Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Практика интеграционных образований в создании и функционировании рынков услуг НИР как ориентир для создания единого рынка услуг НИР в ЕАЭС

Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 23 «Об утверждении планов либерализации по секторам услуг, указанным в Решении Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 30», утверждён план либерализации по сектору услуг по проведению научно­исследовательских работ и внедрению в области обществен­ных и гуманитарных наук.

Являясь относительно молодым интеграционным образованием, Евразийский экономический союз ставит перед собой амбициозные задачи, в частности по созданию единого рынка научно-исследовательских услуг (далее - услуг НИР). На основе практики Европейского союза (далее - ЕС) и Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) в части функционирования и ре­гулирования аналогичных рынков автор делает вывод о необ­ходимости учёта опыта указанных интеграционных образова­ний при создании единого рынка услуг НИР на постсоветском пространстве.

  1. Основные подходы к созданию единого рынка в рамках интеграционного образования:
    • Подход ЕС

Подход ЕС к оказанию услуг в рамках единого экономиче­ского пространства интеграционного образования предопре­делён принципом свободы предоставления услуг1, который в том числе предполагает отказ стран-участниц ЕС от установле­ния требования национальности к поставщикам услуг. Тем не менее, определённые требования к поставщикам услуг могут применяться, при условии, что они носят недискриминаци­онный характер, оправданы по соображениям осуществления государственной политики конкретного государства-члена ЕС, общественной безопасности, общественного здоровья или за­щиты окружающей среды. Отступления от принципа свободы предоставления услуг относятся к Директиве 96/71/EC о вре­менном присутствии работников на территории иностранно­го государства при оказании услуг и к Разделу II Директивы 2005/36/EC о признании профессиональной квалификации.

В рамках кооперации научно-исследовательских цен­тров и научных работников в ЕС была создана инициатива EURAXESS, которая в настоящее время реализуется через электронную веб-платформу, где можно найти информацию об открытых вакансиях в области НИР, актуальных исследова­ниях в конкретной области, а также требованиях, предъявляе­мых к соискателям на соответствующую вакансию или место в научно-исследовательской группе. Отдельно в рамках ЕС регу­лируется привлечение научных специалистов и исследовате­лей из стран, не являющихся членами ЕС.

Большое внимание уделяется в настоящее время оцифро­выванию сфер человеческого развития. В рамках построения системы единого рынка в ЕС (EU Single Market) активно параллельно разрабатывается система развития единого цифрового рынка (EU Digital single Market). Для НИР в этой части пред­лагается развитие единых европейских инфраструктур, в том числе электронных инфраструктур. Эта инициатива начала развиваться в 2016 году и получила название European Research Infrastructures, которая финансируется и развивается в рамках программы Горизонт 2020. Инициатива предлагает создание Европейского открытого научного облака (EOSC) для специ­алистов в области науки и техники, т.е. это виртуальная среды для хранения, совместного использования и повторного ис­пользования больших объёмов информации, генерируемой в рамках т.н. Big Data Revolution.

  • Подход ОЭСР

Основным документом ОЭСР в части сектора НИР высту­пает Frascati Manual (далее по тексту - Руководство) (Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development)6. Впервые документ был написан в июне 1963 в г. Фраскати (Италия) экспертами из стран-членов ОЭСР, кото­рые собирают и публикуют национальные данные об иссле­дованиях и разработках (далее - НИОКР). В 2015 году вышло в свет ныне действующее седьмое издание. Руководство является стандартом для проведения НИОКР и сбора данных не только в ОЭСР и Европейском союзе, но и в иных странах, не являю­щихся членами ОЭСР или ЕС, поскольку некоторые положе­ния Руководства заимствованы и транслируются через доку­менты ЮНЕСКО. Разъяснения и отчёты Руководства касаются прежде всего измерения затрат и кадровых ресурсов, выделя­емых на НИОКР в сферах деятельности высшего образования, государственных, коммерческих и частных некоммерческих организаций. Руководство основано на опыте, накопленном в результате сбора статистических данных о НИОКР как в стра­нах ОЭСР, так и в странах, не являющихся членами ОЭСР, что также свидетельствует о возможности его использования лю­бым государством и/или интеграционным образованием.

  1. Опыт унификации понятийного аппарата
    • ЕС

Согласно единому классификатору видов деятельности в ЕС (NACE rev.2) раздел научных исследований и разработок включает три вида исследований и разработок:

  • фундаментальное исследование: экспериментальная или теоретическая работа, проводимая в основном для полу­чения новых знаний об основах явлений и наблюдаемых фак­тах без специального применения или использования,
  • прикладное исследование: новое исследование, пред­принятое для приобретения новых знаний, направленных прежде всего на конкретную практическую цель или цель и
  • экспериментальная разработка: систематическая ра­бота, основанная на существующих знаниях, полученных в результате исследований и / или практического опыта, на­правленных на производство новых материалов, продуктов и устройств, на установку новых процессов, систем и услуг и на существенное улучшение уже произведённых или установлен­ных.
  • ОЭСР

Фундаментальные исследования - экспериментальная или теоретическая работа, проводимая в основном для полу­чения новых знаний о лежащей в основе фундамента явлений и наблюдаемых фактов без какого-либо конкретного примене­ния или использования.

Прикладные исследования также являются уникальным исследованием, проведённым с целью приобретения новых знаний, однако, направленное прежде всего на конкретную практическую задачу или цель.

Экспериментальная разработка - это систематическая ра­бота, основанная на существующих знаниях, полученных в ре­зультате исследований и / или практического опыта, которые направлены на производство новых материалов, продуктов или устройств, на установку новых процессов, систем и услуг или на улучшение по существу уже созданных или установ­ленных.

НИОКР охватывает как официальные НИОКР в научно­исследовательских организациях и подразделениях, так и не­официальные или случайные исследования и разработки в других организациях и подразделениях.

Основным критерием отличия НИОКР от смежных видов деятельности является наличие в НИОКР заметного элемента новизны и разрешение научной и / или технологической не­определённости.

  1. Признание квалификаций и научных степеней в сфере выполнения НИР
    • Признание квалификаций в ЕС

Система признания профессиональной квалификации в ЕС регулируется блоком специального законодательства. Так Директива 2005/36/EC, регулирующая вопросы призна­ния профессиональных компетенций, не распространяется на профессии, охватываемые конкретными директивами (напри­мер, аудиторы, на которых распространяется действие Дирек­тивы 2006/43/EC  или юристов, желающих работать в другом государстве-члене в соответствии с их профессиональными ти­тулами, полученными в родном государстве, которые охваты­ваются Директивой 98/5/EC). Система признания квалифика­ции в ЕС не связана с выполнением отдельными лицами работ и услуг в секторе НИР, а направлена на регулирование при­знания именно профессиональной квалификации в какой- то области знаний (например, медицина, юриспруденция и др.), где потенциально могут оказываться услуги/выполняться работы НИР. Тем не менее в настоящее время процесс при­знания профессиональной квалификации в рамках ЕС, как единого интеграционного образования, остаётся неурегулиро­ванным, поскольку каждое государство-член ЕС вправе приме­нять свои собственные стандарты к той или иной профессии в соответствии с собственным законодательством. Директива 2005/36/EC не обязывает все государства выстраивать единую систему профессиональной компетенции в рамках ЕС. Для облегчения процесса доступа к информации о соответству­ющей профессиональной компетенции в рамках ЕС сегодня функционирует база данных т.н. регулируемых профессий, т.е. таких профессий, где лицо должно обладать специальны­ми знаниями.

Рамочным документом для ЕС является Конвенция о при­знании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS N 165) (Заключена в г. Лиссабоне 11.04.1997).

В связи с распространением Болонского процесса на тер­ритории ЕС признание научных степеней является прямым следствием признания соответствующих образовательных компетенций. На этот процесс фактически оказывают влия­ние такие аспекты как:

  • EuropeanCreditTransferSystem (ECTS) - Европейская си­стема переноса зачётных единиц (на практике позволяет срав­нить образовательные программы и признавать полученные компетенции в разных учебных заведениях как внутри одного государства, так и в рамках ЕС).
  • DiplomaSupplement- Приложение к диплому (фактиче­ски приложение представляет собой документ, описывающий результаты обучения в их содержательном и контексте. Обе­спечивает процесс сопоставления полученных квалификаций как профессионального, так и академического статуса. Запол­няется на национальном и английском языках).
  • Accreditation- Аккредитация (в рамках ЕС представляет собой фактически сертификацию образовательных программ, т.е. признание соответствия их минимальным стандартам Ев­ропейской матрицы квалификаций системы высшего образо­вания).

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что на практике признание научной степени означает и призна­ние соответствующей профессиональной компетенции соис­кателя.

  • Признание квалификаций в ОЭСР

Под персоналом, осуществляющем НИОКР, понимаются высококвалифицированные исследователи, специалисты с вы­соким уровнем технического опыта и обучения, а также дру­гие сотрудники, осуществляющие вспомогательные функции, которые вносят непосредственный вклад в осуществление про­ектов и мероприятий в области НИОКР.

Персонал подразделяется на внутренний и внешний. К внутреннему персоналу относятся работники организации, проводящие НИОКР, к внешнему относятся сторонние кон­сультанты, привлекаемые не в рамках трудовых взаимоотно­шений. При этом следует отметить, что к персоналу, осущест­вляющему НИОКР, относятся только лица, которые прямо связаны с научной деятельностью.

При признании профессиональной компетенции ОЭСР ссылается на Международный стандарт Классификации об­разования.

Рекомендации ОЭСР в части признания профессиональ­ной квалификации фактически являются идентичными ре­комендациям ЕС, а именно: отсутствие дискриминации, на­личие матрицы оценки уровня образования. В своём отчёте[14] авторы отмечают, что процесс признания также может от­личаться от специфики соответствующего региона или госу­дарства, и, возможно, как полное, так и частичное признание соответствующей квалификации. Несмотря на то, что отчёт не делает акцента на деятельности в области НИР, а носит общий характер, можно с уверенностью утверждать, что без призна­ния соответствующей квалификации возможность заниматься научными исследованиями в иностранном государстве пред­ставляется затруднительной, если невозможной совсем.

Исходя из вышеизложенного, признание соответству­ющих профессиональных квалификаций и компетенций не носит общеобязательного характера. Более того, участники соответствующего интеграционного образования не обязаны автоматически признавать квалификации и компетенции, если они не были получены на их территории или при догово­рённости на двустороннем уровне между отдельными государ­ствами или отдельными учебными заведениями соответствую­щих государств. Фактически сегодня каждое государство имеет собственную систему оценки как профессиональных, так и на­учных компетенций.

  1. Меры государственной поддержки выполнения НИР
    • Европейский союз

В ЕС можно выделить два уровня регулирования госу­дарственной поддержки: национальный и наднациональный. При этом государства-члены ЕС подчиняются правилам Со­общества о государственной помощи. Эти правила определя­ют строгие условия совместимости такой поддержки с кон­цепцией Общего рынка ЕС. Соответственно, мера поддержки, принятая на национальном уровне государством-членом, ко­торая квалифицируется как государственная помощь соглас­но статье 107(1) Договора о функционировании Европейского союза, должна, в дополнение к национальным правилам, со­блюдать правила ЕС о государственной помощи. Следует ска­зать, что в законодательстве ЕС нет чёткого определения госу­дарственной помощи. По мнению Еврокомиссии, любая мера, соответствующая критериям статьи 107(1) Договора, представ­ляет собой государственную помощь, при этом, по общему правилу, меры государственной поддержки не должны созда­вать неравные условия для конкуренции. Тем не менее, Евро­комиссия пришла к выводам о том, что в рамках НИР могут оказываться некоторые виды государственной поддержки, которые при определённых условиях совместимы с концеп­цией единого рынка и не нарушают условия конкуренции. Помощь должна соответствовать принципам: принцип про­зрачности; избежание чрезмерного негативного воздействия на конкуренцию и торговлю между государствами-членами ЕС; целесообразность помощи; помощь должна иметь стиму­лирующий эффект для её получателя и др.

  • ОЭСР

В рамках влияния государства на сектор НИР в ОЭСР можно отметить, что косвенной мерой государственной под­держки будет являться финансирование сектора НИР, которое осуществляется негосударственными учреждениями. Расходы бюджета могут, в том числе, направляться на финансирование деятельности организаций, специально не занимающихся на­учно-исследовательской деятельностью, но способствующим такой деятельности (например, агентства и ведомства, занима­ющиеся распределением бюджетных средств). Также авторы Руководства отмечают, что государственное финансирование может осуществляться в пользу международных организаций и учреждений, которые занимаются научно-исследователь­ской деятельностью. При этом, если услуги НИР оказываются в рамках государственного заказа, они могут быть предметом специального регулирования.

Возможность финансирования услуг НИР на основе гран­тов предоставляется для любых организаций, вне зависимости от направления исследования. Тем не менее выделяется осо­бое направление финансирования - финансирование высших учебных заведений, которые финансируются, как правило, под контролем государства. Таким образом, в рамках выпол­нения НИР высшими учебными заведениями можно сделать вывод о том, что такое финансирование является видом пря­мой государственной поддержки.

Меры налоговой поддержки

Многие правительства допускают более выгодный налого­вый режим в отношении НИОКР. Предоставление налоговых льгот для расходов на НИОКР, понесенных предприятиями, является формой субсидии на НИОКР, которая реализуется через налоговую систему и направлена на снижение эконо­мической стоимости инвестиций в НИОКР. Меры такой под­держки могут осуществляться как в форме непосредственного освобождения от налогов (это положение касается больше косвенных налогов), так и в форме налоговых льгот (это поло­жение касается больше прямых налогов). Такие меры налого­вого стимулирования направлены в значительной степени на коммерческие организации для стимулирования и развития сектора НИР на определённой территории. Таким образом допускается предоставление таких льгот и для организаций, местом инкорпорации которых не является территория госу­дарства, предоставляющего льготы. Также могут предостав­ляться специальные налоговые правила к выручке от использования/реализации прав интеллектуальной собственности, режим которой, как правило, распространяется на результаты деятельности в области НИР. Меры налоговой поддержки мо­гут распространяться на любом уровне правового регулирова­ния (федеральный, региональный, местный) и могут быть на­правлены на любые налоги, действующие в государстве.

По результатам анализа международного опыта регули­рования сферы услуг и сферы услуг сектора НИР в частности, можно определить следующие основные направления регули­рования и развития единого рынка услуг НИР:

  1. Стремление к недискриминации лиц, оказывающих ус­луги, в следующих аспектах:
  • признание соответствующих компетенций и квалифи­каций;
  • государственная поддержка сектора НИР услуг в усло­виях создания единого рынка;
  1. Стремление к выстраиванию единой инфраструктуры, в т.ч. информационно-коммуникативной, образовательной, трудовой (с некоторыми ограничениями, накладываемыми национальными законодательствами и возможностями меж­государственного взаимодействия);
  2. Отдельное внимание уделяется процессу цифрови- зации сектора услуг, в т.ч. созданию единых электронных порталов, которые не только выполняют информационную функцию, но также предлагают возможности по прохожде­нию некоторых административных процедур в конкретном государстве-участнике интеграционного образования, для воз­можности ведения в нём деятельности, как профессионально­трудовой, так и предпринимательской;
  3. Фактически единый подход к созданию понятийного аппарата в области НИР, в частности, фактически единообраз­ная сегментация сферы услуг сектора НИР на фундаменталь­ные исследования, прикладные исследования, эксперимен­тальные разработки.

В целом функционирование ЕАЭС не имеет существен­ных отличий от общемировых практик. В общем виде поло­жения о недискриминации и информационной открытости и обмену информацией задекларированы разделом XV Догово­ра о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014). Тем не менее положительное влияние на создание единого рынка может оказать создание единой информаци­онной инфраструктуры в рамках ЕАЭС. Представляется, что в настоящее время, в рамках создания единого рынка услуг НИР государствам-участникам ЕАЭС предстоит проделать ра­боту по созданию и наладке механизма межгосударственного взаимодействия в части создания единых административно­информационных структур, при отсутствии таковых, либо трансформации существующих. В части взаимодействия в об­разовательной сфере представляется наиболее приоритетной возможность разрешить вопрос на двустороннем, а не много­стороннем уровне, поскольку все государства участники явля­ются участниками Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS № 165). Соответственно, при наличии общих образова­тельных принципов, барьер признания соответствующих про­фессиональных квалификаций и компетенций может быть устранён без существенных затрат, как экономических, так и административных.

ЗАХАРОВ Евгений Алексеевич
преподаватель кафедры финансового права Уральского государственного юридического университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях