Энергетическая Стратегия России на период до 2030 года к основной цели современной энергетической политики России относит максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов, укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Российская Федерация, как одно из ведущих энергетических государств мира, занимая первые места в мире по добыче газа и нефти, объему их экспортных поставок, заинтересована в совершенствовании единой правовой системы мировой торговли энергетическими ресурсами. В этих целях Россия осуществляет деятельность по разработке национальных нормативных правовых актов в сфере энергетики, активно участвует в совершенствовании международно-правовой базы осуществления международного энергетического сотрудничества, обеспечении механизмов его реализации. Немаловажное значение для регламентации договоров в сфере международного энергетического сотрудничества имеют федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, обновление которых осуществляется с учетом мировой практики.
Например, в Федеральном законе 1992 г. «О недрах» (в новой редакции от 28.12.2013 г.) широко использован зарубежный опыт регулирования недропользования, при котором взаимоотношения между государством и недропользователями, из административных, доминирующих ранее, становятся гражданско-правовыми.
Важнейшее место в системе нормативных правовых актов, определяющих основу правовой регламентации международной купли-продажи газа, нефти и нефтепродуктов, занимает Федеральный закон РФ от 21 ноября 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Посредством указанного закона российское законодательство увязывается с положениями более чем 50 соглашений, входящих в «пакет ГАТТ-ВТО», посредством чего интегрируется в правовую систему ВТО. Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации, ее субъектов в области внешней торговли в целях обеспечения благоприятных условий для данной сферы деятельности и защиты экономических и политических интересов государства.
В целях защиты интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности Президентом России был принят Указ от 11 сентября 2012 г. № 1285 « О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности». Основанием для принятия данного акта явилось инициированное Еврокомиссией в 2012 г. формальное антимонопольное расследование деятельности Группы Газпром на рынке «импортных поставок» в восьми государствах Центральной и Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Чехия, Эстония), подозреваемой в злоупотреблении доминирующим положением в форме раздела рынков, их закрытия и применения несправедливых цен.
Указ Президента № 1285 обязал Газпром получать предварительное согласие Минэнерго России на выполнение требований иностранных органов власти о предоставлении информации, изменения условий коммерческой деятельности по отчуждению активов. В согласии должно быть отказано, если указанные действия нарушают экономические интересы Российской Федерации.
Федеральным законом РФ от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» предусмотрен комплексе мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении экспортируемых российских товаров. Основными целями экспортного контроля являются: защита интересов Российской Федерации; реализация требований международных договоров РФ, и самое важное - создание условий для интеграции экономики РФ в мировую экономику.
Для осуществления деятельности по экспорту газа немаловажное значение имеет Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа», которым определены основы государственного регулирования экспорта газа исходя из необходимости защиты экономических интересов Российской Федерации, исполнения международных обязательств по экспорту газа.
Важнейшее значение для правового регулирования отношений по экспорту энергоресурсов имеют международные договоры, заключаемые с соответствующими государствами.
Большинство заключенных двусторонних договоров о сотрудничестве, например, с США, Германией, Италией,
Францией, Швецией, Китаем, Республикой Корея, Грецией, Венесуэлой и др., зачастую носят рамочный характер и закрепляют направления, сферы и формы энергетического сотрудничества. Указанные договоры, как правило, не направлены на обеспечение осуществления конкретных взаимоотношений, а служат основой формирования конкретных энергетических проектов. Однако в отдельных случаях рамочные соглашения послужили основой для дальнейшей детализации взаимоотношений в областях топливно-энергетического комплекса, например, международные соглашения, заключенные с Венесуэлой в 2004 и 2008 г.
Международные договоры в нефтегазовой сфере заключены с государствами Содружества Независимых Государств. Так, на поставку газа международные договоры заключены с Белорусью, Киргизией, Молдовой, Арменией; в газовой сфере - с Казахстаном, Украиной, Туркменистаном, и др.
Указанный процесс продолжается, как по пути заключения общих международных договоров рамочного характера (например, с Индией в 2010г.), так и предусматривающих конкретные энергетические проекты (например, с Австрией в 2010 г.).
Следует отметить, что энергетическое законодательство предусматривает возможность совершения внешнеторговых сделок не только в нефтегазовой сфере. Например, анализ действующих нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не существует ограничений для совершения любыми юридическими лицами (российским и иностранным) операций по экспорту и импорту электрической энергии.
Стремление ряда развивающихся нефтедобывающих стран получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов привело к созданию в 1960г. межправительственной организации стран- экспортёров нефти ОПЕК (Organization Exporting Countries - OPEC). В настоящее время она включает 12 нефтедобывающих стран - участников, на долю которых приходится 40% мирового производства этого сырья (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола). Целью ОПЕК является путём выработки общей политики в отношении добычи нефти поддержать стабильные цены на нефть и обеспечить поставки на зарубежные рынки. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК. Инновационный ценовой механизм ОПЕК - цена «корзины ОПЕК», определяется как средний арифметический показатель физических цен 12 сортов нефти, добываемых странами картеля.
Определенную значимость для международно-правового регулирования торговли и транзита энергоресурсов из России, а также трансграничных инвестиций из России в энергетику других стран, имеет Договор к Энергетической хартии (в дальнейшем - ДЭХ), целью которого является установление правовых рамок для оказания содействия долгосрочному сотрудничеству в области энергетики на основе взаимодополняемости и взаимной выгоды, в соответствии с принципами Хартии. В 1994 г. Российской Федерации подписала Договор к Энергетической хартии, который был призван служить международно-правовой основой для энергетического сотрудничества Востока и Запада. Однако ею, также как рядом иных, подписавших ДЭХ государств, она ратифицирована не была, поэтому ее применение осуществляется на временной основе. В настоящее время, как показывает практика международного сотрудничества, среди государств, подписавших ДЭХ (государства - члены Европейского Союза, включая Россию) стали возникать расхождения в подходах к регулированию энергетических взаимоотношений и применению положений ДЭХ.
Субъекты внешнеторговых сделок по снабжению энергоресурсами в своих взаимоотношениях должны учитывать общепризнанные принципы и нормы международного права. Унификацией права международной торговли занимается специально учрежденная в 1966 г. ООН Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Принятая в 1980 г. Венская Конвенция ООН о договорах международной купли- продажи представляет собой международную унификацию правовых норм, регулирующих самый распространенный вид договоров - куплю-продажу (и как ее разновидность - поставку). Именно этот договор имеет специфику, отражающую особенности социально-экономического развития того или иного государства. Международная унификация правового регулирования торговых сделок купли-продажи (поставки) способствует разрешению этого объективного противоречия между национальным регулированием и международным характером внешнеторговых контрактов. Значение Венской Конвенции состоит в том, что ее участниками являются многие государства (более 60), значительное их число - основные торговые партнёры Российской Федерации по нефтегазовому бизнесу.
В правовую основу обеспечения международного энергетического сотрудничества входят также Принципы международных коммерческих договоров (одобренные УНИДРУА в 1994г.), которые содержат свод правил, применимых во всём мире независимо от правовых традиций, а также экономических и политических условий государств. При этом важно, что какого-либо приоритета той или иной правовой системе в данном документе не было отдано, поскольку разрабатывались в целях сближения национальных правовых систем государств в сфере международного торгового сотрудничества. Содержащиеся в Принципах УНИДРУА положения не носят юридически обязательного значения для сторон по международным коммерческим контрактам, т.е. имеют для них рекомендательный характер.
Принципы международных коммерческих договоров включают в себя развернутые положения, касающиеся ведения переговоров, формирования содержания контрактов, могут иметь решающее значение при рассмотрении возникающих между сторонами споров. Отмечается, что сфера охватываемых Принципами вопросов регулирования договорных отношений шире, чем в Венской Конвенции, при этом данный документ включает в себя положения по вопросам, которые были предметом обсуждения при разработке Венской конвенции, но не нашли в ней отражения. В этой связи на практике рекомендуется включать в договор условия о том, что Принципы будут применяться по вопросам, которые не нашли отражения в Конвенции..
Принципы достаточно гибки для того, чтобы учитывать постоянные изменения в практике международной торговли. В 2010 г. вышла третья редакция Принципов УНИДРУА, раскрывающая современные тенденции выявления противоречий условий договоров основным принципам и императивным нормам права (гл. 3), обязательств под условием (гл. 5), реституции неисполненных договоров (гл. 7), множественности лиц на стороне должника и кредитора (гл. 11) и др. Особое внимание в новом издании Принципов УНИДРУА уделено содержанию понятия «императивная норма», которое «должно пониматься в широком смысле и охватывать как специальные нормативные положения, так и общие принципы публичного порядка». Принципы УНИДРУА имеют неформальный характер и не являются источником права в традиционном смысле, поскольку не представляют собой непосредственного проявления воли государства, хотя данный документ принят международной правительственной организацией. Опубликованные практически на всех языках мира, Принципы приобретают всё большую популярность среди профессиональных участников мирового торгового оборота, позволяя преодолеть языковый барьер, сориентироваться в основных правовых вопросах, пользоваться ими в качестве модели при разработке отдельных положений международного договора. Принципы УНИДРУА часто рассматривают как обычаи делового оборота, оказывающие существенное влияние на гармонизацию и сближение национального законодательства стран, относящихся к разным правовым системам. А. С. Комаров, оценивая Принципы УНИДРУА, подчёркивает, что они «имеют неформальный характер и не являются источником права в традиционном смысле, поскольку не представляют собой непосредственного проявления воли государства, хотя данный документ принят международной правительственной организацией».
Наряду с традиционными методами правового регулирования международных экономических отношений в последние десятилетия разрабатываются новые, так называемые неформальные (негосударственные) правовые формы и способы унификации. К ним относятся Принципы международных коммерческих договоров (одобренные УНИДРУА в 1994г.) и Принципы европейского договорного права (Европейские принципы). Содержащиеся в них положения взаимосвязаны с действующими унифицированными актами, но охватывают, как правило, более широкий круг вопросов. Не являясь юридически обязательными для сторон по международному договору и имея рекомендательный характер, Принципы создают более развёрнутую правовую базу и могут иметь решающее значение при рассмотрении возможных споров, «они представляют собой руководство при составлении контрактов, что особенно полезно при ведении переговоров партнёрами, говорящими на разных языках; на Принципы стороны могут ссылаться при переговорах в ходе исполнения контрактов при возникновении спорных вопросов или взаимных претензий». Опубликованные практически на всех языках мира, Принципы приобретают всё большую популярность среди профессиональных участников мирового торгового оборота, позволяя преодолеть языковый барьер, сориентироваться в основных правовых вопросах, пользоваться ими в качестве модели при разработке отдельных положений международного договора. Принципы УНИДРУА часто рассматривают как обычаи делового оборота, оказывающие существенное влияние на гармонизацию и сближение национального законодательства стран, относящихся к разным правовым системам. А.С.Комаров, оценивая Принципы УНИДРУА, подчёркивает, что они «имеют неформальный характер и не являются источником права в традиционном смысле, поскольку не представляют собой непосредственного проявления воли государства, хотя данный документ принят международной правительственной организацией».
Принципы УНИДРУА и Европейские принципы, содержащие элементы договорных норм, международного обычая, совпадающих норм и принципов национального законодательства, обыкновений, типовых контрактов и общих условий и, наконец, арбитражной практики, не сводимы ни к одной из этих субстанций. Считается, что в ходе развития унификационного процесса и поиска его оптимальных форм эмпирическим путём был найден особый механизм обеспечения единообразного регулирования международных торгово-экономических отношений.
В практике международной торговли сложился ряд обычаев, регулирующих вопросы доставки товара от продавца к покупателю, его погрузке, страхованию, оплате таможенных пошлин и т.п. Сложившиеся и широко применяемые на практике обычаи выражены определенными терминами, унифицированные правила толкования которых, даны Международной торговой палатой в документе «Инкотермс». Основу «Инкотермс» составил свод международных правил в толковании торговых терминов, принятых Международной Торговой Палатой в 1936 г. с дальнейшими дополнениями и уточнениями в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010. Действующий в настоящее время «Инкотермс» 2010 года, вступил в силу с 1 января 2011 г. Основная цель принятия «Инкотермс» в последней редакции состоит в необходимости избежания разногласий и разночтений при заключении международных торговых контрактов с учётом современных условий международного торгового оборота.
Базисные условия договора внешнеторговой купли-продажи имеют большое значение, т.к. вместе с определением обязанностей продавца и покупателя по доставке товара устанавливается момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю, а также риска его случайной гибели и повреждения. От базисного условия в целом зависит конкретная цена контракта.
Действующая редакция «Инкотермс» 2010 г. содержится 11 торговых терминов, которые разделены на две группы. Первая группа - термины, применяемые при доставках товаров любым видом транспорта (EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DAT и DDP); вторая группа - термины, используемые при доставках морским или речным транспортом (FAS, FOB, CFR и CIF). Указанная редакция «Инкотермса» включает два новых положения: DAP (delivered at place) - поставка до пункта; DAT (delivered at terminal) - поставка до терминала. Четыре наименее используемых на практике термина (DAF, DES, DEQ, DDU) отменены. Термин DAT заменяет собой термин DEQ: товар предоставляется в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства. Термин DAP является общим положением, при котором важно точно указать место назначения. Указанный термин заменяет собой три термина: DAF, DES, DDU и предусматривает, что товар предоставляется покупателю уже готовым для разгрузки, перегрузки или растаможивания Новые расходы и риски появились в условиях FOB, CFR, CIF. В «Инкотермс» 2000 г. при этих трёх условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, в «Инкотермс» 2010 переход рисков осуществляется после полной погрузки груза на борт судна. Следует отметить, что на практике отсутствие ссылки на действующую редакцию «Инкотермс» может привести к разногласиям и спорам между участниками, во избежании таких последствий в контракте рекомендуют делать ссылку на «Инкотермса» 2010 г.
К международным правовым договорам в сфере по снабжению энергоресурсами можно также отнести Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1992 г.), участниками которой являются 130 государств, предусматривающую гражданскую ответственность судовладельца за загрязнение моря, в целях обеспечения надлежащей компенсации ущерба от танкеров, перевозящих нефть. Конвенция распространяет свое действие на инциденты, повлекшие ущерб на территории государства - участника Конвенции, включая территориальное море.
Таким образом, отношения России в сфере международного энергетического сотрудничества обеспечивается комплексом нормативных правовых актов национального значения, нормами международного права, международными договорами, обычаями.
Вместе с тем, как отмечено в Концептуальных подходах к новой правовой базе международного энергетического сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы) существующие двусторонние договоренности и многосторонние юридически обязательные нормы в области международных энергетических отношений оказались не способны предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. В этих условиях целесообразно создание нового универсального международного юридически обязывающего документа, сторонами которого, в отличие от существующей системы, построенной вокруг Энергетической хартии, станут все основные страны- производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов, и который будет охватывать все аспекты глобального энергетического взаимодействия.
Дальнейшее совершенствование системы правовых актов в сфере международного энергетического сотрудничества должно осуществляться на основе следующих принципов: универсальности - применимости к отношениям между любыми странами; открытости - возможности присоединения к ней любых третьих стран; всесторонности - охватывать все аспекты энергетического взаимодействия; согласованности - не противоречить соответствующим обязательствам, содержащимся в иных международных документах и соглашениях; эффективности - должна включать действенный общий механизм реализации.
ГУЛИЕВ Игбал Адиль оглы
кандидат экономических наук, заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России
ШЕВЧЕНКО Любовь Ивановна
доктор юридических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой правового регулирования ТЭК Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России, Заслуженный юрист РФ России