Организация Объединенных Наций является наиболее универсальной системой, упорядочивающей современные международные отношения, высшим носителем и стражем современного международного права и в этом качестве пользуется наивысшим моральным авторитетом.
Но даже этот факт не превращает ООН в идеальный механизм, все функции которого были бы реализованы в полной мере. Поэтому еще со второй половины прошлого столетия мировое сообщество начало обсуждение особой необходимости в реформировании Организации. Ключевым органом ООН является Совет Безопасности, который отвечает за сохранение глобальной безопасности и соблюдение норм международного права в данной сфере.
Проблемы совершенствования управления международной системой и перспективы развития ООН, деятельность которой в некоторых сферах признается недостаточно эффективной, уже не одно десятилетие находятся в центре внимания мирового сообщества и являются остро дискуссионными вопросами среди зарубежных и отечественных правоведов, часть из которых даже ставит под сомнение целесообразность самого существования созданной странами антигитлеровской коалиции Организации Объединенных Наций, которая, по их мнению, является, «по своей сути, реликтом прошлой исторической эпохи и не отвечает новым реалиям».
В настоящее время не только специалисты-международники, но и представители неправительственных организаций выдвигают идеи коренной реформы ООН и радикального пересмотра её Устава.
По мнению Т. А. Дундуковой, целью преобразований должно стать укрепление центральной координирующей роли ООН в мировых делах, повышение эффективности Организации, ее способности оперативно и качественно реагировать на вызовы и угрозы современности.
Ученые уже выделили причины необходимости реформировать ООН. Главная - необходимость укрепить авторитет ООН перед лицом международного сообщества. Вторая причина, не менее важная, - это необходимость повысить легитимность ее решений и обеспечить более представительный состав одного из главных ее органов - Совета Безопасности. Третья причина реформирования ООН - необходимость адаптации всех ее учреждений и структур к современным мировым условиям, в том числе и к условиям глобальной неопределенности. Основной, но в то же время наиболее сложной и противоречивой является реформа Совета Безопасности ООН, которая бы сделала работу органа вновь эффективной. Как отмечает «самой сложной проблемой среди иных проблем совершенствования деятельности ООН является организационная реформа Совета Безопасности - уникального инструмента по обеспечению международной безопасности, учитывая его легитимность и полноту полномочий.. .».
В настоящее время в адрес Совета Безопасности высказываются резкие критические суждения, прежде всего, за неспособность применения всего арсенала средств и методов воздействия в случаях усиления международной напряженности, опасной для международной безопасности.
Реформа Совета Безопасности ООН включает разработку новых подходов к категориям членского состава, право вето, представленность регионов в Совете, отношения между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН и рабочие методы СБ ООН. Актуальным направлением следует считать расширение состава Совета Безопасности, охватывающее множество проблем, связанных с расширением состава постоянных членов, правом вето, укреплением потенциала Совета Безопасности в предотвращении и урегулировании конфликтов и повышении оперативности в исполнении его решений по проведению операций ООН по поддержанию мира.
Основные предложения по реформированию ученые разделяют на три категории: состав Совета Безопасности, вопрос применения права вето, «инструменты» реализации решений данного органа.
Однако существует множество дискуссионных вопросов по этому поводу. Самым остро дискуссионным и по сей день является вопрос о статусе права вето. Сущность права вето состоит в том, что постоянный член Совета Безопасности может не допустить принятие Советом любого решения, кроме процедурного, если считает его противоречащим целям и принципам ООН или национальным интересам государства, в отношении которого выносится решение. Таким образом, наделяя постоянных членов Совета Безопасности ООН правом вето, Устав ООН гарантирует, что решения, за которые постоянный член Совета Безопасности должен нести специальную ответственность, будут приниматься только с его согласия, тем самым повышая уровень их ответственности за последствия принимаемых решений, что должно способствовать укреплению международной безопасности. Право вето должно являться своего рода стабилизатором, обеспечивающим коллегиальный характер деятельности Совета Безопасности, «свободного от насилия и диктата со стороны кого бы то ни было».
