В рамках статьи рассмотрены актуальные положения законодательства Великобритании и Канады о защите прав заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в корпоративном законодательстве.
Рассмотрены вопросы защиты интересов работников (сотрудников), кредиторов, поставщиков услуг и представителей местного сообщества в социальноактивной деятельности корпораций. Сделан вывод о том, что положение законодательства о корпоративной социальной активности было одним из первых шагов, предпринятых в Канаде в направлении более широкого и инклюзивного принципа участия заинтересованных сторон в корпоративном управлении.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, заинтересованные стороны, правовая защита, акционер.
BABOSHKIN Anton Anatoljevich
leading lawyer LLC «Kinross Far East»
TOPICAL ASPECTS OF THE LEGAL STATUS OF A STAKEHOLDER IN CANADA AND ENGLAND WITH THE REFLECTION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY ASPECTS IN IT
Within the framework of the article the topical provisions of the legislation of Great Britain and Canada on protection of rights of interested parties (stakeholders) in the corporate legislation are considered. The issues of protection of interests of employees (employees), creditors, service providers and representatives of the local community in the socially active activities of corporations are considered. It is concluded that the provision of corporate social responsibility legislation was one of the first steps taken in Canada towards a broader and more inclusive principle of stakeholder participation in corporate governance.
Keywords: corporate social responsibility, stakeholders, legal protection, shareholder.
БАБОШКИН Антон Анатольевич
ведущий юрист ООО «Кинросс Дальний Восток»
В последние годы устойчивое развитие стало миссией большинства развитых и развивающихся стран. Цели устойчивого развития и концепции корпоративной социальной ответственности становятся ведущими в деловой деятельности большинства государственных и частных организаций. Чем больше организаций вовлечено в социальную деятельность, тем эффективнее продвижение их собственного бренда в восприятии потребителей. В свете данных тенденций возрастающее значение приобретают вопросы корпоративной социальной ответственности.
Корпоративная социальная ответственность может иметь множество других форм, таких как корпоративная благотворительность, деловая этика, управление отношениями с заинтересованными сторонами бизнеса, экономическая устойчивость, экологическая устойчивость, корпоративная гражданственность, корпоративная репутация, социальные действия и социальный маркетинг. Она является важным элементом для создания и поддержания благоприятной корпоративной репутации, которая рассматривается как важный стратегический ресурс, влияющий на конкурентное преимущество компании.
Правовая корпоративная социальная ответственность предполагает соблюдение компанией своих юридических обязательств. Социальная ответственность компании отражается в ее экономических, технических и юридических обязательствах. Очевидно, что общество ожидает, что бизнес будет работать на основе прибыли и действовать в соответствии с законами, регулируемыми правительством. Актуальным вопросом в контексте реализации корпоративной социальной ответственности является правовое регулирование института стейкхолдеров, (англ. stakeholder), традиционно русифицируемом как «заинтересованная сторона». Рассмотрим специфику правового регулирования стейкхолдеров на примере Великобритании Канады.
Понятие «заинтересованная сторона» в настоящее время прочно вошло в терминологию законодательства Великобритании о компаниях. Наиболее очевидное проявление этой концепции можно найти в сложных положениях Закона о компаниях 2006 года [4]. Никто не станет отрицать тот факт, что акционер является заинтересованным лицом в компании. Акционеры, как правило, могут осуществлять свое право голоса в своих собственных экономических интересах. Строго говоря, член компании пользуется правами личной собственности на принадлежащие акции, но не на саму компанию. Тем не менее, концепция «первенства акционеров» прочно утвердилась в качестве доминирующей точки зрения. Это отражено в положениях статьи 172(1) Закона о компаниях 2006 года, устанавливающей требование к управляющим корпораций вести бизнес в интересах членов компании. На европейском уровне стоит отметить Директиву ЕС о правах акционеров (2007/36) [1], хотя влияние ее положений на корпоративное законодательство Великобритании невелико, но они представляют собой значимые шаги в направлении дальнейшего расширения прав и возможностей акционеров.
Директора имеют долю в компании при любых обстоятельствах. Эта доля является как непосредственно экономической, так и может быть неэкономической по своей природе (особенно в семейной фирме). Их управленческий интерес отражается в том факте, что неправомерное отстранение от управления может оправдать установление несправедливого предубеждения или даже прекращение деятельности на справедливых и равноправных основаниях (статья 122(1) (g) Закона о несостоятельности 1986 года [5]). Но они находятся в аномальном положении, потому что директора несут обязанности перед другими заинтересованными сторонами при осуществлении корпоративных полномочий в рамках своей управленческой роли. Невыполнение этих обязанностей может иметь серьезные последствия.
Статус кредиторов как заинтересованных сторон также неоспорим в наши дни. Понятие кредитора как заинтересованного лица является достаточно широким понятием. Права и полномочия кредиторов в британском законодательстве на ограничение усмотрения руководства корпорации различаются в зависимости от того, есть ли у кредитора обеспечение, и если да, то от характера такого обеспечения.
Сотрудники, бесспорно, также являются заинтересованными сторонами при любом взгляде на современную компанию. Но вклад их рабочей силы не всегда защищен так же хорошо, как вклад капитала акционерами и кредиторами. С 1980 года директора по закону обязаны учитывать интересы сотрудников, и теперь это подтверждается статьей 172(1)(b) Закона о компаниях 2006 года.
Чтобы усложнить ситуацию, сотрудник, конечно, может быть акционером. Директор обычно также является сотрудником корпорации и, вероятно, будет владеть некоторыми акциями компании. Что касается вопроса о директорах как о сотрудниках, открытым является вопрос о том должны ли они пользоваться тем же уровнем защиты, что и другие работники, особенно в том, что касается взыскания невыплаченной заработной платы и прав на доступ к государственным компенсационным фондам [7, с. 667].
Защита работников в корпоративном законодательстве по определению не распространяется на самозанятых поставщиков услуг, иногда называемых непрямыми работниками. Это растущий контингент в современной экономике. Никаких законодательных мер по этому вопросу принято не было. Поставщики трудовых услуг, по-видимому, подпадают под действие статьи 172 Закона о компаниях 2006 года, и директорам следует учитывать их интересы.
Необходимость учитывать интересы местного сообщества указана в статье 172(1)(d) с точки зрения бизнес-операций компании. Это еще одна область коммерческой деятельности, в которой государство часто берет на себя ответственность, требуя создания специальных региональных инвестиционных фондов и других местных инициатив для решения проблем сопутствующей безработицы. Это ставит корпоративную социальную ответственность в центр внимания многих компаний.
В течение последних лет в Великобритании существовало специальное отраслевое законодательство, предусматривающее ответственность компаний и их должностных лиц за нарушения экологических норм. Там, где государство является крупным инвестором в компанию, оно может попытаться повлиять на директоров, чтобы они проводили в жизнь экологически чистую политику компании, но окончательное решение должно быть за директорами, которые должны учитывать интересы жителей определенной местности. Очевидно, что в последнее время в Великобритании достигнуты значительные успехи в том, чтобы закрепить концепцию заинтересованной стороны в современном законодательстве о компаниях.
В англоязычном мире Канада всегда была пионером во внедрении режима регулирования заинтересованных сторон. Средство правовой защиты от угнетения, предусмотренное Законом Канады о коммерческих корпорациях (CBCA) [2], также доступно группам, не являющимся акционерами. Тем не менее, оно не применялось должным образом для разрешения споров, возникающих у корпоративных заинтересованных сторон. В Канаде нет истории первенства акционеров в его чистой или классической форме - ни в законодательстве, ни в судебных решениях. Скорее всего, Канада традиционно придерживается более широкой и детальной интерпретации природы коммерческих корпораций и взаимоотношений между несколькими группами в корпорациях, такими как акционеры, менеджеры и служащие.
Действительно, Канада была пионером среди юрисдикций общего права, включивших группы, не являющиеся акционерами, в рамки корпоративного права. Это было достигнуто путем наделения неакционеров, или так называемых заинтересованных сторон, наряду с акционерами, соответствующими правами защиты их от произвольных действий руководства корпорации. Распространяя средства правовой защиты от притеснения на группы, не являющиеся акционерами, CBCA признает интерес или «долю», которую эти другие группы также имеют в коммерческих корпорациях. Средства правовой защиты предназначены для увеличения числа лиц, которые могут требовать возмещения ущерба в связи с любым ущербом, нанесенным их «интересам».
Сам термин «заинтересованные стороны» появился в США в 1980-х годах в разгар ожесточенных битв, которые велись за поглощение бизнес-корпораций. С тех пор эта концепция получила все большее распространение в корпоративном праве. Справедливости ради следует отметить, что забота о кредиторах, которые являются важной группой, не являющейся акционером, была одним из ключевых принципов корпоративного права с момента его становления. Исторически сложилось так, что в Северной Америке в деятельности корпораций признавался элемент общественных интересов. В соответствии с этим Канадский закон о корпорациях (CCA) [3], принятый в 1965 году, санкционировал социальную активность корпораций. Это позволяло коммерческим корпорациям делать взносы в пользу сотрудников или бывших сотрудников, а также на любые общественные, общие или полезные цели. Это было аналогично положению в нескольких американских юрисдикциях того времени.
Важно отметить, что Закон о корпорациях не привязывал взносы к какой-либо выгоде для корпораций, фактической или потенциальной. Это привело бы корпоративную филантропию к жанру того, что в настоящее время называется «Просвещенной акционерной стоимостью» (Enlightened shareholder value), которая интерпретирует рассмотрение групп, не являющихся акционерами, в качестве объекта внимания со стороны руководства корпорации для продвижения долгосрочных деловых интересов корпораций и повышения акционерной стоимости. Социальная активность, поддерживаемая Законом о корпорациях, является более альтруистичной. Корпоративные инициативы по улучшению не должны были быть обоснованы с точки зрения их пользы для корпораций или даже возможности получения выгоды [6, с. 2446].
Еще один элемент заботы заинтересованных сторон в корпоративном праве Северной Америки можно увидеть в его защитном отношении к сотрудникам. Несколько корпоративных законов в США налагают личную ответственность на директоров за невыплаченную заработную плату при соблюдении определенных условий. В Канаде аналогичное положение содержится в Законе о корпорациях. Время от времени высказывались предположения о том, что корпоративное законодательство слишком узко фокусируется на акционерах и игнорирует реальность того, что другие стороны, особенно сотрудники и кредиторы корпорации, затронуты и обеспокоены тем, что делают корпорации. Из этого следует, таким образом, аргумент, что эти группы должны иметь некоторый голос при выборе корпоративных директоров. Более того, говорится, что в деятельности корпораций существует широкий общественный интерес, и этот интерес также должен быть представлен в залах заседаний корпораций.
Другие группы, такие как работники или поставщики, традиционно не признавались имеющими необходимый интерес к корпорациям. Это логично в экономическом смысле, поскольку другие группы обычно имеют лишь ограниченный интерес, который обычно определяется в их контрактах с корпорациями. В любом случае, включение всех корпоративных групп в механизм защиты от производных действий в CBCA представляет собой прогресс в реализации принципа заинтересованных сторон. Это усиливает тенденцию институционализации видения корпоративного управления заинтересованными сторонами.