Актуальность проблематики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ не вызывает сомнений, как ввиду большого количества научных публикаций по данной тематике, так и объявления 2022 года - Годом культурного наследия народов России.
При этом спектр освещаемых проблем в данной области, очень широк - от исторических аспектов [1] и соотношения с международным законодательством [2], до анализа отдельных институтов [3].
В рамках настоящей работы хотелось бы обратить внимание на один узкоспециализированный вопрос, который не получил широко освещения в научной литературе, однако является не просто важным, - его актуальность нарастает с каждым днем все больше и больше. Речь идет о гидротехнических сооружениях и (или) связанных с ними водных объектах (водохранилищах), которые в советские годы в массовом порядке получили статус памятников истории и культуры, а сейчас, спустя годы, требуют модернизации или хозяйственного освоения прилежащей территории. Необходимо отметить, что на территории России достаточно большое количество регионов с такими сооружениями и (или) объектами. И, естественно, такие объекты всегда являются социально-значимыми.
В настоящей статье будет говориться лишь о тех объектах, с которыми непосредственно сталкивался сам автор. Однако, освещаемые проблемы являются шаблонными, одинаковыми для абсолютного большинства из них.
Основным аспектом рассматриваемой проблематики является определение надлежащего вида объекта культурного наследия для таких сооружений и (или) объектов, а также возможная смена уже закрепленного вида.
Так, обычно рассматриваемые сооружения и (или) объекты имеют вид ансамбля или достопримечательного места.
Например, на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, в 1974 году[1], в качестве памятников истории и культуры были признаны: Читукское водохранилище, Шапсугское водохранилище, Федоровское водохранилище,
Краснодарское водохранилище. В последствии, исходя из уточненных в ходе историко-культурных исследований наименований, при регистрации указанных объектов в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ (далее - Реестр), они получили вид - достопримечательное место (Краснодарское водохранилище - «Памятное место: Краснодарское водохранилище - ударная комсомольская стройка», 1973 г.[2]; Федоровское водохранилище - «Памятное место: Федоровское водохранилище», 1967 г.[3]; и т.д.). И действительно, исходя из определения «достопримечательное место», которое содержится в ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»[4] (далее - Закон об ОКН), указанные водные объекты можно признать «совместными творениями человека и природы», «памятными местами».
В противовес вышеуказанному, на территории Кабардино-Балкарской Республики (и не только), в 1983 году[5], в качестве памятников истории и культуры были признаны: Баксанская ГЭС, Мало-Кабардинский оросительный канал. В последствии, исходя из уточненных в ходе историко-культурных исследований наименований, при регистрации указанных объектов в Реестре, они получили вид - ансамбль (например: Мало-Кабардинский оросительный канал - «Головные сооружения Мало-Кабардинской оросительной системы», 1924-1929 годы[6]). Т.е., в данном случае, исходя из определения «ансамбль», содержащегося все в той же ст. 3 Закона об ОКН, объектом культурного наследия был признан весь комплекс сооружений, без привязки ко всему водному объекту, с одновременным взятием под государственную охрану еще и каждого составляющего его сооружения как самостоятельного памятника (3-й вид объекта культурного наследия). Это также выглядит вполне логичным, так как гидротехническое сооружение подобного типа действительно состоит из ряда элементов (плотина, водозабор, здание насосной станции и т.д.) и именно все они в совокупности образуют объект.
В чем же наглядная разница административно-правового статуса в данном случае между достопримечательным местом и ансамблем и каковы последствия различия в подходах для объектов.
Во-первых, для достопримечательного места отсутствует обязательное наличие внутри составных памятников, в отличие от ансамбля. Т.е., например, для Федоровского водохранилища, определяя его территорию и предмет охраны, не является обязательным учет расположенных там гидротехнических сооружений. Так как они не стоят на самостоятельном учете в Реестре в качестве памятников, то включать ли их в территорию и предмет охраны или не включать остается на усмотрение разработчика и государственного органа (естественно, с учетом фактических исторических событий, послуживших основанием для определения историко-культурной ценности всего объекта [5]). Такая дискретность позволяет как уменьшать, так и увеличивать и территорию, и предмет охраны таких памятников истории и культуры.
Ансамбль же, помимо собственной территории и предмета охраны, включает в себя еще и расположенные внутри него самостоятельные памятники. Например, «Головные сооружения Мало-Кабардинской оросительной системы», 1924 - 1929 годы, включает в себя: левобережная оградительная дамба, промывное отверстие с сегментным затвором, водозабор в отстойник, низовой шлюз с двумя промывными отверстиями по Юме, техническое помещение на шлюзе водоприемника в оросительный канал[7] [8]). Каждый из них имеет свою территорию и правовой режим использования занятого им земельного участка. Естественно, что территория ансамбля не может не включать в себя его составные памятники (быть меньше). Аналогичная ситуация и с предметом охраны.
Учитывая, что ст. 5.1 Закона об ОКН позволяет новое строительство или реконструкцию существующих объектов (а также прочее хозяйственное освоение) на территории достопримечательного места, в отличие от территории ансамбля, то первый вариант видится наиболее экономически выгодным (как с точки зрения стоимости проектной документации и производственных работ, так и возможного освоения земель), но при этом, и коррупционно-опасным.
Вторая проблема напрямую вытекает из первой. Статьи 40-45 Закона об ОКН предусматривают, что в отношении объекта культурного наследия могут осуществляться исключительно работы по сохранению в виде: ремонт, реставрация, консервация, воссоздание и приспособление для современного использования. Соответственно, выполнять такие работы в отношении достопримечательного места (водохранилища), у которого в качестве предмета охраны определен исключительно участок берега и, возможно, часть акватории (бассейна) объекта (без зданий, строений, сооружений), нет никакой ни возможности, ни необходимости. В случае же с ансамблем необходимо выполнять указанные виды работ в отношении каждого его составляющего памятника. Учитывая и физическое и моральное старение большинства таких объектов на сегодняшний день, их владельцы (пользователи) сталкиваются практически с неразрешимой проблемой по их реконструкции (если в ходе нее предполагается увеличение габаритов). Формально-юридически, если в предмет охраны включены исторические объемно-пространственные характеристики (габариты) и изначальные материалы объекта (а это всегда так - так как это и есть основная ценность памятника архитектуры или памятника истории), то реконструкцию произвести просто невозможно. Попытки воспользоваться институтом приспособления для современного использования также не находят отклика со стороны историко-культурных экспертов и уполномоченных государственных органов по тем же причинам - изменение исторических характеристик влечет утрату первоначальной ценности (на сегодняшний день приспособление под современное использование подразумевает под собой пристройку крыльца или пандуса, переделку двери в окно и наоборот, иные незначительные изменения). При этом современные стандарты для гидротехнических сооружений, а также новые типы оборудования для них (насосы и пр.) весьма сильно могут отличаться от тех, которые действовали на момент строительства объекта. Кроме того, зачастую, речь идет об увеличении мощностей, что невозможно без увеличения габаритов сооружения.
В-третьих, ст. 34.1 Закона об ОКН предусматривает отсутствие защитной зоны у достопримечательного места. Более того, если внутри него даже находятся иные объекты культурного наследия (например, на территории Краснодарского водохранилища есть целый ряд объектов археологического наследия, которые частично были затоплены во время строительства водохранилища), то у них, в таком случае, также нет защитной зоны. Указанное позволяет свободно осваивать земли, прилежащие к границам утвержденной территории достопримечательного места. В случае же с ансамблем и расположенными на его территории памятниками, такого положения нет. Т.е., даже если «ужать» границы территории ансамбля только до основных исторических сооружений гидротехнического сооружения, то у ансамбля все равно будет защитная зона не менее чем в 150 м по его периметру, что, опять же, не позволит осуществлять новое строительство или реконструкцию существующего объекта (если она влечет изменение его объемно-пространственных характеристик) на граничных земельных участках. Разработка же и утверждение зон охраны для ансамбля в большинстве случаев приведет к наложению вокруг него охранной зоны или зоны охраняемого природного ландшафта, которые не допускают нового строительства (ни эксперты, ни государственный орган никогда не согласятся с установлением зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности рядом с ансамблем, если там планируется новое масштабное строительство, так как это противоречит и требованиям обеспечения физической сохранности объекта и его визуального восприятия в исторической среде).
Все вышесказанное поставило вопрос о том, что многие проектировщики, историко-культурные эксперты, а также государственные органы начали пытаться (и не безуспешно) менять вид объекта культурного наследия с ансамбля на достопримечательное место (справедливости ради необходимо сказать, что это началось еще в 2000-х годах на других объектах, не относящихся к предмету данного обсуждения). При этом в качестве способа изменения вида объекта культурного наследия был избран механизм проведения историко-культурной экспертизы по уточнению сведений об объекте культурного наследия, предусмотренный ст. 28 Закона об ОКН. Однако, Министерство культуры РФ в своем циркулярном письме от 11.04.2017 года № 106-01.1-39-019 указало на то, что уточнение сведений об объекте означает «уточнение наименования объекта, сведений о его времени возникновения или дате создания, датах основных изменений (перестроек) или датах связанных с ним исторических событий». Иного механизма в действующем законодательстве РФ по изменению вида объекта культурного наследия не предусмотрено.
Таким образом, ситуация с реконструкцией таких объектов, а также их должной государственной охраной по сей день остается вне рамок надлежащего правового регулирования. Видится, что возможным выходом из данной ситуации (которая с каждым годом будет только усугубляться) может стать внесение дополнений в главу VII «Сохранение объекта культурного наследия» Закона об ОКН, путем введения статьи с оговоркой о возможных особенностях проведения работ по сохранению в отношении объектов культурного наследия, являющихся гидротехническими сооружениями и (или) искусственными водоемами (водохранилищами). В частности, в ст. 44 «Приспособление объекта культурного наследия для современного использования» целесообразно предусмотреть возможность изменения объемно-пространственной структуры гидротехнических сооружений, включенных в предмет охраны ансамбля или являющихся самостоятельными памятниками, с оговоркой об обязательном соблюдении общих пропорций, стилистических решений и первоначальных материалов. Кроме того, возможно стоит рассмотреть вопрос о том, какие именно разделы проектной документации в данном случае необходимо выполнять именно специализированной лицензированной организацией в сфере объектов культурного наследия, на какие проводить историко-культурную экспертизу и согласовывать в уполномоченном государственном органе. Техническое оснащение и конструктивные характеристики (параметры) гидротехнических сооружений вряд ли должны сюда попадать, так как являются слишком специфичной областью и, в любом случае, будут предметом рассмотрения государственной экспертизы проектной документации, а также уполномоченных в данной сфере государственных органов.
Что же касается, водохранилищ - достопримечательных мест, то здесь также все «не безоблачно». Во-первых, некоторые объекты включены в Реестр как один вид водного объекта, а реально, на сегодняшний день, являются совершеннодругим видом или вообще гидротехническим сооружением, из-за чего возникает вопрос о том, что именно включать в их территорию и предмет охраны. Так, Федоровское водохранилище было поставлено на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры именно как «водохранилище». Однако, в ходе подготовки на него научно-проектной документации по определению предмета охраны и границ территории, было установлено, что такого не существует[9] (есть «Федоровский гидроузел на р. Кубань»[10]). Во-вторых, в силу характера объекта, границы их территории могут занимать большие пространства (площади), включать в себя и населенные пункты, расположенные около объекта, и элементы инженерной и транспортной инфраструктуры и т.д. Все это накладывает ограничения на использование и хозяйственную деятельность таких территорий и расположенных там объектов, что вызывает не только проблемы правоприменительной практики, но социальное недовольство проживающих там людей [4]. В-третьих, некоторые водохранилища и аналогичные им объекты располагаются сразу на территории нескольких субъектов РФ (например: Краснодарское водохранилище находится на территории Республики Адыгея и Краснодарского края), в связи с чем утверждение каждым субъектом границ территории только в своей части, да еще и с временным разрывом, является неразрешимой проблемой на сегодняшний день.
В связи с этим, представляется необходимым: во-первых, путем издания циркулярного письма министерством культуры РФ, обязать включать в предмет охраны таких объектов исторические сохранившиеся гидротехнические сооружения, неразрывно связанные как с самим объектом, так и с самим историческим фактом, послужившим основание для постановки объекта на государственную охраны (т.е. если это была ударная стройка, то нельзя не включать в нее туже дамбу, шлюз и т.д., а только чашу бассейна, ее местоположение и вид на нее) при этом не обязывая включать в границы территории всю акваторию (бассейн, чашу и т.д.) водохранилища; во-вторых, внести изменения в Закон об ОКН в части закрепления полномочий за министерством культуры РФ по утверждению границ территорий таких объектов, если они находятся одновременно на территориях нескольких субъектов РФ (по аналогии с Градостроительным кодексом РФ).
БЕРЛИЗОВ Михаил Павлович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права Кубанского государственного университета, г. Краснодар