Современный этап развития экономики и права ставит перед законодателями все более сложные задачи.
Появление новых финансовых и экономических инструментов требует выработки адекватных мер административно-правового воздействия на экономические отношения. Правовые и экономические вопросы, связанные с обращением криптовалют, находятся в зоне пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. Перспективы использования криптовалют, а также их стоимость будут определяться правовым режимом как в каждом конкретном государстве, так и в международном масштабе.
Цель исследования - провести сравнительный анализ правовых подходов к регулированию криптовалют в рамках Евразийского экономического союза. При проведении исследования были изучены нормативно-правовые акты Республики Беларусь, законопроекты стран Евразийского экономического союза, материалы судебной практики. Использование сравнительно-правового метода позволяет выработать рекомендации по развитию законодательства об обращении криптовалют в рамках Евразийского экономического союза.
В Российской Федерации пока не принят закон, регулирующий обращение криптовалют. Законодатели затрудняются в выработке концептуальных подходов в силу новизны рассматриваемого явления. О необходимости расширения знаний об особенностях обращения цифровых валют свидетельствует размещение извещения Государственной Думы о проведении открытого конкурса по оказанию услуг по проведению экспертно-аналитических исследований на тему «Законодательное регулирование внедрения и практического применения современных финансовых технологий. Анализ международного опыта и модальности адаптации в российской практике». Максимальная сумма контракта составила 2,5 млн. руб. (около 40 тыс. долларов США).
В Государственную Думу по состоянию на апрель 2018 г. внесено несколько законопроектов. Анализ их текстов показывает, что российскому законодателю пока трудно определить правовую природу этого явления. Авторы законопроектов придерживаются принципиально разных подходов - от полного запрета операций с цифровой валютой до полной либерализации. Не ясным также остается и само понятие «криптовалюта». Статья 75 Конституции РФ определяет, что денежной единицей является рубль, а эмиссия других денег не допускается. Исходя из этого авторы законопроекта используют термин «цифровой финансовый актив», относя его к имуществу. В свою очередь крипотвалюта и токены отнесены к разновидностям цифровых финансовых активов. Проект, опубликованный Минфином РФ, носит описательный характер и не решает многих вопросов по существу.
Несмотря на отсутствие законодательного регулирования обращения криптовалют, в Российской Федерации постепенно начинает формироваться судебная практика. Например, в марте 2018 г. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел вопрос о том, могут ли средства в виде криптовалюты быть включены в конкурсную массу при признании должника банкротом. По мнению финансового управляющего криптовалюта может отнесена к имуществу и подлежит к включению в конкурсную массу.
Представители должника против удовлетворения заявленного ходатайства возражали, пояснили, что «действующее законодательство Российской Федерации отношения, связанные с криптовалютой не регулирует, криптовалюта не является объектом гражданских прав, защита права на криптовалюту не обеспечиваются принудительной силой государства, и криптовалюта не может быть отнесена к имуществу должника». Суд встал на сторону ответчика, не поддержав доводы финансового управляющего, то есть криптовалюта не была включена в конкурсную массу.
В Республике Казахстан, Республике Армения и Республике Кыргызстан законов, регулирующих обращение криптовалют, пока также не принято. Национальный банк Республики Казахстан в своем информационном сообщении от 16.01.2017 отметил, что «в Казахстане в настоящее время функционируют организации, предоставляющие инвестиционные услуги для населения с использованием криптовалют. Участники, внесшие деньги в пользу данных организаций, не имеют правовых гарантий возврата вложенных денег, поскольку в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан вступление в данную организацию и внесение денег физическими лицами происходит на добровольной основе и без какого-либо подкрепления документарными процедурами». Позиция Национального банка Казахстана во многом определяется принятым курсом на противодействие финансовым пирамидам.
Национальный банк Кыргызской Республики рекомендовал гражданам страны воздержаться от использования криптовалют и не принимать криптовалюты в качестве оплаты за товары, услуги и проведенные работы. Граждане, вкладывающие свои средства в криптовалюты, должны полностью и четко осознавать и оценивать имеющиеся при этом риски и возможные финансовые потери и убытки по вложенным в криптовалюты средствам. Сходную позицию занимает и Центральный банк Армении.
Наиболее последовательно регулирование обращения криптовалют осуществляется в Республике Беларусь. В целях развития инновационной сферы и построения современной цифровой экономики в государстве 21 декабря 2017 года Президент Республики Беларусь подписал Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики».
В первую очередь необходимо отметить, что при разработке документа были собраны и проанализированы мнения экспертов не только резидентов Белорусского Парка высоких технологий, но и крупнейших ГГ-компаний Беларуси. Кроме того, над декретом работали консалтинговые и юридические компании. Декрет поддержал «все идеи и инициативы ГГ- сообщества и, как утверждают белорусские средства массовой информации, по праву может называться революционным».
Рассматриваемый нормативный акт призван создать условия для внедрения в экономику Республики Беларусь технологии реестра блоков транзакций (блокчейна), иных технологий, основанных на принципах распределенности, децентрализации и безопасности совершаемых с их использованием операций. Необходимо отметить, что до принятия указанного Декрета обращение цифровых знаков (токенов) не было урегулировано законодательством Республики Беларусь и они не являлись объектом правоотношений. Сегодня, ключевые положения декрета устанавливают, что юридические (в первую очередь резиденты Белорусского парка высоких технологий) и физические лица вправе владеть токенами и совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены.
Деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в Республике Беларусь не является предпринимательской деятельностью. Токены не подлежат декларированию.
Кроме этого, в соответствии с положениями Декрета участникам отношений, связанных с применением современных технологий предоставляются существенные льготы и преференции. Так, до 1 января 2023 г. не признаются объектами налогообложения
- обороты, прибыль (доходы) юридических лиц от деятельности по майнингу, созданию, приобретению, отчуждению токенов;
- доходы физических лиц от деятельности по майнингу, приобретения (в том числе в порядке дарения), отчуждения токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и (или) обмена на иные токены.
Декрет также устанавливает, что не требуется получения специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности юридических лиц, которая связана с разработкой и (или) применением технологии реестра блоков транзакций (блокчейн), деятельности физических лиц при осуществлении майнинга, хранении, приобретении, отчуждении токенов, деятельности юридических лиц - при хранении, приобретении, отчуждении токенов, совершении с ними иных сделок (операций). Токены не относятся к средствам в значении, определенном законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
Кроме того, Декретом предусмотрено проведение правового эксперимента в рамках Белорусского Парка высоких технологий для апробации новых правовых институтов на предмет возможности их имплементации в гражданское законодательство Республики Беларусь. Для этого резидентам Парка высоких технологий (ПВТ) предоставлено право заключать договор конвертируемого займа, а также осуществлять совершение и исполнение сделок посредством смарт-контракта.
На основании проведенного сравнительного анализа можно сформулировать несколько подходов к регулированию крпитовалют. В рамках консервативного подхода предусматривается ограничение или запрет криптовалют. Подобный подход анонсирован, но пока не реализован в Республике Казахстан. Необходимо отметить, что осуществление полного запрета на указанную деятельность в условиях общемирового регуляторного тренда на формальное разрешение такой деятельности в рамках специальных лицензий может привести к свертыванию инновационных проектов в данной сфере и перенесению их в более прозрачную регуляторную юрисдикцию в рамках Евразийского экономического союза.
В рамках либерального подхода разрешаются операции с криптовалютами, происходит освобождение от налогообложения, смягчаются требования по лицензированию и финансовому контролю со стороны государства. Этот подход на момент подготовки статьи реализован в Республике Беларусь.
Третий (умеренный) подход должен найти оптимальный компромисс в законодательном регулировании криптовалют. В рамках данного подхода необходимо определить правовую природу криптовалюты, подход к лицензированию деятельности участников рынка, налогообложению сделок и доходов. Также особое внимание следует уделить вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Опыт Республики Беларусь может быть использован для принятия российского закона, который будет регулировать обращение цифровых финансовых активов, их налогообложения, организации учета и контроля. Российское государство не должно воздерживаться от правового регулирования новых экономических инструментов. В рамках Евразийского экономического союза целесообразно сформулировать сходные требования к регулированию крпитовалют, для того, чтобы избежать миграции инвестиций и капиталов в страны с более либеральным подходом.
КОНОНЕНКО Олеся Владиславовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель Академии МВД Республики Беларусь
ЧУДИНОВСКИХ Марина Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Уральского государственного экономического университета