Термин «приемка товаров» считается одним из довольно распространенных, но не нашедшем закрепление в действующем законодательстве.
Обычно в качестве цели процедуры приемки товаров указывают проверку соответствия количества и качества поступивших товаров данным транспортных и расчетных документов, удостоверении фактов ненадлежащего исполнения продавцом договорных обязанностей по передаче товара [1].
Вопросы приемки товаров достаточно часто становились предметом правового исследования. Однако при изучении источников специальной литературы в соответствующей области можно выявить некоторые особенности. Так, нет современных специальных комплексных исследований, посвященных приемке товаров. Однако в учебной литературе по коммерческому праву вопросы приемки товара часто исследуются, причем как российскими авторами [2], [1], [6], [13] так и учеными иных стран [3], [17]. В коммерческом праве недостатком при изучении приемки товаров является то, что приемка рассматривается как соответствие комплектности, качества, и количества товара как это закрепляется в договоре купли-продажи. Это объясняется тем, что наиболее распространенным взглядом на коммерческое право является его отождествление с правом торговым[1]. В ГК РФ, как это будет показано ниже, понятие «приемка» применяется применительно к договорам подряда.
Что же касается специальной литературы, то большая часть посвященных приемке работ относится еще к советскому времени. В настоящее время научные исследования в основном посвящены процедуре приемки и носят практический характер [4], [16]. Соответственно, некоторое снижение интереса ученых к приемке товаров объясняется тем, что за время экономических реформ регулирование приемки стало осуществляться не императивными, а диспозитивными нормами. Однако, на наш взгляд, нельзя говорить о снижении экономического значения приемки товаров. Изменения в правовом обеспечении связаны с переходом от советской экономической модели к рыночной. Но большая часть функций приемки осталась, в том числе и те функции, в которых заинтересовано государство как носитель суверенной публичной власти (например, обеспечение нахождения в розничной торговле только товаров, пригодных для потребления и т.д.). Другое дело, что в значительной части интересы публичной власти обеспечиваются усилиями не самой этой власти, а усилиями частных лиц. Частные лица (прежде всего, осуществляющие предпринимательскую деятельность) также заинтересованы в удобном и эффективном механизме приемки. Поэтому в принципе вполне объяснимо современное регулирование таких отношений преимущественно договорами. Здесь можно говорить о вполне естественном в условиях реформ отказе от излишнего публичного регулирования и усиления классических, диспозитивных начал в гражданском праве. В полной мере проявляет себя гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. В. Ф. Яковлев, исследуя гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений, указал на его характерные черты: правонаделение, правовую инициативу, юридическое равенство субъектов. Гражданско-правовой метод - способ воздействия на отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон [5].
Однако современное полное отсутствие комплексных научных исследований приемки товаров никак не может быть оправдано усилением диспозитивных начал в правовом регулировании соответствующей сферы.
«Приемка товаров» - является достаточно распространённым и широко используемым на практике термином, но легальное определение его отсутствует и в нормативных актах приемка рассматривается как общеизвестное понятие.
Авторы учебника по коммерческому праву отмечают, что приемка товаров - это процедура подтверждения факта исполнения гражданско-правовых обязанностей, основанных на договоре купли-продажи [6]. По нашему мнению, здесь сужается понятие и предмет приемки. О приемке можно говорить, когда юридически оформляется не только подтверждение факта исполнения договора купли-продажи, но и иных гражданских договоров. Эту же позиция прослеживается и в литературе по коммерческому праву - авторы приведенного выше учебника отмечают, что приемка -это процедура по удостоверению факта исполнения гражданско-правовых обязанностей, также вытекающих из договоров подряда, хранения, аренды, перевозки. О каких обязательствах и договорах идет речь? Считаем, что приемка - это все-таки процедура подтверждения факта исполнения гражданско-правовых обязанностей, вытекающих из гражданско-правового договора и предусматривающий переход товара от одной стороны к другой [7].
Возникает вопрос, а что же такое товар и что мы будем под ним понимать. В ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции» содержится самое широкое определение термина «товар», где товар понимается как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу, недви-жимость), предназначенный для введения в оборот. Так как из всех изученных нормативных актов это наиболее поздний по времени вступления в силу, прослеживается тенденция постепенного расширения смыслового значения термина «товар» в праве России. Считаем, что определение, содержащееся в ФЗ «О защите конкуренции», пригодно для использования в качестве общего определения товара в гражданском праве России. Данное понимание является достаточно широким для использования применительно к от-ношениям по приемке. Следовательно, под приемкой будем понимать совокупность действий (юридиче-скую процедуру) по подтверждению факта исполнения гражданско-правовых обязанностей, связанных с переходом от одной стороны к другой объекта (объектов) гражданских прав, предназначенного для введе-ния в оборот. При таком широком подходе к приемке в гражданско-правовом обязательстве можно отнести даже совокупность действий по подтверждению факта исполнения обязанности внесения имущества в уставный капитал юридического лица.
Как правило, обязательства, при реализации которых присутствует приемка, являются возмездными. Тем не менее приемка существует и в безвозмездных обязательствах.
Встает вопрос о соотношении понятий «приемка товара» и «исполнение обязательства» (или договора)[2]. Обобщать эти понятия нельзя. Понятие «исполнение обязательства» - одно из обширнейших в гражданском праве и исследовалось многими цивилистами [8], [15], [14]. Исполнение сформировавшегося договорного правоотношения рассматривается как одна из его отдельных стадий [9]. Исполнение обязательства представляет собой совершение действий (либо в иных случаях воздержание от действий), состоящих из содержания субъективных прав и обязанностей сторон.
Говоря о приемки товара, то, в первую очередь, под приемкой понимают не само исполнение, а лишь совокупность действий по подтверждению факта исполнения гражданско-правовых обязанностей. Также хочется отметить, что исполнение гражданско-правовых обязанностей не всегда связано с движением товара (объекта гражданских прав, предназначенного для введения в оборот). В отдельных случаях в обязательствах нет товара (обязанность воздержаться от определенного поведения, обязательство заключения договора и т.д.) или отсутствует необходимость каких-либо действий, подтверждающих исполнение. На приемку как на один из составляющих элементов исполнения контракта указывают нормы законодательства о контрактной системе. Так, согласно ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта в комплексе определенных мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) включает в себя, в том числе, приемку, оплату и взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Значение категории «приемка товара» лежит в плоскости действия как частного, так и публичного права. М. Ю. Челышев впервые обратил внимание на межотраслевую правовую природу приемки в контексте рассмотрения ее как одной их стадий механизма правового регулирования - реализации норм права [10].
Как юридическая процедура удостоверения факта исполнения гражданско-правового обязательства приемка имеет, прежде всего, частноправовое значение. В процессе выполнения приемки проводится проверка исполнения обязанностей по следующим показателям: качество, количество, состояние тары и упаковки. Основной целью приемки является обнаружение недостатков полученных товаров.
С точки зрения механизма правового регулирования приемка является актом реализации (исполнения) обязанности покупателя принять товар. Вместе с тем реализация приемки товаров может удостоверять исполнении обязанности (полное или частичное) продавца передать товар в соответствии с заключенным договором [11].
Широко распространенные отношения, связанные с приемкой товаров, имеют на практике огромное значение и для органов публичной власти. Как правило, публично - правовое значение имеют не сами действия по удостоверению чего-либо, а документы, подтверждающие надлежащую либо ненадлежащую приемку (акт приемки товара играет большую роль в налоговом, процессуальном законодательстве, законодательстве о бухгалтерском учете).
Учитывая вышеизложенное, приемку товаров с точки зрения учения о механизме правового регулирования [12] можно рассматривать как правовую категорию, проявляющуюся на нескольких уровнях: а) в нормах действующего законодательства (в широком смысле) о приемке; б) на локальном уровне; в) на договорном уровне, включая договорное закрепление деловых обыкновений; г) реализация (в рамках специальных юридических процедур) правовых и локальных норм и условий договоров.
На основе проведенного анализа можно высказать суждение о том, что гражданско-правовое регулирование отношений по приемке товаров предполагает закрепление в праве специального правового режима приемки, который осуществляется на нормативном, локальном и договорном уровнях. При этом правовой режим приемки товаров можно понимать как выраженные в праве (закрепленные в соответствующих нормах) особенности приемки как юридической процедуры.
ТКАЧЕВА Наталья Геннадьевна
соискатель кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) федерального университета