Развитие общества на сегодняшний день крайне сложно представить без внедрения в жизнь достижений научно-технического прогресса.
Цифровые технологии проникли практически во все сферы жизнедеятельности современного человека и повсеместно применяются обществом. В то же время, обладая для всего социума бесспорной эффективностью они, в определенной мере, приобретают отрицательное значение в той ее части, что информационно-телекоммуникационные технологии все активнее выступают непременным атрибутом преступных намерений.
Введенные в 2020 году карантинные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), способствовали еще большей цифровизации всех сфер жизни. Дистанционное обучение, удаленный режим работы повлекли за собой увеличение количества пользователей сети Интернет и онлайн сервисов.
Происходящая информатизация общества привела к росту хищений и, соответственно, трансформации их форм. Лидерами среди преступных деяний стали: мошенничество, кража, включая с использованием банковских карт, незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, осуществляемые бесконтактным способом, а также, что само собой соответственно, неправомерный доступ к компьютерной информации. Основная часть преступных деяний совершается при помощи сети Интернет, средств мобильной связи, использованием данных расчетных (банковских) карт.
Стоит отметить, что по сравнению с ростом преступности в сфере информационных технологий, уменьшилось количество таких классических преступлений как грабеж, разбой, квартирные кражи. Можно сказать, что преступники вместе с гражданами перешли на «удаленный» способ совершения преступлений [1].
Для совершения «дистанционных» хищений чаще всего используется сеть Интернет, мобильная связь и IP-телефония. В преступных целях активно применяются расчетные карты и методы «социальной инженерии» с целью получения конфиденциальной информации для последующего тайного проникновения в систему дистанционного банковского обслуживания и совершения хищений со счетов граждан. Интернет и мобильная связь выступают при этом в качестве средства совершения преступления.
Статистическое данные, опубликованные на сайте МВД России, подтверждают ситуацию, складывающуюся в рассматриваемой сфере. Так, в 2020 году число преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, возросло на 73,4%, в том числе с использованием сети «Интернет» - на 91,3%. В 2021 году зарегистрировано их увеличение на 1,4% и 17% соответственно [2].
Несомненно, лидерами в общем объеме IT-преступлений являются мошенничества и кражи:
- в отношении лиц, размещающих объявления на бесплатных торговых площадках (Авито, Юла и т.д.);
- путем вовлечения в финансовые пирамиды, мошенничество в сфере трейдинга (оказания брокерских услуг);
- с использованием -телефонии, под видом сотрудников банковских учреждений, правоохранительных органов или государственных служащих, в том числе для решения вопроса по родственнику, попавшему в беду;
- оказание услуг посредством сети (устройство на работу, оказание юридической помощи, получение кредита, получение несуществующего выигрыша или компенсации, приобретение товаров);
- взлом страниц в социальных сетях.
Достаточно актуальной остается проблема хищения денежных средств с использованием банкоматов и платежных терминалов (скимминг и траппинг). Одни из первых способов хищения данных карты при помощи специального считывающего устройства «скиммера» и другой вид мошенничества, именуемый «траппинг» с использованием банкоматов, при котором злоумышленник помещает в картридер пластиковое устройство (конверт), таким образом, что пластиковая карта владельцу не возвращается.
Появление новых способов и средств совершения преступления приводит к постоянным изменениям в действующем уголовном законодательстве. Как положительный момент можно рассматривать принятие Федерального закона № 111-ФЗ, который в настоящее время предоставляет возможность привлекать фигурантов «дистанционных преступлений» по статье 210 УК РФ, так как он не устанавливает каких-либо правовых различий между понятиями «преступное сообщество» и «преступная организация».
Однако, несмотря на положительную динамику у правоприменителей до сих пор отсутствует единое понимание механизма получения информации, составляющей банковскую тайну. Так, при документировании дистанционных хищений в составе преступного сообщества основное значение имеет своевременное получение информации о движении денежных средств, сохранность которой обеспечивается правовым режимом банковской тайны. Такая информация может быть предоставлена как клиентам, так и государственным органам, на основании и в порядке, предусмотренном законом. Сотрудникам органа дознания, оперативных подразделений и другим должностным лицам, уполномоченным осуществлять ОРД, получающим информацию по операциям, счетам и вкладам на основании ст.ст. 6-9 ФЗ «об ОРД» необходимо наличие судебного решения, в то время как в соответствии со ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сотрудники предварительного следствия получают данную информацию лишь при наличии согласия руководителя следственного органа.
Преступная активность в «онлайн» режиме, в соответствии с рейтингом Всемирного экономического форума (ВЭФ), входит в пятерку глобальных рисков, угрожая при этом функционированию множества отраслей. По данным ВЭФ потери мировой экономики от кибератак в течение года могут составить порядка 8 трлн долларов [3].
Безусловно всплеск преступности в сфере IT-технологий не мог остаться без внимания органов государственной власти, в соответствии с чем, были приняты необходимые меры по повышению эффективности борьбы с такими деяниями. В конце 2020 года Генеральной прокуратурой РФ создана межведомственная рабочая группа по противодействию киберпреступности. При этом стоит отметить, что в Российской Федерации уже существует правовой механизм регулирования отношений в сфере IT-технологий. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяет особенности реализации политики государства в сфере применения информационнотелекоммуникационных технологий, связанных с эволюцией информационного общества и обеспечением национальных интересов. Данная стратегия позволяет получить свободный доступ не только к национальным, но и к мировым информационным ресурсам, что также обуславливает возможность развития и криминальной деятельности.
Российской Федерацией в рамках Организации Объединенных Наций была инициирована разработка концепции о противодействии использованию IT-технологий в преступных целях. На рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН был внесен проект резолюции, подготовленный 47-ю государствами «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях», которая постановляет учредить комитет экспертов для разработки конвенции по борьбе с киберпреступностью учитывая уже существующие международные документы. Данный отклик международного сообщества на предложение России свидетельствует о стремлении других стран к борьбе с преступлениями в сфере IT-технологий.
К сожалению, на сегодняшний день отмечается недостаточная подготовленность правоохранительных органов к противодействию преступности в сфере информационных технологий. В связи с изменением современных реалий нуждается в модификации и правовая база, включая методики по расследованию цифровых преступлений.
Для обнаружения и раскрытия преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий помимо представителей правоохранительных структур необходимо активно привлекать специалистов в соответствующей области. Кроме того, нуждается в совершенствовании материально-техническая база следственных органов и органов дознания, программное обеспечение. Правоохранительные органы должны быть на шаг впереди криминальных структур, иметь современное оборудование и новейшие технические разработки.
Немаловажным является правовое просвещение граждан, обучение основам цифрового права, повышение грамотности и опыта в сфере информационных технологий [4].
Таким образом, в последние годы отмечается рост преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, в связи с этим необходимо принятие активных мер как правового, так и организационного характера в борьбе с данным явлением.
БАДАМШИН ИльфатДавлетнурович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России
ЛИТВИНА Анастасия Валерьевна
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России
КУЛИЕВ Инал Борисович
преподаватель кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России