Тренды современного «слышащего» государства требуют кардинального обновления соответствующих механизмов правового регулирования. Первостепенной задачей ставится повышение уровня обеспечения правосубъектности граждан, защита их прав и свобод.
Каждый гражданин имеет конституционное право на условия труда отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Данное положение конкретизировано и в других нормативно-правовых актах.
Деятельность государственных органов сосредоточена на обеспечение безопасности и охране труда граждан вовлеченных в сферу трудовых отношений. Тем не менее, принимаемые государством меры не позволяют снизить уровень травматизма в Республике Казахстан. Так, например, в 2020 году уровень производственного травматизма на предприятиях и организациях увеличился на 5,1 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а количество пострадавших от производственных травм со смертельным исходом увеличилось на 15,5 %2.
Трагическая динамика не изменилась и в 2021 году. 07 ноября 2021 года на шахте «Абайская» АО «АрселорМиттал Темиртау» в Карагандинской области произошел непредвиденный взрыв и выброс метана. Из восьми находившихся в забое шахтеров погибли шесть. Трое получили увечья. Специальной комиссией идет расследование данного чрезвычайного происшествия. По предварительным данным Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан основной причиной является непринятие руководством предприятия в необходимом объеме мер по обеспечению безопасности и охраны труда на производстве3. Спустя несколько дней, 25 ноября произошла трагедия на шахте «Ли- ствяжная» Кемеровской области Российской Федерации, унесшая жизни десятков людей4. Средства массовой информации сообщают об аналогичных Казахстанскому происшествию причинах.
Сфера трудовых отношений остается менее защищенной. Обеспечение безопасности и охрана трудовых отношений - это целый комплекс правовых норм направленных на создание благоприятных условий труда, являющихся безопасными для жизни и здоровья работников [2, с. 105]. С помощью правовых норм реализуются конституционные права граждан на труд и безопасные условия труда, то есть создания государством условий соответствующих всем требованиям безопасности. Нормами административного законодательства охраняются трудовые отношения граждан, тем самым обеспечиваются безопасные условия труда, а в случае их нарушения, предусмотрена административная ответственность. Административное и трудовое законодательство в сфере обеспечения безопасности и охраны труда требуют постоянного совершенствования.
Государственно-правовой механизм регулирования трудовых отношений в Республике Казахстан достаточно динамичен. С даты принятия нового кодифицированного законодательства, регулирующего трудовые отношения, прошло без малого шесть лет его правоприменения. Со дня вступления Трудового кодекса Республики Казахстан в законную силу порядка тридцати законов внесли изменения в его содержание[4]. Последняя оптимизация трудового законодательства вызвана расширением сферы социального партнерства, механизма гарантирования трудовых прав работников, а также обеспечения правил безопасности и охраны труда в современных условиях (цифровизация государственных услуг, пандемия и др.).
Одним из таких наиболее важных и существенных изменений в трудовое законодательство по вопросам обеспечения безопасности и охраны труда являются дополнения, внесенные законом от 4 мая 2020 года[5]. С учетом новелл в трудовом законодательстве оптимизирована система администрирова- ния[6]. Закреплены нормативные общеобязательные требования по разработке и внедрению новой системы управления охраной труда. Обязательное внедрение работодателями электронного механизма аттестации производственных объектов по условиям труда, а также декларирования деятельности работодателя по обеспечению трудовых прав работников с использованием платформы единой информационной системы «Охрана труда». Это значительно усовершенствовало контрольно-надзорный механизм.
Кроме того, новые административно-правовые рычаги служба охраны труда получила в сфере профилактики несчастных случаев на производстве. В частности введена норма об обязательной координации генеральным подрядчиком соблюдения требований охраны труда в условиях проведения работ несколькими организациями. Вместе с тем, вопрос об ответственности последнего пока остается открытым. Тем не менее, следует заметить, что в законодательство об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 93) уже введена ответственность за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению обучения, проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда[7].
Административно-правовой механизм обеспечения безопасности и охраны труда в Казахстане достаточно сложный и разветвленный (не смотря на простоту государственного, административно-территориального устройства), имеет много структурных элементов, частей, институтов, инструментов и т.п. Вместе с этим, неоспоримым в важности и значении нам представляется институт административной ответственности в системе административно-правовых методов государственного управления сферы труда и социальной защиты. На примере предлагаемого научно-правового комментария выборочных составов административных правонарушений мы хотим показать, как в целом структурирован наш национальный правовой механизм в области обеспечения безопасности и охраны труда, каковы основные государственно-правовые требования и условия их реализации.
В главе 10 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее КРКобАП) объединены отдельные составы (ст.ст. 93, 94, 95 и 96) в области обеспечения безопасности и охраны труда, охватывающие в целом основу правовых предписаний рассматриваемой сферы.
Согласно данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам[8] практика по делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории, за период 9-ти месяцев 2020 года, складывается следующим образом: зарегистрировано 705 правонарушений по ст. 93 КРКобАП, по ст.ст. 94, 95 и 96-38, 15 и 72 случаев соответственно. Из них рассмотрено по существу 694, 38, 14 и 71 соответственно. В судебном порядке рассмотрено 3, 0, 0 и 1 материалов. Количество лиц, привлеченных по данным составам к ответственности 695, 38, 14 и 71 соответственно, из них физических лиц 314, 2, 4 и 10, юридических лиц 381, 36, 10 и 61 по соответствующим четырем составам. Вынесено постановлений о прекращении производства 4, 1, 2 и 1. Наложено взысканий: по ст. 93 - 629 предупреждений, административных штрафов - 62; по ст.ст. 94, 95 и 96 - 21, 16; 12 и 70 соответственно. Общая сумма наложенных штрафов составила - порядка 25 млн. тенге, взыскаемость около 70 % от общей суммы наложенных штрафов, из них по сокращенному производству уплачено порядка 30 %.
Данная административно-правовая статистка показывает, что, в основном, к административной ответственности привлекали за нарушения правил обеспечения безопасности и охраны труда (ст. 93 КРКобАП) или за нарушения требований законодательства по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда (ст. 94 КРКо- бАП), где было привлечено 116 должностных лиц, двое из которых иностранные граждане.
Ограничиваясь объемом нашей публикации, мы не ставим целью подробный анализ сложившейся практики. Отметим лишь в качестве особенности внесудебный порядок рассмотрения дел (практически все дела рассматривались в рамках специальной административно-юрисдикционной компетенции органов инспекции труда), а также снижением количества указанных совершенных правонарушений в связи со сложной эпидемиологической обстановкой (удаленность работников, мораторий на проверки и т.п.).
Проведем анализ состава административно-правовой нормы в области обеспечения безопасности и охраны труда. Непосредственный объект административного правонарушения, предусмотренного ст. 93 (Нарушение правил обеспечения безопасности и охраны труда) КРКобАП является установленный трудовым законодательством порядок обеспечения безопасности и охраны труда. В соответствии со ст. 202 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее - ТК), в целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более пятидесяти работников, работодатель создает службу безопасности и охраны труда, которая подчиняется непосредственно первому руководителю организации или лицу, им уполномоченному.
Работодатель, с численностью работников до пятидесяти человек, вводит должность специалиста по безопасности и охране труда с учетом специфики деятельности, либо обязанности по обеспечению безопасности и охране труда возлагает на другого специалиста. Организация безопасности и охраны труда у субъектов малого предпринимательства может осуществляться на договорной основе с физическими или юридическими лицами. Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативных установлений, объективная сторона комментируемого состава определяется формой бездействия и выражается в неисполнении работодателем вышеуказанной обязанности.
Если рассматривать субъективную сторону данного правонарушения, то она выражается умышленной формой вины работодателя (в целях экономии на оплате труда по соответствующей должности). Тем не менее, может быть и форма неосторожности. В качестве субъектов правонарушения выступают юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства или некоммерческие организации, а также юридические лица, являющиеся субъектами среднего или крупного предпринимательства.
Работодатель обязан организовать за счет собственных средств проведение обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и предсменного медицинского освидетельствования работников в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также при переводе на другую работу с изменениями условий труда либо при появлении признаков профессионального заболевания.
Работники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда должны проходить периодические медицинские осмотры и обследования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Работники, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью, машинами и механизмами, должны проходить предсменное медицинское освидетельствование.
Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативных установлений, объективная сторона комментируемого состава определяется формой бездействия и выражается в неисполнении работодателем вышеуказанной обязанности.
В соответствии со ст. 182 ТК работодатель обязан создать работникам необходимые санитарно-гигиенические условия, обеспечить им выдачу и ремонт специальной одежды и обуви, снабжение их средствами профилактической обработки, моющими и дезинфицирующими средствами, медицинской аптечкой, молоком или равноценными пищевыми продуктами, и (или) специализированными продуктами для диетического (лечебного и профилактического) питания, средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с нормами, установленными уполномоченным государственным органом по труду. Например, указанные нормативы устанавливаются Приказами Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан[9].
Также, данной нормой (ч. 4, ст. 93 КРКобАП) предусмотрена административная ответственность за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению обучения и подготовки работников, проверки знаний руководителей и специалистов по вопросам безопасности и охраны труда, предусмотренных пп. 2, 3 ч.2 ст. 182 ТК.
Согласно таких норм работодатель обязан:
- проводить обучение, инструктирование, проверку знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда, а также обеспечивать документами по безопасному ведению производственного процесса и работ за счет собственных средств;
- организовать обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда, периодически не реже одного раза в три года в организациях, осуществляющих повышение квалификации кадров, в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду, согласно списку, утвержденному актом работодателя.
Порядок и сроки проведения обучения и проверок знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда определен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года «Об утверждении Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда» (далее Приказ от 25 декабря 2015 года)[10].
Часть шестая комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда. Согласно подпункту 2 части 2 статьи 182 ТК работодатель обязан проводить инструктаж, обеспечивать документами по безопасному ведению производственного процесса и работ. Порядок и сроки проведения инструктирования работников по вопросам безопасности и охраны труда определен Приказом от 25 декабря 2015 года.
Дела об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 1 ст. 693 КРКобАП, по правонарушениям, предусмотренным частями 1, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 93 КРКобАП рассматриваются государственными инспекторами труда. Части 2 и 5 комментируемой статьи, в соответствии со ст. 701 КРКо- бАП в подведомственности уполномоченных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его заместители, руководители территориальных подразделений и их заместители.
Рассматривая состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 93 КРКобАП диспозиция данной административно-правовой нормы является отсылочной к трудовому законодательству. Отсюда возникают трудности в судебно-следственной практике при обращении к тому или иному правовому акту при квалификации данного состава правонарушения, так как некоторые пункты нормативноправовых актов не раскрывают всех признаков правонарушения.
Во-вторых, следует согласиться с тем, что настала потребность в исследовании проблем формирования адми- нистративно-наказательной политики в сфере разработки, применения, исполнения и совершенствования системы административных наказаний [3, с. 146-148]. Ужесточении мер, особенно в области трудовых отношений показавших себя крайне неэффективными в механизме обеспечения безопасности и охраны труда.
ФИЛИН Владимир Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры общеюридических и специальных дисциплин Карагандинского университета Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда
ФЕТКУЛОВ Аликжан Халелович
кандидат юридических наук, доцент кафедры общеюридических и специальных дисциплин Карагандинского университета Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда
РАХИМГУЛОВА Маншук Булатовна
доктор Ph.D., заведующая кафедрой общеюридических и специальных дисциплин Карагандинского университета Казпотребсоюза, Республика Казахстан, Караганда
БАЙКЕНЖИНА Кулбагила Алиакпаровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры общеюридических и специальных дисциплин Карагандинского университета Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда