Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Правовые подходы к регулированию криптовалют в странах евразийского экономического союза

Современный этап развития экономики и права ставит перед законодателями все более сложные задачи.

Появление новых финансовых и экономических инструментов требует выработки адекватных мер административно-правового воз­действия на экономические отношения. Правовые и эконо­мические вопросы, связанные с обращением криптовалют, находятся в зоне пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. Перспективы использования криптовалют, а также их стоимость будут определяться право­вым режимом как в каждом конкретном государстве, так и в международном масштабе.

Цель исследования - провести сравнительный анализ правовых подходов к регулированию криптовалют в рамках Евразийского экономического союза. При проведении иссле­дования были изучены нормативно-правовые акты Республи­ки Беларусь, законопроекты стран Евразийского экономиче­ского союза, материалы судебной практики. Использование сравнительно-правового метода позволяет выработать реко­мендации по развитию законодательства об обращении крип­товалют в рамках Евразийского экономического союза.

В Российской Федерации пока не принят закон, регулиру­ющий обращение криптовалют. Законодатели затрудняются в выработке концептуальных подходов в силу новизны рассма­триваемого явления. О необходимости расширения знаний об особенностях обращения цифровых валют свидетельствует размещение извещения Государственной Думы о проведении открытого конкурса по оказанию услуг по проведению экс­пертно-аналитических исследований на тему «Законодатель­ное регулирование внедрения и практического применения современных финансовых технологий. Анализ международно­го опыта и модальности адаптации в российской практике». Максимальная сумма контракта составила 2,5 млн. руб. (около 40 тыс. долларов США).

В Государственную Думу по состоянию на апрель 2018 г. внесено несколько законопроектов. Анализ их текстов показы­вает, что российскому законодателю пока трудно определить правовую природу этого явления. Авторы законопроектов придерживаются принципиально разных подходов - от пол­ного запрета операций с цифровой валютой до полной либе­рализации. Не ясным также остается и само понятие «криптовалюта». Статья 75 Конституции РФ определяет, что денежной единицей является рубль, а эмиссия других денег не допуска­ется. Исходя из этого авторы законопроекта используют тер­мин «цифровой финансовый актив», относя его к имуществу. В свою очередь крипотвалюта и токены отнесены к разновид­ностям цифровых финансовых активов. Проект, опубликован­ный Минфином РФ, носит описательный характер и не реша­ет многих вопросов по существу.

Несмотря на отсутствие законодательного регулирования обращения криптовалют, в Российской Федерации постепен­но начинает формироваться судебная практика. Например, в марте 2018 г. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел вопрос о том, могут ли средства в виде криптовалюты быть включены в конкурсную массу при признании должника банкротом. По мнению финансового управляющего криптовалюта может от­несена к имуществу и подлежит к включению в конкурсную массу.

Представители должника против удовлетворения заяв­ленного ходатайства возражали, пояснили, что «действующее законодательство Российской Федерации отношения, связан­ные с криптовалютой не регулирует, криптовалюта не явля­ется объектом гражданских прав, защита права на криптова­люту не обеспечиваются принудительной силой государства, и криптовалюта не может быть отнесена к имуществу долж­ника». Суд встал на сторону ответчика, не поддержав доводы финансового управляющего, то есть криптовалюта не была включена в конкурсную массу.

В Республике Казахстан, Республике Армения и Респу­блике Кыргызстан законов, регулирующих обращение крип­товалют, пока также не принято. Национальный банк Респу­блики Казахстан в своем информационном сообщении от 16.01.2017 отметил, что «в Казахстане в настоящее время функ­ционируют организации, предоставляющие инвестиционные услуги для населения с использованием криптовалют. Участ­ники, внесшие деньги в пользу данных организаций, не име­ют правовых гарантий возврата вложенных денег, поскольку в соответствии с гражданским законодательством Республи­ки Казахстан вступление в данную организацию и внесение денег физическими лицами происходит на добровольной основе и без какого-либо подкрепления документарными процедурами». Позиция Национального банка Казахстана во многом определяется принятым курсом на противодействие финансовым пирамидам.

Национальный банк Кыргызской Республики рекомендо­вал гражданам страны воздержаться от использования крип­товалют и не принимать криптовалюты в качестве оплаты за товары, услуги и проведенные работы. Граждане, вклады­вающие свои средства в криптовалюты, должны полностью и четко осознавать и оценивать имеющиеся при этом риски и возможные финансовые потери и убытки по вложенным в криптовалюты средствам. Сходную позицию занимает и Цен­тральный банк Армении.

Наиболее последовательно регулирование обращения криптовалют осуществляется в Республике Беларусь. В целях развития инновационной сферы и построения современной цифровой экономики в государстве 21 декабря 2017 года Пре­зидент Республики Беларусь подписал Декрет № 8 «О разви­тии цифровой экономики».

В первую очередь необходимо отметить, что при разра­ботке документа были собраны и проанализированы мнения экспертов не только резидентов Белорусского Парка высоких технологий, но и крупнейших ГГ-компаний Беларуси. Кроме того, над декретом работали консалтинговые и юридические компании. Декрет поддержал «все идеи и инициативы ГГ- сообщества и, как утверждают белорусские средства массовой информации, по праву может называться революционным».

Рассматриваемый нормативный акт призван создать усло­вия для внедрения в экономику Республики Беларусь техноло­гии реестра блоков транзакций (блокчейна), иных технологий, основанных на принципах распределенности, децентрализа­ции и безопасности совершаемых с их использованием опе­раций. Необходимо отметить, что до принятия указанного Декрета обращение цифровых знаков (токенов) не было уре­гулировано законодательством Республики Беларусь и они не являлись объектом правоотношений. Сегодня, ключевые по­ложения декрета устанавливают, что юридические (в первую очередь резиденты Белорусского парка высоких технологий) и физические лица вправе владеть токенами и совершать сле­дующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, элек­тронные деньги, а также дарить и завещать токены.

Деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоя­тельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в Республике Бела­русь не является предпринимательской деятельностью. Токе­ны не подлежат декларированию.

Кроме этого, в соответствии с положениями Декрета участникам отношений, связанных с применением современ­ных технологий предоставляются существенные льготы и пре­ференции. Так, до 1 января 2023 г. не признаются объектами налогообложения

  • обороты, прибыль (доходы) юридических лиц от дея­тельности по майнингу, созданию, приобретению, отчужде­нию токенов;
  • доходы физических лиц от деятельности по майнингу, приобретения (в том числе в порядке дарения), отчуждения токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, элек­тронные деньги и (или) обмена на иные токены.

Декрет также устанавливает, что не требуется получения специального разрешения (лицензии) на осуществление дея­тельности юридических лиц, которая связана с разработкой и (или) применением технологии реестра блоков транзакций (блокчейн), деятельности физических лиц при осуществлении майнинга, хранении, приобретении, отчуждении токенов, де­ятельности юридических лиц - при хранении, приобретении, отчуждении токенов, совершении с ними иных сделок (опе­раций). Токены не относятся к средствам в значении, опреде­ленном законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распро­странения оружия массового поражения;

Кроме того, Декретом предусмотрено проведение пра­вового эксперимента в рамках Белорусского Парка высоких технологий для апробации новых правовых институтов на предмет возможности их имплементации в гражданское за­конодательство Республики Беларусь. Для этого резидентам Парка высоких технологий (ПВТ) предоставлено право заклю­чать договор конвертируемого займа, а также осуществлять со­вершение и исполнение сделок посредством смарт-контракта.

На основании проведенного сравнительного анализа можно сформулировать несколько подходов к регулированию крпитовалют. В рамках консервативного подхода предусма­тривается ограничение или запрет криптовалют. Подобный подход анонсирован, но пока не реализован в Республике Ка­захстан. Необходимо отметить, что осуществление полного запрета на указанную деятельность в условиях общемирового регуляторного тренда на формальное разрешение такой дея­тельности в рамках специальных лицензий может привести к свертыванию инновационных проектов в данной сфере и пере­несению их в более прозрачную регуляторную юрисдикцию в рамках Евразийского экономического союза.

В рамках либерального подхода разрешаются операции с криптовалютами, происходит освобождение от налогоо­бложения, смягчаются требования по лицензированию и фи­нансовому контролю со стороны государства. Этот подход на момент подготовки статьи реализован в Республике Беларусь.

Третий (умеренный) подход должен найти оптимальный компромисс в законодательном регулировании криптовалют. В рамках данного подхода необходимо определить правовую природу криптовалюты, подход к лицензированию деятель­ности участников рынка, налогообложению сделок и доходов. Также особое внимание следует уделить вопросам противо­действия легализации доходов, полученных преступным пу­тем.

Опыт Республики Беларусь может быть использован для принятия российского закона, который будет регулировать обращение цифровых финансовых активов, их налогообложе­ния, организации учета и контроля. Российское государство не должно воздерживаться от правового регулирования новых экономических инструментов. В рамках Евразийского эко­номического союза целесообразно сформулировать сходные требования к регулированию крпитовалют, для того, чтобы избежать миграции инвестиций и капиталов в страны с более либеральным подходом.

КОНОНЕНКО Олеся Владиславовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель Академии МВД Республики Беларусь

ЧУДИНОВСКИХ Марина Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Уральского государственного экономического университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях