В данной статье раскрывается содержание термина «компетенция публично-правового образования» и описывается каждый элемент структуры компетенции муниципальных образований.
В ходе анализа правовых норм, составляющих компетенционную основу местного самоуправления, выявляется ряд законодательных пробелов и коллизий, а также описывается авторское видение механизма их преодоления.
Ключевые слова: муниципальное право, вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления, компетенционная основа местного самоуправления.
КУПЦОВ Егор Игоревич
кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики спортивной индустрии им. В. В. Кузина Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма
KUPTSOV Egor Igorevich
Ph.D. in Law, associate professor of V. V. Cousin Management and economics of the sports industry subfaculty of the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism
LEGAL GAPS AND CONFLICTS IN THE AREA OF COMPETENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT
This article reveals the content of the term «competence of a public legal entity» and describes each element of the structure of the competence of municipalities. In the course of the analysis of the legal norms that make up the competence basis of local selfgovernment, a number of legislative gaps and conflicts are revealed, and the author’s vision of the mechanism for overcoming them is described.
Keywords: municipal law, issues of local importance, powers of local self-government bodies, competence base of local selfgovernment.
В научной литературе отмечается, что эффективность осуществления местного самоуправления напрямую зависит от содержания его компетенции, недостаточная правовая регламентация которой может являться причиной дублирования функций органов местной власти и приводить к иным негативным последствиям [1, с. 53], а четкое видение субъектами муниципального управления своей компетенции, наоборот, способствует созданию условий для успешного решения как стратегических, так и текущих задач [2], что указывает на актуальность поиска путей совершенствования правовых норм, образующих институт компетенционной основы местного самоуправления.
Под компетенцией того или иного публично-правого образования следует понимать совокупность его предметов ведения и полномочий. Предметы ведения представляют собой круг рассматриваемых вопросов, а полномочия - права и обязанности, необходимые для их решения. Иными словами, они должны соотноситься друг с другом как постановка цели и способы её достижения.
Основу предметов ведения муниципальных образований составляют вопросы местного значения, решение которых является главной задачей местного самоуправления согласно легальной дефиниции данной формы народовластия, содержащейся в статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о МСУ).
Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Закрытые (за некоторым исключением) перечни таких вопросов содержатся в статьях 14, 15, 16 и 16.2 Закона о МСУ.
Одной из ключевых проблем определения круга вопросов местного значения является их смешение с полномочиями муниципальных органов власти по их решению. Так, например, совершенно очевидно, что утверждение местного бюджета или установление местных налогов и сборов едва ли подходят под данное выше определение и не могут являться самоцелью. Их скорее следует отнести к способам её достижения - конкретным правам и обязанностям местных органов публичной власти. Подобных примеров можно привести достаточно много, что говорит о необходимости глубокой переработки самой концепции формулировки вопросов местного значения и их отграничения от полномочий по их решению.
Базовый перечень таких полномочий приведён в статье 17 Закона о МСУ. Обращает на себя внимание тот факт, что вопросы местного значения, согласно данному в законодательстве определению, могут решаться населением непосредственно или через представителей, но полномочиями по их решению законодатель наделяет только органы местного самоуправления.
Представляется, что ряд форм прямой демократии на муниципальном уровне, включая местные выборы и референдум, де-факто и представляет собой полномочия населения по решению вопросов местного значения. То есть само по себе формирование муниципальных органов следует рассматривать как средство разрешения вышеописанных вопросов.
Ещё одной проблемой является то, что перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения слишком децентрализован. В упомянутой 17-й статье Закона о МСУ называются лишь 15 полномочий. При этом данный перечень остаётся открытым, так как допускается предусматривать иные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения федеральными законами и уставами муниципальных образований. В итоге мы приходим к ситуации, когда без труда можно перечислить несколько десятков содержащих перечень полномочий муниципальных органов федеральных законов, нормы которых регулируют общественные отношения в совершенно разных областях (см., например, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и т.д.).
В свете сказанного хотелось бы поддержать предложение о кодификации муниципальных правовых норм [3]. Представляется, что данная мера позволила бы, например, избежать коллизии, связанной с тем, что в Законе о МСУ утверждение местного бюджета отнесено к вопросам местного значения, а Бюджетным кодексом Российской Федерации - к полномочиям по их решению.
Помимо вопросов местного значения к предметам ведения муниципальных образований также справедливо относят отдельные вопросы регионального и федерального значения. Для решения таких вопросов органы местной власти либо наделяются отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых финансовых ресурсов посредством предоставления субвенций из вышестоящих бюджетов, либо реализуют право на участие в осуществлении не переданных им государственных полномочий.
Вышеуказанное право может быть использовано местными органами власти, в том числе, в отношении вопросов, перечисленных в статьях 14.1, 15.1 и 16.1 Закона о МСУ (в зависимости от вида муниципального образования), среди которых создание муниципальных музеев, муниципальной пожарной охраны, муниципальных образовательных организаций высшего образования, создание условий для развития туризма и т.д.
В свете сказанного представляется небезынтересной позиция С. А. Авакьяна, в соответствии с которой нет вопросов сугубо местного значения, так как все такие вопросы являются продолжением вопросов государственного значения [4, с. 64]. Соглашаясь с озвученным мнением, напрашивается вывод о том, что тот или иной вопрос, решаемый органами публичной власти, следует отнести к вопросу местного значения, если он решается на муниципальном уровне и его решение имеет значение именно для местного населения (например, содержание автомобильных дорог местного значения). Если решение того или иного вопроса попадает в зону интересов населения сразу нескольких муниципальных образований верхнего уровня (например, содержание автомобильных дорог регионального значения), то он «поднимается» уже на государственный уровень. Если органам местного самоуправления делегируют осуществление дорожной деятельности в отношении участка региональной трассы, им таким образом передаются отдельные государственные полномочия.
Но тогда остаётся неясным следующий момент. Как отмечает М. Ю. Дитятковский, исходя из законодательных формулировок, «права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения, являются производными от отдельных государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления» [5, с. 104], то есть их частным случаем. Но корректно ли относить, допустим, указанное в статье 14.1 Закона о МСУ право местных органов власти на создание музеев поселения к государственным вопросам? Представляется, что данный вопрос, а также осуществление деятельности по обращению с бродячими животными, обитающими на территориях муниципального образования, оказание содействия развитию адаптивной физической культуры и спорта и многие другие следует скорее отнести в отдельную категорию, не нашедшую отражения в действующем законодательстве - факультативные вопросы местного значения.
К слову, полномочия (хотя здесь скорее более уместно говорить о правах в чистом виде), необходимые для решения таких вопросов, также «разбросаны» по различным отраслевым федеральным законам (см., например, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»), что ещё раз указывает на целесообразность кодификации муниципально-правового массива.
Обратим внимание также на то, что органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении иных не переданных им государственных полномочий, в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также решать прочие вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными и региональными законами. Представляется, что такая формулировка окончательно размывает структуру компетенции органов местного самоуправления. При этом стоит согласиться с мнением о том, что сложившаяся ситуация «дает почву для потенциального злоупотребления теми полномочиями, которые в настоящее время нигде не определены» [6].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня правовые нормы, относящиеся к институту компетенционной основы местного самоуправления, нуждаются в совершенствовании, для чего необходимо проведение глубокого комплексного научного исследования, направленного, в том числе, на устранение описанных выше пробелов и коллизий.