Нелегальная миграция и нескончаемый поток беженцев в Европу стал не только проблемой социального характера, но и новым способом заработка преступников.
Медиа ресурсы стали широко использоваться контрабандистами в преступных целях, наиболее распространенной из которых стала реклама об оказании услуг по незаконной миграции и пресечении границ ЕС. Эти способы работы преступников с использованием современных технологий усложнили работу правоохранительных органов ЕС по борьбе с контрабандой мигрантов. Многими государствами-членами ЕС было подтверждено, что контрабандисты активно используют в качестве инструмента для незаконного ввоза мигрантов социальные медиа-платформы, такие как «Твиттер» (Twitter), «Фейсбук» (Facebook), «Вайбер» (Viber), и «Ватсапп» (Whatsapp). Данные сервисы используются для обмена информацией о предоставлении контрабандистами услугах, для пересылки маршрута миграции и, конечно же, для связи. Согласно мнению обозревателей журнала «Гардиан», которыми было проведено краткое расследование, показало, что основными рекламными инструментами, распространёнными среди контрабандистов являются социальные сети, к примеру: «Фейсбук» (Facebook), который активно используются для размещении рекламных услуг. Не менее популярны приложении для обмена сообщениями как «Ватсапп» (WhatsApp) или «Вайбер» (Viber). Однако, в отличие от того же «Фейсбука», их чаще всего используют не для рекламы, а для пересылки маршрутов нелегального пересечения границы или для аудио-связи с контрабандистами. Использование медиа-сервисов обусловлено тем, что это является наиболее дешевым и универсальным способом для координации действий и маршрута беженцев. Помимо всего, такой способ дистанционной связи является наиболее безопасным для координаторов, т.е. контрабандистов. Например, в социальной сети «Facebook» (Фейсбук), правоохранителями была обнаружена страница, которую использовали для предоставления услуг по незаконному пересечению границ ЕС. Кроме рекламы, стоимости преступных услуг и контактной с контрабандистами информации, страница располагала инструкцией для клиентов, в которых описывалось каждое действие: что делать мигрантам по прибытию, что говорить, как конспиративно использовать мобильное устройство или как себя вести в случае задержания.
Следует подчеркнуть то обстоятельство, что беженцы и мигранты в погоне за «европейской мечтой» в той же степени, что и преступники, заинтересованы в подобных услугах. Все это порождает спрос на черном рынке на контрабандные услуги. Решение данной проблемы обсуждалось 10 марта 2016 года в совете ЕС по незаконной миграции, в ходе которого были приняты решения о развитии контр-нарративов, связанных с предупреждением о последствиях и рисках незаконной миграции как в ЕС, так и в странах, лидирующих по оттоку эмигрантов, таких как Сирия, Судан, Эфиопия, Нигерия.Совет ЕС предложила государствам членам ЕС наладить партнерские отношения с поставщиками (провайдерами) интернета, для ведения анти-миграционных работ в медиа сервисах. В тоже время Управление Верховного комиссара ООН предлагает вовлечение в анти миграционную деятельность местных диаспор и общин для агитации и проведения бесед, связанных с ответственностью и риском нелегальной миграции. Некоторые государства ЕС, проявив инициативу, приняли собственные меры для профилактики незаконной миграции. К примеру, власти Нидерландов совместно с ЕС и Международной организацией по миграции провели антимиграционную кампанию под названием «Удивительная Европа» (Surprising Europe), целю которой является осведомление желающих незаконно мигрировать в Европу о той опасности и тех рисках, которым они могут подвергнуть как себя, так и членов своей семьи. Для этой цели был создан веб-сайт, в котором выкладывается информация в виде статей, телепередач, интервью, историй, в частности, от самих мигрантов. Чаще всего это истории, повествующие о том, как мигранты стали жертвами преступлений, среди которых сексуальная эксплуатация, продажи в рабство или же просто социальная отчуждённость на территории государств ЕС. В основном, данный проект ориентирован на мигрантов из стран Африки. Следует добавить, что согласно докладу Комиссара Совета Европы, к основной группе риска относятся одинокие лица женского пола, которые на свой страх и риск пытаются воспользоваться услугами контрабандистов и, как правило, подвергаются сексуальному насилию или продажи в рабство. В большинстве случаев, это женщины и девушки, оставшиеся без попечения мужей.
Правоохранительная деятельность органов ЕС по надзору за интернет контентами
Активная работа Европолом ведется и в данном направлении. Для борьбы с преступлением в интернет пространстве на базе Европейского контртеррористического центра от 1 июля 2015года была создана рабочая группа Европола по надзору за интернет контентами (Europol's IRU). Группа по надзору за интернет контентами занимается пресечением экстремистской деятельности, пропаганды, и рекламы услуг по незаконной миграции на территории ЕС в сети интернет. Также Совет ЕС задействовал Европол в создании Европейского центра незаконного ввоза мигрантов (EMSC), основной задачей которого является активная поддержка государств-членов ЕС в ликвидации преступных сетей, занимающихся организованной контрабандой мигрантов, поиск и удаление контентов в интернет пространстве, связанных с рекламой или агитацией контрабандных услуг. По некоторым данным, Европейским центром незаконного ввоза мигрантов было обнаружено не менее122контентов преступного характера.
Относительно координации и защиты пограничных зон Евросоюза, а так же расследовании преступлений, связанных с контрабандной мигрантов были привлечены правоохранительные учреждения, такие как Фронтекс и Евроюст. Необходимо отметить, что в своей сущности те и другие правоохранительные учреждения ЕС осуществляют мониторинг для выявления контентов, связанных с незаконным ввозом мигрантов. Однако, их полномочия и функциональная особенность различаются. Работа Фронтекса, в первую очередь, сфокусирована на социальном мониторинге СМИ для анализа и профилактики рисков, обусловленных незаконной миграцией и, разумеется, мониторинге новых вероятных миграционных путей с дальнейшим оповещением об этом государств-членов ЕС. Деятельность же Евроюста и Европола со своими подразделениями, в отличие от Фронтекса, направлена на расследование и профилактику преступлений и сфокусирована на поддержке национальных властей и их усилению в борьбе с нелегальной миграцией и рекламы контрабанды мигрантов в интернете. Профилактика осуществляется, прежде всего поиском и удалением, противозаконных контентов при содействии интернет-провайдеров.
Пробелы в системе профилактики услуг нелегальной миграции в ЕС
Несмотря на масштабность тех мер, которые были приняты руководством Евросоюза для борьбы, как с нелегальной миграцией, так и с ее пропагандой в виртуальном пространстве, все же остаются множество пробелов и нерешенных задач в этой области. К таким пробелам можно отнести: 1. отсутствие полноценного сотрудничества между органами Евросоюза и провайдерами интернета;2. Усложненность сбора или передачи персональных данных клиентов поставщиками интернета правоохранительным органам ЕС - в силу директивы ЕС № 95/46/ «О защите персональных данных»; 3.отсутствие полноценных, единых стандартов и процессуальных порядков для государств-членов ЕС в области борьбы с вредоносными интернет-контентами; 4. ограниченность юрисдикции и полномочий правоохранительных учреждений ЕС. Рассмотрим каждую из этих пунктов по отдельности.
- Отсутствие полноценного сотрудничества между органами Евросоюза и провайдерами интернета является серьезной проблемой, которая затрудняет процесс удаления противоправных контентов. Разумеется, удаление контентов в основном носит рекомендательный характер, так как с правовой точки зрения подразделении Европола и другие органы ЕС не наделены соответствующими полномочиями применении императивных мер. Соответственно, удаление контентов может быть лишь на добровольной основе и с правом принять решение самому поставщику услуг, например как «Фейсбук». Все осложняется еще и статьей 11 Хартии Европейского союза об основных правах, в котором четко указано право на свободное получение или распространение информации и идеи без вмешательства со стороны публичных властей. Все это приводит к неофициальным договоренностям между поставщиками интернет-услуг и правоохранительными учреждениями ЕС. Большинство поставщиков не желают заключать подобные соглашения в связи с опасением давления со стороны Ев- ропола, что вынудит их нарушить договор об оказании услуг заключенный с пользователями. В связи с этим Европейским инспектором по защите данных было рекомендовано Евро- полу во избежание конфликтов, соглашении, заключенные с провайдерами сделать общедоступными. На сегодняшний день из числа 17 государств Евросоюза, активно участвующих в программе по профилактике незаконной миграции по предварительным данным лишь около семи государств имеют соглашения подобного рода, о сотрудничестве с интернет провайдерами (Чехия, Великобритания, Дания, Венгрия, Финляндия, Эстония, Испания). Однако, в большинстве случаев эти соглашения носят неформальный характер.
- Передача или сбор персональных данных. Согласно статье 7 директивы ЕС № 95/46/ «О защите персональных данных» передача персональных данных осуществляется лишь с недвусмысленного согласия субъекта данных. Но, несмотря на это последние изменения в законе от 26 декабря 2012 года, № 53 открыли возможность сбора и хранения данных для служебных целей. Таким образом, теперь Европол может получать и передавать персональные данные публично доступные в сети Интернета.
Ранее это было возможно лишь при содействии национальных правоохранительных органов с учетом национального законодательства. Соответственно, данное обстоятельство обязывает Европейских интернет провайдеров указывать в условиях договора на пункт о возможности предоставлении персональных данных клиента третьим лицам, тем не менее, на практике провайдеров, указывающих подобную информацию встречается крайне ред- ко. Вспомним в качестве примера случай с «Фейсбуком», который после 1 января 2015 года публично заявил об изменениях в условиях политики конфиденциальности соц. сети, что в свою очередь вызвало бурную критику со стороны пользователей. Следовательно, это позволяет Европолу в обход директивы ЕС «О защите персональных данных» осуществлять меры по сбору и хранению персональных данных.
3.Отсутствие полноценных, единых стандартов и процессуальных порядков среди государств-членов ЕС в области борьбы с преступными контентами. Из-за отсутствия единых стандартов среди государств-членов ЕС относительно профилактики противозаконных контентов, связанных с рекламой услуг незаконной миграции, возникает немало коллизий. К примеру, национальное законодательство каждой из стран членов ЕС позволяет руководствоваться собственными процессуальными нормами в расследовании уголовных дел, таким образом, многие государства-члены ЕС предпочитают вместо удаления оставить противозаконный контент, для дальнейшего его использования в ходе следственных мероприятий по уголовным делам. Согласно данным Европола, с середины 2015 года было замечено порядка 41 случаев, в которых запросы, сделанные Европолом на удаление противозаконных контентов, фактически были проигнорированы. Подобная ситуация сложилась в связи с различием правовой практики стран Евросоюза. Необходимо отметить, что квалификация подобных преступлений и судебная практика в странах ЕС различна. Так, в некоторых государствах ЕС, медиа файлы, обнаруженные в ходе расследования дела не всегда приобщаются в качестве улик к материалам уголовного дела. К примеру, в Великобритании допускается сбор и приобщение к материалам уголовного дела данных полученных из сети интернета против контрабандистов. В Венгрии к доказательной базе допускаются лишь сведения, предоставленные исключительно интернет провайдерами.
Таким образом, противозаконный контент становится недоступным на территории данной страны. Подобная практика практикуется и в РФ, ярким примером для которой могут послужить сайты с экстремистской наклонностью или с нарушением авторских прав, доступ к которым ограничен интернет поставщиками. Однако, и эта мера является временной, так как эти ограничения действуют лишь у определенных провайдеров. Соответственно, ограничения распространяются лишь на определенной территории. Контрабандисты могут с легкостью создать новый контент, на обнаружение правоохранителями которого уйдет не мало времени.
Подводя итоги можно говорить об активной деятельности ЕС в области противодействии контрабанды мигрантов. Следует признать факт того что меры принятые ЕС, эффективны. Однако, отсутствие единой системы и стандартов в законодательных актах стран членов ЕС создают различную и порой противоречивую друг другу законодательную практику. Так же нескончаемое количество нелегальных мигрантов наводит на мысль о коррупционном составляющем в органах гос. власти стран ЕС, ведь мигранты и контрабандисты сами-по себе не сумели бы осуществить преодоление через границы Евросоюза, без посредничества чиновников или государственных служащих. О росте коррупции в странах ЕС говорят и сами европейские исследователи, директор компании «Transparency International», Карл Долан в одном из своих интервью назвал коррупцию «черной дырой в центре Европейской экономики». Так же на фоне нынешних политических проблем остаются не решенными вопросы о том на сколько долгосрочны срок действии этих программ по противодействии незаконной миграции. Речь, прежде всего идет о ситуации вокруг Brexit, ведь многие перспективные проекты и соглашения о сотрудничестве между правоохранительными органами ЕС и Великобритании могут быть попросту не реализованы в связи с выходом Королевства из состава ЕС. Существует немало споров и по поводу соблюдения основных свобод и прав человека таких как: тайна переписки, свободы мысли и слово и т.д. Многие либерально настроенные представители ЕС не одобряют практику Европола по негласному сбору персональных данных, однако что является более приоритетным для Евросоюза обеспечение общественной безопасности или соблюдение демократических ценностей пока не ясно.
ХАЛИРАХМАНОВ Айдар Фадбирович
аспирант кафедры международного и европейского права Института экономики управления и права (г. Казань), научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики