Роль высшего образования в мире постоянно эволюционирует. Сегодня становится очевидным, что эволюция мировой экономики и связанные с ней коррективы в государственной политике высшего образования ведут к необходимости изменений традиционных форм организации и управления университетами с целью придания им большей свободы, динамизма, гибкости и эффективности.
При этом наиболее значительными изменениями стали факторы, способствующие усилению рыночной конкуренции в университетских системах.
Конкуренция между университетами, как внутри стран, так и между государствами, претерпела изменения, наполнилась новым содержанием. Университеты многих стран все чаще обнаруживают, что для поддержания своей международной репутации в новой конкурентной среде, требуется большая гибкость, способность к инновациям и предпринимательству, что ранее не рассматривалось в качестве основного залога успеха. Все это стимулирует высшую школу к активной трансформации управленческой структуры с целью придания ей большей автономности. Однако практически во всех странах, высшее образование все еще находится в той или иной степени под контролем государства.
Осуществление государственной политики в области высшего образования достаточно сильно различаются по степени свободы, предоставляемой университетскому сектору в реализации его научной и управленческой деятельности. Если ранее, говоря об университетской автономии, ректоры и президенты вузов поднимали вопросы, касающиеся, главным образом, академической свободы, то сегодня круг вопросов расширился, и обсуждения больше идут вокруг институциональной автономии. Новые аспекты затрагивают, главным образом, три вопроса. Во-первых, какие стратегически важные аспекты государственного контроля должны быть делегированы на университетский уровень? Во-вторых, какие новые механизмы подотчетности могут оказаться необходимыми для удовлетворения потребностей общества в высшем образовании? И в-третьих, если учитывать, что в ряде стран университеты впервые внедряют «корпоративную» практику управления, как привести государственную политику в состояние, в котором она сможет справиться с переходным этапом реформирования управления? Поэтому расширение автономии в системе высшего образования отнюдь непростая задача и, как показывает опыт зарубежных стран, процесс может занимать несколько десятилетий и его исход напрямую зависит от того, насколько скрупулезно государство подошло к разработке плана по переходу вузов к автономии.
Известно, что в высшем образовании традиционно проводят разницу между субстантивным и процедурным регулированием. Субстантивное регулирование предполагает утверждение основополагающей программной миссии организации образования с учетом ее характеристик. Процедурное регулирование, напротив, относится к составлению и утверждению бюджетов, контролю кадровых вопросов, заключению контрактов по предоставлению или приобретению товаров и услуг, капитальному строительству и общему управлению университетской деятельностью.
Рассматривая системы государственного регулирования, наиболее показательным является опыт США.
Американская система высшего образования опережает все страны, как с точки зрения автономии вузов, так и успехов в области инновационной деятельности. Механизмы процедурного регулирования существенно варьируют во всех 50 штатах, как в государственном, так и в частном секторе высшего образования. В рамках государственного сектора отличается Мичиганский университет, который, получая значительную поддержку законодательного органа штата, наделен автономией и в значительной степени независим от регулирования властей штата. Другой пример - государственные вузы штата Нью-Йорк, которые подлежат финансовому и кадровому контролю по аналогии с централизованными европейскими системами государственного регулирования.
Тем не менее, результаты первых исследований в области дерегулирования процедурного контроля в высшем образовании оказались неоднозначными. Ученые не смогли обнаружить прямой корреляции между «административной гибкостью» и высокими показателями эффективности университетов, например, таким как академическая репутация. Однако более поздние исследования отдельных вузов помогли выявить реальные преимущества дерегулирования процедурного контроля. Так, например, благодаря ослаблению государственного процедурного контроля над колледжем Святой Марии в штате Мэриленд было сэкономлено $ 2,3 млн. при капитальном строительстве проекта на $ 4,7 млн. и $ 120 тыс. - при заказе компьютеров, стоимость которых в рамках государственных закупок составляла $ 480 тыс..
В последующем было предпринято аналогичное исследование системы высшего образования штата Орегон, которое было направлено на изучение последствий принятия в 1995 году Закона «Об административной эффективности высшего образования». Уже на первоначальном этапе анализа результатов исследования стало очевидным, что делегирование университетам полномочий по решению вопросов в отношении кадровых расстановок, закупок, контрактов, полиграфической деятельности, управленческой инфраструктуры позволило сэкономить более $ 12 млн. в течение двух лет.
В начале 2000-х годов Национальная ассоциация должностных лиц колледжей и университетов США (NACUBO) провела исследование уровня процедурного контроля в вузах и ожиданий академического сообщества в отношении его дерегулирования. По результатам опроса, государственная политика в 15 штатах двигалась в направлении большей гибкости управления, а в 7 штатах усилился контроль, в частности, в отношении политики оплаты за обучение. Респонденты в университетах были согласны с тем, что следующие аспекты деятельности вузов больше всего нуждаются в процедурном дерегулировании:
- менеджмент всех институциональных фондов;
- возможность осуществлять закупки и заключать контракты независимо от результатов предварительного государственного аудита;
- полномочия по определению стоимости оплаты за обучение и распределение средств, собранных за счет студенческих сборов;
- полномочия по отбору кадров и определение условий предоставления им каких-либо льгот;
- возможность управлять инфраструктурой и строительными проектами вуза.
Стратегически важными для поддержания конкурентной позиции университетов являются следующие направления деятельности:
Единовременные бюджетные ассигнования. Использование постатейного бюджета, как механизма подотчетности, парализует способность университета к реструктуризации и адаптации в условиях высокой конкуренции, а потому университеты во всех странах мира стремятся получить единовременные ассигнования, которые могут быть распределены в соответствии с потребностями вуза. Таким образом, менеджмент и процедура инвестирования всех финансовых ресурсов вуза должны отличаться большой гибкостью.
Закупки и заключение контрактов. Способность своевременно приобретать необходимые товары и услуги, обновлять материально-техническую базу становится все более важным для университетов, конкурирующих за получение финансирования на проведение исследований. Государственный контроль и ограничения этого процесса в США часто является причиной ухода талантливых исследователей из государственных вузов в университеты, обладающие большей степенью свободы в этом вопросе. Для решения данной проблемы вузы могут прибегнуть к аутсорсингу, однако для этого университетам потребуется больше полномочий в осуществлении закупа товаров и услуг, а также по заключению различных контрактов.
Оплата за обучение и сборы. Крупные университеты могли бы существенно увеличить свои доходы за счет исследований, образовательных и иных услуг, если бы не были ограничены государственным регулированием. Например, британские университеты вправе самостоятельно устанавливать стоимость обучения иностранных студентов и распоряжаться собранными за счет оплаты за обучение средствами. Эти университеты стали настолько эффективными в привлечении таких студентов, что были удостоены Королевской награды за высокие показатели дохода из иностранных источников.
В действительности вопрос о самостоятельном утверждении оплаты за обучение является одним из наиболее противоречивых, так как этот показатель процедурной автономии оказывает значительное влияние на показатели доступности высшего образования. Во многих штатах США, государственным вузам предоставлена некоторая степень свободы в определении стоимости оплаты за обучение. Тем не менее, правительство зачастую накладывает определенные ограничения на эту процедуру. Так, в целях обеспечения доступа к высшему образованию правительство может предпринять следующие меры:
- оставить за собой полномочия по определению стоимости обучение для учащихся бакалавриата, являющихся резидентами штата, позволить университету устанавливать оплату за обучение магистров из числа иностранных студентов;
- установить процентный показатель, эквивалентной показателю инфляции и/или установленным экономическим показателям, таким как средний доход семьи, в рамках которого дозволено ежегодное увеличение оплаты за обучение;
- допустить увеличение оплаты за обучение только в секторе исследовательских университетов, сохраняя контролируемый уровень оплаты за обучение в других вузах.
Отбор кадров и льготы. Вузы, ввиду специфики своей деятельности, предъявляют к сотрудникам особые требования и нуждаются в особенной системе отбора кадров, нежели государственные органы. Более того, университеты зачастую являются единственными государственными учреждениями, постоянно вовлеченными в высоко конкурентный международный рынок работников интеллектуального труда, и для эффективного отбора кадров вузы нуждаются в гибкой кадровой системе, предусматривающей свободу вуза в определении заработной платы и объема льгот для сотрудников.
Инфраструктура и строительство. Для эффективного и своевременного развития новой исследовательской инфраструктуры, а также создания особых условий для поддержания качества своих исследований и научных знаний современные исследовательские университеты должны отличаться той же степенью гибкости и адаптивности, что и в вопросе закупок и заключения контрактов. Все чаще способность создавать и сохранять исследовательскую инфраструктуру становится критически важным в конкуренции вузов за лучших преподавателей и финансирование научных исследований. В ряде стран и штатов США университетам предоставлено право собственности на занимаемые ими земли и объекты, полномочия по заключению контрактов на строительство, право на самостоятельное финансирование ремонтных и строительных работ.
Как видно из графика, предложенные выше механизмы дерегулирования позволят превратить университеты из государственных учреждений с бюджетами, инфраструктурой и кадрами, регулируемыми государственными законами и нормативными актами, в государственные корпорации, свободными от государственного контроля.
В целом, имеется большое количество доказательств тому, что новые условия конкуренции требуют от университетов большей адаптивности и инноваций в процессах управления академической деятельности. Как следствие, во многих странах отмечается рост интереса к процедурному и субстантивному дерегулированию путем делегирования ответственности за решения управленческого и академического характера на институциональный уровень.
ИГНАТОВА Елена Васильевна
доктор Ph.D., директор офиса регистрации Павлодарского государственного педагогического института
ЛУКЬЯНЕНКО Лилия Рафаиловна
студент Тюменского индустриального университета