Как отмечает Ж. Алферов, «Сегодня перед человечеством нет более важной проблемы, чем энергетическая. От ее решения зависит сохранение нашей цивилизации» Таким образом, когда мы говорим об энергетической безопасности, по сути надо понимать, что в целом речь идет и о национальной и о мировой безопасности.
Вместе с тем, понятие энергетической безопасности не имеет на сегодняшний день легального определения, несмотря на широкое использование его в действующих нормативных актах. Например, в Энергетической стратегии России на период до 2035 г., энергетическая безопасность рассматривается как состояние защищенности страны, граждан, общества, экономики от угроз различной направленности, политического, экономического, технологического и другого характера. В Федеральном законе от 21.07.2011г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» речь идет не об энергетической безопасности в целом, а о безопасности именно объектов топливно-энергетического комплекса, под которой понимается состояние защищённости объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства.
Обобщая все точки зрения, представленные в литературе по вопросу понимания энергетической безопасности можно отметить, что она определяется учеными также как состояние защищённости граждан, государств, экономики от соответствующих угроз.
Представляется, что энергетическая безопасность есть составляющая понятия национальной безопасности, и это понимание должно стать основной идеей доктрины энергетической безопасности, разрабатываемой Министерством энергетики РФ (проект доктрины представлен министерством для обсуждения).
В этой связи важно создать правовую основу энергетической безопасности, необходимую для формирования в обществе правопорядка в целом, так и энергетического правопорядка, обеспечиваемого посредством различных форм, методов государственного регулирования и контроля за экономическими процессами в этой важнейшей сфере экономики России.
В этих условиях особую актуальность приобретает рассмотрение вопроса о понимании энергетического правопорядка, его соотношения с общетеоретическими представлениями о правопорядке в целом. В юридической науке представлены различные подходы к содержанию понятия «правопорядок». С. С. Алексеев определяет правопорядок как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований права и режима законности. М. Н. Марченко понимает под правопорядком систему общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления права. По мнению Н. И. Матузова и А. В. Малько, правопорядок - это система общественных отношений, регулируемых, охраняемых и защищаемых правом. В. С. Нерсесянц отмечает, что правовой порядок применяется для характеристики состояния организованности, упорядоченности правовых отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм. По мнению Л. А. Морозовой, правопорядок - это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении и действии их участников. Также представляет интерес высказывание В. В. Борисова. По его мнению, правопорядок - юридический итог, к которому стремится и государственная власть, и все субъекты права, а также как цель юридических средств государственной власти и всей ее правовой деятельности.
Таким образом, в общетеоретической доктрине России правопорядок определяется как неотъемлемая составляющая общественных отношений, подчиняющихся праву и регулируемых им.
Вместе с тем немаловажное значение имеет разграничение между понятиями «общественный порядок» и «правовой порядок». По мнению Н. И. Матузова и А. В. Малько, данные понятия соотносятся как часть и целое, причем «правопорядок ... основывается на праве и является конечным итогом его реализации», а «общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе». То есть правопорядок является «ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом» Указывается на следующие отличительные черты указанных категорий. Прежде всего, они имеют разное историческое происхождение: общественный порядок зародился раньше и был связан со становлением общества как такового; правопорядок, напротив, возник позже и был неразрывно связан с появлением публичной власти, государства, права и законов. Далее, данные категории имеют разную нормативную основу: «правопорядок» основан на праве, в то время как «общественный порядок» включает в себя иные общественные нормы. Данные понятия обеспечиваются по-разному: правопорядок - силой государственного принуждения, общественный порядок - общественным мнением. Несоблюдение правопорядка и общественного порядка влечет разные последствия: в первом случае - это юридические санкции с наступлением юридической ответственности, во втором случае применяются меры морального характера.
Приведенные различия имеют важное значение для характеристики энергетического правопорядка.
Нельзя не согласиться с В. В. Романовой, которая указывает на то, что энергетический правопорядок является важнейшей составляющей общественного правопорядка, представляя собой «правопорядок во взаимодействии всех участников общественных отношений в сфере энергетики, включая отношения в том числе по поиску, добыче, поставке, транспортировке, передаче, хранению различных энергетических ресурсов, строительству энергетических объектов». При этом, по мнению автора, энергетический правопорядок возможно рассматривать в разных значениях: в качестве необходимой составляющей общественного правопорядка, как элемент эффективного развития экономики государства, как механизм обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и, наконец, как составляющую международного энергетического правопорядка.
В литературе выделяются следующие основные элементы, составляющие содержание энергетического правопорядка:
- наделение субъектов, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, возможностью осуществлять соответствующую деятельность в рассматриваемой сфере: к ней относится поиск, разведка, добыча, транспортировка, хранение, производство, передача различных энергетических ресурсов;
- обеспечение условий получения потребителями энергетических ресурсов и услуг, оказываемых энергетическими компаниями;
- обеспечение энергетической безопасности энергетических объектов, и, следовательно, охрана и защита энергетической системы государства;
- обеспечение соблюдения и эффективной защиты прав и законных интересов участников общественных отношений в сфере энергетики;
- обеспечение устойчивого правового положения субъектов в сфере энергетики обусловленое необходимостью обеспечения надлежащего, бесперебойного функционирования энергетических систем и энергетических рынков;
- определение правового режима энергетических ресурсов, особенностей данного режима, обусловленных их природными особенностями, которые выражаются в специально установленных требованиях по отношению к энергетическим ресурсам как к товару, объекту отношений по транспортировке, хранению, объекту биржевой торговли, объекту внешнеэкономических сделок;
- установление правового режима энергетических объектов обусловленных особенностями функционального назначения энергетических объектов;
- развитие и широкое использование договорного регулирования в сфере энергетики в оптимальном соотношении с государственным регулированием.
Правовое обеспечение эффективной защиты интересов участников общественных отношений в сфере энергетики, урегулирование споров из частноправовых отношений при соблюдении ряда условий может осуществляться в судебном и досудебном порядке с помощью третейских судов или международного коммерческого арбитража!. В качестве примера можно привести третейский суд «Газпром», созданный в 1993 году и рассмотревший за свою работу свыше трех тысяч споров.
Таким образом, все перечисленные составляющие энергетического правопорядка должны активно функционировать и взаимодействовать, от уровня такого взаимодействия зависит общее состояние энергетического правопорядка государства.
ШЕВЧЕНКО Любовь Ивановна
доктор юридических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой правового регулирования ТЭК Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России, Заслуженный юрист РФ России