Множественное гражданство - явление, способное быть предметом рассмотрения как во внутригосударственном, так и международно-правовом ракурсах. Оно служит предметом споров на протяжении длительного времени, и единого мнения по поводу данного феномена так и не выработано.
Целью настоящей статьи является выявление характера влияния основного принципа международного права - суверенного равенства - на международноправовое регулирование отношений, связанных с множественным и двойным гражданством, путем изучения на предмет эффективности и соответствия указанному принципу выработанных наукой и судебной практикой способов разрешения дел о би- и полипатризме.
В статье анализируется возможность осуществления государственного суверенитета при дипломатической защите своего гражданина от государства, чьим гражданством он также обладает. Посредством изучения и анализа соответствующих положений международных договоров, практики судов, Проекта статей о дипломатической защите Комиссии международного права ООН, в статье делается вывод, что единственным, хоть и несовершенным, способом разрешения подобного рода дел на сегодняшний день является принцип подлинного или же эффективного гражданства.
Ключевые слова: множественное гражданство, двойное гражданство, суверенитет, принцип суверенного равенства, дипломатическая защита, принцип эффективного гражданства.
ADZHBA Diana Demurovna
postgraduate student of International law sub-faculty of the O. E. Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
THE EFFECT OF THE PRINCIPLE OF SOVEREIGN EQUALITY ON THE SETTLEMENT OF MULTIPLE NATIONALITY RELATIONS
Multiple (or plural) nationality is a phenomenon that can be considered both in domestic and international legal perspectives. It has been the subject of controversy for a long time, and no consensus has been developed on this problem. The purpose of this article is to identify the nature of the influence of the basic principle of international law - sovereign equality - on the international legal regulation of multiple and dual nationality relations by examining the effectiveness and compliance with this principle of the methods of resolving bi- and polypatrism cases, developed by science and judicial practice. The article analyzes the possibility of exercising state sovereignty in the diplomatic protection of one’s citizen from the state whose nationality he also possesses. By studying and analyzing the relevant provisions of international treaties, court practice, the Draft articles on diplomatic protection of the UN International Law Commission, the article concludes that the only, albeit imperfect, way to resolve such cases today is the principle of effective nationality.
Keywords: multiple nationality, dual nationality, sovereignty, the principle of sovereign equality, diplomatic protection, the principle of effective nationality.
Принцип суверенного равенства является основным принципом международного права и закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации о принципах международного права и Заключительном акте СБСЕ. В указанных документах формулировка принципа не совпадает: Устав указывает на суверенное равенство государства, а в Акте говорится о суверенном равенстве, уважении прав, присущих суверенитету. Несмотря на эти различия наука международного права выработала подход к принципу суверенного равенства как к комплексному двуединому принципу, включающему в себя, как уважение государственного суверенитета, так и признание равноправия всех государств [Курс международного права... 1989: 45].
Категория суверенитета государств на сегодняшний день представляет большой интерес в науке международного права. Слово «суверенитет» происходит от латинского «suprematis», или «suprema potestas», что означает «высшая власть» [Сергунин 2010: 6]. Понятие зародилось в конце XVI века в работе французского философа Жана Бодена «Шесть книг о государстве». Согласно Бодену, суверенитет есть «постоянная и абсолютная власть государства» [Антология мировой правовой мысли. 1999: 692-693]. Боденовское понимание суверенитета государства, получившее впоследствии разную трактовку, тем не менее оказало большое влияние на его развитие в трудах других мыслителей. Более того, выработанная философией концепция государственного суверенитета послужила основой для современного усвоения суверенного равенства как основного принципа международного права. Сегодня достаточно общепризнанным в научной литературе является определение суверенитета государства, как верховенства на собственной территории и независимости в международных отношениях [Мартенс 1989: 292-294; Комаровский 1905: 36; Палиенко 1903: 438-439; Тункин 1982: 116; Левин 2003: 71].
Верховенство подразумевает всю полноту власти государства в пределах своей территории, включающую регулирование правовых отношений, определение правового статуса личности, порядка формирования и деятельности государственных органов и т.д. [Морозова 2010: 47-48]. Верховенство, как бы то ни было, не предполагает неограниченности государственной власти, рамки для которой определяются правом, так как она основана на праве. Независимость государства означает его самостоятельность в отношениях с другими государствами или иными субъектами международного права. Эта категория также не может быть охарактеризована, как абсолютная, ввиду ее ограничения международным правом. Проявлением суверенитета страны как в рамках своей территории, так и вовне, выступает юрисдикция. Согласно С.В. Черниченко, внешний аспект суверенитета, реализуется собственно через юрисдикцию, ведь «суверенитет как таковой не распространяется за пределы государственной территории, а национальная юрисдикция как проявление суверенитета - может» [Черниченко 2014: 264]. Опираясь на территориальный принцип, юрисдикция, в том числе, предполагает господство государства над своими гражданами, даже в случае их нахождения за пределами государственной территории [Решетнева 2014: 173-177].
Не вдаваясь в подробности причин возникновения двойного и множественного гражданств, остановимся лишь на том, какие тенденции в области правового регулирования множественного гражданства задает принцип суверенного равенства государств. Как отмечал Дж. Остин, ключевым для государства выступает связь суверенитета с подданством [Левин 2003: 20] (подобная связь может быть расширена не только за счет обращения к институту подданства, но и гражданства). Неразрывная связь указанных двух правовых категорий обусловливает большую степень регламентации вопросов гражданства национальным правом. Это отражается в Гаагской конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве 1930 года, Европейской конвенции о гражданстве 1997 года. Несмотря на все это отрицать возрастающую роль международно-правового регулирования в вопросах гражданства, особенно множественного и двойного, на сегодняшний день нельзя. Этому способствует расширение экономического взаимодействия между государствами, интеграционные, миграционные процессы и др.
В советской науке сложился подход, согласно которому такая «юридическая аномалия», как двойное гражданство, помимо иных негативных последствий, ею порождаемых, «препятствует осуществлению общепризнанных принципов международного права» [Курс международного права... 1989: 77]. В частности, речь идет о принципе суверенного равенства. Отвечая на вопрос о возможном ограничении суверенной власти государств в отношении своих граждан таким явлением как множественное гражданство, обратимся к судебной практике, которой известно два подхода к разрешению споров, связанных с би- и полипатризмом: первый подход, основанный на равенстве, и второй - на принципе эффективного гражданства [Leigh 1971: 460]. Исторически первым был равный подход, суть которого вытекает из традиционной доктрины «суверенитета» и основного принципа международного права - принципа суверенного равенства. Обосновывается этот подход тем, что если оба гражданства действительны по внутригосударственным законам, то разрешить одному государству представлять физическое лицо в его другом государстве означало бы усилить влияние гражданства государства-заявителя, тем самым отрицая это суверенное равенство. Из этого следует, что ни одно государство, гражданином которого является данное лицо, не может представлять его интересы в другом государстве, гражданством которого оно обладает. Во втором подходе на первый план выходит связь государства со своим гражданином. Если такая связь признается достаточно подлинной и эффективной, то претензия государства будет удовлетворена в суде, что нельзя сказать о притязаниях другого государства гражданства, с которым доказать наличие эффективных связей не удалось.
Правовой основой для указанных подходов служит Гаагская конвенция 1930 года. Согласно статье 4 Конвенции «государство не может предоставлять дипломатическую защиту кому-либо из своих граждан от другого государства, гражданством которого такое лицо также обладает»[6], это так называемая норма о неответственности. Статья 5 касается третьего государства при решении вопроса, гражданином какого из государств считать би- или полипатрида. В качестве критерия обозначен принцип эффективности, основывающийся на преимущественном проживании, либо на иных конкретных обстоятельствах дела.
Рассмотрим характер влияния принципа суверенного равенства на указанные способы урегулирования отношений, связанных с би- и полипатризмом. Исходя из принципа суверенного равенства оба государства гражданства вправе оказывать защиту своим гражданам, это неотъемлемое право, продиктованное их суверенитетом. Право государства осуществлять эту защиту вытекает, в свою очередь, из связи гражданства, существующей между индивидом и его государством. При этом, каждое из государств гражданства может отвергнуть попытку другого оказать защиту их гражданину на том основании, что он имеет и его гражданство. Будучи основанным на традиционных постулатах, равный подход к вопросам множественного гражданства, хоть и применялся на практике, но широкой распространенностью не пользовался. В качестве примера можно привести Британско-мексиканскую комиссию по претензиям, в 1928-1932 гг. рассмотревшую немалое количество дел, среди которых в контексте рассматриваемого вопроса имеет значение дело C. Oldenbourg (Great Britain) v. United Mexican States 1929 года. В своем решении Комиссия признала «принцип, согласно которому лицо, имеющее двойное гражданство, не может сделать одну из стран, которой оно обязано быть верным, ответчиком перед международным трибуналом».
Долгое время, вопреки положениям Конвенции 1930 года, которая была подписана лишь двадцати двумя государствами, но все же выступала единственным кодифицированным на тот моментом актом по международно-правовым вопросам множественного гражданства, судами активно применялся иной способ разрешения дел. Конвенция хоть и содержала положение об эффективном гражданстве, но предусматривала его применение лишь третьими государствами. На практике же суды пошли иным путем, применяя принцип эффективного или подлинного гражданства для определения такового между двумя государствами гражданства. Итало-американская согласительная комиссия в решении по делу Мердже в 1955 году пришла к выводу, что в применении этих двух правил нет противоречия, они, наоборот, дополняют друг друга. Несмотря на то, что в Конвенции и говорится
- их применении в разных ситуациях, Комиссия указывала, что правило эффективного гражданства, тем не менее представляет собой руководящий принцип и в международной системе. Судя по судебной практике второй половины XX века, и в некоторых случаях даже раньше, с этим нельзя не согласиться. Другое дело, что противоречие между данными подходами есть, и оно очевидно. Если принцип равенства не допускает применение дипломатической защиты между двумя государствами гражданства, то принцип эффективного гражданства определяет критерии, при соблюдении которых такая защита будет возможна.
Возвращаясь к делу Мердже, обозначим основные факты. Гражданка США Флоренс Странски, вступив в брак с итальянцем Сальваторе Мердже в 1933 году, натурализовалась в Италии по внутренним законам страны, при этом сохранив гражданство происхождения, то есть американское. Дело касалось иска, поданного США в Итало-американскую согласительную комиссию в 1955 году о компенсации за потерю определенного личного имущества, расположенного в Италии и принадлежащего г-же Мердже. Деятельность Комиссии основывалась на Парижском мирном договоре с Италией 1947 года[9]. Вопросы возникли в связи со статусом двойного гражданина. Италия настаивала о невозможности осуществления дипломатической защиты против государства гражданства, основываясь на норме о неответственности.
Высказываясь в пользу принципа эффективности, американская сторона отвергала равный подход, обосновывая это отсутствием равенства сторон при заключении Мирного договора, так как Италия выступала в качестве потерпевшего поражение государства, не воспринимаемого на тот момент Объединенными Нациями как суверенного. Здесь хотелось бы отметить слова С.В. Черниченко, с которыми нельзя не согласиться. Он писал следующее: «если государство временно разрушено, т.е. утрачена его личность, но сохраняются его территориальная и людская основа, это является основанием для международного сообщества сохранять надежду на его восстановление и считать его сохранившим свою международную правосубъектность и естественно юридический смысл своей независимости - суверенитет» [Черниченко 2014: 229]. Неравенство, зачастую присущее мирным договорам, отрицать нельзя, как и правосубъектность заключающих их государств, так как такое неравенство проявляется не между самими субъектами, их заключающими, а скорее в их содержании.
В своем решении Комиссия, хоть и не признала право на истребование убытков ввиду отсутствия достаточных оснований для признания гражданства Соединенных Штатов Америки доминирующим, все же допускала возможность осуществления дипломатической защиты против Италии. В решении содержится следующее положение: «Принцип, основанный на суверенном равенстве государств, ... должен уступать принципу действительного гражданства, когда такое гражданство принадлежит государству, предъявляющему требование. Но он не должен уступать, когда такое преобладание не доказано, потому что первый из этих двух принципов общепризнан и может представлять собой критерий практического применения для устранения любой возможной неопределенности».
В последующем встречается немалое количество дел с аналогичными позициями по данному вопросу. Так, схожая с делом Мердже ситуация возникла между Ираном и США в ходе работы Трибунала по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов (IUSCT). Немалое количество исков имело место против Ирана в рамках работы Трибунала, заявителями по которым выступали граждане как самого Ирана, так и США. В решении от 6 апреля 1984 года Трибунал признал свою юрисдикция в отношении исков против Ирана, представленных двойными гражданами с доминирующим или эффективным американским гражданством.
Долгое время продолжая работу над вопросами дипломатической защиты, Комиссия международного права ООН наконец представила Генеральной Ассамблее ООН Проект статей о дипломатической защите, принятый резолюцией в 2008 году. В контексте рассматриваемого вопроса большой интерес представляет статья 7, согласно которой «государство гражданства не может осуществлять дипломатическую защиту в отношении какого-либо лица против государства, гражданином которого это лицо также является, кроме случаев, когда гражданство первого государства является преобладающим как на дату причинения вреда, так и на дату официального предъявления требования». Комиссия международного права указывает на то, что именно такая формулировка статьи отражает исключительность ситуации. Действительно, ситуация неординарная, и тут можно вспомнить мнение Итало-американской комиссии по делу Мердже, суть которого хоть и та же, но сформулирована иным образом, что немного смещает акценты, которые могут играть решающую роль. В решении по делу Мердже говорилось о необходимости «уступить» принципу эффективного гражданства, а уже после добавлялось, что такая уступка не должна иметь место при отсутствии соответствующих доказательств, так как принцип суверенного равенства является общепризнанным. В Проекте статей, наоборот, сначала подчеркивается недопустимость дипломатический защиты между государствами гражданства, а затем идет формулировка «кроме случаев». Все это показывает, что КМП выбрала гибкий подход, не поддерживающий принцип эффективного гражданства в таких случаях, а допуская его применение лишь в качестве исключения при соблюдении определенных условий, тем самым, не отвергая традиционные подходы, коренящиеся в доктрине суверенитета. Своеобразным способом предотвращения произвола в применении принципа эффективности выступает требование о преобладании гражданства на дату причинения вреда и на дату официального предъявления требования.
Будучи полностью соответствующим и даже вытекающим из принципа суверенного равенства, равный подход, тем не менее, не отвечает современным проблемам в области дипломатической защиты би- и полипатридов. Запрещая государствам защищать своих граждан от другого государства гражданства, такой подход фактически оставляет гражданина без его законного права на дипломатическую защиту. Единственным на сегодняшний момент выходом из такой ситуации, выработанным практикой, является принцип эффективного гражданства, так или иначе решающий проблему, но все еще оставляя после себя некую недосказанность в вопросе об ограничении суверенитета государств, что может привести к умозаключениям об ограничении суверенной власти государств такими явлениями, как би- и полипа- тризм. Множественное и двойное гражданство - неизбежные последствия эволюции международного общения. Устранить причины их возникновения сегодня не представляется возможным, поэтому главной задачей остается разработка приемлемых с точки зрения права способов урегулирования последствий таких явлений.
АДЖБА Диана Демуровна
аспирант кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)