Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, ООН была создана чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций».
Главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности была возложена на Совет Безопасности ООН.
Согласно ст. 23 Устава ООН, Совет Безопасности ООН состоит из пятнадцати Членов Организации. Особый статус предоставлен пятерке стран, являющихся постоянными членами Совета Безопасности. По меткому выражению исследователей «ООН, в отличие от Лиги Наций, признавала, что все государства являются равными, но некоторые - «более равные».
Право вето применяется постоянными членами Совета Безопасности ООН для блокирования резолюций, которые вызывают у них явное несогласие. Вето постоянного члена Совета Безопасности нельзя преодолеть ни простым, ни квалифицированным большинством голосов. На сегодняшний день
Российская Федерация применила право вето 15 раз, в отдельных случаях - совместно с Китаем
Деятельность Совета Безопасности ООН как политико-правового регулятора вызывает различные споры в среде экспертов и ученых-исследователей. После нескольких резонансных прецедентов, мировая общественность усомнилась в эффективности Совета Безопасности. Правовые проблемы, решаемые Советом Безопасности, очень важные и острые, часто имеют политическую подоплеку и затрагивают проблемы расового, национального, конфессионального характера.
На сегодняшний день ученые не пришли к единому выводу о правовой природе Совета Безопасности ООН, его компетенции и полномочиях. В международном праве существуют различные подходы к определению компетенции международных организаций. Как отмечает И. Н. Ле- бединец, «когда компетенция международной организации определена неоднозначно, возникают сложности при установлении ее пределов. В данном случае объем компетенции обычно определяется либо путем толкования отдельных положений Устава международной организации (так называемая подразумеваемая компетенция), либо исходя из общих целей, зафиксированных в ее Уставе (так называемая имманентная компетенция)».
Ярким примером реализации подразумеваемой компетенции Совета Безопасности ООН является Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ или МУТЮ) для уголовного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права. Одним из громких судебных процессов стало дело Д. Тадича.
В ходе разбирательства сторона Д. Тадича выступила с заявлением о том, что трибунал неправомочен рассматривать его дело, так как был создан с нарушением положений Устава ООН. Совет Безопасности ООН не мог создать суд ad-hoc, так как:
- Подобные суды создаются на основе международного договора (как, например, Нюрнбергский трибунал) либо закона (как это отмечено в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г.).
- Проведение МТБЮ не будет способствовать установлению мира на территории бывшей Югославии, вследствие чего не будут достигнуты цели, ради которых был создан трибунал.
- До случая с бывшей Югославией преступления против человечности многократно имели место, однако никакого суда не было создано и т.д.
Апелляционная палата МТБЮ отвергла эти аргументы, как и возражения о том, что приоритет международного суда над национальным нарушает принцип суверенитета независимого государства. Что касается других аргументов, то «Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер».
Многие правовые проблемы, связанные с деятельностью Совета Безопасности ООН связаны с тем, что устройство этого органа, структура и принципы функционирования значительно устарели. Позиционирование сил на мировой геополитической карте после II Мировой войны значительно изменилось, что побудило к тому, что отдельные страны все настойчивее стали заявлять о необходимости проведения реформы ключевых органов ООН, в том числе и Совета Безопасности. На сегодняшний день наибольшую активность проявляют страны «четверки» - Бразилия, ФРГ, Япония и Индия. По мнению исследователей, проблема реформирования Совета Безопасности ООН включает три ключевых аспекта:
- «расширение членского состава Совета Безопасности;
- рабочие методы, используемые Советом Безопасности в своей деятельности;
- механизм исполнения решений Совета Безопасности»[8].
Необходимо признать, что предложения о реформировании Совета Безопасности ООН участились в связи с последними политическими событиями. В международно-правовом пространстве назрел кризис в области поддержания мира и международной безопасности, соблюдения положений международного гуманитарного права по отношению к воюющим сторонам конфликта и мирному населению. В условиях затяжных вооруженных конфликтов значительно усиливают свое влияние террористические и экстремистские организации.
При этом проблема кроется не только в правоприменении, но и в существующих международно-правовых нормах, которые оставляют пробелы и пространство для двоякого толкования принципов международного права. Одним из ярких примеров такого диссонанса является соотношение права наций на самоопределение и принципа территориальной неприкосновенности суверенного государства. В свете известных событий на территориях бывшей Югославии, Ирака, Ливии, Сирийской Арабской Республики можно воочию убедиться, что эти политико-правовые события трактуются разными членами ООН и Совета Безопасности ООН неоднозначно. Как показала практика, если США, Великобритания и другие страны считали, что внутригосударственный политический кризис необходимо было решать военно-силовым воздействием, то Россия и КНР придерживались принципа невмешательства во внутренние дела суверенного государства до принятия соответствующей резолюции Совбеза ООН, запроса самого государства о помощи и др. факторов, объективно обосновывающих необходимость такого вмешательства.
Как справедливо отметил Я. Юйхэн «несанкционированные ООН действия США и Великобритании спровоцировали войну с суверенным государством Ирак. В качестве надуманного предлога было выдвинуто обвинение в существовании в Ираке оружия массового уничтожения. Восьмилетняя война (с 20 марта 2003 по 15 декабря 2011 г.) - после свержения режима Саддама Хусейна - не только унесла жизни более 116 тысяч мирных граждан страны, но и причинила большой урон авторитету ООН в деле поддержания международного мира. США и Великобритания обошли полномочия ООН и нанесли сокрушительный удар суверенному государству, нарушив тем самым Устав Организации». Тем не менее, конкретных доказательств существования оружия массового уничтожения коалиция не представила. Бывший госсекретарь США К. Пауэлл был вынужден признать тот факт, что когда он «делал доклад в феврале 2003 года, то опирался на самую лучшую информацию, которую предоставило ЦРУ. ... К сожалению, со временем выяснилось, что источники были неточными и неверными, а в ряде случаев преднамеренно вводили в заблуждение».
Подобная проблема коснулась и Ливии. Автор поддерживает точку зрения И. Н. Щербака, согласно которой «ставка на применение принудительных мер и вооруженной силы не только не способствует устранению первопричин конфликтных ситуаций, а, наоборот, ведет к расширению зон конфликтов, неконтролируемой эскалации внутренних противоречий, втягиванию в них соседних регионов и государств, к ослаблению систем глобального и регионального управления». После того, как внутренняя инфраструктура Ливии была разрушена, были подорваны важнейшие скрепы, удерживающие страну от нового витка межклановых войн. Ликвидация режима М. Каддафи не только не принесла объективных улучшений в плане социально-экономического развития страны, но и способствовала нарастанию социальной напряженности, росту безработицы и уровня криминогенной обстановки. Подобная ситуация продолжается по сей день, не случайно в декабре 2016 г. Совет Безопасности ООН выразил «глубокую обеспокоенность по поводу стремительно ухудшающейся гуманитарной ситуации в Ливии», а также призвал «правительство национального согласия возглавить усилия по стабилизации ситуации ... и вести борьбу с угрозой терроризма».
Борьба с международным терроризмом - это важнейшая задача, к решению которой необходимо подходить комплексно, совместными усилиями стран, международных организаций. Несоблюдение первооснов и принципов международного права может привести к еще более глубокой проблеме, и стать благодатной почвой для распространения влияния террористических и экстремистских организаций.
Многие эксперты признают, что одним из самых успешных случаев консолидированного компромиссного принятия решения по кризисному вопросу стала резолюция 2118 по Сирии, что стало возможным благодаря достижению рамочной договоренности между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки в 2013 году по ликвидации химического оружия и их прекурсоров.
Автор считает, что ситуацию в Сирии следует воспринимать как гуманитарную катастрофу, что подтверждается объективными данными, представленными в документах Совета Безопасности ООН.
Нельзя не согласиться с М. С. Ходынской-Голенищевой, что «необходимо также, чтобы Россия продолжала последовательную линию на недопущение задействования СБ ООН для реализации силового сценария в отношении САР».
Затрагивая нарушения международного гуманитарного права, нельзя также не упомянуть о ситуации на Украине, где до сих пор продолжается вооруженный конфликт между ВС Украины и воинскими формированиями самопровозглашенных Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР). Одним из основополагающих решений в этой области стала резолюция Совета Безопасности ООН № 2202 (2015), принятая на 7384м заседании 17 февраля 2015 года. В соответствии с этим документом, СБ ООН призывает все стороны обеспечить полное выполнение «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», включая предусмотренное в нем всеобъемлющее прекращение огня.
С точки зрения международного гуманитарного права, любой вооруженный конфликт - это необходимость обеспечения защиты и безопасности в первую очередь мирного населения, потом уже комбатантов и иных участников конфликта. Совет Безопасности ООН был создан как гарант обеспечения мира и безопасности в общепланетарном масштабе, в пределах компетенции, которой его наделил Устав ООН. СБ ООН не является застоявшимся и догматическим явлением, реформирование имеет место быть. В этом процессе Россия поддерживает заявки Индии и Бразилии на членство в Совете Безопасности ООН на постоянной основе, с присутствием в этой структуре и представителей африканского континента. Главное, чтобы такое расширение не пошло в ущерб эффективности и оперативности Совета Безопасности ООН.
ДЖАЛИЛОВА Айшат Муртазалиевна
аспирант кафедры международного права факультета международных отношений и международного права Дипломатической академии МИД России