Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Электронные государственные услуги:экономико-юридический анализ

Интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует как рост количества интернет- пользователей, так и повышенный спрос на онлайн-сервисы.

Российский сегмент Интернета по объему аудитории является крупнейшим в Европе, по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Перевод услуг в электронный вид является перспективным направлением, призванным облегчить жизнь населению. Долгое время граждане в различных жизненных ситуациях - от регистрации автомобиля до получения паспорта - сталкивались с волокитой, коррупцией и некомпетентностью. Основная же цель электронных услуг - максимально избавить жителей от хождения по ведомственным кабинетам при обращении к государству.

Ключевые слова: электронные услуги, портал государственных услуг, граждане, предоставление услуги.

ANOZOVA Angelina Konstantinovna
student of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University

GANDILYAN Satenik Sergeevna
student of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University

FEDIN Kirill Sergeevich
student of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University

CHERNOV Yuriy Ivanovich
Ph.D. in Law, associate professor of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University

ELECTRONIC GOVERNMENT SERVICES: ECONOMIC AND LEGAL ANALYSIS

The Internet industry in Russia is developing rapidly, which is facilitated by both the growth in the number of Internet users and the increased demand for online services. The Russian segment of the Internet in terms of audience is the largest in Europe, in terms of the number of Internet users, Russia in 2012 took the first place in Europe and the sixth place in the world. Every year the Internet in Russia is becoming more accessible. The transfer of services to electronic form is a promising direction designed to make life easier for the population. For a long time, citizens in various life situations - from registering a car to obtaining a passport - faced red tape, corruption and incompetence. The main purpose of electronic services is to save residents from walking through departmental offices as much as possible when contacting the state

Keywords: electronic services, public services portal, citizens, provision of services.

 

Статья 17 Конституции Российской Федерации закре­пляет, что права и свободы граждан гарантируются [1], ис­ходя из данной информации, можно сделать вывод о том, что граждане могут и будут использовать свои права. Для обеспе­чения данных прав существуют различные способы и органы ответственные за выполнение таких требований, государство в лице своих органов оказывает определенные услуги для жи­телей России, в последние годы с усилением технологическо­го процесса выполнение работы государственных органов все больше подвергается компьютеризации. Не забегая вперед, стоит понять, что из себя представляет услуга в целом, а так­же, что такое электронные услуги, предоставляемые в РФ.

Услуга - результат действий, которые происходят из дея­тельности некоторых лиц, которые как правило не являются материальными.

Государственные (муниципальные) услуги - разновид­ность услуг, которые предоставляются гражданам и юриди­ческим лицам по их запросу федеральными органами власти исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов России, органами управления государственных внебюджетных фондов РФ или местными администрациями в рамках их компетенции.

Электронная услуга - особое взаимодействие органов государственной власти и населения, при котором, граждане вправе подать заявления или документ, для получения услу­ги в электронном виде через сеть Интернет. По итогам рас­смотрения заявления органы государственной власти могут предоставить результат в виде электронного документа, ко­торый не будет иметь никаких отличий от бумажного.

Не стоит забывать, что электронные услуги — это разно­видность информационных услуг. Электронная форма озна­чает возможность отображать конкретную услугу с использо­ванием компьютеризированных средств отображения.

Впервые перевод государственных услуг в электрон­ный вид упоминается в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В 2006 году в рамках проекта были более глубоко раскрыты различные термины и планы по переводу услуг в электронный формат, а также должна была присутствовать связь с электронным межве­домственным документооборотом для того, чтобы избежать возможных проблем в будущем. Такой подход предложен Минэкономразвитием РФ совместно с Минкомсвязью РФ, как один из основных элементов повышения качества элек­тронных услуг.

В 2008 году началась наиболее активная фаза перевода государственных услуг в электронную сферу. Государствен­ными органами были выделены пять основных шагов, кото­рые нужно было предпринять для перевода государственных услуг в электронную среду. Такие нововведения требовали вмешательства в правовую сферу государства, старые нор­мативно-правовые акты не могли урегулировать будущие отношения, складывающиеся из предстоящих изменений, требовалось провести ряд реформ для снятия юридических и технических ограничений. Одной из основных задач явля­лось изменение законодательства и уход от обязательного «бумажного» документооборота. Чтобы решить данную про­блему в 2010-2011 годах были внесены поправки более чем в 100 нормативно-правовых актов, были приняты многочис­ленные подзаконные акты.

Начиная с 1 апреля 2010 года граждане Российской Фе­дерации могут пользоваться государственными услугами, ко­торые предоставляются в электронной форме, в таких сферах как: образование, культура, социальное обслуживание на­селения, жилищно-коммунальное хозяйство. С 1 июня 2010 года эта же возможность была предоставлена иностранцам.

Функционирование портала государственных услуг регулируется Федеральным законом, способствующе­му планомерному переходу на цифровую модальность предоставления государственных услуг: «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, который определяет основ­ные принципы и порядок оказания государственных услуг в электронном формате, условия и порядок их оплаты, права граждан и обязанности органов власти. Важное зна­чение в этой связи имеет постановление правительства от 24 октября 2011 года № 861, в котором и было утверждено Положение о федеральной государственной информаци­онной системе.

Одной из основных проблем перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид являются законо­дательные ограничения, по преодолению которых уже давно ведется работа, изменяются принятые ранее законы и подза­конные акты, а также принимаются новые.

Устранение правовых барьеров, должно повысить эф­фективность мероприятий по мониторингу деятельности федеральных и региональных органов РФ. Еще одна важная проблема - отсутствие единой методологии перевода услуг в электронный вид на федеральном уровне, что, в свою оче­редь, не позволяет сделать процесс оказания услуг более эффективным. Решением данной проблемы может стать внедрение системы подготовки лиц, оказывающих перевод в электронный вид с соответствующими методическими реко­мендациями.

В последнее время все больше государственных услуг переходит в электронную сферу, что приводит к логичному развитию некоторых из них. Так в последние годы большую популярность находит электронные услуги в сфере взаимо­действия с Пенсионным Фондом России (ПФР России), сервис содержит информацию об изменениях и преобразованиях в пенсионной сфере, есть возможность проверять пенсионные накопления, а также проводить расчеты будущей пенсии.

Не осталась в стороне и деятельность МВД, которая также активно развивает электронную составляющую пре­доставления гражданам услуг, так благодаря приложению МВД России уже сейчас есть возможность вызывать сотруд­ников полиции, узнать о расположении участкового, а также найти ближайшее отделение полиции.

Также в последние годы получает свое развитие такие приложения как Моя Москва, которые позволяют записать­ся к врачу, проверить и оплатить штрафы, узнавать новости Москвы, а также предоставление иных услуг в электронном формате. Однако данное приложение используется только в определенном субъекте федерации, но в дальнейшем с боль­шим распространением электронных услуг, появятся прило­жения и в иных субъектах России.

На основании информации взятой с сайта министерства экономического развития РФ в период с 1 по 31 августа 2021 года, 48,6 миллионов граждан обратились за услугами в элек­тронном виде, было подано 704 тысячи заявлений на участие в электронном голосовании с 17-19 сентября 2021 года. Воз­можность избирателям проголосовать дистанционно была у 7 регионов, а также было подано 3,8 миллиона заявок на вакцинацию от COVID-19 на ЕПГУ и РПГУ.

Опираясь на информацию с сайта министерства циф­рового развития, связи и массовых коммуникаций РФ В 2020 году количество зарегистрированных пользователей на пор­тале Госуслуг увеличилось на 12 млн человек и превысило 78 млн граждан. Это почти 2/3 всех граждан старше 14 лет.

За прошлый год количество граждан, которые восполь­зовались сервисами единого портала, увеличилось почти вдвое — до 56 млн человек.

Средняя ежедневная аудитория портала увеличилась в два раза и превысила 4 млн пользователей в день. Количество обращений к порталу за прошлый год превысило 1,5 млрд.

Через портал в 2020 году было также проведено почти 85 млн платежей, что на треть больше, чем за прошлый год. Всего через портал были оплачены пошлины, штрафы, на­логовые и другие задолженности на сумму более 80 млрд ру­блей.

Однако, несмотря на все это, электронные услуги в РФ должны продолжить свое развитие как в технологическом, так и в правовой сфере. На основании судебной практики можно сделать выводы о том, что электронные услуги все еще имеют ряд ограничений и проблем, нуждающихся в до­работке. На основании фабулы решения Рыбинского город­ского суда Ярославской области от 01 июля 2021 г. по делу N 2а-1836/2021, в которой ответчик не смог исполнить свои обя­зательства в связи с нарушением корректной работы портала государственных услуг, суд освободил от наказания ответчи­ка, т.к. вина за нарушение закона всецело лежала на портале электронных услуг.

Подводя краткий итог, стоит отметить, что система электронных услуг, хотя и находится на ранней стадии своего развития имея ряд проблем, с которыми только предстоит столкнуться, но уже обладает огромным функционалом и хорошей работоспособностью, что в перспективе на будущее поможет облегчить работу государственных служащих и граждан в целом. Необходимо продолжить вводить техноло­гические и юридические инновации, которые помогут снять всевозможные барьеры. Принятие новых нормативно-право­вых актов, а также развитие технологий будет способствовать улучшению и развитию качества предоставляемых государ­ственных услуг.

АНОЗОВА Ангелина Константиновна
студент экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

ГАНДИЛЯН Сатеник Сергеевна
студент экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

ФЕДИН Кирилл Сергеевич
студент экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

ЧЕРНОВ Юрий Иванович
кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях