Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Возможности применения налоговых льгот при реализации инвестиционных проектов

В статье рассматриваются возможности стимулирования экономического развития России путем предоставления налоговых льгот организациям при реализации инвестиционных проектов.

Улучшение инвестиционного климата в России имеет высокое социально-экономическое значение, так как в результате привлечения инвестиций создаются возможности для создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры и общего повышения уровня жизни населения. В рамках статьи также анализируются существующие формы осуществления инвестиционной деятельности с точки зрения налогового законодательства (региональный инвестиционный проект; специальный инвестиционный контракт; территория опережающего социально-экономического развития; особая экономическая зона). Применение налоговых льгот позволяет организациям достичь экономического эффекта в виде налоговой экономии в долгосрочном периоде, что оказывает позитивное влияние на российскую экономику.

Ключевые слова: государство, инвестиции, инвестиционный проект, налог, налоговая льгота, капитальные вложения.

СПИРИДОНОВ Андрей Алексеевич
магистрант Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

ЭЙДЕМИЛЛЕР Константин Юрьевич
кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры международных гуманитарных связей Санкт-Петербургского государственного университета

ЕРМОЛИНА Марина Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета

МАТВЕЕВСКАЯ Анна Сергеевна
кандидат географических наук, доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета

SPIRIDONOV Andrey Alekseevich

magister student of the Faculty of Economics of the Saint-Petersburg State University

EIDEMILLER Konstantin Yurjevich

Ph.D. in geographical sciences, senior lecturer of International humanitarian relations sub-faculty of the Saint-Petersburg State University

ERMOLINA Marina Anatoljevna

Ph.D. in Law, associate professor of World politics sub-faculty of the Saint-Petersburg State University

MATVEEVSKAYA Anna Sergeevna

Ph.D. in geographical sciences, associate professor of World politics sub-faculty of the Saint-Petersburg State University

THE POSSIBILITIES OF APPLYING TAX BENEFITS IN THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS

The article discusses the possibilities of stimulating the economic development of Russia by providing tax benefits to organizations in the implementation of investment projects. Improving the investment climate in Russia is of high socio-economic importance, as a result of attracting investments, opportunities are created to create new jobs, develop infrastructure and generally improve the standard of living of the population. The article also analyzes the existing forms of investment activity from the point of view of tax legislation (regional investment project; special investment contract; territory of advanced socio-economic development; special economic zone). The application of tax benefits allows organizations to achieve an economic effect in the form of tax savings in the long term, which has a positive impact on the Russian economy.

Keywords: state, investments, investment project, tax, tax benefit, capital investments.

На сегодняшний день проблема законного снижения объема налоговых обязательств является одной из наиболее актуальных задач для российских компаний. Применяемые меры по снижению объема налоговых платежей позволяют организации увеличить чистую прибыль за счет уменьшения сумм налогов, вычитаемых из сумм валовой прибыли.

С целью уменьшения размера налоговых обязательств компании стремятся к разработке и применению комплекса мер, направленных на снижение объема налоговых плате­жей. Данные меры включают в себя применение налоговых льгот, а также льготных налоговых режимов, предусмотрен­ных действующим законодательством. С точки зрения го­сударства, применение налоговых льгот позволяет допол­нительно стимулировать развитие сфер экономики путем осуществления инвестиций со стороны организаций. Пример HTML-страницы

Действующим налоговым законодательством установ­лены различные формы осуществления инвестиционной деятельности, предусматривающие предоставление налого­вых льгот. Реализация инвестиционных проектов на терри­тории России имеет высокое значение с точки зрения разви­тия экономики. В условиях изменяющейся экономической ситуации данный вопрос имеет высокую актуальность. Для успешного осуществления инвестиционной деятельности необходимо улучшение инвестиционного климата, который напрямую зависит от правового регулирования, системы на­логообложения, мер стимулирования инвестиций и ряда других факторов.

Благоприятные условия для привлечения инвесторов являются основополагающим компонентом развития конку­рентоспособности как отдельного региона, так и всего госу­дарства [1, с. 36]. Важной задачей государственного регули­рования инвестиционной деятельности является создание условий для реализации проектов не только на федеральном уровне и в регионах, обладающих развитой экономикой, но и в менее развитых субъектах.

Действующим налоговым законодательством предус­мотрены различные формы осуществления инвестиционной деятельности:

  1. Региональный инвестиционный проект (РИП) - инве­стиционный проект, целью которого является производство товаров и который одновременно удовлетворяет ряду усло­вий о сроках, суммах капитальных вложений и территории, на которой осуществляется производство в рамках реализа­ции РИП (ст. 25.8 НК РФ) [2, с. 852]. При этом Налоговый ко­декс РФ устанавливает два возможных режима реализации РИП:
  • в результате включения компании в реестр участников РИП в субъекте РФ, имеющем соответствующую норматив­но-правовую базу (реестровый РИП). Для включения в реестр участников РИП организация направляет в уполномоченный орган заявление о включении в реестр с приложением соот­ветствующих документов;
  • в результате подачи компанией заявления в налого­вый орган о применении установленных налоговых льгот для компаний, реализующих РИП без включения в реестр для закрытого перечня субъектов РФ (нереестровый РИП). Для получения статуса участника РИП без включения в реестр необходимо соблюдение следующих требований: признана налоговая прибыль от реализации товаров в рамках РИП, выполнено требование к минимальному объему капиталь­ных вложений, в налоговый орган направлено заявление о применении налоговой льготы с указанием сроков и объема капитальных вложений.

Налогоплательщик-участник РИП при соответствии установленным требованиям вправе применять следующие льготы в течение не более 10 лет:

  • по налогу на прибыль,
  • по налогу на добычу полезных ископаемых,
  • по налогу на имущество (устанавливается региональ­ным законодательством).

Создание режима РИП обусловлено государственным стремлением к развитию Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Согласно замыслу, создание данного режима реализации инвестиционных проектов позволит привлечь инвестиции в развитие промышленности в указан­ных регионах. Для достижения данной цели также были соз­даны территории опережающего социально-экономическо­го развития и режим «Свободный порт Владивосток».

Согласно экспертным оценкам, данные инициативы позволили привлечь инвесторов в данные регионы. Так, со­гласно исследованию компании Ernst & Young за 2015 г. «Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов», инвестиционный климат на территориях Даль­невосточного и Сибирского федеральных округов существен­но улучшился, что позволило привлечь инвестиции ино­странных компаний [3].

  1. Специальный инвестиционный контракт (СПИК) - соглашение между инвестором и государством (в лице РФ,

?объекта РФ и муниципального образования), в котором иксируются обязательства инвестора реализовать инвести­ционный проект, а также обязательства государства в тече­ние срока СПИК обеспечивать стабильность условий веде­ния бизнеса и предоставлять инвестору меры господдержки. Целью проекта, реализуемого инвестором, должно являться внедрение или разработка и внедрение современной техно­логии из перечня, утверждаемого Правительством РФ, по­зволяющей осуществлять производство продукции, конку­рентоспособной на мировом уровне (Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ) [4, с. 3576].

Налогоплательщик-участник СПИК при соответствии установленным требованиям вправе применять налоговые льготы по налогу на прибыль. При этом срок применения льготы зависит от объема инвестиций.

  1. Территория опережающего социально-экономиче­ского развития (ТОСЭР / ТОР) - это часть территории субъек­та РФ, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления пред­принимательской и иной деятельности в целях формирова­ния благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного социально-экономического развития и созда­ния комфортных условий для обеспечения жизнедеятель­ности населения (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ) [5, с. 12].

Налогоплательщик-резидент ТОР при соответствии установленным требованиям вправе применять следующие налоговые льготы на протяжении 10 лет:

- по налогу на прибыль,

  • по налогу на имущество,
  • по земельному налогу,
  • по страховым взносам.
  1. Особая Экономическая Зона (ОЭЗ) - часть террито­рии Российской Федерации, которая определяется Прави­тельством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской дея­тельности, а также может применяться таможенная проце­дура свободной таможенной зоны (Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ) [6, с. 1452].

Особые экономические зоны создаются в целях разви­тия обрабатывающих отраслей экономики, высокотехноло­гичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно­курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результа­тов, производства новых видов продукции.

Для участников особой экономической зоны предусмо­трены следующие льготы:

  • по налогу на прибыль,
  • по налогу на имущество,
  • по земельному налогу,
  • по страховым взносам.

Для достижения максимального эффекта от налоговой оптимизации в виде максимально возможного уменьшения объема налоговых платежей, необходимо выбрать наиболее выгодную форму осуществления деятельности с учетом уста­новленных требований и ограничений.

При этом территориальные ограничения для примене­ния налоговых льгот установлены с целью привлечения инве­стиций в тот или иной регион, создания новых рабочих мест с заработной платой, развития инфраструктуры и общего повышения уровня жизни жителей этой территории.

Таким образом, можно констатировать, что одним из наиболее предпочтительных методов, позволяющих до­стигнуть уменьшения сумм налоговых платежей, является применение налоговых льгот. С точки зрения государства, применение налоговых льгот позволяет дополнительно сти­мулировать развитие сфер экономики путем осуществления инвестиций со стороны организаций, так как применение льгот возможно при выполнении необходимых условий, установленных законодательством (осуществление мини­мального объема капитальных вложений и т. д.).

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях