Процедура индивидуальных обращений к международным органам, осуществляющим контроль исполнения государствами международно-правовых обязательств, является одним из наиболее эффективных инструментов имплементации норм международного права в сфере защиты прав человека.
Отсутствие прямого доступа индивида к международному органу по правам человека, как правило, рассматривается учеными-международниками в качестве одной из основных проблем такого органа, стоящих на пути повышения его эффективности Кроме того, процедура индивидуальных обращений выполняет еще одну функцию: она непосредственно реализует право индивидов на доступ к правосудию, когда оно не может быть обеспечено национальными органами.
Уже в 1967 году нобелевский лауреат Р. Кассин утверждал, что если и остаются еще на земле значительные территории, где миллионы мужчин и женщин не смеют обратиться с малейшей жалобой или помыслить о том, что защита права возможна, то таких территорий становится меньше день ото дня. За последние два десятилетия компетенция различных субрегиональных, региональных и универсальных международных органов расширилась таким образом, чтобы предоставить возможность отдельным индивидам и группам лиц обращаться с жалобой на нарушение их прав и свобод. Наиболее интересной является тенденция развития институтов экономических сообществ, которые все чаще включают в свою компетенцию рассмотрение индивидуальных жалоб, непосредственно касающихся вопросов прав человека.
Условия обращения индивидов к основным международным органам по правам человека получили освещение в трудах таких российских ученых по международному праву, как А. Х. Абашидзе, А. С. Автономова, Д. В. Афанасьева, Л. Гарлицкого, С. А. Горшковой, В. А. Карташкина, А. И. Ковлера, Г. И. Конь, Г. Е. Лукьянцева, К. А. Пантелеевой, Ю. В. Самович, Л. Н. Шестакова, М. Л. Энтина и других. Данные авторы рассматривали историю возникновения процедуры обращения индивидов к международным органам, практику применения такими органами критериев приемлемости при обращении индивидов, возможные пути реформирования институтов.
Тем не менее, условия обращения к международным органам недостаточно анализируются с точки зрения реализации права на доступ к правосудию. Особенно остро этот вопрос возникает в связи с реформированием Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ). Насколько данный международный орган осуществляет реализацию права на доступ к правосудию и придерживается тех стандартов, которые выработаны им самим в отношении доступа к национальному правосудию?
В рамках данной статьи право на доступ к правосудию рассматривается как равная возможность любого заинтересованного лица беспрепятственно обратиться к судебным или иным механизмам отправления правосудия и принять участие в процессе рассмотрения дела. Исходя из практики международных органов по правам человека, узкий круг субъектов обращения; короткие сроки обращения; отказ от рассмотрения определенных групп дел[6]; отсутствие гарантий оказания правовой помощи; отсутствие возможности лица представить свое дело; а также излишний формализм в практике органа правосудия и негибкое применение условий приемлемости жалобы способны стать препятствием на пути индивида к правосудию.
Правовое регулирование доступа к международным органам не может быть абсолютно идентичным регулированию доступа к национальному правосудию. Во-первых, право индивида на доступ к международному органувсегда обусловлено наличием согласия государствана рассмотрение поданных в отношении него индивидуальных жалоб. В связи с этим в зарубежной правовой литературе высказывается точка зрения, в соответствии с которой право на доступ индивидов к международным органам не может рассматриваться как международно-правовой обычай. Во-вторых, международные органы правосудия создаются в основном в качестве субсидиарных органов. Следовательно, одним из основных условий приемлемости жалобы в международные органы является исчерпание эффективных внутригосударственных средств правовой защиты.
Стоит отметить, что и в отношении двух указанных особенностей появляются исключения. Так, при создании Суда Восточной Африки и Суда ЭКОВАС было намеренно опущено требование об исчерпании внутренних мер защиты.Благодаря этому международные органы смогли стать ближе к заявителям. Кроме того, Суд Восточной Африки, несмотря на отсутствие у него юрисдикции рассматривать индивидуальные жалобы о нарушении прав человека, вывел такую компетенцию на основании принципа верховенства права, заложенного в основу соглашения сообщества.
В соответствии с Пояснительным докладом к Протоколу №14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Европейская конвенция) ценность сохранения права каждого индивида на обращение к ЕСПЧ была положена в основу реформирования данного ин- ститута. В своей практике ЕСПЧ также указывает, что право на беспрепятственное обращение к данному органу проистекает из самой сути создания возможности для индивидов обращаться к нему. Оно включает в себя обязанность государств не препятствовать лицу эффективно представлять и добиваться решения по своей жалобе.
В тоже время современный вектор развития ЕСПЧ далеко не всегда отражает заявленные данным международным органом ценности. Изначально ЕСПЧ можно было рассматривать как самый доступный для обращения орган, поскольку его юрисдикция по рассмотрению индивидуальных жалоб не была факультативной, а с упразднением Европейской комиссии по правам человека индивидам был открыт прямой доступ в ЕСПЧ. Тем не менее, в настоящее время условия обращения в ЕСПЧ являются одними из наиболее жестких по сравнению с другими органами по правам человека. Можно рассмотреть несколько критериев, в отношении которых проявляется данная тенденция.
Субъект обращения. Прежде всего, субъектом обращения в ЕСПЧ является прямая или косвенная жертва, т.е. лицо, которое было затронуто нарушением В тоже время субъектом обращения к другим региональным органам по правам человека могут любые лица или группы лиц, вне зависимости от их статуса жертвы. Африканский суд принимает жалобы, частично основанные на СМИ, а частично на материалах, полученных от свидетелей и жертв правонарушения. Такая практика позволяет обращаться в защиту жертв других лиц, например, представителей некоммерческих организаций (национальных и иностранных), поскольку жертвы нарушения в силу отсутствия информации, финансовых средств, физической невозможности, страха не могут самостоятельно направить жалобу в суд.
Срок обращения. Установление определенного срока обращения отвечает целям принципа правовой определенности, однако применение правил о сроке обращения не должно приводить к ограничению возможности индивида воспользоваться средством защиты. ЕСПЧ в своей практике указывает, что сам по себе короткий срок может не являться нарушением права на доступ к суду, это во многом зависит от других обстоятельств, например, наличия у лица права восстановить пропущенный срок. То есть при достаточно гибком применении даже короткого срока обращения право на доступ к правосудию может быть обеспечено.
Среди всех международных органов, рассматривающих обращения индивидов о нарушении прав человека, только два имеют такой же срок обращения, который еще сохраняется у ЕСПЧ - 6 месяцев. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам и Комитет ООН по правам ребенка имеют срок обращения в 1 год. Другие органы принимают обращения в течение более продолжительного периода, при этом срок обращения не редко установлен гибко, например, формулировкой «разумный срок». Единственным органом с более коротким сроком обращения, чем 6 месяцев, является Суд Восточной Африки (срок обращения составляет 2 месяца). Тем не менее, данный срок стал результатом реформы, целью которой было ограничить компетенцию суда в отношении рассмотрения индивидуальных обращений. Реформа была проведена по инициативе государства Кения, которое стремилось избежать неблагоприятных для него последствий решений указанного органа. Первая палата Суда, осознавая, ничтожность такого срока стремится расширить возможности индивидов обратиться к суду, но это не всегда поддерживает апелляционная инстанция.
В соответствии с Протоколом № 15 к ЕКПЧ срок обращения в ЕСПЧ должен уменьшиться с 6 месяцев до 4 месяцев. При этом ЕСПЧ в своих решениях жестко применяет критерий истечения срока обращения, исключением из которого являются только длящиеся ситуации. В частности, обращение индивида на национальном уровне к инстанциям, которые ЕСПЧ рассматривает в качестве чрезвычайных или не обладающих полномочиями для эффективного восстановления заявителя в правах, а также несвоевременные жалобы во внутригосударственные органы не продляют срока обращения в ЕСПЧ. Таким образом, заявитель должен знать, какие органы в соответствии со своей практикой ЕСПЧ считает последними необходимыми для исчерпания. В противном случае он может оказаться в ситуации, когда прибегнув к чрезвычайному средству защиты и ожидая принятия решения по его делу, его последующая жалоба в ЕСПЧ окажется неприемлемой. Такое применение положений данного условия приемлемости является политикой ЕСПЧ, он может заявить об истечении срока даже в том случае, когда об этом не заявляло государство.
В ответ на предложения о сокращении срока ЕСПЧ указал, что это возможно в условиях современного цифрового общества, учитывая существования эквивалентных сроков обращения к национальным органам правосудия. Тем не менее, при доступе к международным органам правосудия необходимо принимать во внимание, что существует значительное различие в информированности индивидов о национальных и международных механизмах защиты своих прав и условиях обращения к ним. Даже в условиях цифрового общества, как справедливо отметил Суд Европейского Союза, электронные механизмы электронные механизмы нельзя признать практически доступными для каждого индивида. Более короткий срок обращения накладывается на другие условия приемлемости, требующие серьезной подготовки жалобы и знания особенностей функционирования ЕСПЧ и его практики.
Жалобы с незначительным ущербом.Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам является единственным органом, который помимо ЕСПЧ может отказывать в рассмотрении сообщения, если оно не свидетельствует о явном ущемлении прав его автора.
В соответствии с Протоколом № 14 к Европейской конвенции ЕСПЧ получил правомочие отказывать индивидам в рассмотрении жалобы, если заявитель не понес значительного ущерба. Критерий был подготовлен практикой самого ЕСПЧ, но был встречен критикой со стороны ряда юристов. В Пояснительном докладе к Протоколу было указано, что целью данного критерия является сосредоточения внимания ЕСПЧ на дела, которые оправдывают рассмотрение их по существу. Целесообразность расходования судебных ресурсов в данном случае была поставлена выше ценности права на индивидуальное обращение к органу правосудия. Тем не менее, на тот момент рассматриваемый критерий был в некоторой степени сбалансирован тем, что не мог быть применен в случае, если этого требовал принцип уважения прав человека либо дело не было надлежащимобразом рассмотрено внутригосударственным судом.
Протокол № 15 к Европейской конвенции, который еще не был ратифицирован всеми государствами-участниками Совета Европы, должен отказаться от второго исключения. Таким образом, вне зависимости от того, было ли дело рассмотрено внутригосударственным судом, ЕСПЧ может отказаться от его рассмотрения. По убеждению самого ЕСПЧ в настоящее время изменение или дополнение критериев приемлемости жалобы не окажет сильного влияния на решение проблемы чрезмерной загруженности данного органа. Эта позиция была выражена перед Конференцией высокого уровня государств-участников Совета Европы в Брайтоне 2012 года. Пропорциональность ограничений прав человека заявленной цели, с точки зрения практики рассматриваемого органа, является одним из основных критериев признания такого ограничения допустимым. Учитывая, что результатом применения критерия незначительного ущерба без одной из защитных оговоров будет означать для заявителя отказ в правосудии, данное изменение можно рассматривать как непропорциональное.
Гарантии правовой помощи. Одной из самых большим проблем доступности международных органов является отсутствие или недостаточность предоставляемой индивидам бесплатной правовой помощи. Принципиальным моментом для рассмотрения жалобы международным органом является признание ее приемлемой, и чем более строго установлены правила приемлемости жалобы, тем важнее индивиду получить юридическую помощь в момент ее составления и подачи. ЕСПЧ в своей практике в отношении национальных судов подчеркивал важность доступа к правовой помощи до начала судебного разбирательства. Кроме того, также в отличие от других международных органов по правам человека, при несоответствии жалобы формальным требованиям ЕСПЧ ее отклоняет, следовательно, именно момент первого обращения является для заявителя критическим.
Тем не менее, при обращении в ЕСПЧ правовая помощь заявителю предоставляется только после того, как обращение будет передано предполагаемому государству-нарушителю. При этом выплаты предоставляются лишь на поздних этапах рассмотрения дела и расходы не оплачиваются полностью. Сумма выплат фонда при ЕСПЧ низкая и может покрывать лишь часть судебных расходов. Данное положение еще больше осложняется условием обязательного представительства лица квалифицированным юристом на любом слушании Палаты ЕСПЧ, которое отсутствует при участии в процессе в других органах по правам человека. Право представлять себя самому может быть предоставлено по решению ЕСПЧ только в исключительных случаях.
Можно сказать, что ЕСПЧ является уникальным органом, который вынужден функционировать в условиях, отличных от условий других международных органов по правам человека. Об этом свидетельствует огромный поток жалоб, который только в 2016 году составил 53, 500 жалоб, что превышает число жалоб, поданных за все годы во многие другие международные органы.
Уникальность ЕСПЧ как органа также отражается в дискуссии о его функциях. В западной правовой литературе выделяется позиция, в соответствии с которой, рассмотрение индивидуальных обращений не является и не должно являться главной функцией ЕСПЧ. Можно выделить следующие основные аргументы в ее защиту. Во-первых, ЕСПЧ изначально задумывался как механизм рассмотрения межгосударственных споров, а не индивидуальных обращений. Во-вторых, данный орган не справляется с существующим потоком жалоб, и, следовательно, существует единственный способ оставаться эффективным органом - сосредоточить внимание только на значимых делах для толкования Европейской конвенции делах. И, в-третьих, в настоящее время уже существует тенденция изменения ЕСПЧ в сторону так называемой «конституционной модели», в соответствии с которой суд отходит от рассмотрения незначительных жалоб.
Тем не менее, указанные аргументы не оправдывают отказ от ценности свободного доступа к правосудию индивидов. ЕСПЧ, созданный для разрешения межгосударственных жалоб, стал авторитетным и эффективным органом по защите прав человека с богатой судебной практикой именно благодаря индивидуальным обращениям. Вместе с тем, современный этап развития ЕСПЧ противоречит общему направлению развития права на доступ к правосудию. Существуют иные меры, не лишающие индивидов доступа к международному органу, но позволяющие повысить его эффективность.
В качестве позитивных тенденций разрешения проблемы уменьшения нагрузки на ЕСПЧ следует считать, например, соединение жалоб заявителей, если они обращаются в связи с одним и тем же нарушением государства. Так процент соединения жалоб за последние годы в ЕСПЧ значительно увеличился, что отражается на его результативности. За 2015 год ЕСПЧ вынес 823 решения, рассмотрев таким образом 2 441 жалобу. Отдельного внимания заслуживает система пилотных постановлений и совершенствование системы контроля
Комитета министров за исполнением решений ЕСПЧ, в результате которой прежде всего внимание государства сосредотачивается на системных нарушениях прав человека. Принятие мер общего характера по таким нарушениям позволяет обеспечивать правосудие на национальном уровне, снижая поток жалоб в международный орган. Именно проблема повторяющихся жалоб с точки зрения самого ЕСПЧ является важнейшим элементом, который позволит во многом разгрузить работу суда.
Создание судебных органов, рассматривающих обращения индивидов в отношении нарушений прав человека, на субрегиональном уровне также может рассматриваться как позитивную тенденцию расширения доступа к международному правосудию. В свое время при решении вопроса о реформировании ЕСПЧ идея создания «региональных судов первой инстанции», однако она была отвергнута по причине слишком больших издержек и боязни расхождения судебной практики. Тем не менее, возможен альтернативный вариант - расширение компетенций судов, например, создаваемых в рамках экономических интеграций. Примером является Африканский континент, где до создания Африканского суда по правам человека и народов компетенция судов субрегиональных сообществ была расширена по инициативе государств или самых судов с тем, чтобы рассматривать дела о нарушении международных договоров по правам человека, в которых принимают участия государства-члены таких сообществ. Данные органы стоят ближе к заявителю, соответственно, упрощают ему доступ к международному правосудию. Здесь может возникать вопрос о параллельной юрисдикции международных судов, в тоже время, его можно разрешить используя обычное для международных органов по правам человека ограничения при обращение - жалоба не должна быть аналогичной той, что уже была рассмотрена другим международным органом.
Таким образом, на фоне общего увеличения гарантий права на доступ к международным органам правосудия наблюдается снижение эффективности ЕСПЧ, как органа, реализующего право на доступ к правосудию. Стандарты рассматриваемого права, принятые ЕСПЧ в отношении национальных органов правосудия, не используются в должной мере при решении вопроса о доступности самого международного органа. Такие важные элементы права на доступ к правосудию, как право на обращение в суд заинтересованным лицом; запрет дискриминации при определении условий обращения к правосудию; наличие достаточного срока для обращения в суд; право на бесплатную правовую помощь, когда этого требуют интересы правосудия; право на обоснованные и разумные судебные расходы; право на представление своего дела в ходе его рассмотрения должны обеспечиваться при установлении права на индивидуальное обращение в международные органы. В противном случае формальное закрепление за индивидом возможности обратиться в международные органы не может являться реализацией права на доступ к правосудию.
КОРПЕН Анна Сергеевна
аспирант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»