Наш собеседник — А.А. Ковалев, доктор юридических наук, профессор Дипломатической академии МИД России, Заслуженный деятель науки РФ.
№ 5 (48) 2012г.
— Многоуважаемый Александр Антонович, судя по всему, время длительных дискуссий насчет того, вступать или не вступать России во Всемирную Торговую Организацию уже прошло…
— После 18 лет непростых переговоров Россия присоединилась ко Всемирной Торговой Организации (ВТО), являющейся наиболее авторитетной международной организацией, объединяющей 149 государств и регулирующей до 95 % мирового внешнеторгового оборота. Еще около 30 государств ведут переговоры о присоединении к ВТО. Становится все более используемым термин «право ВТО». Для исследования вопроса о том, какие правовые последствия наступают для России и ее правовой системы, каково воздействие права ВТО на внутренний правопорядок России, целесообразно, на наш взгляд, изучить основные нормы и принципы «права ВТО».
— То есть Вы, уважаемый профессор, выделяете право ВТО как институт в системе международного экономического права?
— В самом общем виде под правом ВТО понимается система норм и принципов ВТО, устанавливающих правила торговли товарами и услугами. Посредством права ВТО, через систему принципов, норм, соглашений часть внутригосударственных полномочий в сфере внешней торговли ставится под международно-правовое регулирование. Наиболее детальное определение «права ВТО», сформулированное проф. В.М Шумиловым, сводится к следующему. По его мнению, термин «право ВТО» используется в нескольких значениях, в частности, как нормы внутренних регламентов, определяющих порядок и прочие вопросы функционирования органов ВТО; как нормы решений / резолюций органов ВТО, принимаемых для обеспечения целей Организации в соответствии с ее правосубъектностью; как систему из более чем 50 соглашений, составляющих «пакет ВТО»; как нормы всех вышеперечисленных актов в совокупности. Перечень этих соглашений приводится в приложении к Соглашению об учреждении ВТО.
— Александр Антонович, может, прежде чем перейти к анализу правовых последствий для России в связи с ее вступлением в ВТО, сделаете замечания общего порядка?
— Согласен. Во-первых, процессы экономической глобализации, происходящие в мире, объективно повышают возможности развития каждого государства, но при этом возрастает значимость международно-правового регулирования в сфере глобальной экономики, нацеленного на создание условий для гармоничного социально-экономического развития всех, а не только экономически развитых стран.
Во-вторых, международно-правовой особенностью права ВТО является обязательность для государств-членов ВТО обеспечения соответствия своих законов, иных нормативных актов и административных процедур своим обязательствам, предусмотренным в Соглашении об учреждении Всемирной торговой организации.
В-третьих, динамика развития права ВТО, начиная с создания в 1947 г. Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-47), характеризуется практическим сужением правоспособности государств-членов ВТО в сфере экономики, обусловленным необходимостью выбирать общие направления в ущерб национальным. При этом для государств, вступающих в ВТО после ее учреждения, условия присоединения к Соглашению об учреждении ВТО становятся более жесткими, чем для государств, ставших членами ВТО в момент ее учреждения.
В-четвертых, нерегулируемые на международно-правовом уровне трансграничные финансовые потоки в условиях глобальной либерализации обладают фактически полной свободой перемещения. Именно в области финансов ощутимее всего внешнее воздействие факторов, влияющих на внутригосударственные процессы.
В-пятых, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) отражает, в основном, интересы индустриально развитых государств. С момента учреждения ВТО порядок охраны прав интеллектуальной собственности, действовавший лишь между ограниченной группой государств, со временем стал составной частью права ВТО, усилив правовую защиту созданным в разное время нормам, касающимся различных объектов интеллектуальной собственности. С момента присоединения к Соглашению об учреждении ВТО данное обстоятельство будет иметь существенные последствия для экономики России.
В-шестых, по нашему мнению, право ВТО в его современном состоянии не вполне отвечает интересам безопасной интеграции российской экономики в систему глобальных торгово-финансовых отношений. Однако участие России в длительном переговорном процессе об условиях присоединения к Соглашению об учреждении ВТО с учетом ее интересов и последующее вступление в эту организацию обеспечит России возможность равноправного сотрудничества на международных рынках и позволит принимать активное участие в развитии права ВТО в будущем.
В-седьмых, для эффективного участия России в работе ВТО, на наш взгляд, необходимо, понимая интересы всех участников глобальных экономических отношений, учитывая особенности современного этапа экономической глобализации, уровень развития международно-правового регулирования глобальных экономических процессов и специфику территориального экономического устройства России, выработать комплексный план мероприятий с определением направлений и последовательности предпринимаемых шагов в рамках ВТО. Предоставленный России семилетний переходный период позволит ей перейти к более долгосрочным ориентирам в своей торговой политике.
— А теперь, пожалуйста, расскажите, какие трудности ожидают нашу страну в плане взаимодействия национального законодательства и норм ВТО?
— Говоря о правовых последствиях присоединения России, следует отметить, что основное последствие заключается в том, что Россия, будучи членом ВТО, должна будет соблюдать основные принципы и нормы рассмотренного выше права ВТО, для чего ей будет необходимо привести свое национальное законодательство и практику его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО, что означает, по сути дела, трансформацию права ВТО в российскую правовую систему.
Этой работой по пересмотру существующих и принятию новых законов и ведомственных актов в сфере торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности Россия занимается с 1994 г., с момента принятия политического решения о вступлении в ВТО. По оценкам специалистов, для того, чтобы Россия могла выполнить свои обязательства по приведению своего законодательства в соответствие с правом ВТО, ей предстояло пересмотреть около 100 законодательных актов и 1000 ведомственных инструкций. К моменту принятия России в ВТО большая часть соответствующих российских законодательных актов была уже пересмотрена.
— И какие приоритетные направления Вы хотели бы выделить?
— Первым принципом права ВТО, которому должна следовать Россия как член ВТО, — это принцип наиболее благоприятствуемой нации, то есть речь идет о режиме наибольшего благоприятствования. Это означает, что по общему правилу Россия не может предъявлять к товарам, услугам и поставщикам этих товаров и услуг из одной страны требования более строгие, чем те, которые мы предъявляем поставщикам товаров и услуг из любой другой страны.
Данный принцип Россия применяет на основе двусторонних соглашений по торговле товарами и в отдельных случаях в отношении инвестиций. Применение режима наибольшего благоприятствования в отношении инвестиционной деятельности имеет особое значение для сферы услуг, поскольку услуги обычно предоставляются путем коммерческого присутствия, то есть через учреждение компаний на территории конкретного государства, в данном случае, России. С момента принятия России в ВТО режим наибольшего благоприятствования будет распространяться на все виды внешнеэкономической деятельности.
Второй принцип ВТО, которому будет следовать Россия — это национальный режим. Национальный режим подразумевает, что после того, как товар прошел таможенную очистку, к нему не могут предъявляться иные требования, чем те, которые предъявляются к аналогичным товарам отечественного происхождения. Например, если мы ввозим автомобиль, мы заплатили пошлину, и к его техническим параметрам, к условиям сертификации, к условиям транспортировки, к условиям продажи не могут предъявляться более жесткие или иные требования, чем те, которые предъявляться к отечественным автомобилям.
Здесь у России нет больших проблем, за исключением одной. Она связана с тем, что в России применяются дифференцированные транспортные тарифы на железнодорожные перевозки импортных и отечественных товаров. Понятно, что эту практику придется отменить.
Третьим принципом права ВТО, которому придется следовать России в связи с ее присоединением к этой организации, является отмена нетарифных ограничений в торговле товарами, принятое на Уругвайском раунде ГАТТ в 1994 г. В настоящее время в Европе таких нетарифных ограничений в торговле достаточно много. К ним, в частности, относятся барьеры по шумности самолетов, по упаковке, по выхлопам автомашин и т.п. Против России на мировом рынке действует 100 ограничительных мер, в том числе антидемпинговые процедуры, из-за которых страна теряет $2 млрд. в год.
Следующим принципом права ВТО, который должен учитываться Россией, является принцип транспарентности торговой политики, заключающийся в том, что все законодательные акты, регулирующие торговлю товарами и услугами, должны публиковаться до момента их вступления в силу. В этой связи, на наш взгляд, необходимо пересмотреть новый российский закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, который содержит невыполнимые требования для выполнения условия транспарентности торгового режима и законодательства.
В связи с принятием России в ВТО ей придется также следовать принципу разрешения возникающих торговых споров путем проведения соответствующих переговоров и консультаций. Это значит, что перед передачей спора в квазисудебный орган ВТО, коим является Орган по разрешению споров (ОРС) 5), а тем более перед принятием жестких ответных мер и развязыванием торговых войн спорящим сторонам необходимо сначала договориться.
Рассматривая правовые последствия вступления России в ВТО, следует отдельно остановиться на либерализации рынков финансовых услуг для иностранных поставщиков на всех уровнях международно-правового регулирования. В настоящее время Российская Федерация не достигла того уровня регулирования и стандартов, которые приняты в Европейском Союзе. В частности, принцип европейской Единой лицензии и свободы трансграничного оказания услуг не соответствует таким положениям российского законодательства как требование о том, чтобы компании, оказывающие финансовые услуги, были созданы в соответствии с правом России, квотирование иностранного капитала в российских компаниях и т.п.
— Как Вы, известный специалист в сфере международного экономического права, обосновали бы основную концепцию правовых последствий присоединения России к ВТО в сфере предоставления финансовых услуг?
— Мое видение правовых последствий присоединения России к ВТО основано на анализе режима финансовых услуг в праве ВТО и сводится к следующему.
Предоставление режима наибольшего благоприятствования в соответствии с правом ВТО позволит создать здоровую конкуренцию иностранных операторов на российском рынке финансовых услуг. Параллельное предоставление предусмотренного правом ВТО национального режима позволит поставить российские компании, оказывающие финансовые услуги, в равные условия с иностранными. Российская Федерация имеет возможность не брать на себя обязательств по альтернативной Договоренности по обязательствам, касающимся финансовых услуг, а избрать базовый подход Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).
Россия также получает права и преимущества государства-члена ВТО, в том числе может пользоваться режимом наиболее благоприятствуемой нации. Это означает, что российские финансовые операторы получают в формально-юридическом плане больше прав и преимуществ по отношению к рынкам финансовых услуг развитых государств, чем операторы из развитых государств по отношению к российским. В силу таких юридических последствий присоединения России к ВТО поставщики финансовых услуг получат в долгосрочной перспективе значительные экономические преимущества, поскольку они могут свободно выходить на мировые рынки финансовых услуг и конкурировать на равных условиях с лидирующими ныне транснациональными компаниями финансового сектора.
Эта концепция с учетом того, что правовое регулирование финансовых услуг в России пока не полностью соответствует регулированию указанной сферы в ЕС, свидетельствует о том, что на данном этапе наиболее приемлемым путем для внешнеэкономической политики России в данной области было бы следование именно универсальному подходу ВТО, учитывающему интересы как развитых, так и развивающихся государств, не умаляя при этом значимости дальнейшей постепенной гармонизации российского внутригсударственного права с правом ВТО в области финансовых услуг.
В практическом плане условия в области финансовых услуг, на которых Россия вступила в ВТО, сводятся, в частности, к тому, что иностранные банки продолжают работать в России через дочерние структуры. Желающий выйти на российский рынок банк филиал открыть не сможет. Общая квота на участие иностранного капитала в банковском секторе не может превышать 50 %. Принципиальная позиция России в этом плане заключается в том, что иностранные банки не должны иметь права открывать филиалы, поскольку российский рынок банковских услуг к такой конкуренции не готов. Страховые же компании смогут работать на российском рынке страхования через филиалы, но лишь через 9 лет после вступления России в ВТО, т.е. начиная с 2021 года, что даст возможность страховщикам соответствующим образом подготовиться к конкуренции на этом рынке. В настоящее же время российский рынок страхования имущества и страхования от несчастных случаев, по мнению аналитиков Unicredit, находится на начальном этапе развития с точки зрения капитала, и в России недостаточно развит рынок страхования жизни.
— Как ожидается, вступление России в ВТО, что, как было показано выше, предполагает трансформацию права ВТО в российскую правовую систему, создаст для России ряд преимуществ. В чем конкретно они заключаются?
— Эти преимущества можно, думаю, суммировать следующим образом.
Во-первых, будет обеспечено получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений с государствами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики.
Во-вторых, будет устранена дискриминация в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами по торгово-экономическим вопросам.
В-третьих, членство в ВТО предоставит России возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в работе ВТО и других международных организациях при выработке новых правил международной торговли.
— Спасибо Вам, дорогой Александр Антонович, за конкретную содержательную беседу!
Беседовал И.З. Фархутдинов, доктор юридических наук