Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Пример HTML-страницы

Принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами и его соотношение с принципом самоопределения народов в международном праве

В течение нескольких последних десятилетий попытки различных народов реализовать свое право на самоопреде­ление широко освещаются в мировом сообществе и при­влекают к себе повышенное внимание.

Это, в свою очередь, повлекло за собой углубленное изучение принципа само­определения народов, его тщательный анализ со стороны юристов и экспертов в области международного права, а также детальный разбор взаимосвязи указанного принципа с иными принципами международного права и его отрас­лей.

Международное экономическое право, как отрасль международного публичного права, в своей основе содер­жит принцип неотъемлемого суверенитета над природ­ными ресурсами. Связь данного принципа с принципом самоопределения народов не так очевидна, как в случае с принципом территориальной целостности государства. Однако при более скрупулезном изучении становится по­нятным тот факт, что принцип неотъемлемого суверени­тета над природными ресурсами не только неразрывно связан с принципом самоопределения народов, но и само его появление в рамках международно-правовых отноше­ний произошло благодаря указанному принципу.

  1. Принцип неотъемлемого суверенитета над природны­ми ресурсами и его закрепление в международном праве.

Для начала определим, какой смысл заложен в принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами и каков его статус в теории международного права.

Принцип неотъемлемого суверенитета над естественными ресурсами в первую очередь означает свободное распоряжение народов своими природными богатствами в своих национальных интересах. Рассматриваемый принцип инкорпорирован в много­численные международно-правовые инструменты различных уровней. Самыми распространенными из них являются Резолю­ции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в частности, Резолюция 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 года «Неотъ­емлемый суверенитет над естественными ресурсами», Резолюция 3016 (XVII) от 18 декабря 1972 года «Неотъемлемый суверенитет развивающихся стран над своими природными ресурсами», а так­же Резолюция 3171 от 17 декабря 1973 года «Неотъемлемый суве­ренитет над природными ресурсами».

Что касается первичных источников международного пу­бличного права, то, в первую очередь необходимо отметить за­крепление права на суверенитет над природными ресурсами в обоих международных пактах о правах человека, в пункте 2 статьи 1, в соответствии с которой каждый народ для достиже­ния своих целей может свободно распоряжаться своими есте­ственными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существова­ния. Более того, данный принцип также представляет собой уже сформировавшуюся норму международного обычного права, что подтверждается выводами Международного Суда Организа­ции Объединенных Наций, также решениями иных судов.

Таким образом, принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами был концептуализирован как ин­струмент, который должен оказывать помощь государствам и народам в достижении ими экономического развития, а через это развитие - самоопределения.

  1. Принцип самоопределения народов и его роль в реали­зации принципа неотъемлемого суверенитета над природны­ми ресурсами.

Принцип неотъемлемого суверенитета над природными ре­сурсами является одним из самых важных инструментов реализа­ции народом своего права на самоопределение. При этом вопрос о том, кто является субъектом рассматриваемого принципа, на данный момент не имеет четкого ответа и также зависит от трак­товки и определения субъекта реализации права на самоопреде­ление. Чаще всего субъектами указанных принципов называют население государства целиком или же народы, проживающие на его территории. При этом в отдельную категорию выделяются так называемые «коренные народы» - народы, чья связь с территорией, на которой они проживают, обусловлена культурой и временем. Однако с учетом рассматриваемой связи между суверенитетом над природными ресурсами и принципом самоопределения на­родов, логично предположить, что субъект у двух данных принци­пов один и тот же. Более того, согласно резолюциям Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций, принцип неотъ­емлемого суверенитета является основной составной частью прин­ципа самоопределения народов. Также формулировка статьи 1 в обоих Пактах о правах человека непосредственно указывает на то, что субъектом права на неотъемлемый суверенитет над естествен­ными ресурсами являются народ в том понимании, в котором данный термин используется в контексте принципа самоопреде­ления народов. Подтверждение данной позиции можно найти также и в Докладе Собрания экспертов ЮНЕСКО 1998 года: «... народы тоже могут получать свою духовную, культурную или эко­номическую силу и жизнеспособность от земли и ее природных ресурсов. Важность этого аспекта становится особенно очевидной, когда народам отказывают в праве контролировать свою землю и природные ресурсы государства. Это, как правило, случай, когда эти ресурсы имеют большое экономическое значение. Затем они эксплуатируются доминирующими группами населения или элитами в своих интересах, в интересах государства в целом или на пользу иностранным транснациональным корпорациям. Эта эксплуатация, как правило, приводит к значительным изменени­ям в среде проживания народов, чьи территории используются. Иногда священные места оскверняются, девственные леса унич­тожаются, плодородные земли разоряются, целые деревни или города пустеют, и общины больше не в состоянии поддерживать свой образ жизни. Иными словами, право людей на самоопреде­ление нарушается коренным образом, а иногда и необратимо».

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод том, что боль­шая часть мирового сообщества позиционирует именно народ как субъект права на неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами.

Таким образом, в случае, когда народу или государству препятствуют в реализации суверенитета над природными ре­сурсами, их право на самоопределение нарушается. Данная не­разрывная связь была отмечена в Резолюции 1314 Генеральной Ассамблеи ООН (XIII). Способность государства или народа за­ниматься международной торговой деятельностью, а также эко­номическими операциями в отношении их природных ресурсов в системе, основанной на равенстве, справедливости и взаимной выгоде, являются решающими для полного осуществления само­определения. Следовательно, политический суверенитет и эконо­мический суверенитет зависят друг от друга.

Теперь рассмотрим подробнее принцип самоопределения народов. Общепризнанным является тот факт, что принцип само­определения народов является одним из фундаментальных прин­ципов международного права, закрепленным в самом важном из документов, которые данное международное право формируют - в Уставе Организации Объединенных Наций. Принцип само­определения народов прошел долгий путь от абстрактной идеи в умах нескольких лидеров стран ХХ века до своего нынешнего ста­туса и реформировал мир в течение прошлого столетия.

Суть принципа самоопределения народов заключается в идее о том, что все народы имеют право свободно определять свой политический статус и свободно осуществлять свое эко­номическое, социальное и культурное развитие. То есть можно утверждать, что принцип самоопределения - это коллективное право, применимое к народам, независимо от того, являются ли они населением независимого государства целиком, или же от­носятся к меньшинствам на территориях иных государств.

Первоначально включенный в Устав ООН как инструмент борьбы колониализмом, со временем принцип самоопределе­ния народов в связи с постепенным исчезновением колоний и подконтрольных территорий начал трансформироваться в не­что большее. Спустя несколько десятилетий принцип модерни­зировался и поменял вектор своего развития, превратившись в норму, позволяющую реализовать право на самоопределение любому народу, а не исключительно колониальному. Более того, со временем принцип самоопределения народов приобрел мно­гоступенчатый характер, включая в себя возможность его реали­зации как внутренним, так и внешним путем.

Понятие самоопределения содержит несколько аспектов. Оно влечет за собой свободное определение народом своего поли­тического статуса, свободное использование своих экономические ресурсов, а также возможность реализовывать социальное и куль­турное развитие без вмешательства извне. Таким образом, можно выделить четыре элемента рассматриваемого принципа: полити­ческий, экономический, социальный и культурный.

Что касается политического аспекта самоопределения, то его трактовка зависит того, реализуется ли самоопределе­ние внешним или внутренним путем. Если первый вариант самоопределения относится к праву народов выбирать свой международный статус (независимость, свободная связь с дру­гими государствами, отделение и формирование своего госу­дарства), то последний часто понимается как право на само­управление, то есть автономию в рамках уже существующего государства.

В контексте политического самоопределения, внутреннее самоопределение определяется правом народов осуществлять фактическое самоуправление[10]. Как неотъемлемое право наро­дов, оно позволяет им свободно выбирать свои политические и экономические режимы и лидера, пользоваться правами, такими как право голоса, право на мирные собрания, свобода ассоциаций и свобода самовыражения. Таким образом, это не просто право особых групп на автономию и самоуправле­ние, но и общее право населения на демократическое прави­тельство. Стоит отметить, что, реализация данного права, а также права религиозных или языковых групп в государстве в контексте самоопределения часто не получала поддержки на международном уровне. Это происходило потому, что с одной стороны, государства часто придерживаются политики невме­шательства во внутренние дела других государств (данная нор­ма также является одним из общих принципов международ­ного права), а с другой стороны, вышеперечисленные группы чаще всего подпадают под регулирование международного или национального законодательства о меньшинствах.

Из этого следует, что в тех случаях, когда народ дискри­минируется или не представлен справедливо в правительстве, он может претендовать на реализацию своего права на вну­треннее самоопределение. И лишь в исключительных случаях намеренного неисполнения предписаний международного права, грубого или систематического нарушения основных прав и свобод таких категорий населения, при отсутствии возможности разрешить конфликт мирным путем возможна реализация права на внешнее самоопределение. Для данных целей в международных инструментах сформулирована так называемая «защитная оговорка», устанавливающая изложен­ное выше правило.

Помимо политической сферы самоопределение народов ре­ализуется и в рамках иных аспектов. В частности, имеется ввиду экономический аспект данного права. Его в своих трудах очень точно охарактеризовал В. М. Шумилов: «Принцип равноправия и самоопределения народов направлен, среди прочего, на сво­бодное определение своего экономического развития, на запрет колониализма, иностранного гнета. Преобладающая часть наро­дов уже произвела свое самоопределение в составе федеративных государств или путем создания национальных государств. Путь и средства экономического развития народов в рамках сложивших­ся государств определяются процедурами и законодательством этих государств, при том что ни один народ не должен подвергать­ся дискриминации». И именно экономический аспект интересу­ет нас с точки зрения темы исследования.

Экономический аспект права на самоопределение обязатель­но влечет за собой способность правообладателя контролировать свои собственные природные ресурсы. Кроме того, право на экономическое самоопределение также включает регулирование справедливых экономических и торговых отношений и общие цели экономического процветания и роста на международной арене. Если принимать во внимание все многообразие подходов к трактовке принципа самоопределения народов, в частности, в отношении возможности и необходимых условий для реализа­ции внешнего аспекта самоопределения, а также проанализи­ровать все указанные выше документы и акты, то можно сделать следующий вывод: приоритетным вариантом реализации права на самоопределение является внутреннее самоопределение, за­ключающее в себе целый комплекс различных прав, значительная доля которых является экономическими. Таким образом, под­тверждается рассмотренная выше теория о том, что предоставле­ние народам права осуществлять суверенитет над природными ресурсами является неотъемлемой частью реализации ими своего права на самоопределение.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что принцип не­отъемлемого суверенитета над природными ресурсами является одним из базовых принципов, закрепленных в обычном междуна­родном праве и обретшим статус нормы международного обыч­ного права. Так же как и право на самоопределение, суверенитет над природными ресурсами осуществляется народом. При этом рассматриваемый принцип одновременно является произво­дным от принципа самоопределения народов, в частности, его экономического аспекта. Реализация принципа самоопределе­ния народов не может осуществляться без одновременной реали­зации принципа неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами. Именно это является одной из первостепенных задач государства, желающего обеспечить имплементацию принципа самоопределения народов на своей территории, не допустить на­рушения «защитной оговорки» и, как следствие, нарушения сво­ей территориальной целостности после осуществления народом права на внешнее самоопределение.

ЧИЛИНГАРЯН Павел Вячеславович
аспирант Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития России, консультант Правового департамента Министерства экономического развития России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания): EURASIALAW.RU
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 67559 от 31.10.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Д.И.

Адрес: г. Уфа, ул. Карла-Маркса, 105-4

Тел: +7 927 2365585

E-mail: info@eurasialaw.ru

Мы в соцсетях

 

Яндекс.Метрика