В научной литературе сформировалось несколько подходов к характеристике сущности Европейского Союза.
В связи с наличием института членства государств, ЕС по своим характеристикам, в большей степени, можно отнести к международным межправительственным организациям. Членство играет важную роль в определении характера организации и объема её компетенции. Хотя ст. 1 Договора о ЕС указывает на то, что он знаменует собой новый этап в процессе создания более тесного союза между народами Европы, это положение не отменяет межгосударственного характера Союза, поэтому все права и обязанности членов данного международного объединения полагаются на его участников. Однако, особенности юридической природы Европейских Сообществ/Союза привели к тому, что и институт членства в ЕС характеризуется значительным своеобразием, получившем свое отражение в широко дискутируемых вопросах «расширения ЕС».
Ещё Римский договор в статье 237 закреплял возможность европейских стран стать полноправными членами ЕС. В настоящее время данное положение закреплено в статье 49 Договора о Европейском Союзе: «Любое европейское государство может подать заявку о членстве в Союзе. Оно должно направить эту заявку Совету, который принимает решение единогласно после консультации с Комиссией и получения согласия Европейского парламента, действующего на основании решения, принятого абсолютным большинством его членов». В дополнение к данной норме в июне 1993 года на саммите Европейского Совета в Копенгагене были приняты требования к государствам-кандидатам, по достижении которых, они могли стать членами Европейского Союза («Копенгагенские критерии»).
Если мы обратимся к предыдущим актам первичного права ЕС, учреждавшим европейские интеграционные образования, а также вносившим в последующем в них изменения, то обнаружим, что в них нет конкретных норм, предусматривающих возможность выхода из их состава. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что, несмотря бурно протекавшие процессы европейской региональной интеграции, власти ЕС вместе с правительствами государств-членов даже не рассматривали потенциальную возможность прекращения членства в данных образованиях и выхода из интеграционных процессов, рассматривая европейскую интеграцию как необратимый процесс. Тем не менее, отсутствие указанных норм в учредительных договорах не значило, что государства-члены не могли выйти из состава ЕС: так как учредительные договоры являлись, по своей юридической сути, международными договорами, а сами Европейские Сообщества и Союз, как указывалось ранее, - международными организациями, пусть и sui generis, то к ним может быть применена Венская конвенция «О праве международных договоров» 1969 г., положения которой устанавливают возможность выхода из состава международных организаций по ряду оснований.
В последующем, Договор, учреждающий Конституцию для Европы, 2004 г. впервые закрепил специальную норму о возможности выхода из состава Европейского Союза. Несмотря на то, что Европейская конституция не вступила в силу, указанные положения вошли в текст Лиссабонского договора 2007 г., статья 50 которого устанавливает, что любое государство-член в соответствии со своими конституционными правилами может принять решение о выходе из состава Союза. Государство-член, которое принимает решение о выходе, уведомляет о своем намерении Европейский совет. В свете ориентиров, установленных Европейским советом, Союз проводит переговоры и заключает с данным государством соглашение, которое определяет порядок выхода последнего с учетом основ его будущих взаимоотношений с Союзом. Договоры прекращают применяться к заинтересованному государству со дня вступления в силу соглашения о выходе либо - при отсутствии такого соглашения - через два года с момента уведомления, предусмотренного в параграфе 2, если только Европейский совет с согласия заинтересованного государства- члена единогласно не решит продлить этот срок.
Ещё ни одно государство никогда не выходило из ЕС. Были лишь случаи, когда на отдельных отдельных автономных территориях государств-членов, например, Гренландии, было ограничено применение законодательства Европейского Союза. Даже автор указанной статьи 50 Договора о ЕС - британский дипломат лорд Джон Керр отмечал, что никто не рассчитывал на ее реальное применение, тем более в отношении Великобритании. Теоретически предполагалась возможность ее использования в случае государственного переворота в одной из стран-членов.
Первым государством-членом ЕС, которое инициировало данную процедуру, стала Великобритания, в которой 23 июня 2016 г. был проведён референдум по вопросу о возможном выходе из Союза, в результате большинство избирателей высказались за выход страны из ЕС. Необходимо заметить, что ещё в 1975 г., всего спустя два года после вступления, в Великобритании состоялся референдум о выходе из тогдашнего Европейского Экономического Сообщества, в ходе которого был получен отрицательный результат: 67 % избирателей проголосовали за то, чтобы остаться в ЕЭС.
Решение Великобритании выйти из Союза обозначило целый ряд вопросов международно-правового и национально-правового значения, в частности, о будущей модели взаимоотношений между двумя сторонами, о месте права ЕС в правовой системе страны, об объёме полномочий британского правительства в процессе выработки и реализации плана по выходу страны из Европейского Союза. Таким образом, даже официально не начавшись, Брекзит вызвал не только ожесточенные споры среди ученых-экспертов, но и стал причиной конституционной конфронтации в Соединенном Королевстве и даже судебных исков против правительства страны. Имеющийся плюрализм мнений касается не только будущей модели взаимоотношений Соединенного Королевства и Европейского Союза, но также того, как следует начинать процесс выхода и адаптировать национальную правовую систему к новому статусу. Всё это обусловлено тем фактом, что за долгие годы членства в ЕС его acquis прочно вошли в национальную правовую систему Великобритании, поэтому легко отказаться от них вряд ли получится.
В октябре 2016 года правительство заявило о своем намерении вынести на обсуждение «Билль о великой отмене» (Great Repeal Bill), чтобы нормативно закрепить выход Великобритании из Европейского Союза, обеспечив правовую «уверенность и стабильность». Данное намерение было впоследствии подтверждено в Белой книге, опубликованной 2 февраля 2017 года, в которой закреплялось, что данный законопроект «удалит Акт о Европейских сообществах 1972 г. из статутного законодательства и трансформирует acquis - действующее законодательство ЕС - во внутреннее право страны». Указывалось, что в случае принятия, данный законодательный акт будет действовать в полной мере только после окончательного завершения процедуры выхода страны из ЕС - предварительно весной 2019 года, после предписанного двухлетнего срока на проведение соответствующих переговоров. До тех пор, право ЕС, включая все его основные принципы, как например, принципы верховенства и прямого действия, в полной мере будет действовать на всей территории Великобритании, и, соответственно, любые его нарушения будут являться незаконными.
Некоторые вопросы, связанные с процессом Брекзита, среди прочего, стали предметом рассмотрения сначала Высокого Суда, а затем окончательно были разрешены Верховным Судом Великобритании. В частности, своим решением от 24 января 2017 г. Верховный суд удовлетворил соответствующие требования истца, постановив, что правительство Великобритании не имеет права единолично направить уведомление о выходе страны из ЕС, на основании ст. 50 Договора о ЕС, так как для этого требуется соответствующий законодательный акт парламента. В качестве одного из доводов суда указывалось, что уведомление правительства о выходе окажет существенное влияние на национальное право после завершения двухлетнего периода переговоров по выходу из Союза, как это предусмотрено статьёй 50 Договора о ЕС. После истечения этого периода роль всего массива законодательства ЕС в рамках британской правовой системы будет совершенно иной, несмотря на любое законодательство, которое может быть принято парламентом Великобритании, в частности, существенно изменяя правовой статус граждан.
Соответственно, такие серьёзные изменения для национального правовопорядка, по мнению суда, не могут быть приняты «исключительно действиями правительства». Если правительство направит уведомление о выходе без санкции со стороны парламента, то это будет свидетельствовать о вторжении в парламентскую компетенцию. Суд добавил, что Акт о европейском референдуме 2015 г. не предоставил правительству право реализации решения покинуть ЕС, которое было принято на референдуме 2016 года. В связи с этим, должен быть принят надлежащий законодательный акт, который бы наделял правительство правомочиями по совершению соответствующих последующих шагов, и который, в принципе, будет представлять собой разрешение парламента на выход Великобритании из Европейского Союза. Данный законодательный акт будет иметь решающее значение, поскольку он предоставит юридические полномочия, необходимые правительству для того, чтобы начать процесс, который неизбежно потребует от парламента принятия значительного количества законодательных актов для подготовки к тому моменту, когда право ЕС более будет не применимо. В своём решении суд также указал, что форма такого законодательного акта является «вопросом, оставленным полностью на усмотрение парламента».
После законодательного одобрения британским парламентом, а также после подписания королевой 16 марта 2017 г., Акт о выходе Соединенного Королевства из Европейского Союза вступил в силу. Тем самым, было положено начало двухлетнего процесса выхода Великобритании из ЕС, который должен завершиться до апреля 2019 года.
29 марта 2017 премьер Тереза Мэй направила уведомление о применении страной статьи 50 Лиссабонского договора, тем самым, было дано формальное начало процесса Брекзи- та. 13 июля 2017 года правительство инициировало в Палате общин Билль о выходе из Европейского Союза. Данный законопроект, прежде всего, направлен на «отмену Акта о Европейских Сообществах 1972 года, а также закрепление иных положений, связанных с выходом Соединенного Королевства из ЕС». Однако, практические аспекты достижения этой цели не являются простыми, и Правительству необходимо будет реалистично оценить сложность всех возникающих проблем. Политическая и правовая значимость Билля, в частности, его потенциальные последствия для обеспечения баланса полномочий между законодательной и исполнительной властью, имеют беспрецендентное значение для правовой системы Соединённого Королевства.
Пункт 1 законопроекта закрепляет, что «Акт о Европейских сообществах 1972 года отменяется в день выхода (страны из ЕС)». В настоящее время данный Акт выполняет, как отмечается, три основные функции:
- обеспечение прямого действия права ЕС в национальной правовой системе без необходимости принятия каких-либо дополнительных мер. Так, например, регламенты становятся действующими и подлежат исполнению в Великобритании без необходимости какой-либо дополнительной внутренней трансформации;
- обеспечение верховенства права ЕС в правовой системе Великобритании, а также
- обеспечение правовой основы для имплементации права ЕС в той мере, в какой это необходимо. Например, большинство директив ЕС были имплементированы путём принятия актов делегированного законодательства органами исполнительной власти, как это предусмотрено Актом 1972 г.
Инициированный Билль, среди прочего, предусматривает следующие основные положения:
- отмену Акта о Европейских Сообществах 1972 года с учетом будущей даты, которая закреплена в законопроекте как «день выхода», но конкретно не определена, а будет соответствовать будущей фактической дате, когда Великобритания выйдет из состава ЕС;
- признание всех тех актов ЕС, действующих на момент, когда Великобритания выйдет из ЕС, в качестве внутреннего законодательства страны; а также
- предоставление министрам полномочия по изданию актов делегированного законодательства для внесения поправок в указанные акты ЕС для обеспечения их надлежащего действия и применения.
В процессе обсуждения Билля члены Палаты общин вносили многочисленные поправки и изменения, которые отражались в соответствующих отчётах парламентских комитетов. На момент написания настоящей статьи законопроект находится на рассмотрении в Палате лордов.
В целом, Брекзит представляет собой сложную многоэтажную задачу, систему большого количества задач, сопровождающих выход страны из такого интеграционного объединения как Европейский Союз, коренные изменения в государстве и праве. Решение многочисленных проблем, связанных с этим решением, требует титанических усилий, длительного времени. Не стоит исключать и возможность прекращения процесса выхода. Кроме того, то, как на внутригосударственном уровне будет обеспечены выход Великобритании из Союза и действие его норм в национальной правовой системе после этого события, будет зависеть от договоренностей, сделанных с ЕС, и от той модели будущих взаимоотношений, которая будет выбрана. На наш взгляд, опыт Великобритании представляется чрезвычайно ценным в качестве первого случая применения статьи 50 Договора о ЕС, так как в рамках этого процесса будут впервые апробированы соответствующие процедуры, при чём как на общеевропейском, так и на внутригосударственном уровнях.
ГАЛУШКО Дмитрий Вячеславович
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, международного права и сравнительного правоведения Воронежского государственного университета