Стремительное проникновение новых технологий практически во все сферы нашей жизни приводит к возникновению большого количества вопросов, требующих внимания и адекватной реакции государства.
Искусственный интеллект, робототехника, виртуальная и дополненная реальность, большие данные, квантовые технологии, блокчейн, смарт-контракты, интернет вещей, нейротехнологии и др., с одной стороны, становятся неотъемлемой частью нашей жизни, с другой - приводят к новым рискам.
Модели правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием цифровых данных и применением цифровых технологий, вопросы юридической ответственности, баланса развития инновационных технологий и необходимости защиты интересов государства, общества и личности, правосубъектности электронных лиц получили отражение в работах J. Buyers, R. Calo, J. E. Cohen, R. Leenes, F. Lucivero, A. Levin, О. Lobel, U. Pagallo, J. McCarthy, M. L. Minsky, N. Rochester, C. E. Shannon, G. G. Parker, W.V.-A. Marshall, S. P. Choudary, N. Petit, M. U. Scherer, А. В. Алтухова, Е. Ю. Бара- киной, Г. А. Гаджиева, С. Н. Гринь, С. Ю. Кашкина, А. В. Мин- балеева, П. М. Морхата, В. Б. Наумова, А. В. Незнамова, А. В. Нестерова, И. В. Понкина, А. И. Редькиной, А. В. Поповой, О. А. Серовой, О. А. Степанова, Е. Д. Сурагиной, Ф. В. Ужова, О. А. Ястребова и многих других.
Лебедев А. О. называет регулирование новых отношений как «jump in the dark», указывает на ряд сложных вызовов для регулятора: высокая скорость изменений и непредсказуемость инновационных технологий, отсутствие единого терминологического аппарата, невозможность «расчета», полноценной оценки выгоды или издержки, отсутствие системного видения вопроса детализации регулирования и т.д. [4].
Многие страны мира разработали и утвердили национальные стратегии развития отдельных цифровых технологии, принимаются «точечные» законы, направленные на регулирование конкретных вопросов, например, в части использования «умных» роботов [3]. Мировая практика предлагает несколько возможных моделей правового регулирования цифровой среды:
- передача ответственности отраслевому регулятору (регулирование посредством разъяснений и рекомендаций - soft law),
- саморегулирование (договорное регулирование),
- создание регуляторной «песочницы» (экспериментальных правовых режимов) [2].
Одним из эффективных и распространенных по всему миру инструментов в арсенале законодателя стали цифровые (регуляторные, регулятивные) «песочницы». Первая регуляторная «песочница» появилась в 2016 году в Великобритании, сегодня такие «песочницы» созданы в нескольких десятках стран и предпринимаются попытки организации транснациональных «песочниц». Планируется подписание международного договора о применении специальных режимов в евразийском экономическом союзе.
В Российской Федерации первым законом в сфере правового регулирования цифровых технологий стал Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ, в соответствии с которым в Москве была создана одна из первых российских регуляторных «песочниц» в целях стимулирования использования технологий искусственного интеллекта и определения дальнейших мер по корректировке действующего законодательства [1].
31 июля 2020 г. был принят федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Целью данного закона явилось создание правовой основы ускоренного введения новых цифровых сервисов, продуктов и услуг. Для придания гибкости механизму правового регулирования цифровых правоотношений Правительство РФ наделено полномочием устанавливать изъятия из отдельных требований законодательства, препятствующих появлению и внедрению цифровых инноваций (но с временным ограничением и на определенной территории)1.
Данный закон определяет экспериментальный правовой режим как применение в отношении его участников в течение определенного периода времени специального регулирования по следующим направлениям использования цифровых инноваций: медицинская сфера, транспорт, сельское хозяйство, финансовый рынок, продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом, строительство, предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление контроля (надзора), промышленное производство, связь (по данному направлению принято отдельное постановление Правительства РФ от 18.12.2020 № 2149), а также иные направления, установленные Правительством Российской Федерации2.
Отдельно необходимо выделить финансовые технологии. Кроме того, первые цифровые «песочницы» появились именно в этом направлении. Полномочиями по установлению экспериментальных правовых режимов в сфере FinTech наделен Банк России. Необходимо отметить, что и субъектам РФ также предоставлены полномочиям по установлению экспериментальных правовых режимов субъекта РФ.
Законом определены требования к участникам экспериментального правового режима, условия инициирования, установления, реализации, мониторинга, определения результатов регуляторной «песочницы».
Принимая решение об организации цифровой «песочницы», Правительство РФ основывается на заключениях Минэкономразвития России (обеспечивает координацию реализации и мониторинг экспериментального правового режима), регулирующего органа (оценивает риски вреда для охраняемых законом ценностей), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае установления такого режима на территории конкретного субъекта РФ) и организации предпринимательского сообщества (распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2020 г. № 2790-р такой организацией определена АНО «Цифровая экономика»)3.
Приказом Банка России от 31 мая 2021 г. № ОД-994 организациями, представляющими предпринимательское сообщество по вопросам экспериментальных правовых режимов на финансовом рынке, определены: Ассоциация банков России, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Некоммерческое партнерство «Национальный совет финансового рынка», саморегулируемая организация «Национальная финансовая ассоциация», Ассоциация развития финансовых технологий, Всероссийский союз страховщиков.
Минэкономразвития России провело работу по выявлению потенциальных и перспективных проектов инновационных компаний и барьеров для них, подготовило решения по отмене или изменению подзаконных нормативных правовых актов, препятствующих запуску экспериментального правового режима (в рамках «регуляторной гильотины»), а также законопроект с такими корреспондирующими правками в отраслевое законодательство.
2 июля 2021 г. был принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»», в соответствии с которым внесены изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О безопасности дорожного движения», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О связи», «О персональных данных», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1].
На официальном сайте проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (https://regulation.gov.ru) размещены проекты постановлений Правительства РФ об утверждении программ регуляторных «песочниц» по различным направлениям.
Анализ сведений реестра экспериментальных правовых режимов, опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития России, позволяет сделать следующие выводы. На сегодняшний день в реестре содержится 68 записей, в том числе 47 инициативных предложений (45 коммерческих организаций и 3 федеральных учреждений) были рассмотрены Минэкономразвития России и направлены в органы власти и АНО «Цифровая экономика» для подготовки соответствующих заключений, 21 заявителю было отказано. Основными направлениями разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций являются: строительство, транспорт, медицинская деятельность, продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом, предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление контроля (надзора), финансовый рынок[2].
Тем не менее, перспективными, с точки зрения Минэкономразвития России, названы инициативы в сфере транспорта и медицинской деятельности, некоторые из них уже получили положительное заключение о возможности установления экспериментального правового режима[3]. Перечислим некоторые инновационные проекты:
- Проекты оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (АО «Группа компаний «Медси», ООО «Клиника на Петроградской стороне», ООО «МК Доктор рядом», ООО «Хорошее настроение», ООО «КЛИНИКА НА МАРОСЕЙКЕ», ООО «БЕРКАНАМЕДИ- КА», АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ СЕРВИС», ООО «ИННОВАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА», ООО «М-Лайн»). Предлагается создать условия для расширения возможностей проведения телемедицинских консультаций[4].
- Проект исследований рутинной клинической практики на основе обезличенных данных из электронных медицинских карт (ООО «Дата МАТРИКС»). Предлагается разработка платформенных решений для сбора, валидации, подготовки и анализа данных из государственных, муниципальных и иных информационных систем, в том числе информационных систем в сфере здравоохранения, с целью проведения исследований рутинной клинической практики с помощью технологий искусственного интеллекта и (или) работы с большими данными.
- Проект использования высокоавтоматизированных транспортных средств (ООО «Яндекс.Испытания»). Предлагается осуществлять эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств двух категорий:
- транспортное средство, осуществляющее движение с водителем-испытателем на переднем пассажирском сидении;
- транспортное средство, осуществляющее движение без водителя (в том числе водителя-испытателя) в салоне, при удаленных маршрутизации и диспетчеризации со стороны оператора[5].
- Проекты использования беспилотных авиационных систем, являющихся одной из разновидностей высокоавтоматизированного транспорта:
- на территории Томской области с целью доставки широкого спектра грузов, выполнения аэрофотосъемки, проведения сельскохозяйственных работ (ООО «Региональный оператор «Беспилотные системы», ООО «ПЛАЗ», ООО «Аэ- ромакс», ООО «Тайбер», АО «НПП Радар ММС», АО «Национальный центр вертолетостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова», ООО «ТАиП», ООО «КБ Русь», ООО «Индустриальные дроны», ФГБУН Институт теплофизики СО РАН, ООО «СибАэроКрафт», ФГУП СибНИА им. Чаплыгина, АО «Авиационный сертификационный Центр «СибНИА-ТЕСТ»);
- на территориях Камчатского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа с целью доставки широкого спектра грузов, выполнения аэрофотосъемки (АО «Почта России», АО «Уральский Завод Гражданской Авиации», ООО «Аэромакс», АО «Научно-производственное предприятие «Радар ММС», АО «Национальный центр вертолетостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова», ООО «КБ Русь», оОо «Аэрокон», ООО «Сумус», ООО «Глори Эйр», ФГУП СибНИА им. Чаплыгина, АО «Авиационный сертификационный Центр «СибНИА-ТЕСТ», ООО «ВР-Технологии», ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», ФГАУ ДПО «Центр подготовки и сертификации авиационного персонала», ООО «Газпромнефть-Снабжение», АО «Эколибри», ООО «Школа беспилотной авиации», ООО «КЛЕВЕР»)[6].
Таким образом, законодателем проведена значительная работа по правовому обеспечению использования на территории Российской Федерации такого инструмента тестирования и создания благоприятных условий для внедрения цифровых инновационных технологий, как регуляторные «песочницы» (в нашей стране они получили название экспериментальные правовые режимы). Разработаны требования к участникам «песочницы», регламенты взаимодействия, алгоритм осуществления мониторинга, оценки результатов реализации «песочницы» и т.д. Тем не менее, считаем целесообразным оптимизировать ряд процедур, сократить сроки рассмотрения инициативных предложений, более оперативно сопровождать введение экспериментальных правовых режимов, поддерживать и вовлекать субъекты РФ. Предстоит дальнейшая работа по анализу барьеров, соблюдению баланса интересов и принципов регуляторных «песочниц», совершенствованию правового регулирования использования цифровых технологий.
КУЗНЕЦОВ Антон Константинович
кандидат исторических наук, доцент кафедры публичного права Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова