Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Противозаконные услуги, связанные с незаконной миграцией в ЕС, и проблемы их профилактики в сети интернет

Нелегальная миграция и нескончаемый поток беженцев в Европу стал не только проблемой социального характера, но и новым способом заработка преступников.

Медиа ресурсы ста­ли широко использоваться контрабандистами в преступных целях, наиболее распространенной из которых стала реклама об оказании услуг по незаконной миграции и пресечении гра­ниц ЕС. Эти способы работы преступников с использованием современных технологий усложнили работу правоохранитель­ных органов ЕС по борьбе с контрабандой мигрантов. Многи­ми государствами-членами ЕС было подтверждено, что кон­трабандисты активно используют в качестве инструмента для незаконного ввоза мигрантов социальные медиа-платформы, такие как «Твиттер» (Twitter), «Фейсбук» (Facebook), «Вайбер» (Viber), и «Ватсапп» (Whatsapp). Данные сервисы используются для обмена информацией о предоставлении контрабандистами услугах, для пересылки маршрута миграции и, конечно же, для связи. Согласно мнению обозревателей журнала «Гардиан», ко­торыми было проведено краткое расследование, показало, что основными рекламными инструментами, распространёнными среди контрабандистов являются социальные сети, к примеру: «Фейсбук» (Facebook), который активно используются для разме­щении рекламных услуг. Не менее популярны приложении для обмена сообщениями как «Ватсапп» (WhatsApp) или «Вайбер» (Viber). Однако, в отличие от того же «Фейсбука», их чаще всего используют не для рекламы, а для пересылки маршрутов неле­гального пересечения границы или для аудио-связи с контрабандистами. Использование медиа-сервисов обусловлено тем, что это является наиболее дешевым и универсальным способом для координации действий и маршрута беженцев. Помимо всего, та­кой способ дистанционной связи является наиболее безопасным для координаторов, т.е. контрабандистов. Например, в социаль­ной сети «Facebook» (Фейсбук), правоохранителями была обна­ружена страница, которую использовали для предоставления услуг по незаконному пересечению границ ЕС. Кроме рекламы, стоимости преступных услуг и контактной с контрабандистами информации, страница располагала инструкцией для клиентов, в которых описывалось каждое действие: что делать мигрантам по прибытию, что говорить, как конспиративно использовать мобильное устройство или как себя вести в случае задержания.

Следует подчеркнуть то обстоятельство, что беженцы и мигранты в погоне за «европейской мечтой» в той же степени, что и преступники, заинтересованы в подобных услугах. Все это порождает спрос на черном рынке на контрабандные услу­ги. Решение данной проблемы обсуждалось 10 марта 2016 года в совете ЕС по незаконной миграции, в ходе которого были приняты решения о развитии контр-нарративов, связанных с предупреждением о последствиях и рисках незаконной ми­грации как в ЕС, так и в странах, лидирующих по оттоку эми­грантов, таких как Сирия, Судан, Эфиопия, Нигерия.Совет ЕС предложила государствам членам ЕС наладить партнер­ские отношения с поставщиками (провайдерами) интернета, для ведения анти-миграционных работ в медиа сервисах. В тоже время Управление Верховного комиссара ООН предла­гает вовлечение в анти миграционную деятельность местных диаспор и общин для агитации и проведения бесед, связан­ных с ответственностью и риском нелегальной миграции. Не­которые государства ЕС, проявив инициативу, приняли соб­ственные меры для профилактики незаконной миграции. К примеру, власти Нидерландов совместно с ЕС и Международ­ной организацией по миграции провели антимиграционную кампанию под названием «Удивительная Европа» (Surprising Europe), целю которой является осведомление желающих не­законно мигрировать в Европу о той опасности и тех рисках, которым они могут подвергнуть как себя, так и членов своей семьи. Для этой цели был создан веб-сайт, в котором выкла­дывается информация в виде статей, телепередач, интервью, историй, в частности, от самих мигрантов. Чаще всего это истории, повествующие о том, как мигранты стали жертвами преступлений, среди которых сексуальная эксплуатация, про­дажи в рабство или же просто социальная отчуждённость на территории государств ЕС. В основном, данный проект ори­ентирован на мигрантов из стран Африки. Следует добавить, что согласно докладу Комиссара Совета Европы, к основной группе риска относятся одинокие лица женского пола, кото­рые на свой страх и риск пытаются воспользоваться услугами контрабандистов и, как правило, подвергаются сексуальному насилию или продажи в рабство. В большинстве случаев, это женщины и девушки, оставшиеся без попечения мужей.

Правоохранительная деятельность органов ЕС по надзору за интернет контентами

Активная работа Европолом ведется и в данном направле­нии. Для борьбы с преступлением в интернет пространстве на базе Европейского контртеррористического центра от 1 июля 2015года была создана рабочая группа Европола по надзору за интернет контентами (Europol's IRU). Группа по надзору за интернет контентами занимается пресечением экстре­мистской деятельности, пропаганды, и рекламы услуг по не­законной миграции на территории ЕС в сети интернет. Также Совет ЕС задействовал Европол в создании Европейского цен­тра незаконного ввоза мигрантов (EMSC), основной задачей которого является активная поддержка государств-членов ЕС в ликвидации преступных сетей, занимающихся организован­ной контрабандой мигрантов, поиск и удаление контентов в интернет пространстве, связанных с рекламой или агитацией контрабандных услуг. По некоторым данным, Европейским центром незаконного ввоза мигрантов было обнаружено не менее122контентов преступного характера.

Относительно координации и защиты пограничных зон Евросоюза, а так же расследовании преступлений, связанных с контрабандной мигрантов были привлечены правоохрани­тельные учреждения, такие как Фронтекс и Евроюст. Необ­ходимо отметить, что в своей сущности те и другие правоох­ранительные учреждения ЕС осуществляют мониторинг для выявления контентов, связанных с незаконным ввозом мигран­тов. Однако, их полномочия и функциональная особенность различаются. Работа Фронтекса, в первую очередь, сфокуси­рована на социальном мониторинге СМИ для анализа и про­филактики рисков, обусловленных незаконной миграцией и, разумеется, мониторинге новых вероятных миграционных путей с дальнейшим оповещением об этом государств-членов ЕС. Деятельность же Евроюста и Европола со своими подраз­делениями, в отличие от Фронтекса, направлена на рассле­дование и профилактику преступлений и сфокусирована на поддержке национальных властей и их усилению в борьбе с нелегальной миграцией и рекламы контрабанды мигрантов в интернете. Профилактика осуществляется, прежде всего поис­ком и удалением, противозаконных контентов при содействии интернет-провайдеров.

Пробелы в системе профилактики услуг нелегальной миграции в ЕС

Несмотря на масштабность тех мер, которые были приняты руководством Евросоюза для борьбы, как с нелегальной мигра­цией, так и с ее пропагандой в виртуальном пространстве, все же остаются множество пробелов и нерешенных задач в этой обла­сти. К таким пробелам можно отнести: 1. отсутствие полноценно­го сотрудничества между органами Евросоюза и провайдерами интернета;2. Усложненность сбора или передачи персональных данных клиентов поставщиками интернета правоохранительным органам ЕС - в силу директивы ЕС № 95/46/ «О защите персо­нальных данных»; 3.отсутствие полноценных, единых стандартов и процессуальных порядков для государств-членов ЕС в области борьбы с вредоносными интернет-контентами; 4. ограниченность юрисдикции и полномочий правоохранительных учреждений ЕС. Рассмотрим каждую из этих пунктов по отдельности.

  1. Отсутствие полноценного сотрудничества между ор­ганами Евросоюза и провайдерами интернета является се­рьезной проблемой, которая затрудняет процесс удаления противоправных контентов. Разумеется, удаление контентов в основном носит рекомендательный характер, так как с право­вой точки зрения подразделении Европола и другие органы ЕС не наделены соответствующими полномочиями примене­нии императивных мер. Соответственно, удаление контентов может быть лишь на добровольной основе и с правом принять решение самому поставщику услуг, например как «Фейсбук». Все осложняется еще и статьей 11 Хартии Европейского союза об основных правах, в котором четко указано право на свобод­ное получение или распространение информации и идеи без вмешательства со стороны публичных властей. Все это при­водит к неофициальным договоренностям между поставщи­ками интернет-услуг и правоохранительными учреждениями ЕС. Большинство поставщиков не желают заключать подоб­ные соглашения в связи с опасением давления со стороны Ев- ропола, что вынудит их нарушить договор об оказании услуг заключенный с пользователями. В связи с этим Европейским инспектором по защите данных было рекомендовано Евро- полу во избежание конфликтов, соглашении, заключенные с провайдерами сделать общедоступными. На сегодняшний день из числа 17 государств Евросоюза, активно участвую­щих в программе по профилактике незаконной миграции по предварительным данным лишь около семи государств име­ют соглашения подобного рода, о сотрудничестве с интернет провайдерами (Чехия, Великобритания, Дания, Венгрия, Фин­ляндия, Эстония, Испания). Однако, в большинстве случаев эти соглашения носят неформальный характер.
  2. Передача или сбор персональных данных. Согласно ста­тье 7 директивы ЕС № 95/46/ «О защите персональных данных» передача персональных данных осуществляется лишь с недвус­мысленного согласия субъекта данных. Но, несмотря на это по­следние изменения в законе от 26 декабря 2012 года, № 53 откры­ли возможность сбора и хранения данных для служебных целей. Таким образом, теперь Европол может получать и передавать персональные данные публично доступные в сети Интернета.

Ранее это было возможно лишь при содействии национальных правоохранительных органов с учетом национального законода­тельства. Соответственно, данное обстоятельство обязывает Ев­ропейских интернет провайдеров указывать в условиях договора на пункт о возможности предоставлении персональных данных клиента третьим лицам, тем не менее, на практике провайдеров, указывающих подобную информацию встречается крайне ред- ко. Вспомним в качестве примера случай с «Фейсбуком», кото­рый после 1 января 2015 года публично заявил об изменениях в условиях политики конфиденциальности соц. сети, что в свою очередь вызвало бурную критику со стороны пользователей. Следовательно, это позволяет Европолу в обход директивы ЕС «О защите персональных данных» осуществлять меры по сбору и хранению персональных данных.

3.Отсутствие полноценных, единых стандартов и процессу­альных порядков среди государств-членов ЕС в области борьбы с преступными контентами. Из-за отсутствия единых стандар­тов среди государств-членов ЕС относительно профилактики противозаконных контентов, связанных с рекламой услуг неза­конной миграции, возникает немало коллизий. К примеру, на­циональное законодательство каждой из стран членов ЕС по­зволяет руководствоваться собственными процессуальными нормами в расследовании уголовных дел, таким образом, многие государства-члены ЕС предпочитают вместо удаления оставить противозаконный контент, для дальнейшего его использования в ходе следственных мероприятий по уголовным делам. Соглас­но данным Европола, с середины 2015 года было замечено по­рядка 41 случаев, в которых запросы, сделанные Европолом на удаление противозаконных контентов, фактически были проигнорированы. Подобная ситуация сложилась в связи с различи­ем правовой практики стран Евросоюза. Необходимо отметить, что квалификация подобных преступлений и судебная практи­ка в странах ЕС различна. Так, в некоторых государствах ЕС, ме­диа файлы, обнаруженные в ходе расследования дела не всегда приобщаются в качестве улик к материалам уголовного дела. К примеру, в Великобритании допускается сбор и приобщение к материалам уголовного дела данных полученных из сети интер­нета против контрабандистов. В Венгрии к доказательной базе допускаются лишь сведения, предоставленные исключительно интернет провайдерами.

Таким образом, противозаконный контент стано­вится недоступным на территории данной страны. Подобная практика практикуется и в РФ, ярким примером для которой могут послужить сайты с экстремистской наклонностью или с нарушением авторских прав, доступ к которым ограничен интернет поставщиками. Однако, и эта мера является времен­ной, так как эти ограничения действуют лишь у определенных провайдеров. Соответственно, ограничения распространяют­ся лишь на определенной территории. Контрабандисты могут с легкостью создать новый контент, на обнаружение правоох­ранителями которого уйдет не мало времени.

Подводя итоги можно говорить об активной деятельно­сти ЕС в области противодействии контрабанды мигрантов. Следует признать факт того что меры принятые ЕС, эффек­тивны. Однако, отсутствие единой системы и стандартов в законодательных актах стран членов ЕС создают различную и порой противоречивую друг другу законодательную прак­тику. Так же нескончаемое количество нелегальных мигран­тов наводит на мысль о коррупционном составляющем в ор­ганах гос. власти стран ЕС, ведь мигранты и контрабандисты сами-по себе не сумели бы осуществить преодоление через границы Евросоюза, без посредничества чиновников или го­сударственных служащих. О росте коррупции в странах ЕС говорят и сами европейские исследователи, директор ком­пании «Transparency International», Карл Долан в одном из своих интервью назвал коррупцию «черной дырой в центре Европейской экономики». Так же на фоне нынешних поли­тических проблем остаются не решенными вопросы о том на сколько долгосрочны срок действии этих программ по проти­водействии незаконной миграции. Речь, прежде всего идет о ситуации вокруг Brexit, ведь многие перспективные проекты и соглашения о сотрудничестве между правоохранительными органами ЕС и Великобритании могут быть попросту не ре­ализованы в связи с выходом Королевства из состава ЕС. Су­ществует немало споров и по поводу соблюдения основных свобод и прав человека таких как: тайна переписки, свободы мысли и слово и т.д. Многие либерально настроенные пред­ставители ЕС не одобряют практику Европола по негласному сбору персональных данных, однако что является более при­оритетным для Евросоюза обеспечение общественной без­опасности или соблюдение демократических ценностей пока не ясно.

ХАЛИРАХМАНОВ Айдар Фадбирович
аспирант кафедры международного и европейского права Института экономики управления и права (г. Казань), научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях