Общеизвестно, что общественные отношения в современном мире развиваются и функционируют не хаотично и разрозненно, а под влиянием предусмотренных законом механизмов регулирования, ведь именно при наличии специального регулирования можно рассчитывать на то, что общественные отношения будут эффективными и поспособствуют полноценному развитию человеческого социума.
Вопросы, касающиеся механизмов регулирования общественных отношений, были актуальными на протяжении всех этапов развития человечества. И если в древние времена данные механизмы, как и сами общественные отношения, носили примитивный характер, то в современном мире ситуация кардинальным образом изменилась. Многообразие различных форм и проявлений современных общественных отношений делает необходимым наличие таких категорий, как правовые стимулы и ограничения, особенно применительно к гражданско-правовому регулированию, так как именно в этой отрасли права субъекты правоотношений изначально находятся в равном правовом положении.
Вопросы, касающиеся повышения эффективности правоотношений в современном обществе, являются актуальными на протяжении всего исторического этапа развития права. На разных временных промежутках были популярны различные механизмы повышения эффективности правоотношений, каждый из которых, безусловно, имел свой положительный эффект. Однако, по нашему мнению, многое в современных правоотношениях, независимо от конкретной отрасли права, зависит от того, насколько эффективно будут использоваться правовые стимулы и правовые ограничения, процесс разработки которых должен быть постоянным, планомерным и иметь цель - эффективное регулирование общественных отношений [1, с. 39].
Как уже было аргументировано и доказано в рамках данного исследования ранее, и правовые стимулы, и правовые ограничения в современном праве выполняют важную роль. Они гармонизируют общественные отношения, направляют субъектов на совершение правомерных поступков и воздерживают их от совершения неправомерных, формируют правильное правосознание у взрослеющих личностей. При этом, чтобы правовые стимулы и ограничения положительным образом влияли на общественные отношения, необходимо, чтобы они сами показывали высокие результаты в эффективности.
Как известно, и правовое регулирование и правовое ограничение должно начинаться с постановки цели, затем необходимо провести анализ мотивационных ценностей субъектов, на которых необходимо оказать воздействие с помощью права и понять, что именно для них является ценным в данный момент времени, далее следует детально проработать механизм претворения мотивационных направляющих субъектов сквозь призму правовых норм, после чего начать процесс стимулирования и ограничения, постоянно контролируя ситуацию с целью возможного вмешательства, если будет очевидно, что используемые ценностные ориентиры и мотивация не работают и надо вносить изменения.
Соответственно, право в механизме реализации стимулов и ограничений должно выступать в роли главного социального блага, общественной ценности, которая с помощью правового стимулирования создает возможности для удовлетворения потребностей субъектов, а путем правовых ограничений сдерживает возможные незаконные проявления, тем самым уберегая одних лиц от нарушения их прав и наступления иных негативных последствий, а других от привлечения к ответственности. Исходя из этого, нам представляется вполне очевидным тот факт, что правовые стимулы и правовые ограничения только тогда будут признаны эффективными, когда в них самих будет отчетливо прослеживаться ярко выраженная социальная ценность.
Стоит разобраться с самим термином «эффективность», который так часто применяется в повседневной жизни применительно к тому или иному явлению. В наиболее общем понимании эффективность - это свойство того или иного предмета, позволяющее ему достичь того результата, для которого он и был создан [4, с. 935]. Эффективность в этой связи можно рассматривать в качестве показателя производительности труда социальной ценности правовых стимулов и ограничений, которая наглядно демонстрирует их КПД и продуктивность.
Так что же необходимо для того, чтобы сделать правовые стимулы и правовые ограничения наиболее эффективными? Как повысить их социальную ценность? Подобные вопросы уже не раз возникали в юридической науке и на них давались различные ответы.
- все применяемые и используемые правовые стимулы и ограничения должны соответствовать мотивации и ценностным ориентирам субъектов, в отношении которых они направлены;
- совершенствование законодательства и правоприменительной деятельности, так как даже грамотно и продуманно составленные стимулы и ограничения будут показывать низкий уровень эффективности, если они будут нелогично применяться в правоприменительной деятельности;
- высокий уровень правовой культуры общества и отдельной личности - если уровень правовой культуры низок, то любые стимулы и ограничения будут игнорироваться и презираться как отдельным субъектом, так и всем обществом;
- общий уровень законности и правопорядка в обществе должен быть на высоком уровне, иначе любые усилия по стимулированию или ограничению будут сведены к нулю;
- все применяемые правовые стимулы и ограничения должны быть не разрозненны, а дополнять друг друга, создавать единый вектор общеправовой направленности и ни в коем случае не противоречить друг другу.
