Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Административно-правовые аспекты обеспечения безопасности и охраны труда в Республике Казахстан

Тренды современного «слышащего» государства требу­ют кардинального обновления соответствующих механизмов правового регулирования. Первостепенной задачей ставится повышение уровня обеспечения правосубъектности граж­дан, защита их прав и свобод.

Каждый гражданин имеет конституционное право на условия труда отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Данное положение конкретизировано и в других нормативно-правовых актах.

Деятельность государственных органов сосредоточена на обе­спечение безопасности и охране труда граждан вовлеченных в сферу трудовых отношений. Тем не менее, принимаемые государством меры не позволяют снизить уровень травма­тизма в Республике Казахстан. Так, например, в 2020 году уровень производственного травматизма на предприятиях и организациях увеличился на 5,1 % в сравнении с аналогич­ным периодом прошлого года, а количество пострадавших от производственных травм со смертельным исходом увели­чилось на 15,5 %2.

Трагическая динамика не изменилась и в 2021 году. 07 ноября 2021 года на шахте «Абайская» АО «АрселорМиттал Темиртау» в Карагандинской области произошел непред­виденный взрыв и выброс метана. Из восьми находивших­ся в забое шахтеров погибли шесть. Трое получили увечья. Специальной комиссией идет расследование данного чрез­вычайного происшествия. По предварительным данным Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Казах­стан основной причиной является непринятие руководством предприятия в необходимом объеме мер по обеспечению безопасности и охраны труда на производстве3. Спустя не­сколько дней, 25 ноября произошла трагедия на шахте «Ли- ствяжная» Кемеровской области Российской Федерации, унесшая жизни десятков людей4. Средства массовой инфор­мации сообщают об аналогичных Казахстанскому происше­ствию причинах.

Сфера трудовых отношений остается менее защищен­ной. Обеспечение безопасности и охрана трудовых отноше­ний - это целый комплекс правовых норм направленных на создание благоприятных условий труда, являющихся безопасными для жизни и здоровья работников [2, с. 105]. С помощью правовых норм реализуются конституционные права граждан на труд и безопасные условия труда, то есть создания государством условий соответствующих всем тре­бованиям безопасности. Нормами административного зако­нодательства охраняются трудовые отношения граждан, тем самым обеспечиваются безопасные условия труда, а в случае их нарушения, предусмотрена административная ответ­ственность. Административное и трудовое законодательство в сфере обеспечения безопасности и охраны труда требуют постоянного совершенствования.

Государственно-правовой механизм регулирования тру­довых отношений в Республике Казахстан достаточно дина­мичен. С даты принятия нового кодифицированного зако­нодательства, регулирующего трудовые отношения, прошло без малого шесть лет его правоприменения. Со дня вступле­ния Трудового кодекса Республики Казахстан в законную силу порядка тридцати законов внесли изменения в его содержание[4]. Последняя оптимизация трудового законода­тельства вызвана расширением сферы социального партнер­ства, механизма гарантирования трудовых прав работников, а также обеспечения правил безопасности и охраны труда в современных условиях (цифровизация государственных ус­луг, пандемия и др.).

Одним из таких наиболее важных и существенных изме­нений в трудовое законодательство по вопросам обеспечения безопасности и охраны труда являются дополнения, внесен­ные законом от 4 мая 2020 года[5]. С учетом новелл в трудовом законодательстве оптимизирована система администрирова- ния[6]. Закреплены нормативные общеобязательные требова­ния по разработке и внедрению новой системы управления охраной труда. Обязательное внедрение работодателями электронного механизма аттестации производственных объ­ектов по условиям труда, а также декларирования деятельно­сти работодателя по обеспечению трудовых прав работников с использованием платформы единой информационной си­стемы «Охрана труда». Это значительно усовершенствовало контрольно-надзорный механизм.

Кроме того, новые административно-правовые рычаги служба охраны труда получила в сфере профилактики не­счастных случаев на производстве. В частности введена норма об обязательной координации генеральным подрядчиком соблюдения требований охраны труда в условиях проведе­ния работ несколькими организациями. Вместе с тем, вопрос об ответственности последнего пока остается открытым. Тем не менее, следует заметить, что в законодательство об адми­нистративных правонарушениях (ч. 4 ст. 93) уже введена от­ветственность за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по про­ведению обучения, проверок знаний по вопросам безопас­ности и охраны труда работников, руководителей и лиц, от­ветственных за обеспечение безопасности и охраны труда[7].

Административно-правовой механизм обеспечения безопасности и охраны труда в Казахстане достаточно слож­ный и разветвленный (не смотря на простоту государствен­ного, административно-территориального устройства), имеет много структурных элементов, частей, институтов, инструментов и т.п. Вместе с этим, неоспоримым в важности и значении нам представляется институт административной ответственности в системе административно-правовых мето­дов государственного управления сферы труда и социальной защиты. На примере предлагаемого научно-правового ком­ментария выборочных составов административных правона­рушений мы хотим показать, как в целом структурирован наш национальный правовой механизм в области обеспече­ния безопасности и охраны труда, каковы основные государ­ственно-правовые требования и условия их реализации.

В главе 10 Кодекса Республики Казахстан об админи­стративных правонарушениях (далее КРКобАП) объедине­ны отдельные составы (ст.ст. 93, 94, 95 и 96) в области обеспе­чения безопасности и охраны труда, охватывающие в целом основу правовых предписаний рассматриваемой сферы.

Согласно данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам[8] практика по делам об администра­тивных правонарушениях рассматриваемой категории, за период 9-ти месяцев 2020 года, складывается следующим образом: зарегистрировано 705 правонарушений по ст. 93 КРКобАП, по ст.ст. 94, 95 и 96-38, 15 и 72 случаев соответ­ственно. Из них рассмотрено по существу 694, 38, 14 и 71 соответственно. В судебном порядке рассмотрено 3, 0, 0 и 1 материалов. Количество лиц, привлеченных по данным составам к ответственности 695, 38, 14 и 71 соответственно, из них физических лиц 314, 2, 4 и 10, юридических лиц 381, 36, 10 и 61 по соответствующим четырем составам. Вынесе­но постановлений о прекращении производства 4, 1, 2 и 1. Наложено взысканий: по ст. 93 - 629 предупреждений, ад­министративных штрафов - 62; по ст.ст. 94, 95 и 96 - 21, 16; 12 и 70 соответственно. Общая сумма наложенных штрафов составила - порядка 25 млн. тенге, взыскаемость около 70 % от общей суммы наложенных штрафов, из них по сокращен­ному производству уплачено порядка 30 %.

Данная административно-правовая статистка показы­вает, что, в основном, к административной ответственности привлекали за нарушения правил обеспечения безопас­ности и охраны труда (ст. 93 КРКобАП) или за нарушения требований законодательства по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда (ст. 94 КРКо- бАП), где было привлечено 116 должностных лиц, двое из которых иностранные граждане.

Ограничиваясь объемом нашей публикации, мы не ста­вим целью подробный анализ сложившейся практики. От­метим лишь в качестве особенности внесудебный порядок рассмотрения дел (практически все дела рассматривались в рамках специальной административно-юрисдикционной компетенции органов инспекции труда), а также снижением количества указанных совершенных правонарушений в свя­зи со сложной эпидемиологической обстановкой (удален­ность работников, мораторий на проверки и т.п.). Пример HTML-страницы

Проведем анализ состава административно-правовой нормы в области обеспечения безопасности и охраны тру­да. Непосредственный объект административного право­нарушения, предусмотренного ст. 93 (Нарушение правил обеспечения безопасности и охраны труда) КРКобАП яв­ляется установленный трудовым законодательством поря­док обеспечения безопасности и охраны труда. В соответ­ствии со ст. 202 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее - ТК), в целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований без­опасности и охраны труда в организациях, осуществляю­щих производственную деятельность, с численностью бо­лее пятидесяти работников, работодатель создает службу безопасности и охраны труда, которая подчиняется не­посредственно первому руководителю организации или лицу, им уполномоченному.

Работодатель, с численностью работников до пя­тидесяти человек, вводит должность специалиста по безопасности и охране труда с учетом специфики дея­тельности, либо обязанности по обеспечению безопас­ности и охране труда возлагает на другого специалиста. Организация безопасности и охраны труда у субъектов малого предпринимательства может осуществляться на договорной основе с физическими или юридическими лицами. Таким образом, исходя из вышеуказанных нор­мативных установлений, объективная сторона коммен­тируемого состава определяется формой бездействия и выражается в неисполнении работодателем вышеука­занной обязанности.

Если рассматривать субъективную сторону данного пра­вонарушения, то она выражается умышленной формой вины работодателя (в целях экономии на оплате труда по соответ­ствующей должности). Тем не менее, может быть и форма неосторожности. В качестве субъектов правонарушения вы­ступают юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства или некоммерческие организации, а также юридические лица, являющиеся субъектами среднего или крупного предпринимательства.

Работодатель обязан организовать за счет собственных средств проведение обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и предсмен­ного медицинского освидетельствования работников в случа­ях, предусмотренных законодательством Республики Казах­стан, а также при переводе на другую работу с изменениями условий труда либо при появлении признаков профессио­нального заболевания.

Работники, занятые на тяжелых работах, работах с вред­ными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда должны проходить периодические медицинские осмотры и обследования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Работники, занятые на работах, свя­занных с повышенной опасностью, машинами и механизма­ми, должны проходить предсменное медицинское освиде­тельствование.

Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативных установлений, объективная сторона комментируемого соста­ва определяется формой бездействия и выражается в неис­полнении работодателем вышеуказанной обязанности.

В соответствии со ст. 182 ТК работодатель обязан создать работникам необходимые санитарно-гигиенические усло­вия, обеспечить им выдачу и ремонт специальной одежды и обуви, снабжение их средствами профилактической обра­ботки, моющими и дезинфицирующими средствами, меди­цинской аптечкой, молоком или равноценными пищевыми продуктами, и (или) специализированными продуктами для диетического (лечебного и профилактического) пита­ния, средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с нормами, установленными уполномоченным государственным органом по труду. Например, указанные нормативы устанавливаются Приказами Министра здраво­охранения и социального развития Республики Казахстан[9].

Также, данной нормой (ч. 4, ст. 93 КРКобАП) предусмо­трена административная ответственность за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Ре­спублики Казахстан по проведению обучения и подготовки работников, проверки знаний руководителей и специали­стов по вопросам безопасности и охраны труда, предусмо­тренных пп. 2, 3 ч.2 ст. 182 ТК.

Согласно таких норм работодатель обязан:

  • проводить обучение, инструктирование, проверку знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда, а так­же обеспечивать документами по безопасному ведению про­изводственного процесса и работ за счет собственных средств;
  • организовать обучение и проверку знаний по вопро­сам безопасности и охраны труда руководителей и лиц, от­ветственных за обеспечение безопасности и охраны труда, периодически не реже одного раза в три года в организаци­ях, осуществляющих повышение квалификации кадров, в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду, согласно списку, утвержденному актом работодателя.

Порядок и сроки проведения обучения и проверок зна­ний работников по вопросам безопасности и охраны труда определен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года «Об ут­верждении Правил и сроков проведения обучения, инструктирова­ния и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда» (далее Приказ от 25 декабря 2015 года)[10].

Часть шестая комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за неисполнение работо­дателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводно­го инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда. Согласно подпункту 2 части 2 статьи 182 ТК работодатель обязан проводить инструктаж, обеспечивать документами по безопасному ведению производственного процесса и работ. Порядок и сроки проведения инструкти­рования работников по вопросам безопасности и охраны труда определен Приказом от 25 декабря 2015 года.

Дела об административных правонарушениях, в соот­ветствии с ч. 1 ст. 693 КРКобАП, по правонарушениям, пред­усмотренным частями 1, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 93 КРКобАП рассма­триваются государственными инспекторами труда. Части 2 и 5 комментируемой статьи, в соответствии со ст. 701 КРКо- бАП в подведомственности уполномоченных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рассматривать дела об административных правонарушени­ях и налагать административные взыскания вправе руково­дитель государственного органа в сфере санитарно-эпиде­миологического благополучия населения, его заместители, руководители территориальных подразделений и их заме­стители.

Рассматривая состав административного правонаруше­ния, предусмотренного ст. 93 КРКобАП диспозиция данной административно-правовой нормы является отсылочной к трудовому законодательству. Отсюда возникают трудности в судебно-следственной практике при обращении к тому или иному правовому акту при квалификации данного состава правонарушения, так как некоторые пункты нормативно­правовых актов не раскрывают всех признаков правонаруше­ния.

Во-вторых, следует согласиться с тем, что настала по­требность в исследовании проблем формирования адми- нистративно-наказательной политики в сфере разработки, применения, исполнения и совершенствования системы ад­министративных наказаний [3, с. 146-148]. Ужесточении мер, особенно в области трудовых отношений показавших себя крайне неэффективными в механизме обеспечения безопас­ности и охраны труда.

ФИЛИН Владимир Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры общеюриди­ческих и специальных дисциплин Карагандинского универ­ситета Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда

ФЕТКУЛОВ Аликжан Халелович
кандидат юридических наук, доцент кафедры общеюриди­ческих и специальных дисциплин Карагандинского универ­ситета Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда

РАХИМГУЛОВА Маншук Булатовна
доктор Ph.D., заведующая кафедрой общеюридических и специальных дисциплин Карагандинского университета Казпотребсоюза, Республика Казахстан, Караганда

БАЙКЕНЖИНА Кулбагила Алиакпаровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры общеюриди­ческих и специальных дисциплин Карагандинского универ­ситета Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях