Данная статья поднимает вопрос определения публично-правового и частно-правового статуса Банка России с точки зрения его контрольно-надзорной функции.
Автором рассматриваются исторические аспекты становления данного института, а также существующие доктринальные подходы к определению финансово-правового статуса Банка России. По итогам проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что данный орган представляет собой субъект особого рода, регулирование деятельности которого содержит в себе элементы публичного и частного права.
Ключевые слова: Банк России, финансово-правовой статус, специфика Банка России, банковский контроль, банковский надзор.
СЛЕПАК Эмиль Владимирович
магистрант Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
SLEPAK Emil Vladimirovich
magister student of the Institute of Public Administration and Civil Service of the RANEPA under the President of the Russian Federation
SPECIFICS OF THE STATUS OF THE BANK OF RUSSIA AS THE MAIN SUPERVISORY AUTHORITY IN THE BANKING SECTOR
This article raises the issue of determining the public law and private law status of the Bank of Russia in terms of its control and supervisory function. The author examines the history of the formation of this institution, as well as existing doctrinal approaches to understanding the financial and legal status of the Bank of Russia. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that this body is a special kind of entity, the regulation of which contains elements of public and private.
Keywords: Bank of Russia, financial and legal status, specifics of the Bank of Russia, banking control, banking supervision.
Специфика Банка России как основного органа, выполняющего функции по осуществлению контроля и надзора в банковской сфере, и его правового статуса, во многом, определяется историческими особенностями его становления. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть наиболее значительные этапы развития указанного института. Следует отметить, что эволюция контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере в Российской Федерации существенно отличалась от практики других стран, поскольку потребность в данном виде регулирования возникла значительно позднее, по мере появления полноценных коммерческих банков и формирования рынка банковских услуг.
Так, в рамках ряда иностранных государств с рыночной экономикой, контрольно-надзорная деятельность являлась распространенным инструментом регулирования финансовых рынков и кредитных организаций уже в 1970-х гг., в то время как появление данной функции у главного отечественного банковского органа было санкционировано лишь в 1989 г., в результате издания Приказа Госбанка СССР от 09.10.1989 г. № 92 «Об организационной структуре центрального аппарата Госбанка СССР». В рамках указанного правового акта регламентировалось создание подразделения «Управление по Коммерческим Банкам», которому были впервые вверены полномочия по осуществления банковского контроля и надзора. До этого момента институтов с аналогичным функционалом в данной сфере не существовало [7, с. 12-15].
Тем не менее, необходимо отметить, что некоторый прообраз правового регулирования контрольно-надзорной деятельности встречается в финансовом законодательстве конца XVIII в. Так, в 1892 г. был принят закон «О государственном контроле», в рамках которого была произведена консолидация всех, действовавших на тот момент, положений о финансовом контроле. В 1895 г. произошло расширение функционала Государственного Контроля в части ревизии государственных кредитных учреждений (совместно с Министерством Финансов), в дополнении к уже существующим полномочиям в области контроля в отношении расходов и казенных операций Государственного банка, однако вне специфики его коммерческих операций. В дальнейшем, после событий Октябрьской Революции, была осуществлена комплексная реформа банковской системы и сопутствующей контрольно-надзорной деятельности. В частности, в результате принятия Декрета ВЦИК «О национализации банков» от 14 (27) декабря 1917 г. была установлена монополия государства на осуществление банковской деятельности, а Постановление ВЦИК от 2 мая 1918 г. регламентировало преобразование Государственного Контроля в Народный комиссариат государственного контроля (позднее Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции) с соответствующим изменением полномочий [3, с. 92-96].
Дальнейшее развития институциональной системы контроля в сфере банковской деятельностью происходил уже в рамках советского этапа развития отечественной банковской системы. Так, в результате Постановлений ВЦИК и СНК от 3 и 10 октября 1921 г. соответственно, а также Положению ВЦИК «О Государственном Банке РСФСР» от 13 октября 1921 г., был реорганизован Государственный банк РСФСР, который обладал статусом подведомственного органа Наркомата финансов. В 1924 г., в рамках правления Госбанка был сформирован Комитет по делам банков, функции которого включали координацию деятельности кредитных учреждений, а в 1927 г. были вверены дополнительные полномочия по оперативному управлению национальной банковской системой, включая «наблюдение» за деятельностью кредитных учреждений в рамках кредитной политики и контроль за функционированием специализированных банком путем участия в ревизионных органах данных структур. В рамках реформ 1930 - 1932 гг. были основательно разграничены полномочия между Государственным банком СССР и специализированными банковскими учреждениями, включая отказ от проведения Госбанком коммерческих банковских операций и получение дополнительных полномочий в сфере контроля за разработкой и последующим исполнением планов кредитования национальной экономики. В дальнейшем, в 1960-х гг., впервые начала формироваться и употребляться категория надзора в праве, однако данный термин, в значительной степени, применялся к деятельности правоохранительных органов, что не имеет ничего общего с нынешними подходами к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере.
Текущая система регулирования описываемой деятельности построена на основополагающих принципах международного права и мировой практики регулирования и осуществления банковского контроля и надзора. Необходимость в соответствующем комплексном реформировании подходов к регулированию была обусловлена переходом к рыночной системе экономики и последующим формированием новой конфигурации банковской системы и рынка финансовых услуг. Данный этап развития системы берет свое начало с 1987 г., когда все специализированные государственные банки (внешнеэкономического, агропромышленного, строительного и иного назначения) стали постепенно преобразовываться в акционерные общества. Кроме того, государство лишилось монопольного права на реализацию банковской деятельности в связи с легализацией коммерческой деятельности в финансовой сфере и последующему формированию частных коммерческих банков. В результате формирования в 1988 г. обновленного Устава Госбанка, данному органы были вверены функции основного регулятора банковской деятельности, включая право утверждения основных направлений деятельности, порядка предоставления отчетности и осуществления контрольно-ревизионных мероприятий специализированных банковских учреждений, а также контрольно-надзорные полномочия в отношении акционерных кредитных организаций в рамках учрежденного Управления по коммерческим банкам. Таким образом была сформирована современная конфигурация отечественной двухуровневой банковской системы - Госбанк (позднее Банк России) и кредитные организации [3, с. 98-100].
В рамках основного регламентирующего нормативно-правового акта в лице Закона РСФСР от 02.12.1990г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» Госбанк СССР был преобразован в Центральный банк РСФСР. Одновременно принимается Федеральный Закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», определивший основные параметры функционирования кредитных организаций и аспекты взаимодействия участников рынка банковских услуг с регулятором. В соответствии с новым правовым регулированием Банк России расширил спектр контрольно-надзорных полномочий, включая формирование и последующий контроль за соблюдением банками нормативов и процедур предоставления отчётности, за неисполнение которых предусматривается введение таких санкций, как: штрафы, введение временной администрации, проведения процедуры финансового оздоровления, санация и отзыв лицензии на право осуществление банковской деятельности[1].
Наиболее значимым моментом для определения специфики деятельности, функций и правового статуса Банка России по праву следует считать принятие Федерального Закона от 10.07.2002г. № 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный Закон «О Банке России»), который и сегодня является основным актом, регламентирующим порядок его деятельности. В рамках Главы Х настоящего нормативно-правового акта представлен полный перечень полномочий по банковскому регулированию и надзору. В результате упразднения в 2013 г. Федеральной службы по финансовым рынкам, в вышеуказанный закон были внесены существенные изменения, в частности добавлены Главы Х.1 и Х.1-1. В результате Банк России получил дополнительные контрольно-надзорные и регулятивные полномочия в сфере финансовых рынков и в национальной платежной системе[2].
Последующие реформы, касающиеся правового положения Банка России, лишь укрепили его позиции в качестве основного банковского контрольно-надзорного органа страны и «мегарегулятора» национальной экономики. Так, в 2013 г. в его составе был создан Департамент по надзору за системообразующими кредитными организациями. На настоящий момент в сферу такого специального надзора ЦБ РФ входят более 200 банков, которые представляют значение на федеральном или региональном уровне. В 2014 г. реформирование ст. 8 Федерального Закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» позволило Центральному банку Российской Федерации осуществлять проверку личных данных, квалификации, деловой репутации и прочих сведений о руководстве банков, руководителей служб по управлению рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита [6, с. 112]. Реформирование банковской сферы продолжается и сегодня, поэтому говорить о том, что надзорные полномочия Банка России достигли своего максимума и не будут далее расширены, представляется преждевременным, особенно в условиях современных экономических реалий.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что особенности контрольно-надзорной деятельности в РФ определяются спецификой соответствующих полномочий Банка России, который является ее основным субъектом. В связи с вышеизложенным, представляется необходимым более подробно рассмотреть правовой статус этого институционального элемента.
В ст. 1 Федерального Закона «О Банке России» содержится указание на то, что статус данного органа следует определять в соответствии с положениями настоящего закона, Конституции РФ и иных федеральных нормативно-правовых актов. Однако в указанных документах не содержится четкой формулировки правового статуса Центрального банка Российской Федерации, а лишь косвенные факторы особого правового статуса настоящей сущности. В связи с этим представляется необходимым обратиться к позициям, разработанным на доктринальном уровне. Нельзя не отметить, что единства по данному вопросу на настоящий момент в научной среде нет. Существуют следующие концепции статуса ЦБ РФ:
- Банк России как учреждение;
- Банк России как корпорация;
- Банк России как предприятие;
- Банк России как юридическое лицо публичного права;
- Банк России как специфический государственный орган;
- Банк России как субъект sui generis.
Так, рассмотрим позицию Я. А. Гейвандова, которым утверждается, что в перечисленных выше актах отсутствует четкое указание на место ЦБ РФ в системе государственных органов и его статус. Интересно замечание исследователя о том, что ЦБ РФ, по своей характеристике, может быть отнесен как к органам федеральной исполнительной власти, так и к органам государственной власти. Также его следует рассматривать как юридическое лицо, которое является независимым и обособленным по отношению к иным органам, но при этом его имущество рассматривается как федеральная собственность. Соответственно, данным автором был выявлен ряд существенных противоречий между действующими нормами российского права, регламентирующими порядок функционирования Банка России [2, с. 17].
Определенного внимания заслуживает работа Ю. В. Красиковой, которой предлагается наиболее распространенная сегодня точка зрения на статус ЦБ РФ. Исследователь определяет его как государственный орган, наделенный специальными властными полномочиями в сфере банковской и денежно-кредитной политики. По ее мнению, основная специфика правового положения Банка России заключается в том, что он входит в общую систему органов государственной власти, но при этом сохраняет особую специфику, которая позволяет говорить о его выделении на общем фоне [5, с. 58].
С указанной позицией соглашаются и другие специалисты, отмечая, что главная функция данного органа состоит в исполнении конституционной обязанности по проведению эмиссии и обеспечении стабильности национальной валюты. Указанная особенность свидетельствует о том, что ЦБ РФ не следует относить ни к одной из ветвей власти. Некоторые исследователи выступают против такой точки зрения поскольку полагают, что единственный допустимый статус ЦБ РФ - это статус органа исполнительной власти [3, с. 56]. Однако последнее предположение представляется необходимым оспорить, сославшись на положения Конституции РФ. Так, в ст. 75 основного закона содержится прямое указание на то, что Банк России является независимым от иных органов государственной власти, что означает, что он не может входить ни в одну из трех ветвей. В то же время нельзя отрицать тот факт, что ЦБ РФ частично выполняет те функции, которые относятся к ведению исполнительной власти. Так, в 2013 г. ему были переданы полномочия упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам. Все это порождает еще больше споров о правовой природе ЦБ РФ.
В определенном разъяснении также нуждаются особенности, которые касаются не только публично-правового, но гражданско-правового статуса ЦБ РФ. В ст. 1 ФЗ «О ЦБ РФ» содержится указание на то, что он является юридическим лицом, но не раскрывается его организационно-правовая форма, что также порождает дискуссии в доктрине. Так, существует мнение о том, что Банк России - это учреждение [1, с. 116; 2, с. 277-279]. Согласно такому подходу, правовая сущность ЦБ РФ заключается в том, что он является основным субъектом «денежных полномочий», которыми он был наделен по воле государства. Однако это не означает, что рассматриваемый орган входит в систему государственных органов с административными полномочиями. В любом случае, указанный подход противоречит принципу независимости деятельности ЦБ РФ от государственной власти.
Также распространенным является подход, согласно которому Банк России является корпорацией [5, с. 21]. Однако, следует отметить, что указанная позиция уже была опровергнута на уровне Конституционного суда РФ. Суд объяснил свою позицию тем, что Банк России наделен определенными властными полномочиями, которыми не может быть наделена государственная корпорация как некоммерческий субъект права[3].
Некоторые исследователи также рассматривают Банк России как предприятие [4, с. 139]. Данный подход заключается в том, что, будучи наделенным особыми управленческими функциями, Банк России одновременно является государственным унитарным предприятием. Однако к данному подходу также применим аргумент, аналогичный ранее приведенной позиции. Это объясняется тем, что Банк России имеет широкий круг властных полномочий, что не соответствует порядку функционирования государственных предприятий.
Наиболее состоятельной в этой связи является позиция о том, что ЦБ РФ представляет собой субъект suigeneris, то есть особого рода [3, с. 332]. В соответствии с ней ЦБ РФ обладает настолько особой спецификой, что это не позволяет его относить ни к одной из существующих в действующем гражданском законодательстве и иных актах организационно-правовых форм. Соответственно, к нему должны применяться смешанные формы регулирования, сочетающие в себе черты государственного и частного.
Именно в этом заключается главная особенность финансово-правового статуса ЦБ РФ. В связи с этим многими исследователями высказывается мнение о том, что ст. 48 ГК РФ следует дополнить такой формой, как «юридическое лицо публичного права», под которым следует понимать организации, которые наделены государственно-властными полномочиями, но не являются при этом государственными органами в силу коммерческой специфики. Помимо Банка России к таким органам предлагается относить Пенсионный фонд, Агентство по страхованию вкладов и т.д. [8, с. 6]. С указанной позицией можно согласиться в той мере, в какой юридическое лицо относится к межотраслевому институту, а не только институту гражданского права.
Т. Э. Рождественской в связи с этим был проведен анализ основных признаков публичного юридического лица, разработанных Ассоциацией юристов России, по итогам чего она подтвердила их соответствие признакам Банка России. Так, юридическое лицо публичного права:
- учреждается государством;
- создается для осуществления конкретной публичной цели;
- основная цель носит некоммерческий характер, что не запрещает такому лицу совершать коммерческие операции, если они необходимы для достижения указанной цели;
- его деятельность имеет публичный характер, поскольку реализуется им для обеспечения интересов граждан;
- функционирует в соответствии со специальным законодательством, в котором предусмотрен порядок его учреждения и ликвидации;
- приобретает право на имущество после внесения РФ имущественного взноса [8, с. 83].
Таким образом, следует сделать промежуточный вывод о том, что финансово-правовой статус Банка России представляет собой наличие у него определенных прав, обязанностей и полномочий в сфере финансов, которые формируются у него за счет закрепления соответствующих положений в действующем законодательстве РФ. Кроме того, такой статус, то есть его права и обязанности, должны быть направлены на обеспечение выполнения основных целей и функций, которые ставятся перед Центральным банком в соответствии со ст. 3-4 Федерального Закона от 10.07.2002 г. № 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Для того, чтобы охарактеризовать статус Банка России с публично-правовой и гражданско-правовой точки зрения, необходимо принимать во внимание, что он является особым субъектом государственной власти, специфика которого не предполагает возможным относить к его существующим категориям права. В связи с этим предлагается рассматривать Банк России в качестве юридического лица - субъекта публичного права, что одновременно придает ему особый статус, не причисляющий его к органам государственной власти, а также указывает на его особую природу, которая подразумевает совмещение признаков юридического лица и государственного органа.
На основании анализа действующих положений законодательства и подзаконных актов о статусе Банка России, следует сделать вывод о том, что на официальном уровне он не относится законодателем ни к одной из существующих ветвей власти, ни к органам государственной власти, ни к юридическим лицам, которые создаются РФ для выполнения государственных функций. В связи с этим полагаем, что ЦБ РФ - это особый институт публичного характера, который, в силу специфики своего статуса, не следует относить к государственным органам, хотя он наделен особыми полномочиями государственной власти по денежной эмиссии, обеспечению устойчивости российского рубля и национальной платежной системы, регулированию и контрольно-надзорной деятельности.