Однако на практике постоянные члены Совбеза нередко применяют право вето не в интересах сохранения мира и безопасности, а исходя из собственных интересов и интересов государств-союзников. Как справедливо указывается в литературе, наличие права вето приводит к тому, что многие жизненно важные вопросы даже не ставятся на обсуждение, поскольку изначально ясно, что необходимая резолюция не будет принята.
На наш взгляд, наиболее спорным пунктом данной резолюции является предложение о предоставлении новым постоянным членам равных прав с нынешними постоянными членами, в частности, право вето. Однако существует опасность, что расширение СБ ООН, и, в частности, предоставление новым постоянным членам права вето, приведёт к опасному дисбалансу сил на мировой арене, а также вызовет затруднения при принятии согласованных решений по ключевым вопросам, поскольку небольшой численный состав СБ ООН способствует оперативному проведению его заседаний и акций. Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время, с учётом трансформирующегося миропорядка, ООН находится еще далеко от консенсуса по таким ключевым вопросам как масштабы расширения Совета Безопасности ООН, увеличение числа постоянных членов и право вето.
Среди основных проблем следует назвать проблему регионального представительства. Ряд регионов уже представлен в сегодняшнем составе Совета Безопасности ООН. В настоящее время в СБ не допредставлены развивающиеся страны, тогда как множество конфликтов в последние годы возникают как раз в этих государствах. Ряд стран полагают, что состав членов Совета Безопасности надо увеличить и в категории непостоянных, и в категории постоянных членов (Германия, Япония, Индия и Бразилия). Другие считают, что следует увеличить численный состав лишь за счет непостоянных членов (Аргентина, Канада, Колумбия и др.).
Некоторые авторы полагают, что реформа Совета Безопасности ООН создает риск существенного перераспределения политического влияния и в том числе регионального политического представительства в сравнении со сформировавшимся к настоящему моменту.
Реформа Совета Безопасности ООН не ограничивается лишь расширением численности его состава или спорами о применении или ограничении права вето. Длительное время идут споры об активизации деятельности Военно-штабного Комитета и образования вооружённых сил ООН в качестве действенного способа, подавляющего рост терроризма, межрелигиозных и межэтнических конфликтов.
Думается, следует согласиться с К. И. Шафоростовой в том, что наиболее рациональной выглядела бы следующая формула предполагаемой реформы:
- расширить орган на 5 новых участников, без наделения их правом вето;
- раз в 20 лет делать пересмотр этого состава и обновлять его (период, за который может значительно меняться глобальный баланс сил);
- новых участников привлечь на основе вышеуказанных критериев отбора, предложенных в 2005 году;
- нынешних постоянных членов СБ отставить в их статусе.
В остальном же целесообразно реализовывать существующий потенциал данного органа.
Такое решение представляется достаточно умеренным по масштабам предлагаемых изменений. А с другой стороны, создает необходимые условия для максимально достоверного и справедливого отражения расстановки сил на мировой арене без угрозы эффективности работы органа.
В заключение можно сделать следующие выводы.
Необходимость реформирования Совета Безопасности требует от государств-членов ООН предпринять все усилия, чтобы на основе диалога достичь компромиссного решения, и в конечном итоге сформулировать проект приемлемого для всех стран варианта организационной реформы Совета Безопасности с тем, чтобы он более эффективно выполнял свою основную функцию, обозначенную Уставом Организации Объединенных Наций - поддержание международного мира и безопасности.
Представляется важным сделать акцент на раскрытии и умножении нынешнего потенциала Совета Безопасности ООН в решении ключевых современных международных проблем. Недавними примерами такой успешной работы Совета стал его вклад в ликвидацию химического оружия в Сирии, решение иранского ядерного вопроса, а также принятые им меры в антитеррористической области.
АЛИЕВА Мадина Низамовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета
ГАЛИМОВА Севиль Руслановна
магистрант 2 курса кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета