоставляется право самому выбирать должность [3, 4]. С момента поступления на службу чиновник приблизительно знает свое профессиональное будущее: максимум через три года, независимо от оценки работы, повышается его эшелон (ранг). С целью планирования карьеры служащих во Франции введена «таблица на продвижение», запись в нее производится по инициативе служащих в зависимости от оценки работы и внутреннего конкурса.
Считаем целесообразным перенять указанную практику в законодательство Российской Федерации, ведь это повысит мотивацию молодых выпускников, и служба в органах местного самоуправления может стать более привлекательной. Поскольку государственная служба и служба в органах местного самоуправления должны базироваться на одинаковых принципах, они не должны существовать изолированно друг от друга и должна быть возможность перехода из одной службы в другую, то и категории должны быть сопоставимыми, оплата труда - равнозначной. Такой подход позволит передать профессиональный опыт и продвигаться по службе. Вышеуказанное свидетельствует о несовершенстве правового регулирования муниципальной службы и необходимости определения правового статуса каждой из групп должностных лиц местного самоуправления в соответствии с полномочиями, ответственностью и масштабами территории.
В результате исследования был выявлен и обозначен перечень значимых компетенций для государственных гражданских служащих и соответствующие им программы подготовки, также предложена модель их сопоставления в разрезе категорий и должностей муниципальной службы. Основной набор компетенций муниципальных служащих категории «помощники» должен включать:
- организационно-исполнительские;
- регулирующе-регламентирующие;
- контролирующие-учетные;
- инновационно-исследовательски;
- экспертно-консультационные.
Формирование и развитие данных групп компетенций предлагается осуществлять за счет обучения муниципальных служащих по программам в области организационно-распорядительной работы, управления персоналом, связей с общественностью и т.д.
Заключение. Правовое регулирование службы в органах местного самоуправления в действующем законодательстве требует его усовершенствования путем уточнения имеющихся и установления новых правовых принципов службы в органах местного самоуправления:
- необходимо пересмотреть условия поступления на службу в органы местного самоуправления, порядок ее прохождения и прекращения, урегулировать правовой статус должностных лиц и служащих органов местного самоуправления;
- унифицировать классификацию должностей на службе в органах местного самоуправления с должностями на государственной службе;
- создать правовые предпосылки к повышению престижности службы в органах местного самоуправления, прозрачного принятия на муниципальную службу;
- внедрить эффективный механизм предотвращения коррупции;
- четко определить принципы социальной и правовой защиты муниципальных служащих.
В результате исследования был выявлен и обозначен перечень значимых компетенций для государственных гражданских служащих и соответствующие им программы подготовки, также предложена модель их сопоставления в разрезе категорий и должностей муниципальной службы