В статье раскрываются проблемы процессуального статуса осужденного к лишению свободы, выступающего административным истцом.
Автор рассматривает механизм реализации права, проблемы разграничения подачи административного иска осужденным от гражданского иска о возмещении вреда, дает оценку судебным актам, предрешающим вопросы рассмотрения административных исков; определяет пробелы в правовом регулировании, существующие в конструкции ст. 12.1 УИК РФ. Предложены направления совершенствования правового положения осужденного, обладающего статусом административного истца.
Ключевые слова: осужденный к лишению свободы; административное исковое заявление; административный истец; административное судопроизводство
ГОЛОВАСТОВА Юлия Александровна
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России, профессор кафедры правовых и гуманитарных дисциплин Филиала Московского университета имени С. Ю. Витте в г. Рязани
GOLOVASTOVA Yuliya Aleksandrovna
Ph.D. in Law, associate professor, professor of Criminal executive law sub-faculty of the Academy of the FPS of Russia, professor of Legal and humanitarian disciplines sub-faculty of the S. Yu. Witte Moscow University, Ryazan branch
PARTICIPATION OF A PERSON SENTENCED TO IMPRISONMENT IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS
The article reveals the problems of the procedural status of a convicted person serving as an administrative plaintiff. The author examines the mechanism of realization of the right, the problems of distinguishing the filing of an administrative claim of a convicted person from a civil claim for damages, evaluates judicial acts that prejudge the issues of consideration of administrative claims; identifies gaps in legal regulation existing in the construction of Article 12.1 of the Criminal Executive of the Russian Federation. The directions of improving the legal status of a convicted person with the status of an administrative plaintiff are proposed.
Keywords: sentenced to imprisonment; administrative statement of claim; administrative plaintiff; administrative proceedings.
Осужденному к лишению свободы предоставлено право на обжалование действий должностных лиц исправительных учреждений. В этом случае, осужденный, будучи административным истцом, использует такое процессуальное средство как административный иск с целью восстановления нарушенного права, возникшего в публично-правовой сфере.
Часто осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, оспаривают факт совершения ими дисциплинарного проступка, подают административные иски о признании действий администрации исправительных учреждений незаконными, в частности, требуют отмены постановлений о водворении в штрафной изолятор. Помимо прочего, в 2020 году была введена новая статья 12.1. УИК РФ, закрепляющая за осужденном право на получение компенсации за нарушение условий содержания отбывания в местах лишения свободы.
К сожалению, на практике встречаются случаи нарушений прав осужденных к лишению свободы. Конечно, тот механизм административно-процессуальной защиты, который действует, нуждается в совершенствовании. Представляется, что для оценки качества существующего механизма следует разобраться в особенностях статуса осужденного к лишению свободы, выступающего административным истцом. Обратимся к процессуальному статусу осужденного к лишению свободы, направившему административный иск на получение компенсации за нарушение условий отбывания наказания в исправительном учреждении. Каков будет размер подобной компенсации? В каком порядке и в какие сроки подлежит компенсации такой причиненный вред? О компенсации какого вида вреда идет речь - только об имущественном либо еще о моральном? Все ли категории осужденных к лишению свободы вправе рассчитывать на получение рассматриваемой компенсации? Таким выглядит примерный круг вопросов, возникающих при обоснованном стремлении осужденного, отбывающего лишение свободы, реализовать указанное право.
Следует учитывать, что существует материальный вред (ущерб), который выражается в посягательствах на личные имущественные права потерпевшего, и моральный вред, в результате которого нарушаются личные неимущественные права (жизнь, здоровье, достоинство личности, личная и семейная тайна и т.д.).
В российском законодательстве предусмотрены несколько случаев, когда осужденный вправе претендовать на возмещение вреда, причиненного со стороны государства и должностных лиц. Итак, если в заявлении осужденного содержится требование о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения условий содержания, его имуществу и (или) здоровью, то оно подлежит рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства. Получается, что если осужденный-заявитель требует возместить стоимость имущества, пришедшего в негодность по причине ненадлежащих условий его содержания в камере, или жалуется на ухудшение здоровья (например, участившиеся приступы астмы и-за плесени и грибка в помещении исправительного учреждения), то речь идет сугубо о гражданской юрисдикции. При рассмотрении подобных дел самому осужденному приходится доказывать имеющиеся нарушения.
Во-первых, предполагается, что, осужденный, руководствуясь ст. 1069 ГК РФ вправе направить исковое заявление о возмещении вреда, возникшего в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц администрации исправительного учреждения.
Во-вторых, осужденный к лишению свободы при условии факта наличия физических и нравственных страданий из-за ненадлежащих условий отбывания наказания может обратиться с иском о взыскании компенсации морального вреда в рамках гражданского судопроизводства. В этом случае в предмет доказывания по делам о компенсации морального вреда являются: факт наличия конкретного противоправного деяния, в результате которых были причинены страдания; вина причинителя вреда - администрации исправительного учреждения; факт наличия физических и нравственных страданий; причинно-следственная связь между противоправным действием и наступившими последствиями. По такому сценарию складывалась судебная практика до введения новеллы, предусмотренной ст. 12.1 УИК РФ.
В-третьих, с учетом нововведений, осужденный к лишению свободы и отбывающий его в исправительном учреждении может направить административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Примечательно то, что он может рассчитывать на получение компенсации даже при отсутствии вины администрации исправительного учреждения. В предмет доказывания по таким делам о компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении при рассмотрении административного искового заявления включаются: факт нарушения условий содержания в местах лишения свободы; характер нарушения; продолжительность нарушения; обстоятельства, при которых оно было допущено; наступившие последствия (ч. 5 ст. 227. 1 КАС РФ).
На наш взгляд, подачу административного иска осужденным к лишению свободы в порядке ст. 12.1 УИК РФ можно отнести к разряду специальных процессуальных инструментов. Поясним мысль. По общему правилу до появления ст. 12.1 УИК РФ при рассмотрении административных исковых заявлений осужденных оспаривалась, в частности, незаконность действий администрации в отказе предоставления ему длительных свиданий с родственниками либо незаконность постановления начальника исправительного учреждения о водворении в штрафной изолятор на 15 суток. По сути, приведенные примеры демонстрировали сферу публичных административных правоотношений, где отсутствовал спор о праве, и не предполагалась выплата компенсации осужденному к лишению свободы. Анализируя же законодательную конструкцию, предусмотренную в ст. 12.1 УИК РФ и давая ей оценку, можно прийти к выводу о том, что установлены и действуют правила административного судопроизводства, вместе с тем, осужденный-заявитель может воспользоваться компенсаторным механизмом и получить денежную сумму, рассматриваемую в качестве возмещения причиненного вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Заслуживает внимание и то обстоятельство, что в случае присуждения компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении он лишается права на получение компенсации морального вреда (ч. 3 ст. 12.1 УИК РФ). Вместе с тем, присуждение компенсации не препятствует обращению осужденного за возмещением вреда в соответствии со ст. 1069 и 1070 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 УИК РФ для направления заявителем административного иска он должен иметь статус осужденного к лишению свободы, отбывающего наказание в исправительном учреждении. Справедливости ради отметим, что в научных публикациях уже обсуждалась проблема о необходимости расширения перечня субъектов на получение компенсации, за счет включения в этот перечень и осужденных к пожизненному лишению свободы, и тех осужденных, которым лишение свободы было назначено в порядке замены наказаний, не связанных с изоляцией от общества [1; с. 32].
Действительно, следует обратить внимание и на то, что, к сожалению, на сегодняшний день, не регламентируются в ст. 12.1. УИК РФ вопросы получения компенсации осужденными, в отношении которых лишение свободы было применено в порядке замены наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в связи со злостным уклонением от их отбывания. Так, при буквальном толковании правовых норм, закрепленных в ст. 12.1 УИК РФ, следует прийти к однозначному выводу: они не распространяются на осужденных, в отношении которых лишение свободы было применено в порядке замены уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. По большому счету, правила компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении должны распространяться на всех осужденных, отбывающих лишение свободы, так как они охватываются институтом правового положения осужденных. Полагаем, что при существующих условиях действующего уголовно-исполнительного законодательства не предусмотрена возможность такой категории осужденного обратиться с заявлением о компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в порядке ст. 12.1 УИК РФ. Какой представляется выход из данной ситуации из-за «недоразвитости» нормативных положений ст. 12.1 УИК РФ? Во-первых, признание за таким осужденным к лишению свободы рассматриваемого права и использование им процедуры компенсации причиненного вреда, установленного ст. 12.1. УИК РФ, по отраслевой аналогии уголовно-исполнительного закона с учетом правил системного толкования норм уголовно-исполнительного права [2; с. 153-156]. Уверены, что сам факт замены осужденному уголовного наказания на более строгое - лишение свободы и перевод его в исправительное учреждение меняет не только его сущность, но и основания, условия его исполнения, что отражается на его правовом положении. Сказанное подтверждается вступившим в отношении постановлением суда в законную силу и предопределяет его новый статус - осужденного в лишению свободы. Следовательно, эти осужденные могут пользоваться в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными в ст. 12.1 УИК РФ. Во-вторых, осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, которому была произведена замена наказания, не связанного с изоляцией от общества, может воспользоваться правом на возмещение вреда, но уже по правилам искового производства, руководствуясь ст. 1069 ГК РФ при условии, если будет доказана вина - субъекта исполнения наказания, а осужденному причинен вред имуществу или здоровью. Вместе с тем, направление искового заявления нельзя рассматривать в качестве альтернативы подачи административного иска в порядке ст. 12.1 УИК РФ, поскольку презюмируется, что он подлежит удовлетворению независимо от наличия или отсутствия вины причинителя вреда.
К административному исковому заявлению предъявляются требования, предусмотренные ст. 220, ч. 2 ст. 227.1 КАС РФ. Касательно срока подачи административного иска в порядке ст. 227.1 КАС РФ действуют особые правила. Для осужденных, которые обращались в ЕСПЧ, установили срок, который действовал до 25 июля 2020 года.
Необходимо обратить внимание на то, что процедура обращения осужденного с административным иском относится к разряду сложной и в должной мере не апробированной. К сожалению, сказанное подтверждается первичным анализом судебной практики по таким делам. Так, в 2020 году осужденные, направляя административные иски по месту нахождения ответчика - ФСИН России столкнулись со разнообразными основаниями отказа в их удовлетворении: доводы истца о допущенных нарушениях не нашли своего подтверждения; в материалах проверки отсутствуют достоверность и допустимость доказательств о том, что в период содержания истца в исправительном учреждении условия содержания не соответствовали установленным нормам; от административного истца заявлений и жалоб к административному ответчику не поступало; пропуск трехмесячного срока обращения за защитой нарушенных прав, установленных ст. 219 КАС РФ [3].