28 мая 1980 года правительствами Исландии и Норвегии был заключен двусторонний договор по вопросам рыболовства и континентального шельфа.
В соответствии с данным документом обе стороны обязались учредить согласительную комиссию, на которую впоследствии будут возложены функции по делимитации континентального шельфа двух стран между Исландией и островом Ян-Майен. Комиссия фактически была учреждена 16 августа 1980 года. В июне 1981 года Комиссия прекратила свою деятельность, предоставив сторонам окончательный доклад по результатам своей работы. Данный доклад содержал предложение об установлении разграничительной линии, которая позволила бы Исландии и Норвегии осуществлять юрисдикцию над континентальным шельфом, протяженностью до 200 и 92 морских миль от соответствующих береговых линий Исландии и Ян-Майена. Кроме этого, предлагалось создать зону равную 45 000 кв.км., которая находится за пределами указанных границ, и установить в ней режим совместной разработки недр континентального шельфа. Правительствами обеих стран данные предложения были приняты и в 1981 году было заключено соглашение, которое включало в себя данные предложения. Соглашение вступило в силу 2 июня 1982 года.
Ян-Майен представляет собой остров, который находится в 290 морских милях от территории Исландии, в 540 морских милях от континентальной части Норвегии. Общая площадь острова составляет 377 кв.км., большая часть территории которого, примерно 1/3, покрыта льдами. Вплоть до начала 20 века Ян-Майен оставался terra nullis, т.е.- ничейной землей, до тех пор, пока Норвегия не установила на острове метеорологическую станцию и не объявила Ян-Майен своей территорией.
В 1963 году Норвегия объявила своим континентальный шельф, примыкающий к норвежской территории, включая территорию Ян-Майена, простирающимся на столько, «на сколько глубина покрывающих вод позволяет осуществлять эксплуатацию природных ресурсов, но в пределах срединной линии установленной государствами». В 1976 году норвежский парламент принял закон об установлении 200 мильной исключительной экономической зоны. Однако такая зона была установлена только вокруг континентальной части Норвегии и не распространялась на Ян-Майен.
Исландия в свою очередь установила 200 мильную исключительную экономическую зону в 1979 году и обозначила на территории между Исландией и Ян-Майеном свой континентальный шельф.
В 1978 году Ян-Майен стал объектом пристального внимания после того, как норвежские рыбаки, осуществлявшие рыбную ловлю в водах юго-западнее от острова, собрали значительный улов мойвы в данных водах. Таким образом эксперты убедились, что воды вокруг Ян-Майена богаты морскими ресурсами. Правительство Норвегии опубликовало декларацию, в которой еще раз подтвердило свое право на установление 200 мильной исключительной экономической зоны вокруг Ян-Майена. Исландия выступила решительно против такого намерения и утверждала, что исландские рыбаки осуществляют свою деятельность на данной территории с 1960-х годов. Как указывает французская международно-правовая доктрина в юридическом смысле Ян-Майен представляет собой не остров, а скорее относится к скалам. В настоящее время Конвенция ООН 1982 года содержит в статье 121 норму, в соответствии с которой «скалы, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа».
В 1980 году Исландия и Норвегия подписали Соглашение по вопросам рыболовства и континентального шельфа. Соглашение стало решением ряда важнейших вопросов. Во- первых, было признано право Норвегии на осуществление ресурсодобывающей деятельности за пределами внешней границы территориального моря, таким образом опровергнув тезис о том, что Ян-Майен является скалой, а не островом. Во-вторых, Соглашение установило границу, разграничивающую исключительную экономическую зону Исландии и зону, вокруг Ян-Майена, в которой Норвегия будет осуществлять право рыбной ловли. В-третьих, Соглашение установило порядок управления рыбными запасами в зоне между Исландией и Ян-Майеном. Кроме этого, была учреждена Комиссия по рыболовству, которая издавала рекомендации по объемам вылова рыбы, распределения улова, учитывая «зависимость Исландии от рыбной ловли». И наконец, Соглашение установило обязанность сторон учредить Согласительную комиссию. С самого начала переговоров стало очевидным, что Исландия намерена увязать вопросы рыболовства в зоне вокруг Ян-Майена с вопросом разграничения континентального шельфа. И Исландия, и Норвегия придерживались теории естественного продолжения континентального шельфа. Правительство Исландии утверждало, что с геологической точки зрения морское дно между Исландией и Ян-Майеном составляет часть Исладского континентального шельфа, в то время как правительство Норвегии настаивало, что оно является продолжением острова Ян-Майен. Областью континентального шельфа, представляющая интерес для будущей ресурсодобывающей деятельности являлся Хребет Ян-Майена.
Задачей Согласительной комиссии являлось издание рекомендаций с целью решения спора по указанной части Ян- Майена. Комиссия состояла из трех членов, два их которых избирались от каждой стороны, а председатель избирался совместно. Не смотря на то, что решение Комиссии не являлось для сторон обязательными, они согласились использовать данные рекомендации при проведении дальнейших переговоров.
Первое заседание Согласительной комиссии прошло в Вашингтоне в октябре 1980 года. Тогда было решено привлечь к участию независимых геологов для установление природы морского дна в зоне Ян-Майена и оценить возможные запасы углеводородов. Ученые обнаружили, что морфологически Хребет Ян-Майена может расцениваться как продолжение шельфа острова Ян-Майен. Однако геологически, Хребет не является продолжением ни Ян-Майена, ни Исландии, так как он предшествовал им. Что касается запасов углеводородов, то экспертами был сделан вывод о том, что такие запасы хоть и имеются в указанной области, но с коммерческой точки зрения их добыча не будет иметь выгоды. Тем не менее, эксперты отметили, что такой вывод является не окончательным и в ходе последующего более глубокого изучения указанной области вывод в части запасов углеводородов может быть изменен.
В 1981 году Комиссия издала доклад в котором указала, что концепция естественного продолжения континентального шельфа не является приемлемой правовой основой для делимитации континентального шельфа между Исландией и Ян-Майеном. Вместо этого, Комиссия предложила установить линию разграничения таким образом, чтобы зоны континентального шельфа обеих сторон полностью совпадали с их исключительными экономическими зонами и исключительными рыболовными зонами. Для урегулирования вопроса о будущей разведке и эксплуатации природных ресурсов континентального шельфа Комиссия предложила создать зону совместной разработки «joint development zone». Площадь указанной зоны составляет примерно 45 000 кв. км., 72% которой располагается на стороне Норвегии, а 28% на стороне Исландии.
На всей территории зоны совместной разработки любая деятельность по разведке и разработке нефтяных или газовых ресурсов должна проводиться на совместной основе.
В случае обнаружения запасов углеводородов на той части зоны совместной разработке, которая относится к Норвегии, Исландия имеет право на 25% указанных ресурсов в результате их добычи. Такое же правило устанавливается и для второй стороны. Вся деятельность в соответствующей части зоны совместной разработки регулируется только национальным законодательством каждой стороны.
Французская международно-правовая доктрина анализирует факторы, повлиявшие на такое решение Комиссии. Во-первых, установив, что Ян-Майен является не скалой, а островом, было признано его право иметь не только территориальное море, но и исключительную экономическую зону и континентальный шельф. Во-вторых, Норвегия, согласившись с установлением Исландией 200 мильной исключительной экономической зоны уже предоставила Исландии значительную зону за пределами срединной линии. Неопределенный ресурсный потенциал данной зоны требует продолжения научных исследований и разработки. Кроме этого, в Соглашении 1980 года Норвегия и Исландия подтвердили намерение сотрудничать в будущем с сохранением дружеских отношений между странами. Также континентальный шельф Исландии не содержит значительных запасов углеводородов. И наконец, Исландия испытывала острую зависимость от импорта углеводородов.
В 1981 году Исландия и Норвегия заключили Соглашение по вопросам континентального шельфа между Исландией и Ян-Майеном, которое учитывало все рекомендации Согласительной Комиссии. Соглашение вступило в силу 2 июня 1982 года.
Французская доктрина выделяет причины, по которым стороны решили учредить Согласительную комиссию для поиска решения спорных вопросов.
Не смотря на множество различных способов решения споров между государствами, Исландия и Норвегия приняли решение об учреждении Согласительной комиссии. На сегодняшний день существует множество прецедентов по делимитации морских пространств. Однако в конце 1970-х годов сложно было найти соответствующий прецедент для решения спора о Ян-Майене. Относительно применимых принципов делимитации на тот момент существовало решение Международного суда ООН по делу о континентальном шельфе Северного моря от 20 февраля 1969 года, так называемому The North Sea Continental Shelf Case. Суд вынес постановление по спору, связанному с делимитацией границ континентального шельфа между ФРГ и Данией с одной стороны, и между ФРГ и Нидерландами с другой. Стороны просили суд определить принципы и нормы международного права, применимые к вопросам делимитации границ, на основе которых следует эту делимитацию провести. Суд отклонил утверждения Дании и Нидерландов, что делимитация, о которой идет речь, должна быть проведена на основе принципа равного отстояния, как он определен в статье 6 Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе, на том основании, что во-первых, ФРГ не ратифицировала эту конвенцию и таким образом не связана юридически с положениями статьи 6, а во-вторых, что принцип равного отстояния не является необходимым следствием общей концепции прав на континентальный шельф, а также нормой обычного международного права. В числе факторов, которые должны быть приняты во внимание, необходимо включить: общую конфигурацию побережья сторон, а также его особые или необычные признаки, характеристики физической или геологической структуры и природные ресурсы континентального шельфа, показатель какого-то разумного соответствия между размерами территорий континентального шельфа, принадлежащих каждому государству и диной побережья этого государства, измеренной по общему направлению береговой линии, с учетом уже имеющихся или будущих результатов любых других делимитаций границ континентального шельфа в данном регионе. Указанный прецедент вряд ли мог дать основания предполагать о конкретном исходе спора вокруг Ян-Майена в случае обращения Исландии и Норвегии в Международный суд. По мнению французских правоведов, Исландия и Норвегия могли рассчитывать, что их взаимное признание Ян-Майена островом, а не скалой будет учтено Согласительной Комиссией, хотя бы даже такое утверждение не имело правового основания в соответствии с международным правом. Во-вторых, Исландия и Норвегия желали разрешить спор вокруг Ян-Майена без создания прецедента. Заключив в 1980 году Соглашение, Норвегия по сути отказалась от своей приверженности принципу равного отстояния в вопросах делимитации морских пространств. Норвежцы понимали, что в случае, если будет назначена третья сторона для решения спора о разграничении континентального шельфа между Исландией и Ян-Майена, она будет основывать свое решение на данном Соглашении. Избрав согласительную процедуру, а не арбитраж или судебное рассмотрение, Норвегия имела целью предотвратить возможность для других государств использовать аргумент удаленности Ян-Майена от территории Норвегии и таким образом утверждать, что Норвегия в любом споре, включающем Ян-Майен не будет иметь право ссылаться на принцип срединной линии. Таким образом, если в случае спора с Исландией по вопросу Ян-Майена Норвегия отказалась от использования принципа срединной линии, исходя из особых обстоятельств, таких как острая зависимость экономики Исландии от рыболовной деятельности, Норвегия не готова была отказываться от данного принципа делимитации в спорах с другими государствами. Поскольку задача Согласительной комиссии не ограничена лишь применением норм международного права, решение комиссии не будет являться прецедентом в отличие от решения, выносимого международным судом. Данное обстоятельство объясняет решение Норвегии в пользу выбора согласительной процедуры решения спора.
Таким образом, французские правоведы считают, что пример успешной делимитации морского пространства между Исландией и Норвегией подтверждает возможность государств решения территориальных споров в Арктике. Примечательно, что данный спор был разрешен в результате применения согласительной процедуры, без обращения сторон в судебные органы. Предполагается, что данный пример может использоваться для решения последующих территориальных споров в Арктическом регионе.
КОТЛОВА Анна Викторовна
преподаватель кафедры публичного права МГИМО (У) МИД России (Одинцовский филиал)