Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Совет безопасности ООН и его реформа

Организация Объединенных Наций является наиболее универсальной системой, упорядочивающей современные международные отношения, высшим носителем и стра­жем современного международного права и в этом качестве пользуется наивысшим моральным авторитетом.

Но даже этот факт не превращает ООН в идеальный механизм, все функции которого были бы реализованы в полной мере. По­этому еще со второй половины прошлого столетия мировое сообщество начало обсуждение особой необходимости в ре­формировании Организации. Ключевым органом ООН яв­ляется Совет Безопасности, который отвечает за сохранение глобальной безопасности и соблюдение норм международ­ного права в данной сфере.

Проблемы совершенствования управления междуна­родной системой и перспективы развития ООН, деятель­ность которой в некоторых сферах признается недостаточно эффективной, уже не одно десятилетие находятся в центре внимания мирового сообщества и являются остро дискус­сионными вопросами среди зарубежных и отечественных правоведов, часть из которых даже ставит под сомнение це­лесообразность самого существования созданной странами антигитлеровской коалиции Организации Объединенных Наций, которая, по их мнению, является, «по своей сути, реликтом прошлой исторической эпохи и не отвечает новым реалиям».

В настоящее время не только специалисты-международ­ники, но и представители неправительственных организаций выдвигают идеи коренной реформы ООН и радикального пересмотра её Устава.

По мнению Т. А. Дундуковой, целью преобразований должно стать укрепление центральной координирующей роли ООН в мировых делах, повышение эффективности Ор­ганизации, ее способности оперативно и качественно реаги­ровать на вызовы и угрозы современности.

Ученые уже выделили причины необходимости ре­формировать ООН. Главная - необходимость укрепить ав­торитет ООН перед лицом международного сообщества. Вторая причина, не менее важная, - это необходимость по­высить легитимность ее решений и обеспечить более пред­ставительный состав одного из главных ее органов - Совета Безопасности. Третья причина реформирования ООН - не­обходимость адаптации всех ее учреждений и структур к современным мировым условиям, в том числе и к условиям глобальной неопределенности. Основной, но в то же время наиболее сложной и противоречивой является реформа Со­вета Безопасности ООН, которая бы сделала работу органа вновь эффективной. Как отмечает «самой сложной пробле­мой среди иных проблем совершенствования деятельности ООН является организационная реформа Совета Безопас­ности - уникального инструмента по обеспечению междуна­родной безопасности, учитывая его легитимность и полноту полномочий.. .».

В настоящее время в адрес Совета Безопасности выска­зываются резкие критические суждения, прежде всего, за не­способность применения всего арсенала средств и методов воздействия в случаях усиления международной напряжен­ности, опасной для международной безопасности.

Реформа Совета Безопасности ООН включает разработ­ку новых подходов к категориям членского состава, право вето, представленность регионов в Совете, отношения между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН и ра­бочие методы СБ ООН. Актуальным направлением следует считать расширение состава Совета Безопасности, охватыва­ющее множество проблем, связанных с расширением состава постоянных членов, правом вето, укреплением потенциала Совета Безопасности в предотвращении и урегулировании конфликтов и повышении оперативности в исполнении его решений по проведению операций ООН по поддержанию мира.

Основные предложения по реформированию ученые разделяют на три категории: состав Совета Безопасности, вопрос применения права вето, «инструменты» реализации решений данного органа.

Однако существует множество дискуссионных вопросов по этому поводу. Самым остро дискуссионным и по сей день является вопрос о статусе права вето. Сущность права вето состоит в том, что постоянный член Совета Безопасности мо­жет не допустить принятие Советом любого решения, кроме процедурного, если считает его противоречащим целям и принципам ООН или национальным интересам государства, в отношении которого выносится решение. Таким образом, наделяя постоянных членов Совета Безопасности ООН пра­вом вето, Устав ООН гарантирует, что решения, за которые постоянный член Совета Безопасности должен нести специ­альную ответственность, будут приниматься только с его со­гласия, тем самым повышая уровень их ответственности за последствия принимаемых решений, что должно способ­ствовать укреплению международной безопасности. Право вето должно являться своего рода стабилизатором, обеспе­чивающим коллегиальный характер деятельности Совета Безопасности, «свободного от насилия и диктата со стороны кого бы то ни было».

Однако на практике постоянные члены Совбеза неред­ко применяют право вето не в интересах сохранения мира и безопасности, а исходя из собственных интересов и инте­ресов государств-союзников. Как справедливо указывается в литературе, наличие права вето приводит к тому, что многие жизненно важные вопросы даже не ставятся на обсуждение, поскольку изначально ясно, что необходимая резолюция не будет принята.

На наш взгляд, наиболее спорным пунктом данной ре­золюции является предложение о предоставлении новым постоянным членам равных прав с нынешними постоян­ными членами, в частности, право вето. Однако существует опасность, что расширение СБ ООН, и, в частности, предо­ставление новым постоянным членам права вето, приведёт к опасному дисбалансу сил на мировой арене, а также вызовет затруднения при принятии согласованных решений по клю­чевым вопросам, поскольку небольшой численный состав СБ ООН способствует оперативному проведению его заседаний и акций. Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время, с учётом трансформирующегося миропорядка, ООН находит­ся еще далеко от консенсуса по таким ключевым вопросам как масштабы расширения Совета Безопасности ООН, уве­личение числа постоянных членов и право вето.

Среди основных проблем следует назвать проблему регионального представительства. Ряд регионов уже пред­ставлен в сегодняшнем составе Совета Безопасности ООН. В настоящее время в СБ не допредставлены развивающиеся страны, тогда как множество конфликтов в последние годы возникают как раз в этих государствах. Ряд стран полагают, что состав членов Совета Безопасности надо увеличить и в категории непостоянных, и в категории постоянных членов (Германия, Япония, Индия и Бразилия). Другие считают, что следует увеличить численный состав лишь за счет непостоян­ных членов (Аргентина, Канада, Колумбия и др.).

Некоторые авторы полагают, что реформа Совета Без­опасности ООН создает риск существенного перераспреде­ления политического влияния и в том числе регионального политического представительства в сравнении со сформиро­вавшимся к настоящему моменту.

Реформа Совета Безопасности ООН не ограничивается лишь расширением численности его состава или спорами о применении или ограничении права вето. Длительное время идут споры об активизации деятельности Военно-штабного Комитета и образования вооружённых сил ООН в качестве действенного способа, подавляющего рост терроризма, меж­религиозных и межэтнических конфликтов.

Думается, следует согласиться с К. И. Шафоростовой в том, что наиболее рациональной выглядела бы следующая формула предполагаемой реформы:

- расширить орган на 5 новых участников, без наделения их правом вето;

  • раз в 20 лет делать пересмотр этого состава и обнов­лять его (период, за который может значительно меняться глобальный баланс сил);
  • новых участников привлечь на основе вышеуказанных критериев отбора, предложенных в 2005 году;
  • нынешних постоянных членов СБ отставить в их ста­тусе.

В остальном же целесообразно реализовывать существу­ющий потенциал данного органа.

Такое решение представляется достаточно умеренным по масштабам предлагаемых изменений. А с другой сторо­ны, создает необходимые условия для максимально досто­верного и справедливого отражения расстановки сил на ми­ровой арене без угрозы эффективности работы органа.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Необходимость реформирования Совета Безопасности требует от государств-членов ООН предпринять все усилия, чтобы на основе диалога достичь компромиссного решения, и в конечном итоге сформулировать проект приемлемого для всех стран варианта организационной реформы Совета Безопасности с тем, чтобы он более эффективно выполнял свою основную функцию, обозначенную Уставом Организа­ции Объединенных Наций - поддержание международного мира и безопасности.

Представляется важным сделать акцент на раскрытии и умножении нынешнего потенциала Совета Безопасности ООН в решении ключевых современных международных проблем. Недавними примерами такой успешной работы Совета стал его вклад в ликвидацию химического оружия в Сирии, решение иранского ядерного вопроса, а также при­нятые им меры в антитеррористической области.

АЛИЕВА Мадина Низамовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета

ГАЛИМОВА Севиль Руслановна
магистрант 2 курса кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях