Как указано в толковом словаре: «гласность - это открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность ее свободного и широкого обсуждения», а «открытый - ... Доступный для всех желающих... Искренний, откровенный, выражающий прямоту...».
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом1.
Государство разрабатывает и внедряет различные нормативно-правовые акты, направленные на развитие и внедрение таких основополагающих принципов демократического общества, как открытость и гласность.
Распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, которая разрабатывалась в целях: повышения прозрачности и подотчетности государственного управления и удовлетворенности граждан качеством государственного управления; расширения возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти; качественного изменения уровня информационной открытости федеральных органов исполнительной власти; развития механизмов общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти2. Особую роль такая деятельность государства приобретает в системном противодействии взяточничеству в тех сферах, где это социальное зло получило особое распростра-
- Конституция Российской Федерации / Российская газета, 1993. - 25 декабря. - № 237.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» / «Собрание законодательства РФ», 03.02.2014, № 5, ст. 547.
нение, в частности таким наиболее уязвимым местом является сфера высшего образования России.
Основываясь на показателях уровня открытости и гласности органов государственной власти и иных подконтрольных ей организаций и ведомств, в частности по коэффициенту предоставляемой ими информации и ее достоверности, о принятых решениях и иных юридически значимых действиях, можно судить о степени демократичности страны и эффективности мер, направленных на предупреждение коррупции и другим негативным явлениям.
Необходимо предоставить площадки для открытой дискуссии между гражданами, общественными организациями, представителями бизнеса и иными институтами гражданского общества, и государством в обсуждении принимаемых органами власти решений, а также возможность осуществлять их контроль, реализацию и качество. Механизмы такого взаимодействия могут быть различными: это и публичные консультации; интернет-петиции; общественная и научная экспертиза проектов законов; голосование; общественные обсуждения и т.п.
Положительными примерами такого взаимодействия между обществом и государством в Российской Федерации можно считать такие общественно-государственные инструменты, как «Активный гражданин»[1] (г. Москва) и «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов»[2], где у граждан имеется возможность участвовать в обсуждении принимаемых проектов нормативных правовых актов.
Основу эффективного функционирования любого демократического государства составляет возможность свободной реализации основополагающего конституционно закреплённого права на образование [2].
Прогрессивное развитие России невозможно без полной реализации гарантированного ст. 43 Конституции Российской Федерации права на высшее образование, где сказано, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование[3].
Соблюдение принципов открытости и гласности особенно необходимо в сфере высшего образования, так как это способствует обеспечению равного доступа к образованию независимо от имущественного, должностного положения лица, иных различий и осуществлению общественного контроля за функционированием системы образования, поддержанию доверия общества к правильному функционированию образовательных организаций высшего образования.
Одним из главных инструментов процесса достижения целей гласности и открытости в сфере отечественного высшего образования, в частности является соблюдение информационной открытости указанными организациями.
Частью 1 статьи 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о функционировании системы образования в Российской Федерации[4].
В экспертном докладе «Открытость государства в России - 2021», представленном Счетной палатой Российской Федерации совместно с АНО «Информационная культура» и «Центром перспективных управленческих решений», который включает в себя созданный на основе авторской экспертной методологии рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), уровень открытости Минобрнауки России в 2021 году обозначен как средний (ВАВ), по сравнению с 2020 годом, когда показатели уровня открытости были особенно низкими (ССВ). При этом основа методики осталась неизменной. Как и в предыдущие годы, исследование открытости органов власти проходит по трем направлениям, каждое из которых включает следующие параметры для оценки: 1) открытость информации; 2) открытые данные; 3) открытый диалог. Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти ведется с целью определения и развития лучших практик ФОИВ в сфере открытости, а также обозначения слабых мест, недостатков и осуществления шагов по их ис- правлению[5].
Несмотря на принятие различных нормативно-правовых документов, направленных на развитие и соблюдение принципов открытости и гласности как в целом, так и в частности в сфере высшего образования, все же указанные принципы, которые в первую очередь нацелены на предупреждение коррупции и ее основного элемента-взяточничества, не нашли своего полного отражения в соответствующих пунктах Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. N 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (далее Порядок)[6].
В связи с этим, считаем целесообразным, внести в этот нормативный документ следующие изменения:
- из подп. 4 пункта 79 Порядка текст, в котором указано, что «в конкурсном списке указываются следующие сведения: номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии); уникальный код, присвоенный поступающему (при отсутствии указанного свидетельства)»;
- из подп. 4 пункта 79 Порядка, в котором указано, что «в конкурсном списке фамилия, имя, отчество (при наличии) поступающих не указываются»;
- из пункта 96, в котором указано, что «в списке лиц, подавших документы, и в списке поступающих на места в пределах целевой квоты не указываются сведения, относящиеся к приему на целевое обучение в интересах безопасности государства»;
- из пункта 97, в котором указано, что «зачисление на места в пределах целевой квоты лиц, подготовка которых осуществляется в интересах безопасности государства, оформляется отдельным приказом (приказами), который не подлежит размещению на официальном сайте»[7].
Все указанные положения подлежат исключению, поскольку они противоречат: а) основополагающим принципам открытости и гласности, несоблюдение которых создает благоприятные условия для совершения взяточничества при приеме на обучение и препятствует предупреждению этих коррупционных преступлений; б) ч. 3 ст. 43 Конституции РФ; в) п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; г) п. п. 9,11 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N° 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; д) подп. «л» п. 1 ч. 2 ст. 29 того же Федерального закона.
Указанные спорные положения Порядка в том правовом смысле, в котором они изложены, неизбежно будут способствовать созданию необходимых благоприятных коррупционных условий, в частности взяточничества, которые будут возникать при приеме на обучение в вузы нашей страны.
В связи с обезличиванием таких сведений, как имя, фамилия, отчество поступающего в вуз, становится невозможной гласная, нормальная фактическая конкуренция, состязательность и контроль при поступлении в отечественные образовательные организации высшего образования.
Полагаем целесообразным в интересах безопасности нашего государства оставление спорных положений Порядка применительно к специализированным ведомственным вузам, в которых поступившим и обучающимся на время обучения присваиваются должности (звания) курсанта или слушателя.
Каждый пункт указанных положений Порядка необходимо дополнить примечанием в виде отдельного предложения, в котором указать, что в отношении какого подпункта и пункта действует примечание, следующего содержания: «Примечание. Положение (указать в отношении какого подпункта и пункта действует примечание) применяется только в отношении лиц, поступающих в ведомственные вузы, обучающимся в которых на время обучения присваивается должность (звание) «курсант» или «слушатель» по согласованию ведомственного вуза с Минобрнауки РФ.
Позитивным и важным фактором является то, что законодатель все-таки озабочен соблюдением принципов открытости и гласности в образовательных организациях высшего образования, в связи, с чем и была включена в закон об образовании ст. 29 «Информационная открытость образовательной организации», где дается подробный перечень информации, которая должна быть общедоступна (в том числе через интернет ресурсы). Однако считаем, что для предупреждения взяточничества и в целом коррупции в сфере высшего образования, необходимо полноценное внедрение в указанные образовательные организации принципов открытости и гласности. Следует еще многое предпринять для этого, как на законодательном уровне, так и на практике, так как на сегодняшний день, указанные принципы нередко носят лишь декларативный характер.
КОМИССАРОВ Артем Евгеньевич
аспирант кафедры уголовного права Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета