Для привлечения к административной ответственности, как известно, необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону [1, с. 38]. Данные обстоятельства подлежат установлению на основании собранных уполномоченных органом, должностным лицом соответствующих доказательств.
Лицо, совершившее правонарушение, привлекается к установленной законом ответственности, с учетом принципа презумпции невиновности. Одним из постулатов данного принципа является, то, что лицо считается невиновным, до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном порядке. Доказательство вины, является одним из основных оснований привлечения лица, совершившего правонарушение к административной ответственности [2, с. 27].
Доказательства по делу об административном правонарушении должны быть собраны и закреплены в соответствии с процессуальными нормами. Это конституционный принцип, в части 2 ст. 50 Конституции России провозглашено: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона». На необходимость выполнения этого конституционного положения указывает и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (п. 16). В этом Постановлении Верховный Суд РФ, ведя речь о свойствах доказательств, в основном делал акцент на недопустимость доказательств в уголовном процессе. Однако, это можно в полной мере распространить и на административно-деликтные производства, в том числе и на производство по делам об административных правонарушениях [3, с. 297].
Несоблюдение формы закрепления доказательств является нарушением закона и влечет за собой признание его недопустимым. Соответственно, недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении [4].
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает формы закрепления доказательств по делам об административных правонарушениях. В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ прописано, что формами закрепления доказательств являются: протокол об административном правонарушении; иные протоколы, составленные в соответствии с КоАП РФ; объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; показания потерпевшего, свидетелей; заключения эксперта; показания специальных технических средств; документы и вещественные доказательства. В 2018 году в этот список была добавлена еще одна форма - объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, полученные путем использования систем видео-конференц-связи. Утвержденный, законом, перечень форм закрепления доказательств носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
В то же время, в определенных случаях, реализация данных положений КоАП РФ органами власти вызывает определенные сомнения в законности закрепления доказательств. Это относится, прежде всего к словесным процессуальным документам.
Так, приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» в качестве рекомендуемого образца фиксирования устных доказательств предлагает общий бланк, независимо от источника доказательства (приложение № 3). В соответствии с приказом МВД России, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший и свидетель дают объяснение. Письмо
ГТК РФ от 18.11.2002 № 01-06/45305, приводя формы процессуальных документов, предлагает закреплять словесные доказательства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и свидетеля протоколами опроса (приложения 13, 14). В то же время, в ч. 2 ст. 26.2, ст. 26.3 КоАП РФ прямо установлено, что форма закрепления словесных доказательств потерпевшего и свидетелей показание, а не объяснение или опрос. Это очень важный момент, так как юридическая сила любого официального документа, определяется его оформлением в установленном порядке (ГОСТ Р 7.0.8-2013, утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст), т.е. правильным оформлением его реквизитов. Одним из обязательных реквизитов, является наименование документа. Следовательно, устанавливая форму закрепления словесных показаний свидетелей и потерпевших, приказ МВД РФ, письмо ФТС России нарушают требования КоАП РФ, что, по нашему мнению, влечет недопустимость использования этих доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях.
Многие органы власти и управления (см, например, Приказ Казначейства России от 28.11.2017 № 328, Приказ Росприроднадзора от 30.04.2014 № 262, Приказ ФАС России от 19.07.2019 № 980/19 и др.), утверждая довольно большое количество процессуальных документов (более трех-четырех десятков), вообще отказались от приведения форм закрепления словесных доказательств. Думается, что это не способствует обеспечению единообразного подхода к применению законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях даже в пределах отдельно взятого государственного органа.
Доказательства признаются недопустимыми и том случае, если были допущены нарушения установленного административно-процессуальным законодательством порядка их собирания. КоАП РФ, требует перед взятием объяснений с лица, привлекаемого к административной ответственности, показаний со свидетелей и потерпевших разъяснить им под роспись их права. Кроме того, свидетелей и потерпевших предупредить об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, отказ от них или уклонение. После фиксации данных фактов можно приступать к непосредственному опросу указанных лиц. Обязательность предварительного разъяснения прав и обязанностей свидетелям и потерпевшим по делам об административных правонарушениях, предусматривает ФТС РФ, о чем свидетельствуют реквизиты бланков протоколов опроса свидетелей и лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении (Письмо ГТК РФ от 18.11.2002 № 01-06/45305).
Касаясь форм фиксации словесных доказательств, следует отметить, что в части 2 ст. 26.3 КоАП РФ установлено четыре формы их фиксации: 1) запись в протоколе об административном правонарушении, 2) запись в протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, 3) запись в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, 4) отдельный процессуальный документ. На практике и в установленных ведомственными НПА образцах процессуальных бланков используются две последние формы фиксации рассматриваемых доказательств. По нашему мнению, это правильно, мы вообще за оставление в законе только двух форм фиксации словесных доказательств: запись в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении или составление отдельного процессуального документа. Проблема в том, что КоАП РФ, в отличие от УПК РФ не называет формы отдельного процессуального документа что и влечет за собой отмеченные выше коллизии. УПК РФ все словесные доказательства, во избежание неоднозначности трактовки, называет показаниями (ст. 74 УПК РФ), устанавливая, что показания - это сведения, сообщенные на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде (ст. 76 - 79 УПК РФ). Порядку проведения допроса и способу фиксации рассматриваемых доказательств (протокол) в УПК РФ отводится целая глава (глава 26).
Подробно урегулированы процедуры получения и фиксации словесных доказательств по делам об административных правонарушениях в некоторых иностранных государствах. Так, в Кодексе Республики Беларусь от 06.01.2021 № 92-З «Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» устанавливается, что к источникам доказательств относятся объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля (ст. 6.3 ПИКоАП РБ), а формой фиксации этих доказательств является протокол (ст. 6.10 ПИКоАП РБ).
Думается, что в целях выполнения конституционных требований к свойствам доказательств, принципа законности следует в КоАП РФ закрепить, что в качестве доказательств допускаются опросы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего и свидетеля. Необходимо так же прописать, что формой фиксации этих доказательств является протокол опроса и установить общие правила его ведения.
ЗАКОПЫРИН Владимир Николаевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России