В течение нескольких последних десятилетий попытки различных народов реализовать свое право на самоопределение широко освещаются в мировом сообществе и привлекают к себе повышенное внимание.
Это, в свою очередь, повлекло за собой углубленное изучение принципа самоопределения народов, его тщательный анализ со стороны юристов и экспертов в области международного права, а также детальный разбор взаимосвязи указанного принципа с иными принципами международного права и его отраслей.
Международное экономическое право, как отрасль международного публичного права, в своей основе содержит принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами. Связь данного принципа с принципом самоопределения народов не так очевидна, как в случае с принципом территориальной целостности государства. Однако при более скрупулезном изучении становится понятным тот факт, что принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами не только неразрывно связан с принципом самоопределения народов, но и само его появление в рамках международно-правовых отношений произошло благодаря указанному принципу.
- Принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами и его закрепление в международном праве.
Для начала определим, какой смысл заложен в принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами и каков его статус в теории международного права.
Принцип неотъемлемого суверенитета над естественными ресурсами в первую очередь означает свободное распоряжение народов своими природными богатствами в своих национальных интересах. Рассматриваемый принцип инкорпорирован в многочисленные международно-правовые инструменты различных уровней. Самыми распространенными из них являются Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в частности, Резолюция 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 года «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами», Резолюция 3016 (XVII) от 18 декабря 1972 года «Неотъемлемый суверенитет развивающихся стран над своими природными ресурсами», а также Резолюция 3171 от 17 декабря 1973 года «Неотъемлемый суверенитет над природными ресурсами».
Что касается первичных источников международного публичного права, то, в первую очередь необходимо отметить закрепление права на суверенитет над природными ресурсами в обоих международных пактах о правах человека, в пункте 2 статьи 1, в соответствии с которой каждый народ для достижения своих целей может свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. Более того, данный принцип также представляет собой уже сформировавшуюся норму международного обычного права, что подтверждается выводами Международного Суда Организации Объединенных Наций, также решениями иных судов.
Таким образом, принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами был концептуализирован как инструмент, который должен оказывать помощь государствам и народам в достижении ими экономического развития, а через это развитие - самоопределения.
- Принцип самоопределения народов и его роль в реализации принципа неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами.
Принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами является одним из самых важных инструментов реализации народом своего права на самоопределение. При этом вопрос о том, кто является субъектом рассматриваемого принципа, на данный момент не имеет четкого ответа и также зависит от трактовки и определения субъекта реализации права на самоопределение. Чаще всего субъектами указанных принципов называют население государства целиком или же народы, проживающие на его территории. При этом в отдельную категорию выделяются так называемые «коренные народы» - народы, чья связь с территорией, на которой они проживают, обусловлена культурой и временем. Однако с учетом рассматриваемой связи между суверенитетом над природными ресурсами и принципом самоопределения народов, логично предположить, что субъект у двух данных принципов один и тот же. Более того, согласно резолюциям Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций, принцип неотъемлемого суверенитета является основной составной частью принципа самоопределения народов. Также формулировка статьи 1 в обоих Пактах о правах человека непосредственно указывает на то, что субъектом права на неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами являются народ в том понимании, в котором данный термин используется в контексте принципа самоопределения народов. Подтверждение данной позиции можно найти также и в Докладе Собрания экспертов ЮНЕСКО 1998 года: «... народы тоже могут получать свою духовную, культурную или экономическую силу и жизнеспособность от земли и ее природных ресурсов. Важность этого аспекта становится особенно очевидной, когда народам отказывают в праве контролировать свою землю и природные ресурсы государства. Это, как правило, случай, когда эти ресурсы имеют большое экономическое значение. Затем они эксплуатируются доминирующими группами населения или элитами в своих интересах, в интересах государства в целом или на пользу иностранным транснациональным корпорациям. Эта эксплуатация, как правило, приводит к значительным изменениям в среде проживания народов, чьи территории используются. Иногда священные места оскверняются, девственные леса уничтожаются, плодородные земли разоряются, целые деревни или города пустеют, и общины больше не в состоянии поддерживать свой образ жизни. Иными словами, право людей на самоопределение нарушается коренным образом, а иногда и необратимо».
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод том, что большая часть мирового сообщества позиционирует именно народ как субъект права на неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами.
Таким образом, в случае, когда народу или государству препятствуют в реализации суверенитета над природными ресурсами, их право на самоопределение нарушается. Данная неразрывная связь была отмечена в Резолюции 1314 Генеральной Ассамблеи ООН (XIII). Способность государства или народа заниматься международной торговой деятельностью, а также экономическими операциями в отношении их природных ресурсов в системе, основанной на равенстве, справедливости и взаимной выгоде, являются решающими для полного осуществления самоопределения. Следовательно, политический суверенитет и экономический суверенитет зависят друг от друга.
Теперь рассмотрим подробнее принцип самоопределения народов. Общепризнанным является тот факт, что принцип самоопределения народов является одним из фундаментальных принципов международного права, закрепленным в самом важном из документов, которые данное международное право формируют - в Уставе Организации Объединенных Наций. Принцип самоопределения народов прошел долгий путь от абстрактной идеи в умах нескольких лидеров стран ХХ века до своего нынешнего статуса и реформировал мир в течение прошлого столетия.
Суть принципа самоопределения народов заключается в идее о том, что все народы имеют право свободно определять свой политический статус и свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. То есть можно утверждать, что принцип самоопределения - это коллективное право, применимое к народам, независимо от того, являются ли они населением независимого государства целиком, или же относятся к меньшинствам на территориях иных государств.
Первоначально включенный в Устав ООН как инструмент борьбы колониализмом, со временем принцип самоопределения народов в связи с постепенным исчезновением колоний и подконтрольных территорий начал трансформироваться в нечто большее. Спустя несколько десятилетий принцип модернизировался и поменял вектор своего развития, превратившись в норму, позволяющую реализовать право на самоопределение любому народу, а не исключительно колониальному. Более того, со временем принцип самоопределения народов приобрел многоступенчатый характер, включая в себя возможность его реализации как внутренним, так и внешним путем.
Понятие самоопределения содержит несколько аспектов. Оно влечет за собой свободное определение народом своего политического статуса, свободное использование своих экономические ресурсов, а также возможность реализовывать социальное и культурное развитие без вмешательства извне. Таким образом, можно выделить четыре элемента рассматриваемого принципа: политический, экономический, социальный и культурный.
Что касается политического аспекта самоопределения, то его трактовка зависит того, реализуется ли самоопределение внешним или внутренним путем. Если первый вариант самоопределения относится к праву народов выбирать свой международный статус (независимость, свободная связь с другими государствами, отделение и формирование своего государства), то последний часто понимается как право на самоуправление, то есть автономию в рамках уже существующего государства.
В контексте политического самоопределения, внутреннее самоопределение определяется правом народов осуществлять фактическое самоуправление[10]. Как неотъемлемое право народов, оно позволяет им свободно выбирать свои политические и экономические режимы и лидера, пользоваться правами, такими как право голоса, право на мирные собрания, свобода ассоциаций и свобода самовыражения. Таким образом, это не просто право особых групп на автономию и самоуправление, но и общее право населения на демократическое правительство. Стоит отметить, что, реализация данного права, а также права религиозных или языковых групп в государстве в контексте самоопределения часто не получала поддержки на международном уровне. Это происходило потому, что с одной стороны, государства часто придерживаются политики невмешательства во внутренние дела других государств (данная норма также является одним из общих принципов международного права), а с другой стороны, вышеперечисленные группы чаще всего подпадают под регулирование международного или национального законодательства о меньшинствах.
Из этого следует, что в тех случаях, когда народ дискриминируется или не представлен справедливо в правительстве, он может претендовать на реализацию своего права на внутреннее самоопределение. И лишь в исключительных случаях намеренного неисполнения предписаний международного права, грубого или систематического нарушения основных прав и свобод таких категорий населения, при отсутствии возможности разрешить конфликт мирным путем возможна реализация права на внешнее самоопределение. Для данных целей в международных инструментах сформулирована так называемая «защитная оговорка», устанавливающая изложенное выше правило.
Помимо политической сферы самоопределение народов реализуется и в рамках иных аспектов. В частности, имеется ввиду экономический аспект данного права. Его в своих трудах очень точно охарактеризовал В. М. Шумилов: «Принцип равноправия и самоопределения народов направлен, среди прочего, на свободное определение своего экономического развития, на запрет колониализма, иностранного гнета. Преобладающая часть народов уже произвела свое самоопределение в составе федеративных государств или путем создания национальных государств. Путь и средства экономического развития народов в рамках сложившихся государств определяются процедурами и законодательством этих государств, при том что ни один народ не должен подвергаться дискриминации». И именно экономический аспект интересует нас с точки зрения темы исследования.
Экономический аспект права на самоопределение обязательно влечет за собой способность правообладателя контролировать свои собственные природные ресурсы. Кроме того, право на экономическое самоопределение также включает регулирование справедливых экономических и торговых отношений и общие цели экономического процветания и роста на международной арене. Если принимать во внимание все многообразие подходов к трактовке принципа самоопределения народов, в частности, в отношении возможности и необходимых условий для реализации внешнего аспекта самоопределения, а также проанализировать все указанные выше документы и акты, то можно сделать следующий вывод: приоритетным вариантом реализации права на самоопределение является внутреннее самоопределение, заключающее в себе целый комплекс различных прав, значительная доля которых является экономическими. Таким образом, подтверждается рассмотренная выше теория о том, что предоставление народам права осуществлять суверенитет над природными ресурсами является неотъемлемой частью реализации ими своего права на самоопределение.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами является одним из базовых принципов, закрепленных в обычном международном праве и обретшим статус нормы международного обычного права. Так же как и право на самоопределение, суверенитет над природными ресурсами осуществляется народом. При этом рассматриваемый принцип одновременно является производным от принципа самоопределения народов, в частности, его экономического аспекта. Реализация принципа самоопределения народов не может осуществляться без одновременной реализации принципа неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами. Именно это является одной из первостепенных задач государства, желающего обеспечить имплементацию принципа самоопределения народов на своей территории, не допустить нарушения «защитной оговорки» и, как следствие, нарушения своей территориальной целостности после осуществления народом права на внешнее самоопределение.
ЧИЛИНГАРЯН Павел Вячеславович
аспирант Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития России, консультант Правового департамента Министерства экономического развития России