Интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует как рост количества интернет- пользователей, так и повышенный спрос на онлайн-сервисы.
Российский сегмент Интернета по объему аудитории является крупнейшим в Европе, по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Перевод услуг в электронный вид является перспективным направлением, призванным облегчить жизнь населению. Долгое время граждане в различных жизненных ситуациях - от регистрации автомобиля до получения паспорта - сталкивались с волокитой, коррупцией и некомпетентностью. Основная же цель электронных услуг - максимально избавить жителей от хождения по ведомственным кабинетам при обращении к государству.
Ключевые слова: электронные услуги, портал государственных услуг, граждане, предоставление услуги.
ANOZOVA Angelina Konstantinovna
student of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
GANDILYAN Satenik Sergeevna
student of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
FEDIN Kirill Sergeevich
student of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
CHERNOV Yuriy Ivanovich
Ph.D. in Law, associate professor of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
ELECTRONIC GOVERNMENT SERVICES: ECONOMIC AND LEGAL ANALYSIS
The Internet industry in Russia is developing rapidly, which is facilitated by both the growth in the number of Internet users and the increased demand for online services. The Russian segment of the Internet in terms of audience is the largest in Europe, in terms of the number of Internet users, Russia in 2012 took the first place in Europe and the sixth place in the world. Every year the Internet in Russia is becoming more accessible. The transfer of services to electronic form is a promising direction designed to make life easier for the population. For a long time, citizens in various life situations - from registering a car to obtaining a passport - faced red tape, corruption and incompetence. The main purpose of electronic services is to save residents from walking through departmental offices as much as possible when contacting the state
Keywords: electronic services, public services portal, citizens, provision of services.
Статья 17 Конституции Российской Федерации закрепляет, что права и свободы граждан гарантируются [1], исходя из данной информации, можно сделать вывод о том, что граждане могут и будут использовать свои права. Для обеспечения данных прав существуют различные способы и органы ответственные за выполнение таких требований, государство в лице своих органов оказывает определенные услуги для жителей России, в последние годы с усилением технологического процесса выполнение работы государственных органов все больше подвергается компьютеризации. Не забегая вперед, стоит понять, что из себя представляет услуга в целом, а также, что такое электронные услуги, предоставляемые в РФ.
Услуга - результат действий, которые происходят из деятельности некоторых лиц, которые как правило не являются материальными.
Государственные (муниципальные) услуги - разновидность услуг, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам по их запросу федеральными органами власти исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов России, органами управления государственных внебюджетных фондов РФ или местными администрациями в рамках их компетенции.
Электронная услуга - особое взаимодействие органов государственной власти и населения, при котором, граждане вправе подать заявления или документ, для получения услуги в электронном виде через сеть Интернет. По итогам рассмотрения заявления органы государственной власти могут предоставить результат в виде электронного документа, который не будет иметь никаких отличий от бумажного.
Не стоит забывать, что электронные услуги — это разновидность информационных услуг. Электронная форма означает возможность отображать конкретную услугу с использованием компьютеризированных средств отображения.
Впервые перевод государственных услуг в электронный вид упоминается в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В 2006 году в рамках проекта были более глубоко раскрыты различные термины и планы по переводу услуг в электронный формат, а также должна была присутствовать связь с электронным межведомственным документооборотом для того, чтобы избежать возможных проблем в будущем. Такой подход предложен Минэкономразвитием РФ совместно с Минкомсвязью РФ, как один из основных элементов повышения качества электронных услуг.
В 2008 году началась наиболее активная фаза перевода государственных услуг в электронную сферу. Государственными органами были выделены пять основных шагов, которые нужно было предпринять для перевода государственных услуг в электронную среду. Такие нововведения требовали вмешательства в правовую сферу государства, старые нормативно-правовые акты не могли урегулировать будущие отношения, складывающиеся из предстоящих изменений, требовалось провести ряд реформ для снятия юридических и технических ограничений. Одной из основных задач являлось изменение законодательства и уход от обязательного «бумажного» документооборота. Чтобы решить данную проблему в 2010-2011 годах были внесены поправки более чем в 100 нормативно-правовых актов, были приняты многочисленные подзаконные акты.
Начиная с 1 апреля 2010 года граждане Российской Федерации могут пользоваться государственными услугами, которые предоставляются в электронной форме, в таких сферах как: образование, культура, социальное обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство. С 1 июня 2010 года эта же возможность была предоставлена иностранцам.
Функционирование портала государственных услуг регулируется Федеральным законом, способствующему планомерному переходу на цифровую модальность предоставления государственных услуг: «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, который определяет основные принципы и порядок оказания государственных услуг в электронном формате, условия и порядок их оплаты, права граждан и обязанности органов власти. Важное значение в этой связи имеет постановление правительства от 24 октября 2011 года № 861, в котором и было утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе.
Одной из основных проблем перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид являются законодательные ограничения, по преодолению которых уже давно ведется работа, изменяются принятые ранее законы и подзаконные акты, а также принимаются новые.
Устранение правовых барьеров, должно повысить эффективность мероприятий по мониторингу деятельности федеральных и региональных органов РФ. Еще одна важная проблема - отсутствие единой методологии перевода услуг в электронный вид на федеральном уровне, что, в свою очередь, не позволяет сделать процесс оказания услуг более эффективным. Решением данной проблемы может стать внедрение системы подготовки лиц, оказывающих перевод в электронный вид с соответствующими методическими рекомендациями.
В последнее время все больше государственных услуг переходит в электронную сферу, что приводит к логичному развитию некоторых из них. Так в последние годы большую популярность находит электронные услуги в сфере взаимодействия с Пенсионным Фондом России (ПФР России), сервис содержит информацию об изменениях и преобразованиях в пенсионной сфере, есть возможность проверять пенсионные накопления, а также проводить расчеты будущей пенсии.
Не осталась в стороне и деятельность МВД, которая также активно развивает электронную составляющую предоставления гражданам услуг, так благодаря приложению МВД России уже сейчас есть возможность вызывать сотрудников полиции, узнать о расположении участкового, а также найти ближайшее отделение полиции.
Также в последние годы получает свое развитие такие приложения как Моя Москва, которые позволяют записаться к врачу, проверить и оплатить штрафы, узнавать новости Москвы, а также предоставление иных услуг в электронном формате. Однако данное приложение используется только в определенном субъекте федерации, но в дальнейшем с большим распространением электронных услуг, появятся приложения и в иных субъектах России.
На основании информации взятой с сайта министерства экономического развития РФ в период с 1 по 31 августа 2021 года, 48,6 миллионов граждан обратились за услугами в электронном виде, было подано 704 тысячи заявлений на участие в электронном голосовании с 17-19 сентября 2021 года. Возможность избирателям проголосовать дистанционно была у 7 регионов, а также было подано 3,8 миллиона заявок на вакцинацию от COVID-19 на ЕПГУ и РПГУ.
Опираясь на информацию с сайта министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ В 2020 году количество зарегистрированных пользователей на портале Госуслуг увеличилось на 12 млн человек и превысило 78 млн граждан. Это почти 2/3 всех граждан старше 14 лет.
За прошлый год количество граждан, которые воспользовались сервисами единого портала, увеличилось почти вдвое — до 56 млн человек.
Средняя ежедневная аудитория портала увеличилась в два раза и превысила 4 млн пользователей в день. Количество обращений к порталу за прошлый год превысило 1,5 млрд.
Через портал в 2020 году было также проведено почти 85 млн платежей, что на треть больше, чем за прошлый год. Всего через портал были оплачены пошлины, штрафы, налоговые и другие задолженности на сумму более 80 млрд рублей.
Однако, несмотря на все это, электронные услуги в РФ должны продолжить свое развитие как в технологическом, так и в правовой сфере. На основании судебной практики можно сделать выводы о том, что электронные услуги все еще имеют ряд ограничений и проблем, нуждающихся в доработке. На основании фабулы решения Рыбинского городского суда Ярославской области от 01 июля 2021 г. по делу N 2а-1836/2021, в которой ответчик не смог исполнить свои обязательства в связи с нарушением корректной работы портала государственных услуг, суд освободил от наказания ответчика, т.к. вина за нарушение закона всецело лежала на портале электронных услуг.
Подводя краткий итог, стоит отметить, что система электронных услуг, хотя и находится на ранней стадии своего развития имея ряд проблем, с которыми только предстоит столкнуться, но уже обладает огромным функционалом и хорошей работоспособностью, что в перспективе на будущее поможет облегчить работу государственных служащих и граждан в целом. Необходимо продолжить вводить технологические и юридические инновации, которые помогут снять всевозможные барьеры. Принятие новых нормативно-правовых актов, а также развитие технологий будет способствовать улучшению и развитию качества предоставляемых государственных услуг.
АНОЗОВА Ангелина Константиновна
студент экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ГАНДИЛЯН Сатеник Сергеевна
студент экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ФЕДИН Кирилл Сергеевич
студент экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ЧЕРНОВ Юрий Иванович
кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина