Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

К вопросу о правовом обеспечении создания регуляторных «песочниц» в Российской Федерации

Стремительное проникновение новых технологий практически во все сферы нашей жизни приводит к воз­никновению большого количества вопросов, требующих внимания и адекватной реакции государства.

Искусствен­ный интеллект, робототехника, виртуальная и дополнен­ная реальность, большие данные, квантовые технологии, блокчейн, смарт-контракты, интернет вещей, нейротех­нологии и др., с одной стороны, становятся неотъемле­мой частью нашей жизни, с другой - приводят к новым рискам.

Модели правового регулирования отношений, возни­кающих в связи с использованием цифровых данных и при­менением цифровых технологий, вопросы юридической от­ветственности, баланса развития инновационных технологий и необходимости защиты интересов государства, общества и личности, правосубъектности электронных лиц получили от­ражение в работах J. Buyers, R. Calo, J. E. Cohen, R. Leenes, F. Lucivero, A. Levin, О. Lobel, U. Pagallo, J. McCarthy, M. L. Minsky, N. Rochester, C. E. Shannon, G. G. Parker, W.V.-A. Marshall, S. P. Choudary, N. Petit, M. U. Scherer, А. В. Алтухова, Е. Ю. Бара- киной, Г. А. Гаджиева, С. Н. Гринь, С. Ю. Кашкина, А. В. Мин- балеева, П. М. Морхата, В. Б. Наумова, А. В. Незнамова, А. В. Нестерова, И. В. Понкина, А. И. Редькиной, А. В. Поповой, О. А. Серовой, О. А. Степанова, Е. Д. Сурагиной, Ф. В. Ужова, О. А. Ястребова и многих других.

Лебедев А. О. называет регулирование новых отноше­ний как «jump in the dark», указывает на ряд сложных вызовов для регулятора: высокая скорость изменений и непредсказу­емость инновационных технологий, отсутствие единого тер­минологического аппарата, невозможность «расчета», полно­ценной оценки выгоды или издержки, отсутствие системного видения вопроса детализации регулирования и т.д. [4].

Многие страны мира разработали и утвердили на­циональные стратегии развития отдельных цифровых технологии, принимаются «точечные» законы, направлен­ные на регулирование конкретных вопросов, например, в ча­сти использования «умных» роботов [3]. Мировая практика предлагает несколько возможных моделей правового регули­рования цифровой среды:

  • передача ответственности отраслевому регулятору (регулирование посредством разъяснений и рекомендаций - soft law),
  • саморегулирование (договорное регулирование),
  • создание регуляторной «песочницы» (эксперимен­тальных правовых режимов) [2].

Одним из эффективных и распространенных по всему миру инструментов в арсенале законодателя стали цифро­вые (регуляторные, регулятивные) «песочницы». Первая регуляторная «песочница» появилась в 2016 году в Велико­британии, сегодня такие «песочницы» созданы в нескольких десятках стран и предпринимаются попытки организации транснациональных «песочниц». Планируется подписание международного договора о применении специальных ре­жимов в евразийском экономическом союзе.

В Российской Федерации первым законом в сфере пра­вового регулирования цифровых технологий стал Федераль­ный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ, в соответствии с которым в Москве была создана одна из первых российских регулятор­ных «песочниц» в целях стимулирования использования тех­нологий искусственного интеллекта и определения дальней­ших мер по корректировке действующего законодательства [1].

31 июля 2020 г. был принят федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Целью данного зако­на явилось создание правовой основы ускоренного введения новых цифровых сервисов, продуктов и услуг. Для придания гибкости механизму правового регулирования цифровых правоотношений Правительство РФ наделено полномочием устанавливать изъятия из отдельных требований законода­тельства, препятствующих появлению и внедрению цифро­вых инноваций (но с временным ограничением и на опреде­ленной территории)1.

Данный закон определяет экспериментальный право­вой режим как применение в отношении его участников в течение определенного периода времени специального ре­гулирования по следующим направлениям использования цифровых инноваций: медицинская сфера, транспорт, сель­ское хозяйство, финансовый рынок, продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом, строительство, предостав­ление государственных и муниципальных услуг и осущест­вление контроля (надзора), промышленное производство, связь (по данному направлению принято отдельное поста­новление Правительства РФ от 18.12.2020 № 2149), а также иные направления, установленные Правительством Россий­ской Федерации2.

Отдельно необходимо выделить финансовые техноло­гии. Кроме того, первые цифровые «песочницы» появились именно в этом направлении. Полномочиями по установле­нию экспериментальных правовых режимов в сфере FinTech наделен Банк России. Необходимо отметить, что и субъектам РФ также предоставлены полномочиям по установлению экспериментальных правовых режимов субъекта РФ.

Законом определены требования к участникам экспе­риментального правового режима, условия инициирования, установления, реализации, мониторинга, определения ре­зультатов регуляторной «песочницы».

Принимая решение об организации цифровой «пе­сочницы», Правительство РФ основывается на заключениях Минэкономразвития России (обеспечивает координацию реализации и мониторинг экспериментального правового режима), регулирующего органа (оценивает риски вреда для охраняемых законом ценностей), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Феде­рации (в случае установления такого режима на территории конкретного субъекта РФ) и организации предприниматель­ского сообщества (распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2020 г. № 2790-р такой организацией определена АНО «Цифровая экономика»)3.

Приказом Банка России от 31 мая 2021 г. № ОД-994 ор­ганизациями, представляющими предпринимательское со­общество по вопросам экспериментальных правовых режи­мов на финансовом рынке, определены: Ассоциация банков России, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Некоммерческое партнерство «Национальный совет финансового рынка», саморегулируемая организация «На­циональная финансовая ассоциация», Ассоциация развития финансовых технологий, Всероссийский союз страховщиков. Пример HTML-страницы

Минэкономразвития России провело работу по выявле­нию потенциальных и перспективных проектов инновацион­ных компаний и барьеров для них, подготовило решения по отмене или изменению подзаконных нормативных правовых актов, препятствующих запуску экспериментального право­вого режима (в рамках «регуляторной гильотины»), а также законопроект с такими корреспондирующими правками в отраслевое законодательство.

2 июля 2021 г. был принят федеральный закон «О внесе­нии изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифро­вых инноваций в Российской Федерации»», в соответствии с которым внесены изменения в Воздушный кодекс Россий­ской Федерации, федеральные законы «О безопасности до­рожного движения», «Об обязательном страховании граж­данской ответственности владельцев транспортных средств», «О связи», «О персональных данных», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транс­порта», «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1].

На официальном сайте проектов нормативных право­вых актов и результатах их общественного обсуждения (https://regulation.gov.ru) размещены проекты постановле­ний Правительства РФ об утверждении программ регулятор­ных «песочниц» по различным направлениям.

Анализ сведений реестра экспериментальных правовых режимов, опубликованном на официальном сайте Минэко­номразвития России, позволяет сделать следующие выводы. На сегодняшний день в реестре содержится 68 записей, в том числе 47 инициативных предложений (45 коммерческих ор­ганизаций и 3 федеральных учреждений) были рассмотрены Минэкономразвития России и направлены в органы власти и АНО «Цифровая экономика» для подготовки соответству­ющих заключений, 21 заявителю было отказано. Основными направлениями разработки, апробации и внедрения циф­ровых инноваций являются: строительство, транспорт, ме­дицинская деятельность, продажа товаров, работ, услуг дис­танционным способом, предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление контроля (надзора), финансовый рынок[2].

Тем не менее, перспективными, с точки зрения Минэ­кономразвития России, названы инициативы в сфере транс­порта и медицинской деятельности, некоторые из них уже получили положительное заключение о возможности уста­новления экспериментального правового режима[3]. Перечис­лим некоторые инновационные проекты:

  • Проекты оказания медицинской помощи с примене­нием телемедицинских технологий (АО «Группа компаний «Медси», ООО «Клиника на Петроградской стороне», ООО «МК Доктор рядом», ООО «Хорошее настроение», ООО «КЛИНИКА НА МАРОСЕЙКЕ», ООО «БЕРКАНАМЕДИ- КА», АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ СЕРВИС», ООО «ИННОВАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА», ООО «М-Лайн»). Предлагается создать условия для расширения возможно­стей проведения телемедицинских консультаций[4].
  • Проект исследований рутинной клинической практи­ки на основе обезличенных данных из электронных медицин­ских карт (ООО «Дата МАТРИКС»). Предлагается разработка платформенных решений для сбора, валидации, подготовки и анализа данных из государственных, муниципальных и иных информационных систем, в том числе информацион­ных систем в сфере здравоохранения, с целью проведения исследований рутинной клинической практики с помощью технологий искусственного интеллекта и (или) работы с большими данными.
  • Проект использования высокоавтоматизированных транспортных средств (ООО «Яндекс.Испытания»). Предла­гается осуществлять эксплуатацию высокоавтоматизирован­ных транспортных средств двух категорий:
  • транспортное средство, осуществляющее движение с водителем-испытателем на переднем пассажирском сиде­нии;
  • транспортное средство, осуществляющее движение без водителя (в том числе водителя-испытателя) в салоне, при удаленных маршрутизации и диспетчеризации со сто­роны оператора[5].
  • Проекты использования беспилотных авиационных систем, являющихся одной из разновидностей высокоавто­матизированного транспорта:
  • на территории Томской области с целью доставки ши­рокого спектра грузов, выполнения аэрофотосъемки, про­ведения сельскохозяйственных работ (ООО «Региональный оператор «Беспилотные системы», ООО «ПЛАЗ», ООО «Аэ- ромакс», ООО «Тайбер», АО «НПП Радар ММС», АО «Наци­ональный центр вертолетостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова», ООО «ТАиП», ООО «КБ Русь», ООО «Индустриаль­ные дроны», ФГБУН Институт теплофизики СО РАН, ООО «СибАэроКрафт», ФГУП СибНИА им. Чаплыгина, АО «Ави­ационный сертификационный Центр «СибНИА-ТЕСТ»);
  • на территориях Камчатского края, Ханты-Мансийско­го автономного округа, Чукотского автономного округа, Яма­ло-Ненецкого автономного округа с целью доставки широко­го спектра грузов, выполнения аэрофотосъемки (АО «Почта России», АО «Уральский Завод Гражданской Авиации», ООО «Аэромакс», АО «Научно-производственное предпри­ятие «Радар ММС», АО «Национальный центр вертолето­строения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова», ООО «КБ Русь», оОо «Аэрокон», ООО «Сумус», ООО «Глори Эйр», ФГУП СибНИА им. Чаплыгина, АО «Авиационный сертификаци­онный Центр «СибНИА-ТЕСТ», ООО «ВР-Технологии», ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», ФГАУ ДПО «Центр подготовки и сертификации авиационного персо­нала», ООО «Газпромнефть-Снабжение», АО «Эколибри», ООО «Школа беспилотной авиации», ООО «КЛЕВЕР»)[6].

Таким образом, законодателем проведена значительная работа по правовому обеспечению использования на тер­ритории Российской Федерации такого инструмента тести­рования и создания благоприятных условий для внедрения цифровых инновационных технологий, как регуляторные «песочницы» (в нашей стране они получили название экспе­риментальные правовые режимы). Разработаны требования к участникам «песочницы», регламенты взаимодействия, алгоритм осуществления мониторинга, оценки результатов реализации «песочницы» и т.д. Тем не менее, считаем целе­сообразным оптимизировать ряд процедур, сократить сроки рассмотрения инициативных предложений, более оператив­но сопровождать введение экспериментальных правовых ре­жимов, поддерживать и вовлекать субъекты РФ. Предстоит дальнейшая работа по анализу барьеров, соблюдению ба­ланса интересов и принципов регуляторных «песочниц», со­вершенствованию правового регулирования использования цифровых технологий.

КУЗНЕЦОВ Антон Константинович
кандидат исторических наук, доцент кафедры публичного права Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях