Миграционный кризис 2015 года стал мощным испытанием для всех систем Европейского союза. В 2015 году Евросоюз принял 1393875 беженцев.
Это число более чем двукратно превосходит результат 2014 года или примерно равен суммарному притоку за 3 предыдущих календарных года. Очевидно, что такая «встряска» не могла пройти бесследно. В последствии был предпринят ряд мер, которые позволили ограничить приток нового населения извне - и если результат 2016 года (1292875 человек) уступает совсем немного, то к 2017 году число беженцев сократилось почти вдвое до 727390 человек. Вышеозначенные числа относятся только к беженцам, а общее число мигрантов значительно выше. Разумеется, большой вклад в сокращение человеческого потока внесли общеевропейские инициативы - уже к концу первого квартала 2016 года Европейский совет предпринял действия, направленные на ограничение числа мигрантов и беженцев путем ужесточения миграционного контроля, а также на борьбу с нелегальной миграцией и соглашение с Турцией о сдерживании последней потока мигрантов. Несмотря на международное сотрудничество как основу миграционной политики в любых странах, страны Европы также предпринимали самостоятельные попытки борьбы с данной проблемой.
В данной статье будут рассмотрены изменения в миграционном законодательстве стран Северной Европы в условиях миграционного кризиса, а также дана оценка их эффективности. Для этого необходимо изучить изменения в законодательстве этих стран, а также провести анализ миграционной статистики в исследуемых странах в период с 2014 (за год до кризиса) по 2017 годы.
Прежде всего, необходимо определить понятие «страны Северной Европы» в пределах данной статьи. Само по себе понятие «страны Северной Европы» имеет несколько толкований, например, согласно делению ООН (стандарт UN M.49) или по культурно-политическому признаку. В данной статье под этим понятием предлагается рассматривать Скандинавские страны - Швецию, Данию, Норвегию, Финляндию и Исландию. Однако здесь предлагается сосредоточить внимание на первых трех. Дело в том, что каждая из этих трех стран имеет значительные отличия друг от друга в плане миграционного законодательства. Миграционное законодательство Швеции является крайне либеральным, в то время как в Дании оно одно из самых строгих в Европе9, а Норвегия не состоит в Евросоюзе, но для мигрантов также имеет большую привлекательность. Таким образом, данная выборка позволит рассмотреть несколько действительно уникальных и имеющих принципиальные отличия случаев.
Так как значительная часть мигрантов в изучаемый период представлена беженцами, чье большое число и спровоцировало всплеск миграции, в работе следует рассматривать как статистику, касающуюся мигрантов в целом, так и конкретно беженцев.
За предкризисный 2014 год в Швецию прибыли беженцы в количестве 81180 человек, а также 126966 мигрантов. Это и без того значительное число увеличилось в течение 2015 года до 162450 и 134240 человек соответственно. Рекордное для страны число беженцев привело к определенным финансовым и социальным проблемам. Чтобы справиться с ситуацией, помимо выполнения описанных выше нововведенных норм Евросоюза, шведским парламентом был принят ряд законов, усложняющий миграцию в эту страну. Такими законами стали принятый в 2015 году закон об усилении контроля при въезде в страну и закон об ограничениях на возможность получения вида на жительство в Швеции и изменениях статуса беженца в стране, приятый в 2016 году. Как становится заметно из статистики, принятые меры оказались весьма эффективными - количество новоприбывших беженцев в Швеции сократилось более чем в пять раз по сравнению с 2015 годом (28790 в 2016 году, 26325 в 2017 году), вернувшись к показателям восьмилетней давности. Однако, количество прочих мигрантов не подверглось таким резким изменениям, сначала вовсе увеличившись в 2016 году, затем все же сбавив показатели (163005 и 144489 соответственно). В целом, можно признать совместную работу законов ЕС и Швеции успешной, так как она позволила в значительной мере сократить количество принимаемых страной беженцев, а также держать под контролем рост числа мигрантов.
Норвегия приняла предыдущий акт об иммиграции менее 10 лет назад. Он был достаточно мягким и более способствовал укоренению мигрантов в обществе, чем препятствовал росту их числа. В 2014 году в Норвегию прибыли 11415 беженцев и 70030 мигрантов. В период кризиса, однако, выросло только число беженцев, утроив свой показатель до 31110 человек, в то время как число мигрантов пошло на убыль (в 2015 и 2016 году продемонстрировало слабую отрицательную динамику - 67276 и 66800 человек соответственно). Стоит заметить, что в Норвегии на невероятный рост числа беженцев отреагировали оперативно и жестко, в июне 2016 года приняв новый закон об ужесточении условий принятия и содержания беженцев[16]. Стоит заметить, однако, что закон приняли не в такой жесткой форме, как предполагалось изначально. Он содержал также и новые, несколько более строгие требования к мигрантам - повысился возрастной ценз для прохождения языкового экзамена и появились дополнительные требования к претендентам на гражданство Норвегии. Было бы справедливым отметить высокую эффективность закона в уменьшении количества беженцев, оно уменьшилось десятикратно (3485 человек и 3520 человек в 2016 и 2017 годах соответственно). Впрочем, на количество обыкновенных мигрантов он повлиял весьма сдержанно.
Как упоминалось выше, в Дании одно из самых строгих миграционных законодательств в Европе. Кроме того, оно постоянно дополняется и изменяется: в период 2002-2016 гг. законы об иммиграции претерпели более шестидесяти изменений. Разумеется, некоторые из них были приняты и в исследуемый период. Уже в 2014 году наблюдалась аномальная для Дании XXI века статистика - страна приняла 14680 беженцев, что было в два раза выше показателя предыдущего года. Мигрантов же прибыло 24998 - обычное для Дании число, но несравнимое с показателями тех же Норвегии и Швеции. В 2015 году количество беженцев увеличилось до 20935 человек, а мигрантов до 39446. В качестве ответной реакции датский парламент 13 ноября 2015 года выпустил 15 поправок к иммиграционному закону, усложнив процесс получения статуса беженца, а также выдвинув новые требования к кандидатам на получение гражданства. Однако на этом изменения не завершились, и в ближайшие полгода появился еще целый ряд законопроектов, продолжая выбранный курс правительства. Это резонно привело к следующему результату - уже в 2016 году количество беженцев упало втрое до 6180 человек, через год уменьшившись еще в два раза до 3120 человек Количество мигрантов же сократилось до 30078 в 2016 году. Эффективность принятых мер можно однозначно признать высокой, но в то же время стоит отметить неоднозначную реакцию мирового сообщества, обеспокоенного агрессивной борьбой датских властей с мигрантами.
Таким образом, исходя из численных показателей можно заметить, что законотворческие инициативы стран Северной Европы в условиях миграционного кризиса 2015 года можно считать успешными. Разумеется, не следует принижать роль инициатив ЕС, которые также были в определенной степени полезны и содействовали устранению последствий миграционного кризиса. Изменения в миграционном законодательстве рассмотренных стран Северной Европы оказались весьма эффективными, а опыт скандинавских коллег может пригодиться другим странам Евросоюза. В то время как Германия, Италия, Франция, Греция, Испания и другие страны все еще продолжают испытывать последствия кризиса, страны Северной Европы успешно их преодолели благодаря своевременным, жестким, но разумным мерам.
ИВАННИКОВ Никита Сергеевич
старший преподаватель кафедры «Международные отношения» Гуманитарного института Санкт- Петербургского политехнического университета Петра Великого