Помимо вышеизложенного, особо подчеркнем, что и правовые стимулы, и правовые ограничения, должны быть поняты и конкретны в своих формулировках, так как и те и другие выступает носителем юридической информации, посредством которой осуществляется воздействие на правосознание субъектов [3, с. 137]. Именно поэтому они должны содержать в себе максимум конкретики, отсутствие расплывчивости и явно показывать субъекту мотивационную составляющую его дей- ствий/бездействия.
Рассмотрев наиболее общие условия эффективности правовых стимулов и правовых ограничений, необходимо заострить внимание и на тех факторах, которые могут оказать отрицательное влияние на данный процесс. В частности, негативным образом на степени эффективности правовых стимулов и правовых ограничений может сказываться наличие различного рода препятствий, которые снижают ее, увеличивая затраты в разных сферах социальной деятельности. Кроме того, дополнительное освещение указанных препятствий может поспособствовать раскрытию сущности и содержания имеющихся проблемных моментов, что укажет направления возможного совершенствования имеющихся упущений и преобразования их в преимущества.
Говоря о препятствиях при реализации правовых стимулов и правовых ограничений, следует помнить, что они представляют собой некие барьеры объективной реальности, которые ввиду своей объемности и распространенности мешают реализации правовых стимулов и ограничений, что негативным образом сказывается на их эффективности [2, с. 87]. В качестве одного из основных препятствий на пути эффективной реализации правовых стимулов и правовых ограничений выступает недостаточность нормативно-правового регулирования. Зачастую на практике складывается ситуация, при которой тот или иной стимул или ограничение не могут найти должного отклика ввиду того, что для них не подготовлена нормативно-правовая основа, а та, что уже действует, не способна отвечать потребностям и принципам, заложенным в стимуле или ограничении. В этой связи недостаточность нормативноправового регулирования выступает в роли антистимула, когда все упирается в то, что законы просто не успевают за развитием мотивационной составляющей стимулов и ограничений.
Также процесс эффективной реализации правовых стимулов и правовых ограничений затрудняет неправильно выбранная правовая политика законодателя, который может сконструировать некоторые правовые нормы таким образом, что стимул сделать одно действие будет противоречить стимулу совершить другое. Подобная недоработка часто встречается на практике, когда речь заходит о соотношении разнородных отраслей права. Следствием этого является возникновение коллизий, юридических конфликтов, при которых говорить об эффективности крайне затруднительно.
Не стоит забывать и о наличии препятствий в виде коррупционных факторов. Так, например, в практике нередки случаи, когда некоторые правовые стимулы не работают лишь потому, что субъекты, на которых они направлены, уверены в том, что у них не получится извлечь из этого выгоду ввиду того, что должностные лица, участвующие в данном процессе, будут удовлетворять личные интересы и склонять граждан к даче взятки или иного материального поощрения. В этом отношении также необходимо проводить слаженную работу.
Препятствия, затрудняющие эффективность реализации правовых стимулов и правовых ограничений весьма многогранным, и встречаются на самых различных уровнях. В этом отношении существенным подспорьем может стать внедрение процесса оптимизации. Оптимизировать процессы правового стимулирования и правового ограничения — значит максимально повысить их эффективность при данных условиях и существующих препятствиях. Поэтому оптимальность является своеобразной кульминационной точкой (апогеем) эффективности правовых стимулов и правовых ограничений.
Следовательно, между эффективностью правовых стимулов и правовых ограничений и их дефектностью существует тонкая грань, которая проявляется при столкновении интересов различных субъектов. В частности, далеко не каждый субъект правоотношения заинтересован в их гармоничном функционировании. Многие из субъектов преследует лишь личную выгоду, что тоже говорит об их низкой правовой культуре, на которую достаточно проблематично повлиять. Необходимо постоянно подстраиваться под изменения общественных отношений, чтобы уследить за тем, в чем проявляется мотивация субъектов, какого их ценностные ориентиры и потребности, на чем следует делать акцент законодателю и правоприменителю, учитывая тот факт, что в настоящий момент индивидуальные ценности явно преобладают над коллективными. Кроме того, следует бороться с имеющимися препятствиями, которые затрудняют реализацию правовых стимулов и правовых ограничений. Как показало проведенное исследование, они встречаются достаточно часто и проявляются в различных формах, что свидетельствует о необходимости проведения разноплановых мер противодействия.
КУРБАТОВА Галина Васильевна
кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академи и ФСИН России
АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России