В настоящей статье рассматривается связь международного инвестиционного права со сферой прав человека. Следует отметить, что новизна и актуальность данной идеи связана с неявным сочетанием данных правовых полей.
В тексте статьи приводятся исторические данные относительно эволюции международного инвестиционного права, рассматриваются его точки соприкосновения с правами человека. Далее в статье рассматриваются конкретные правовые документы, в которых разбираются ситуации, когда международное инвестиционное право влияет на сферу прав человека. В конце статьи делается вывод о том, что многие правовые нормы, которые бы защищали права человека, нечетко прописаны в существующих документах. Также отмечено, что система международного инвестиционного права нуждается в доработках.
Ключевые слова: международное инвестиционное право, права человека, права инвестора, соглашения, договоры.
NUGMANOVA Aliya Nailevna
postgraduate student of International and European law sub-faculty of the Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation
INTERSECTORAL CONNECTION OF INTERNATIONAL INVESTMENT LEGAL RELATIONS AND HUMAN RIGHTS
This article discusses the interaction between international investment law and the human rights sphere. It should be noted that the novelty and relevance of this idea is associated with an implicit combination of these legal fields. The text of the article provides historical data on the evolution of international investment law, discusses its points of contact with human rights. Further, the article discusses specific legal documents that deal with situations where international investment law affects the sphere of human rights. The current paper concluded that many legal norms that would protect human rights are not clearly spelled out in existing documents. It was also noted that the system of international investment law needs to be improved.
Keywords: international investment law, human rights, investor rights, agreements, contracts.
Международное инвестиционное право является значимой отраслью в системе международного права. Данная отрасль имеет длительный исторический путь. Отдельный период посвящен истории взаимодействия международного инвестиционного права с правами человека. Так после Второй мировой войны была создана ООН и значимых международно-экономических институтов. Из них, в частности, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Важной особенностью является тот факт, что существовавшая тогда Гаванская хартия практически не затронула проблему защиты инвестиций. Также в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) не содержится главы, пункты которой оговаривали бы вопросы защиты иностранных инвестиций. Здесь можно заключить, что права инвесторов отстаивались автономно от международной практики. При этом число разбирательств по проблемам иностранных инвестиций значительно возросло с 1945 по 1989 гг. Рост иностранных инвестиций во многом влияет на развитие международной экономической системы.
С приближением 80-х годов существенно изменилось отношение развивающихся стран к инвестициям. С этого времени развивающиеся страны стали более активными участниками международных инвестиций. Это было связано с невозможностью оплачивать собственные долги в условиях международного кризиса [2, с. 53]. Также стоит отметить, что не только природные ресурсы стали причиной капиталовложений. Интерес пал также на производство, различные технологии и особые услуги. Развивающиеся страны выступили за либерализацию инвестиционной политики. Это привело к росту двусторонних инвестиционных договоров, которые были заключены между развитыми и развивающимися странами. Развивающиеся страны должны действовать по национальному стандарту, однако они сами не были готовы обеспечить обращения для защиты иностранной собственности. Данное обстоятельство создает серьезную проблему для реализации прав человека. Инвестор в другом государстве сталкивается одновременно с нарушением международного инвестиционного права и нарушением собственных прав. В 90-х годах количество инвестиционных договоров между развитыми и развивающимися странами стало еще больше. Развивающиеся страны хуже адаптировались к нормам международного инвестиционного права. Тем более, многие из них имели слабое представление о правах человека. Это было обусловлено рядом причин: распад СССР; экономическая стагнация во многих развивающихся странах; наличие в данных странах неблагоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов [5, c. 126-127].
Особое место в истории международного инвестиционного права занимают проекты и конвенции. Отправной
точкой можно считать идею Германа Абса. Он первым предложил подписать многосторонний договор о защите иностранных инвестиций. Об этом впервые заявили на международной конференции в Сан-Франциско в 1957. Предложение Абса стало толчком для появления проекта кодекса «Международная конвенция по взаимной защите прав частной собственности в иностранных государствах» [3, c. 229-230]. В документе содержалось 15 положений, он включал стандарты защиты частной собственности, находящейся за рубежом. Был учрежден постоянный арбитражный суд.
Стандарты включали в себя «гарантии прав на свободное осуществление экономической или предпринимательской деятельности. Дискриминация между гражданами стран, которые стали участниками договора, категорически запрещалась. Также не стоит забывать о «положении о защите против мер, необоснованно препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности» и «введении несоразмерных налоговых ставок» [6, c. 374]. Статья документа предусматривают для иностранных инвесторов ряд прав. Например, согласно 6 статьи даются гарантии защиты от национализации частной собственности. Однако предполагается соблюдение некоторых условий: гарантии действуют только в течение 30 лет после вложения капитала. По статье 7 инвестору полагается обязательная выплата в случае экспроприации. На случай введения военного положения в том или ином государстве, инвестор может контролировать частную собственность. Документ также гарантирует возможность третейского суда и комитета для возмещения убытков на случай экспроприации. Государство должен прекратить противоправные действия в 3 месяца по решению третейского суда. В противном случае он мог обнародовать несоблюдение обязательств того или иного государства. Если подобная мера не приводила к нужным результатам, то за этим следовали экономические санкции.
Рассмотренная конвенция является далеко не единственной попыткой реализации правового соотношения прав человека и инвестора в истории международного права. Двумя годами позже, в 1959 году Абса и Шоукросса предложили проект конвенции об иностранных инвестициях. Он является «одним из наиболее известных результатов работы по научной кодификации норм международного инвестиционного права» [1, c. 40]. Подобная попытка не превратилась в официальный документ, который бы имел юридическую силу. Однако данный проект дал ход установлению в мире режима справедливого и равноправного обращения. Запрещалась косвенная экспроприация, обязательства по вложению капитала граждан из любой из договаривающихся сторон стали соблюдаться.
Следует отметить, что конвенция и проект по защите частной собственности иностранных государств не были поддержаны. Они не превратились в основу для договора между несколькими сторонами. Однако их вклад в дальнейшую модернизацию системы международного инвестиционного права и его точек соприкосновения с правами человека бесспорен.
Каким образом международное инвестиционное право и прав человека могут соприкасаться? В первую очередь следует отметить, что корпоративный инвестор может сам устанавливать правила в стране (это принято определять как нормотворческую функцию), куда идут его инвестиции. Данное обстоятельство, однако, может угрожать национальным и даже глобальным общественным ценностям. Сюда же относится экономическое развитие, охрана окружающей среды и права человека. Также, данное обстоятельство негативно воздействует на возможность государства контролировать ивестиционную деятельность, учитывая интересы общества. Подобная функция ивесторов практически не контролируется на международном уровне. Инвестиционный режим не дает гарантии оградить от противоправных действий юридических лиц. Кроме того, международная ответственность за противозаконные действия со стороны того или иного юридического лица остается под вопросом. В данном случае потенциально затрагиваются права человека (каждого гражданина страны, в которой инвестор ведет деятельность).
Частные компании и государства могут создавать международные правовые нормы по обоюдному согласию. Этот факт сам по себе не является проблемной ситуацией. Однако проблемная ситуация в международном праве может иметь место быть потому, что инвестиционные договоры становятся наднациональными. Кроме того, положения о защите инвестиций, которые содержатся в данных договорах, обязательны и их сложно юридически обойти. Подобная ситуация дает возможность определить четыре проблемные области современного инвестиционного режима. В первую очередь, логика соглашения и собственности/имущества слабо разграничена в доктрине международного инвестиционного права. Во-вторых, существует возможность беспрепятственно сменить национальность корпоративному инвестору. В-третьих, существуют трудности, которые связаны с решением проблем доктрины международного инвестиционного права. Это связано с существующей лоскутной системой мирового инвестиционного режима. К примеру, юридическое лицо ответственно за смену национальности, это четко прописано в нормах международного права. Для этого потребуются некие институциональные устройства, которые бы основывались на многостороннем подход и могли систематически решать споры. Наконец, юристы, специализирующиеся на международном праве, должны переосмыслить многие положения юридических лиц в мировой правовой сфере. Перечисленные проблемные поля тесно соприкасаются с такими сферами прав человека как неприкосновенность собственности, равенство перед законом, право на благоприятную окружающую среду. При этом следует отметить, что затрагиваются как права инвестора, так и права третьих лиц, которыми могут быть жители страны или конкретного региона.
Связь прав человека и международного инвестиционного права заключается в разнице двух понятий: экономический рост и экономическое развитие. Иными словами, уровень ВВП не единственный показатель, который свидетельствует о развитии экономики. Инвестирование капитала может способствовать экономическому росту (росту ВВП), однако при этом нарушаются права человека. Таким образом, анализ экономического развития должен выполняться при помощи комплексного подхода к соотношению развития экономики и защиты иностранных инвестиций. Должны учитываться все возможные негативные последствия.
В истории были примеры столкновений прав человека и международного инвестиционного права. К. Тамс продемонстрировал пример атаки со стороны стран Европейского союза на Урегулирование споров между инвесторами и государством (УСИГ) [8]. Впервые в газете «Нью-Йорк Таймс» была опубликована статья, в которой сравнивают суды НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле) и секретные трибуналы, которые не уделяют должного внимания достижениям в области международного инвестиционного права. Удивительно, что у этих судов было найдено немало схожих элементов. Данное обстоятельство способствовало тому, что государства принимают различные меры, чтобы обеспечить согласованность при помощи апелляционных инстанций или особых комиссий для разъяснения положений инвестиционных договоров. Это хорошо иллюстрирует глава об инвестициях Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения между Канадой и ЕС. В данном соглашении уточняются содержание ряда инвестиционных стандартов с целью более понятного разрешения споров. Также права иностранного инвестора должны быть ограничены. При переговорах между разными сторонами во внимание берутся более широкая область интересов. Сюда включены права человека, в частности его трудовые права и право на благоприятную окружающую среду. В полной мере нельзя ориентироваться на данное соглашение при составление инвестиционного договора, однако его можно использовать как шаблон для установления международного сотрудничества [7]. Это является хорошей правовой практикой для урегулирования между правами иностранного инвестора и правами человека.
Таким образом, новые инвестиционные соглашения нужны для соблюдения стандартов ответственного и устойчивого инвестирования. Здесь задействованы права инвесторов, государства, граждан этого государства. К примеру, некоторые инвестиционные соглашения требуют от инвесторов соблюдать законодательство страны, в которую идут инвестиции. Подобное обстоятельство в определенной мере способствует соблюдения прав человека. С другой стороны, это же обстоятельство может препятствовать соблюдения прав человека: не во всех странах права человека реализуются в полной мере или существуют только формально, но на практике не исполняются. В некоторых современных договорах также упоминается о соответствии международным стандартам корпоративной социальной ответственности. Далеко не во всех странах данные положения исполняются на практике. В силу данного обстоятельства происходит нарушение прав человека. Позитивный пример, однако, демонстрирует соглашение от 2016 года о взаимной защите капиталовложения, заключенное между Марокко и Нигерией. По данному соглашению инвесторы обязаны соблюдать права человека в принимающей стране. В частности, требуется руководствоваться общими принципами и правами в сфере труда, необходимо допустимое воздействие на окружающую среду (во внимание берутся требования законодательства государства инвестора, так и государства-принимающей стороны). Наконец, существуют соглашения, которые жестко пресекают коррупционную деятельность со стороны инвесторов. Это тоже затрагивает сферу прав человека. Данная область, тем не менее, нуждается в серьезной разработке гибкого законодательства. В частности, речь идет о юридическом обосновании новых положений и стандартов.
НУГМАНОВА Алия Наилевна
аспирант кафедры международного и европейского права Института законодательства и сравнительного правоведения при