Получив закрепление впервые в Уставе ООН, многие справедливо признают Устав как правовую основу самоопределения.
Однако историческое становление идеи самоопределения олицетворяют два исторических события, а именно Американская декларация независимости и Великая французская революция, произошедшие несколько веков ранее.
И так, восстание британских колоний в Северной Америке является первым утверждением права национального и демократического самоопределения в истории мира. Недовольны британским господством, а прежде всего введением налогов без представительства, американские колонисты ссылались на естественные права человека, пользуясь учением Джона Локка, чтобы поддержать их позицию. Как общеизвестно, Локк учил, что политические общества основаны на соглашении людей, которые их составляют, каждый из которых согласен подчиниться большинству. У человека есть естественное право на жизнь, свободу и собственность. Суверенитет принадлежит народу и поэтому ограничен необходимостью защиты отдельных членов общества. Томас Джефферсон подчеркнул теории Локка как американские идеалы олицетворяя, тем самым, республиканский дух века. При подготовке Декларации независимости в июне 1776 года Джефферсон изложил свою фундаментальную философию правления, на которой лежит современная концепция самоопределения. Он утвердил, что «все люди созданы равными», что они наделяются своим создателем неотъемлемыми правами, основные из которых включаются право на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Основатели США также провозгласили, что «справедливые полномочия» государства устанавливаются «соглашением управляемых», а также, что народ имеет право заменять форму правления, если она окажется негодной для обеспечения «неотчуждаемых прав», «дарованных создателем». Американскую революцию можно рассмотреть как пример современного принципа самоопределения. И рассматривая его в таком качестве следует обратить внимание на 2 основных элемента взгляда Джефферсона. Во-первых, он был обеспокоен преодолением иностранного ига. Во-вторых, его философия направлена на то, чтобы правительство принадлежало народу и чтобы воля народа обладала верховенством. Поскольку современное содержание самоопределения охватывает оба эти элементы, можно прийти к выводу о том, что обсуждаемая революция выступает не только исторической основой самоопределения но и проявляет основные черты современного самоопределения.
Корни идеи самоопределения также прослеживаются к эпохе Просвещения. Её связывают с мыслителями этого периода, такие как Ф. М. Аруэт (Вольтер), Рене Декарт, Дж. Локк, Г. Гроций, Э. де Ваттель, Дж. Дж. Руссо, И. Кант. В своем происхождении самоопределение было концепцией, касающейся отдельных лиц, а не народов. Вместе с тем, общей целью Просвещения было рациональное самоопределение. На личном уровне идея заключалась в том, чтобы каждый человек имел право определять для себя, как жить и для чего жить; собственный разум и совесть человека были конечным арбитром морали (правильное и неправильное поведение). На социальном и политическом уровне это была идея демократического самоуправления: граждане просвещенного общества не считают нужным монарх или какая-либо другая отцовская фигура, который думал бы для них и управлял бы ими. Идеал самоопределения, таким образом, завершится гуманизмом наиболее радикального и всеобъемлющего характера, в отличие от более суеверной мысли и доминирования класса в обществе того времени. Именно такая мысль приводит к отрицанию абсолютизма передовых европейских стран и заложит идейную основу Великой французской революции. Напоминаем, что политическая мысль упомянутой революции сделала попытку теоретического обоснования «суверенитета народа» через теорию «естественного права». И так французская Конституция 1791 года закрепила: во-первых, свободу и равенство в правах всех людей от рождения; во-вторых, «обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека» в качестве целя каждого государства и, наконец, нацию в качестве «источника суверенитета»6. Таким образом, основываясь на естественном праве человека, принадлежащему ему от рождения этот документ послужил основой для становления идеи самоопределения в коллективном смысле, т.е. самоопределение народов.
В 90-х годах XVIII века идею суверенитета народа стали понимать как право населения конкретных территорий решать вопрос, касающийся выбора государства к которому они хотели бы принадлежать. Именно идеологический подход стал оправданием Франции для захвата Авиньона, Бельгии и Рейнской области. В XIX веке идея «свободы народа» также стала оправданием стремлений национальных и революционных движений. В качестве примеров можно привести борцы, выступавшие за суверенитет Польши, Греции и испанских колоний в Америке, итальянские патриоты и силы, которые боролись за объединение Германии и т.д. Следует подчеркнуть, что в контексте последних двух примеров идея проявлялась в форме ирредентизма поскольку движение было направлено на объединение разобщённых территорий с представителями одного народа в единое государство. Такая идея, предполагающая необходимость объединить в едином государстве земель, население которых имеет общий язык, и проведения государственных границ по лингвистическому принципу получила стали назвать «принципом национальности». На самом деле принцип национальности получил поддержку со стороны ряд государств. Пруссия и Германская Конфедерация например видели в ней прагматичное средство решения Шлезвигского вопроса. Кроме того, этот принцип стал идейной основой объединения Тосканы, Сицилии, Неаполя, Умбрии, а также позднее территорий образовавшие Итальянское Королевство, а именно Венеция, Рима и другие. Таким образом, Итальянские патриоты «принцип национальности» стали связывать с идеей суверенитета и права народа решать свою судьбу.
Несмотря на признание народного суверенитета еще во время декларации независимости североамериканских колоний Англии и великой французской революции, сами процедуры «народного волеизъявления относительно судьбы территорий (такие как референдумы и решения представительных, преимущественно выборных, конференций) получили признание только в середине XIX века. Этот период, а именно 1860 и 1862 годы, свидетельствует присоединение соответственно Ниццы и Савойи к Франции и Ионических островов к Греции по результатам плебисцитов. Разумеется, эти плебисциты нельзя сравнивать с современным проведением подобных процедур, поскольку идея «всеобщего избирательного права» еще не получила значительного развития и к участию в голосовании допускался лишь ограниченный различными цензами круг лиц.
Следует иметь в виду, суть права на самоопределение согласно современному международному праву заключается в возможности распоряжения народом своей судьбой. Кроме того, общепризнано, что колониальный народ, народ, находящийся под иностранным угнетением и эксплуатации имеет абсолютное право на независимость. В современном международном праве наблюдается предпочтение к внутреннему самоопределению в качестве способа осуществления права на самоопределение. При этом внутреннее самоопределение может реализоваться различными способами, включая представительное правительство, автономию и.т.д. Однако, если государство настойчиво отказывает народу в осуществлении права на внутреннее самоопределение, то данное государство лишается своего право на территориальную целостность, а значит этот народ может пользоваться средством внешнего самоопределения, т.е. одностороннее отделение.
О том, что идеи Американской декларации независимости и великой французской революции проявляются и в современном самоопределении сомнений не вызывает. Напоминаем, что движущей силой этих двух исторических событий выступало обеспечение суверенитета народа, т.е. верховенства воли народа. Современное международное право опирается на эти же идеи. Об этом свидетельствуют как позитивное международное право, так и учебная литература. По мнению А. Кристеску, право на самоопределение «подразумевает, что государства и полномочия государств существуют благодаря согласию народа; воля народа является необходимой основой государственной власти. Именно с учетом этого было включено право на самоопределение в международные документы [...]». И. Браунли, в свою очередь, отметил, что «принцип (самоопределения), по-видимому, имеет основу разумной определённости. Это основа заключается в праве сообщества, имеющего особый характер, проявлять свой характер в институтах государства, в котором оно проживает».
Таким образом, поскольку идеи декларации независимости североамериканских колоний Англии и Великой французской революции основывались на суверенитете народа, тем самым, признавая возможности народа определить свое политическое, социальное и иное развитие, можно прийти к выводу, что именно эти исторические периоды заложили основу для развития самоопределения.
САНКА Мохаммед
аспирант, ассистент кафедры конституционного и международного права Белгородского национального исследовательского государственного университета