Кения - это демократическая республика с двухпалатным парламентом: национальное собрание (известное как Бунге) и Сенат.
Главой государства является президент, который избирается прямыми всеобщими выборами. Из 350 членов национальной ассамблеи 290 избираются непосредственно из одномандатных избирательных округов, для работы в течение года. Остальные члены представляют собой: 47 женщин (по одной из каждого из 47 округов); 12 членов, выдвинутых лидирующими политическими партиями, представляющих интересы особых групп (молодежь, инвалиды и рабочие); и председателя. Сенат состоит из 68 членов: один избранный член от каждого из 47 округов; 16 женщин, выдвинутых политическими партиями; два члена (один мужчина и одна женщина), представляющие молодежь и людей с ограниченными возможностями соответственно; и председателя.
Как Нигерия и Южная Африка, Кения является одним из крупных государств континента по сухопутной территории и имеет большое и разнообразное население. Естественно, что децентрализация более вероятна в таких условиях, когда центральное правительство географически находится на большом расстоянии от своего населения. Как Гана и Сенегал, Кения является одной из наиболее открытых и конкурентоспособных политических систем Африки (хотя демократия остается предметом споров). Политический ландшафт Кении относительно восприимчив к влиянию снизу (то есть со стороны местных сообществ), по крайней мере, по сравнению с некоторыми из более закрытых и репрессивных государств континента. Это отражается в том, что, хотя бывшая политическая система Кении подвергалась критике за «имперское президентство», эт- норегиональная политика страны всегда включала некоторую передачу ресурсов и влияния на местный уровень, однако на сегодняшний день вопрос передачи полномочий более мелким местным сообществам отнесен к компетенции округа.
Конституция, принятая на референдуме 2010 года, установила ряд новых политических позиций на уровне округов, которые в значительной степени вобрали в себя модель государственного управления США. В каждом округе напрямую избирается губернатор, которому предоставляется полная свобода в назначении исполнительного совета округа, и он также имеет свободу в рамках бюджетного планирования и планирования социально-экономического развития. Округа также напрямую избирают сенаторов, которые будут затем представлять округ на национальном уровне в одной из палат парламента - Сенате. Эта палата парламента призвана защищать интересы округа и помогать судебным органам, затрагивающим округа, а также обладает более широкими полномочиями, такими как способность объявить вотум недоверия президенту, заместителю президента, губернатору и заместителям губернаторов.
До конституции августа 2010 года институт местной власти был предусмотрен Законом о местном самоуправлении 1977 года, но не закреплены в Конституции. Министерство местного самоуправления отвечало за развитие и эффективность местных органов власти. Существовало 175 одноуровневых выборных советов, 67 из которых были окружными советами; 62 - городскими советами; 43 - муниципальными советами; и три - городскими советами. Местные власти отвечают за такие услуги, как сбор мусора; уличное освещение; рынки; техническое обслуживание дорог; и захоронение бедных и бездомных.
Конституция, которая была утверждена Национальным собранием в апреле 2010 года и одобрена избирателем на всенародном референдуме августа 2010 года, предусматривает значительную передачу полномочий новым властям округов. Первые выборы 47 правительств округов - каждый с избранным собранием, губернатором и исполнительным комитетом - были запланированы на 2013 год. Новые правительства округов должны нести ответственность за предоставление таких услуг как здравоохранение, водоснабжение, местный транспорт и поддержка сельского хозяйства, в том числе некоторые городские службы, ранее переданные местным властям в соответствии с Законом о местном самоуправлении 1977 года.
В дискуссиях вокруг Конституции 2010 года главы округов представлялись как технократы. Они должны были быть главными руководителями правительств округов, предпочтительно людьми, которые ранее не занимались политикой. Их роль повторяла условное разделение законодательной и исполнительной власти, которое проходит через Конституцию 2010 года: вместе со своим кабинетом исполнительных секретарей, они должны были быть совершенно отделены от окружного собрания с его избранными членами, задача которого состояла в том, чтобы принимать законодательство и осуществлять надзор за его соблюдением.
В реальности все сложилось несколько иначе, в значительной степени из-за высокого экономического и политического авторитета, возложенного на новые должности. В результате главы округов часто оказывались в авангарде политики, а в некоторых случаях и высокопоставленными государственными служащими с сильными политическими связями.
Несмотря на отсутствие конституционной защиты местного самоуправления и в новой Конституции, существует норма, которая гласит, что «каждое правительство округа должно децентрализовать свои функции и предоставлять свои услуги в той мере, в какой это эффективно и практически осуществимо». Таким образом, можно говорить о том, что кенийские власти поощряют создание местных сообществ на территории государства, однако распределение полномочий отдают на откуп властям округов.
Местное самоуправление в Кении регулируется целой группой нормативно-правовых актов, среди которых можно выделить следующие:
- Закон о правительствах округа 2012 года;
- Закон о городских районах и городах 2011 года;
- Закон о национальном правительстве 2013 года;
- Закон о финансах 2012 года;
- Закон о межгосударственных отношениях года;
- Закон о земле 2012 года;
- Закон о регистрации земли 2012 года;
- Закон об управлении государственными финансами 2012 года;
- Закон о Комиссии по государственной службе 2012 года.
Были разработаны типовые законы и законодательство для укрепления потенциала правительств округов в законодательном порядке.
Национальная политика в области городов была принята в 2015 году после консультаций с правительствами округов. Кроме того, каждому округу поручено разработать собственную политику города, чтобы обеспечить направление по вопросам урбанизации, включая предоставление транспорта, воды, электричества, школ и служб здравоохранения. Политика также определяет стандарты, которые должны применяться в управлении городами.
Децентрализация функций правительства округов и предоставление услуг в городских и сельских подрайонах предусмотрена в конституции и двух основных актах - Законе о правительствах округа 2012 года и Законе о городских районах и городах 2012 года56. Начиная с 2013 года, Кения имеет три категории местных органов власти: город (city), муниципалитет (municipality) и городское поселение (town).B соответствии с этими в настоящее время существует город (Кисуму), два муниципалитета (Накуру и Элдорет) и 103 городских поселения. Муниципалитеты в Кении, в отличие от городских поселений, имеют более совершенную инфраструктуру, так как они начали свое развитие гораздо раньше и получили статус городских центров в колониальную эпоху и служили административными центрами для иных городских районов.
В каждом округе присутствует исполнительный комитет, состоящий из губернатора округа и заместителя губернатора округа и членов, назначаемых губернатором округа, с одобрения собрания, из числа лиц, не являющихся членами собрания. Окружной губернатор и заместитель губернатора округа являются главными исполнительными и заместителями главы округа, соответственно, и когда губернатор округа отсутствует, заместитель губернатора округа действует в качестве уездного губернатора. Члены исполнительного комитета округа подотчетны главе округа за выполнение своих функций и осуществление своих полномочий.
Городские поселения представляют собой небольшие муниципалитеты. Это города, транспортная и демографическая структура которых ниже, чем у муниципального совета. Поэтому, очевидно, это города, которые ожидают, что их повысят до муниципального статуса при повышении уровня инфраструктуры. Советы городских поселений и муниципальные советы должны возглавляться председателем, назначенным губернатором графства и утверждаемым уездным собранием.
Стоит отметить, что децентрализованные власти имеют свое представительство на национальной арене. В качестве таких представителей выступают - Совет управляющих и Форум Советов округов. Кроме того, Кенийская ассоциация правительства округа является профессиональным органом, представляющим старших администраторов округа.
Правительства округов несут ответственность за сбор налогов и сборов с населения. В настоящее время не существует политики для поддержки увеличения доходов на местном уровне.
В заключение стоит сказать, что кенийский опыт децентрализации является важным и демонстрирует роль политической конкуренции в организации местного самоуправлении и проведении политики децентрализации. Можно также отметить досрочно низкую роль местных сообществ на политической арене, так как основные полномочия принадлежат правительствам округов и именно они выступают в качестве главного распорядителя полномочий и бюджетных средств на местный уровень. При этом большинство глав округов заинтересованы, прежде всего, в защите интересов округа и связях с национальным правительством, нежели в развитии местных сообществ.
ГАРЬКАВЧЕНКО Олег Юрьевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Международного института информатизации и государственного управления имени П. А. Столыпина