№ 9 (112) 2017г.
S. V. CHERNICHENKO:
PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW AND REVOLUTION
Interview with Chernichenko Stanislav Valentinovich Honored worker of science of the Russian Federation, Ph.D. in Law, professor, chief scientific researcher of the Institute of the State and Law of the Russian Academy of Sciences.
Визитная карточка:
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент Российской Ассоциации международного права, президент Международно-правового клуба.
Родился в Москве 11 января 1935 г.
Окончил в 1958 г. юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Кандидатскую диссертацию защитил в 1964 г., докторскую - в 1978 г.
1958-1960 гг. - инспектор ОВИР УВД Мосгорисполкома (лейтенант милиции).
1960-1963 гг. - аспирант очного отделения кафедры международного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 1963-1964 гг. - старший консультант Инюрколлегии.
1967-1974 гг. - доцент кафедры международного права Высшей дипломатической школы МИД СССР.
1974-1979 гг. - доцент кафедры международного права Дипломатической академии МИД СССР.
1979-1989 гг. - профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД СССР.
1989-2008 гг. - руководитель Центра международного права и гуманитарных проблем ИАМП Дипломатической академии МИД России.
2008-н.в. - советник Центра международного права и международной безопасности ИАМП Дипакадемии МИД России.
1998-2001 гг. - член рабочей группы по подготовке новой редакции Закона о гражданстве Российской Федерации (создана комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ).
2002-2010 гг. - член экспертного совета по международному праву ВАК РФ.
2004-2008 гг. - член комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должность федеральных судей при Президенте РФ.
2008-н.в. - член совета по международному праву при МИД России.
2012-н.в. - член совета по совершенствованию законодательства при Государственной Думе.
2012-н.в. - главный научный сотрудник Института государства и права РАН.
1974-1987 гг. - член делегации СССР в Комиссии ООН по правам человека.
1987 г. - вице-президент Конгресса ЮНЕСКО по преподаванию прав человека, информации и документации (Мальта).
1988-1998 гг. - член (независимый эксперт) Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (в 1999 г. переименована в Подкомиссию по поощрению и защите прав человека).
1990-1994 гг. - специальный докладчик Подкомиссии по вопросу о праве на справедливое судебное разбирательство.
1993 г. - участник в качестве специального докладчика Подкомиссии во Всемирной конференции по правам человека (Вена).
1999 г. - член комиссии (состоящей из независимых российских экспертов) по международно-правовой оценке событий вокруг Югославии.
В октябре 1999 г. - председатель 2-й (Белградской) сессии комиссии.
Осенью 1999 г. был направлен МИД России в Камбоджу по приглашению премьер-министра Камбоджи. Консультировал камбоджийские власти по вопросу об организации суда над лидерами красных кхмеров.
2004-2008 гг. - член Консультативного комитета по защите национальных меньшинств Совета Европы (в личном качестве).
1989-н.в. - член диссертационных советов при Дипломатической академии МИД России и ИГП РАН.
Опубликовал около 400 работ по международному праву.
Периодически привлекается МИД России к консультациям по различного рода вопросам, связанным с международным правом.
********************************************************************************
- Уважаемый Станислав Валентинович, что можно сказать в общей форме о влиянии революции на международное право?
- Революции, отражающие глубинные процессы в жизни общества, всегда приводят к изменению в международном праве. Сам термин «революция» употребляется в различных значениях. Не задерживаясь на толкованиях этого понятия, надо подчеркнуть, что, во всяком случае, когда речь идет именно о глубинных процессах человеческого общества, термин «революция» скорее всего не будет вызывать возражений.
Размышляя о влиянии революций на международное право, целесообразно обратить особое внимание на цепь событий, относящихся к началу ХХ века. Характеризуя их, следует обозначать эту цепь событий как Великую российскую революцию. Февральская революция, октябрьская революция и последующая гражданская война - это вехи того, что можно представить как единый революционный процесс. Великая российская революция длилась с февраля 1917 г. до 1922 г., когда закончилась гражданская война на Дальнем Востоке.
- Можно ли считать революцию плодом объективного процесса, и оказывает ли она стимулирующее влияние на международное право?
- Революции, о которых мы говорим, не совершаются по плану и не результат чьей-то злой воли. Они происходят под действием объективных закономерностей общественного развития. По выражению К. Маркса это локомотивы истории. Никто не будет отрицать, что они связаны и со страданиями тех или иных групп людей. Но их нельзя воспринимать как катастрофу. Можно даже сказать, что революция, затрагивающая социальные основы общества, отражает стремление народных масс к справедливости. В первую очередь, это относится к революции 1917-1922 годов. Другое дело то, что это недостижимо, так как построение абсолютно справедливого общества означало бы конец развития.
Вместе с тем, объективная основа революции не препятствует анализу движущих сил революционного процесса, моральной оценки деятельности лидеров данного процесса, перспектив общественного развития под его влиянием.
Рассматривая влияние российской революции на международное право, необходимо исходить из долгосрочного влияния, а не то, что представляет чисто исторический интерес. Можно поэтому утверждать, что оно актуально и спустя 100 лет. Конечно, его воздействие на межгосударственные отношения в ряде случаев не является прямым. Оно, несомненно, присутствует так или иначе, оказывает стимулирующее воздействие на международную жизнь, хотя, вероятно, современные политические деятели чаще всего этого не сознают.
- Какова роль революции, на Ваш взгляд, в расширении сферы действия международного права?
- Можно считать, что российская революция сыграла одну из ведущих ролей в росте взаимозависимости государств и превращении международного права во всемирное, которое означало исчезновение международного права «цивилизованных народов». Еще в начале ХХ века международное право носило отпечаток «евроцентризма». Вспомним, например, известный курс Ф. Ф. Мартенса. Через 20 лет о цивилизованных или «образованных» народах стали забывать. Произошло это, разумеется, не за один день, наблюдались рецидивы прошлого. Достаточно сослаться на мандатную систему Лиги Наций. Дань прошлому надо считать и систему опеки, существовавшую в рамках ООН в течение ряда лет. Но общую тенденцию развития международного права надо отметить.
- Станислав Валентинович, что Вы думаете о влиянии революции на принципы международного права?
- Говоря о революции, важно подчеркнуть и влияние ее на принципы международного права. Прежде всего, было бы правильным указать на превращение государственного суверенитета в международно-правовую категорию. Не обсуждая вопрос об эволюции этого понятия, сейчас можно думать, что если бы существовало только одно государство, суверенитет был бы не нужен как правовое качество или свойство государства. Это не значит, что международное право наделяет государство суверенитетом. Оно исходит из того, что каждое государство, если оно действительно государство, им обладает. Один из международно-правовых принципов - принцип суверенного равенства государств.
Представления о том, что существуют принципы международного права, образующие каркас современного международного права, появляются, видимо, в двадцатые годы ХХ века. Термин «основные принципы международного права» популярен в отечественной доктрине и практике. В западной юридической литературе предпочитают говорить об общих принципах международного права. В конце концов, не в названии дело. Речь идет об общепризнанных принципах самого важного характера. Некоторые из них были известны в определенной мере и ранее, как, скажем, принцип невмешательства во внутренние дела государств. В полной мере они стали восприниматься после принятия Устава ООН, причем не только как принципы ООН, а как именно принципы международного права, в целом, безотносительно к участию государств в ООН. Они в этом смысле приобрели качество общепризнанных международно-правовых обычных норм.
Не ставя перед собой задачу перечислить основные принципы международного права, ограничимся выводом, что почти все они названы в известной Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. Декларация является рекомендацией, но давно признано, что она рассматривается как официальное толкование соответствующих принципов со стороны ООН. В перечень основных принципов, указанных в Декларации, не вошли принцип территориальной целостности (неприкосновенности) и принцип уважения прав человека, которые косвенно закреплены в Уставе ООН и признаны также как основные в ряде международных документов.
- Есть ли основания считать, что в императивные нормы международного права входят основные принципы международного права?
- В ХХ веке возникает понятие императивных норм международного права (во второй половине), т.е. норм, отступление от которых невозможно (в первую очередь в договорном порядке). Распространена точка зрения, согласно которой к основным принципам международного права относятся императивные нормы (jus cogens). Ее следовало бы поддержать. Такие нормы закрепляют обязательства erga omnes (обязательства каждого государства в отношении всех членов межгосударственного сообщества). В связи с этим может привлечь внимание один аспект принципа невмешательства. Долгое время Советский Союз обвиняли в экспорте революции, помня об учении о мировой революции. Ясно, что это противоречит принципу невмешательства. Но США после Второй мировой войны последовательно проводили доктрину экспорта демократии американского образца, которая не в меньшей степени противоречит указанному принципу. Только президент Д. Трамп в 2017 году заявил, по крайней мере, на словах, об отказе от этой политики.
- Что можно выделить, говоря об эволюции принципов международного права?
- Постепенно начали различать агрессию и вооруженное нападение. Советское определение агрессии было использовано в конвенциях 1933 года об определении нападающей стороны. В то время между агрессией и нападающей стороной ставили знак равенства. С принятием Устава ООН определение акта агрессии было отнесено к компетенции Совета Безопасности, а государство - жертва нападения вправе прибегнуть к самообороне, не дожидаясь решения Совета Безопасности. Какие-либо превентивные действия с применением вооруженной силы правомерны только по решению Совета Безопасности.
В современных условиях происходит дальнейшее уточнение понятия вооруженного нападения. События в Абхазии в 2008 году заставляют считать началом вооруженного нападения ввод грузинских войск в Кадорское ущелье и оставление карт с указанием предполагаемого движения этих войск на территории Абхазии после поспешного их отступления. Иными словами, при такой ситуации приготовление к крупномасштабному вооруженному нападению с полным основанием должно рассматриваться как уже начавшееся вооруженное нападение.
Вопрос о недопустимости агрессии и вооруженного нападения - это часть вопроса о недопустимости в свете принципа неприменения силы или ее угрозы применения в межгосударственных отношениях. Раскрывая его содержание, надо обратить внимание, что в настоящее время он не распространяется на некоторые ситуации. Так, правомерно оказание вооруженной поддержки государству по просьбе его правительства в борьбе с международным терроризмом (помощь, оказываемая Россией Сирии).
Устав ООН предусматривает и другой важнейший принцип - равноправие и самоопределение народов. Он не обязательно подразумевает отделение народа из состава того или иного государства. Но он утверждает приоритет права именно народа на самоопределение, а не наций, хотя и нации также имеют это право. Народ более широкое понятие. Недопустимо исключать какие-то слои населения из гражданства под предлогом того, что они не принадлежат к нации, составляющей большинство в данном государстве. Надо помнить и то, что в части государств Африки нации еще не сложились, а народы их стран существуют. Иногда при образовании конкретного государства немаловажное значение приобретает территория, на которой традиционно проживает соответствующая нация (например Абхазия).
Государства обязаны в силу принципа уважения прав человека предотвращать их нарушение. Прежде всего, это касается нарушений императивных норм. Среди них необходимо выделить опасность серьезных нарушений. Особую опасность представляют тяжкие (grave) нарушения, называемые часто международными преступлениями. Это не только нарушения прав человека. К сожалению, есть здесь и нарушения прав человека - военные преступления, преступления против человечности, преступления против мира.
поставлять друг другу. Все они одинаково важны. И у всех них можно обнаружить в какой-то степени корни в революции.
- Какое пожелание Вы хотели бы высказать?
- В заключение уместно подчеркнуть, что настало время установить в нашей стране нерабочий день - памятную дату, посвященную дню Великой российской революции.
Интервью брал: