Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 23 «Об утверждении планов либерализации по секторам услуг, указанным в Решении Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 30», утверждён план либерализации по сектору услуг по проведению научноисследовательских работ и внедрению в области общественных и гуманитарных наук.
Являясь относительно молодым интеграционным образованием, Евразийский экономический союз ставит перед собой амбициозные задачи, в частности по созданию единого рынка научно-исследовательских услуг (далее - услуг НИР). На основе практики Европейского союза (далее - ЕС) и Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) в части функционирования и регулирования аналогичных рынков автор делает вывод о необходимости учёта опыта указанных интеграционных образований при создании единого рынка услуг НИР на постсоветском пространстве.
- Основные подходы к созданию единого рынка в рамках интеграционного образования:
- Подход ЕС
Подход ЕС к оказанию услуг в рамках единого экономического пространства интеграционного образования предопределён принципом свободы предоставления услуг1, который в том числе предполагает отказ стран-участниц ЕС от установления требования национальности к поставщикам услуг. Тем не менее, определённые требования к поставщикам услуг могут применяться, при условии, что они носят недискриминационный характер, оправданы по соображениям осуществления государственной политики конкретного государства-члена ЕС, общественной безопасности, общественного здоровья или защиты окружающей среды. Отступления от принципа свободы предоставления услуг относятся к Директиве 96/71/EC о временном присутствии работников на территории иностранного государства при оказании услуг и к Разделу II Директивы 2005/36/EC о признании профессиональной квалификации.
В рамках кооперации научно-исследовательских центров и научных работников в ЕС была создана инициатива EURAXESS, которая в настоящее время реализуется через электронную веб-платформу, где можно найти информацию об открытых вакансиях в области НИР, актуальных исследованиях в конкретной области, а также требованиях, предъявляемых к соискателям на соответствующую вакансию или место в научно-исследовательской группе. Отдельно в рамках ЕС регулируется привлечение научных специалистов и исследователей из стран, не являющихся членами ЕС.
Большое внимание уделяется в настоящее время оцифровыванию сфер человеческого развития. В рамках построения системы единого рынка в ЕС (EU Single Market) активно параллельно разрабатывается система развития единого цифрового рынка (EU Digital single Market). Для НИР в этой части предлагается развитие единых европейских инфраструктур, в том числе электронных инфраструктур. Эта инициатива начала развиваться в 2016 году и получила название European Research Infrastructures, которая финансируется и развивается в рамках программы Горизонт 2020. Инициатива предлагает создание Европейского открытого научного облака (EOSC) для специалистов в области науки и техники, т.е. это виртуальная среды для хранения, совместного использования и повторного использования больших объёмов информации, генерируемой в рамках т.н. Big Data Revolution.
- Подход ОЭСР
Основным документом ОЭСР в части сектора НИР выступает Frascati Manual (далее по тексту - Руководство) (Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development)6. Впервые документ был написан в июне 1963 в г. Фраскати (Италия) экспертами из стран-членов ОЭСР, которые собирают и публикуют национальные данные об исследованиях и разработках (далее - НИОКР). В 2015 году вышло в свет ныне действующее седьмое издание. Руководство является стандартом для проведения НИОКР и сбора данных не только в ОЭСР и Европейском союзе, но и в иных странах, не являющихся членами ОЭСР или ЕС, поскольку некоторые положения Руководства заимствованы и транслируются через документы ЮНЕСКО. Разъяснения и отчёты Руководства касаются прежде всего измерения затрат и кадровых ресурсов, выделяемых на НИОКР в сферах деятельности высшего образования, государственных, коммерческих и частных некоммерческих организаций. Руководство основано на опыте, накопленном в результате сбора статистических данных о НИОКР как в странах ОЭСР, так и в странах, не являющихся членами ОЭСР, что также свидетельствует о возможности его использования любым государством и/или интеграционным образованием.
- Опыт унификации понятийного аппарата
- ЕС
Согласно единому классификатору видов деятельности в ЕС (NACE rev.2) раздел научных исследований и разработок включает три вида исследований и разработок:
- фундаментальное исследование: экспериментальная или теоретическая работа, проводимая в основном для получения новых знаний об основах явлений и наблюдаемых фактах без специального применения или использования,
- прикладное исследование: новое исследование, предпринятое для приобретения новых знаний, направленных прежде всего на конкретную практическую цель или цель и
- экспериментальная разработка: систематическая работа, основанная на существующих знаниях, полученных в результате исследований и / или практического опыта, направленных на производство новых материалов, продуктов и устройств, на установку новых процессов, систем и услуг и на существенное улучшение уже произведённых или установленных.
- ОЭСР
Фундаментальные исследования - экспериментальная или теоретическая работа, проводимая в основном для получения новых знаний о лежащей в основе фундамента явлений и наблюдаемых фактов без какого-либо конкретного применения или использования.
Прикладные исследования также являются уникальным исследованием, проведённым с целью приобретения новых знаний, однако, направленное прежде всего на конкретную практическую задачу или цель.
Экспериментальная разработка - это систематическая работа, основанная на существующих знаниях, полученных в результате исследований и / или практического опыта, которые направлены на производство новых материалов, продуктов или устройств, на установку новых процессов, систем и услуг или на улучшение по существу уже созданных или установленных.
НИОКР охватывает как официальные НИОКР в научноисследовательских организациях и подразделениях, так и неофициальные или случайные исследования и разработки в других организациях и подразделениях.
Основным критерием отличия НИОКР от смежных видов деятельности является наличие в НИОКР заметного элемента новизны и разрешение научной и / или технологической неопределённости.
- Признание квалификаций и научных степеней в сфере выполнения НИР
- Признание квалификаций в ЕС
Система признания профессиональной квалификации в ЕС регулируется блоком специального законодательства. Так Директива 2005/36/EC, регулирующая вопросы признания профессиональных компетенций, не распространяется на профессии, охватываемые конкретными директивами (например, аудиторы, на которых распространяется действие Директивы 2006/43/EC или юристов, желающих работать в другом государстве-члене в соответствии с их профессиональными титулами, полученными в родном государстве, которые охватываются Директивой 98/5/EC). Система признания квалификации в ЕС не связана с выполнением отдельными лицами работ и услуг в секторе НИР, а направлена на регулирование признания именно профессиональной квалификации в какой- то области знаний (например, медицина, юриспруденция и др.), где потенциально могут оказываться услуги/выполняться работы НИР. Тем не менее в настоящее время процесс признания профессиональной квалификации в рамках ЕС, как единого интеграционного образования, остаётся неурегулированным, поскольку каждое государство-член ЕС вправе применять свои собственные стандарты к той или иной профессии в соответствии с собственным законодательством. Директива 2005/36/EC не обязывает все государства выстраивать единую систему профессиональной компетенции в рамках ЕС. Для облегчения процесса доступа к информации о соответствующей профессиональной компетенции в рамках ЕС сегодня функционирует база данных т.н. регулируемых профессий, т.е. таких профессий, где лицо должно обладать специальными знаниями.
Рамочным документом для ЕС является Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS N 165) (Заключена в г. Лиссабоне 11.04.1997).
В связи с распространением Болонского процесса на территории ЕС признание научных степеней является прямым следствием признания соответствующих образовательных компетенций. На этот процесс фактически оказывают влияние такие аспекты как:
- EuropeanCreditTransferSystem (ECTS) - Европейская система переноса зачётных единиц (на практике позволяет сравнить образовательные программы и признавать полученные компетенции в разных учебных заведениях как внутри одного государства, так и в рамках ЕС).
- DiplomaSupplement- Приложение к диплому (фактически приложение представляет собой документ, описывающий результаты обучения в их содержательном и контексте. Обеспечивает процесс сопоставления полученных квалификаций как профессионального, так и академического статуса. Заполняется на национальном и английском языках).
- Accreditation- Аккредитация (в рамках ЕС представляет собой фактически сертификацию образовательных программ, т.е. признание соответствия их минимальным стандартам Европейской матрицы квалификаций системы высшего образования).
Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что на практике признание научной степени означает и признание соответствующей профессиональной компетенции соискателя.
- Признание квалификаций в ОЭСР
Под персоналом, осуществляющем НИОКР, понимаются высококвалифицированные исследователи, специалисты с высоким уровнем технического опыта и обучения, а также другие сотрудники, осуществляющие вспомогательные функции, которые вносят непосредственный вклад в осуществление проектов и мероприятий в области НИОКР.
Персонал подразделяется на внутренний и внешний. К внутреннему персоналу относятся работники организации, проводящие НИОКР, к внешнему относятся сторонние консультанты, привлекаемые не в рамках трудовых взаимоотношений. При этом следует отметить, что к персоналу, осуществляющему НИОКР, относятся только лица, которые прямо связаны с научной деятельностью.
При признании профессиональной компетенции ОЭСР ссылается на Международный стандарт Классификации образования.
Рекомендации ОЭСР в части признания профессиональной квалификации фактически являются идентичными рекомендациям ЕС, а именно: отсутствие дискриминации, наличие матрицы оценки уровня образования. В своём отчёте[14] авторы отмечают, что процесс признания также может отличаться от специфики соответствующего региона или государства, и, возможно, как полное, так и частичное признание соответствующей квалификации. Несмотря на то, что отчёт не делает акцента на деятельности в области НИР, а носит общий характер, можно с уверенностью утверждать, что без признания соответствующей квалификации возможность заниматься научными исследованиями в иностранном государстве представляется затруднительной, если невозможной совсем.
Исходя из вышеизложенного, признание соответствующих профессиональных квалификаций и компетенций не носит общеобязательного характера. Более того, участники соответствующего интеграционного образования не обязаны автоматически признавать квалификации и компетенции, если они не были получены на их территории или при договорённости на двустороннем уровне между отдельными государствами или отдельными учебными заведениями соответствующих государств. Фактически сегодня каждое государство имеет собственную систему оценки как профессиональных, так и научных компетенций.
- Меры государственной поддержки выполнения НИР
- Европейский союз
В ЕС можно выделить два уровня регулирования государственной поддержки: национальный и наднациональный. При этом государства-члены ЕС подчиняются правилам Сообщества о государственной помощи. Эти правила определяют строгие условия совместимости такой поддержки с концепцией Общего рынка ЕС. Соответственно, мера поддержки, принятая на национальном уровне государством-членом, которая квалифицируется как государственная помощь согласно статье 107(1) Договора о функционировании Европейского союза, должна, в дополнение к национальным правилам, соблюдать правила ЕС о государственной помощи. Следует сказать, что в законодательстве ЕС нет чёткого определения государственной помощи. По мнению Еврокомиссии, любая мера, соответствующая критериям статьи 107(1) Договора, представляет собой государственную помощь, при этом, по общему правилу, меры государственной поддержки не должны создавать неравные условия для конкуренции. Тем не менее, Еврокомиссия пришла к выводам о том, что в рамках НИР могут оказываться некоторые виды государственной поддержки, которые при определённых условиях совместимы с концепцией единого рынка и не нарушают условия конкуренции. Помощь должна соответствовать принципам: принцип прозрачности; избежание чрезмерного негативного воздействия на конкуренцию и торговлю между государствами-членами ЕС; целесообразность помощи; помощь должна иметь стимулирующий эффект для её получателя и др.
- ОЭСР
В рамках влияния государства на сектор НИР в ОЭСР можно отметить, что косвенной мерой государственной поддержки будет являться финансирование сектора НИР, которое осуществляется негосударственными учреждениями. Расходы бюджета могут, в том числе, направляться на финансирование деятельности организаций, специально не занимающихся научно-исследовательской деятельностью, но способствующим такой деятельности (например, агентства и ведомства, занимающиеся распределением бюджетных средств). Также авторы Руководства отмечают, что государственное финансирование может осуществляться в пользу международных организаций и учреждений, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью. При этом, если услуги НИР оказываются в рамках государственного заказа, они могут быть предметом специального регулирования.
Возможность финансирования услуг НИР на основе грантов предоставляется для любых организаций, вне зависимости от направления исследования. Тем не менее выделяется особое направление финансирования - финансирование высших учебных заведений, которые финансируются, как правило, под контролем государства. Таким образом, в рамках выполнения НИР высшими учебными заведениями можно сделать вывод о том, что такое финансирование является видом прямой государственной поддержки.
Меры налоговой поддержки
Многие правительства допускают более выгодный налоговый режим в отношении НИОКР. Предоставление налоговых льгот для расходов на НИОКР, понесенных предприятиями, является формой субсидии на НИОКР, которая реализуется через налоговую систему и направлена на снижение экономической стоимости инвестиций в НИОКР. Меры такой поддержки могут осуществляться как в форме непосредственного освобождения от налогов (это положение касается больше косвенных налогов), так и в форме налоговых льгот (это положение касается больше прямых налогов). Такие меры налогового стимулирования направлены в значительной степени на коммерческие организации для стимулирования и развития сектора НИР на определённой территории. Таким образом допускается предоставление таких льгот и для организаций, местом инкорпорации которых не является территория государства, предоставляющего льготы. Также могут предоставляться специальные налоговые правила к выручке от использования/реализации прав интеллектуальной собственности, режим которой, как правило, распространяется на результаты деятельности в области НИР. Меры налоговой поддержки могут распространяться на любом уровне правового регулирования (федеральный, региональный, местный) и могут быть направлены на любые налоги, действующие в государстве.
По результатам анализа международного опыта регулирования сферы услуг и сферы услуг сектора НИР в частности, можно определить следующие основные направления регулирования и развития единого рынка услуг НИР:
- Стремление к недискриминации лиц, оказывающих услуги, в следующих аспектах:
- признание соответствующих компетенций и квалификаций;
- государственная поддержка сектора НИР услуг в условиях создания единого рынка;
- Стремление к выстраиванию единой инфраструктуры, в т.ч. информационно-коммуникативной, образовательной, трудовой (с некоторыми ограничениями, накладываемыми национальными законодательствами и возможностями межгосударственного взаимодействия);
- Отдельное внимание уделяется процессу цифрови- зации сектора услуг, в т.ч. созданию единых электронных порталов, которые не только выполняют информационную функцию, но также предлагают возможности по прохождению некоторых административных процедур в конкретном государстве-участнике интеграционного образования, для возможности ведения в нём деятельности, как профессиональнотрудовой, так и предпринимательской;
- Фактически единый подход к созданию понятийного аппарата в области НИР, в частности, фактически единообразная сегментация сферы услуг сектора НИР на фундаментальные исследования, прикладные исследования, экспериментальные разработки.
В целом функционирование ЕАЭС не имеет существенных отличий от общемировых практик. В общем виде положения о недискриминации и информационной открытости и обмену информацией задекларированы разделом XV Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014). Тем не менее положительное влияние на создание единого рынка может оказать создание единой информационной инфраструктуры в рамках ЕАЭС. Представляется, что в настоящее время, в рамках создания единого рынка услуг НИР государствам-участникам ЕАЭС предстоит проделать работу по созданию и наладке механизма межгосударственного взаимодействия в части создания единых административноинформационных структур, при отсутствии таковых, либо трансформации существующих. В части взаимодействия в образовательной сфере представляется наиболее приоритетной возможность разрешить вопрос на двустороннем, а не многостороннем уровне, поскольку все государства участники являются участниками Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS № 165). Соответственно, при наличии общих образовательных принципов, барьер признания соответствующих профессиональных квалификаций и компетенций может быть устранён без существенных затрат, как экономических, так и административных.
ЗАХАРОВ Евгений Алексеевич
преподаватель кафедры финансового права Уральского государственного юридического университета