Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Исторические основы идеи самоопределения народов

Получив закрепление впервые в Уставе ООН, многие справедливо признают Устав как правовую основу самоопре­деления.

Однако историческое становление идеи самоопре­деления олицетворяют два исторических события, а именно Американская декларация независимости и Великая фран­цузская революция, произошедшие несколько веков ранее.

И так, восстание британских колоний в Северной Америке является первым утверждением права национального и демо­кратического самоопределения в истории мира. Недовольны британским господством, а прежде всего введением налогов без представительства, американские колонисты ссылались на естественные права человека, пользуясь учением Джона Лок­ка, чтобы поддержать их позицию. Как общеизвестно, Локк учил, что политические общества основаны на соглашении людей, которые их составляют, каждый из которых согласен подчиниться большинству. У человека есть естественное право на жизнь, свободу и собственность. Суверенитет принадле­жит народу и поэтому ограничен необходимостью защиты отдельных членов общества. Томас Джефферсон подчеркнул теории Локка как американские идеалы олицетворяя, тем са­мым, республиканский дух века. При подготовке Декларации независимости в июне 1776 года Джефферсон изложил свою фундаментальную философию правления, на которой лежит современная концепция самоопределения. Он утвердил, что «все люди созданы равными», что они наделяются своим соз­дателем неотъемлемыми правами, основные из которых вклю­чаются право на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Основатели США также провозгласили, что «справедливые полномочия» государства устанавливаются «соглашением управляемых», а также, что народ имеет право заменять фор­му правления, если она окажется негодной для обеспечения «неотчуждаемых прав», «дарованных создателем». Амери­канскую революцию можно рассмотреть как пример совре­менного принципа самоопределения. И рассматривая его в таком качестве следует обратить внимание на 2 основных эле­мента взгляда Джефферсона. Во-первых, он был обеспокоен преодолением иностранного ига. Во-вторых, его философия направлена на то, чтобы правительство принадлежало народу и чтобы воля народа обладала верховенством. Поскольку со­временное содержание самоопределения охватывает оба эти элементы, можно прийти к выводу о том, что обсуждаемая революция выступает не только исторической основой само­определения но и проявляет основные черты современного самоопределения.

Корни идеи самоопределения также прослеживаются к эпохе Просвещения. Её связывают с мыслителями этого пери­ода, такие как Ф. М. Аруэт (Вольтер), Рене Декарт, Дж. Локк, Г. Гроций, Э. де Ваттель, Дж. Дж. Руссо, И. Кант. В своем про­исхождении самоопределение было концепцией, касающейся отдельных лиц, а не народов. Вместе с тем, общей целью Про­свещения было рациональное самоопределение. На личном уровне идея заключалась в том, чтобы каждый человек имел право определять для себя, как жить и для чего жить; соб­ственный разум и совесть человека были конечным арбитром морали (правильное и неправильное поведение). На социаль­ном и политическом уровне это была идея демократического самоуправления: граждане просвещенного общества не счита­ют нужным монарх или какая-либо другая отцовская фигура, который думал бы для них и управлял бы ими. Идеал само­определения, таким образом, завершится гуманизмом наибо­лее радикального и всеобъемлющего характера, в отличие от более суеверной мысли и доминирования класса в обществе того времени. Именно такая мысль приводит к отрицанию абсолютизма передовых европейских стран и заложит идей­ную основу Великой французской революции. Напоминаем, что политическая мысль упомянутой революции сделала по­пытку теоретического обоснования «суверенитета народа» через теорию «естественного права». И так французская Кон­ституция 1791 года закрепила: во-первых, свободу и равенство в правах всех людей от рождения; во-вторых, «обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека» в качестве целя каждого государства и, наконец, нацию в качестве «источника суверенитета»6. Таким образом, основываясь на естественном праве человека, принадлежащему ему от рождения этот до­кумент послужил основой для становления идеи самоопреде­ления в коллективном смысле, т.е. самоопределение народов.

В 90-х годах XVIII века идею суверенитета народа стали по­нимать как право населения конкретных территорий решать во­прос, касающийся выбора государства к которому они хотели бы принадлежать. Именно идеологический подход стал оправдани­ем Франции для захвата Авиньона, Бельгии и Рейнской области. В XIX веке идея «свободы народа» также стала оправданием стрем­лений национальных и революционных движений. В качестве примеров можно привести борцы, выступавшие за суверенитет Польши, Греции и испанских колоний в Америке, итальянские патриоты и силы, которые боролись за объединение Германии и т.д. Следует подчеркнуть, что в контексте последних двух приме­ров идея проявлялась в форме ирредентизма поскольку движе­ние было направлено на объединение разобщённых территорий с представителями одного народа в единое государство. Такая идея, предполагающая необходимость объединить в едином го­сударстве земель, население которых имеет общий язык, и про­ведения государственных границ по лингвистическому принци­пу получила стали назвать «принципом национальности». На самом деле принцип национальности получил поддержку со стороны ряд государств. Пруссия и Германская Конфедерация например видели в ней прагматичное средство решения Шлез­вигского вопроса. Кроме того, этот принцип стал идейной осно­вой объединения Тосканы, Сицилии, Неаполя, Умбрии, а также позднее территорий образовавшие Итальянское Королевство, а именно Венеция, Рима и другие. Таким образом, Итальянские патриоты «принцип национальности» стали связывать с идеей суверенитета и права народа решать свою судьбу.

Несмотря на признание народного суверенитета еще во время декларации независимости североамериканских колоний Англии и великой французской революции, сами процедуры «народного волеизъявления относительно судьбы территорий (такие как референдумы и решения представительных, преиму­щественно выборных, конференций) получили признание толь­ко в середине XIX века. Этот период, а именно 1860 и 1862 годы, свидетельствует присоединение соответственно Ниццы и Савойи к Франции и Ионических островов к Греции по результатам пле­бисцитов. Разумеется, эти плебисциты нельзя сравнивать с со­временным проведением подобных процедур, поскольку идея «всеобщего избирательного права» еще не получила значитель­ного развития и к участию в голосовании допускался лишь огра­ниченный различными цензами круг лиц.

Следует иметь в виду, суть права на самоопределение со­гласно современному международному праву заключается в возможности распоряжения народом своей судьбой. Кроме того, общепризнано, что колониальный народ, народ, нахо­дящийся под иностранным угнетением и эксплуатации имеет абсолютное право на независимость. В современном между­народном праве наблюдается предпочтение к внутреннему самоопределению в качестве способа осуществления права на самоопределение. При этом внутреннее самоопределение может реализоваться различными способами, включая пред­ставительное правительство, автономию и.т.д. Однако, если государство настойчиво отказывает народу в осуществлении права на внутреннее самоопределение, то данное государство лишается своего право на территориальную целостность, а значит этот народ может пользоваться средством внешнего са­моопределения, т.е. одностороннее отделение.

О том, что идеи Американской декларации независимо­сти и великой французской революции проявляются и в со­временном самоопределении сомнений не вызывает. Напоми­наем, что движущей силой этих двух исторических событий выступало обеспечение суверенитета народа, т.е. верховенства воли народа. Современное международное право опирается на эти же идеи. Об этом свидетельствуют как позитивное меж­дународное право, так и учебная литература. По мнению А. Кристеску, право на самоопределение «подразумевает, что государства и полномочия государств существуют благодаря согласию народа; воля народа является необходимой основой государственной власти. Именно с учетом этого было включе­но право на самоопределение в международные документы [...]». И. Браунли, в свою очередь, отметил, что «принцип (самоопределения), по-видимому, имеет основу разумной определённости. Это основа заключается в праве сообщества, имеющего особый характер, проявлять свой характер в инсти­тутах государства, в котором оно проживает».

Таким образом, поскольку идеи декларации независимо­сти североамериканских колоний Англии и Великой француз­ской революции основывались на суверенитете народа, тем самым, признавая возможности народа определить свое по­литическое, социальное и иное развитие, можно прийти к вы­воду, что именно эти исторические периоды заложили основу для развития самоопределения.

САНКА Мохаммед
аспирант, ассистент кафедры конституционного и международного права Белгородского национального исследовательского государственного университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях