№ 6 (61) 2013г.
INTERNATIONAL LAW RULES STATE BEHAVIOR
An interview with K.A. Bekyashev, Head of International Law sub-faculty of the O.E. Kutafin Moscow State Law University (MSAL), member of the United Nations Permanent Court of Arbitration, Dr of Law, Professor.
Визитная карточка:
Бекяшев Камиль Абдулович родился 26 августа 1943 г. в Мордовской АССР, Россия.
После окончания средней школы работал на предприятиях Ленинграда. в 1962 г. поступил на очное отделение юридического факультета ленинградского государственного университета. в октябре 1962 г. был призван в ряды советской Армии. После службы вернулся в университет, учебу в котором окончил в 1968 г. работал на научных должностях в институтах Союзморниипроект, ВНИЭРХ, ИМЭМО АН СССР. С 1990 г. - заведующий кафедрой международного права Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ), МЮИ, МГЮА. Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, почетный работник рыбного хозяйства, ветеран МГЮА. С 1986 г. - доктор юридических наук, профессор. Автор более 20 книг и 350 научных статей по международному праву, морскому и рыболовному праву.
Книга Камиля Абдуловича Бекяшева «Международные морские организации» переведена в Нидерландах, США и Японии. Является соавтором и ответственным редактором инновационного учебника «Международное публичное право» (в 2010 г. этот учебник был отмечен всероссийским конкурсом «Лучшая научная книга года»). Участник дипломатических конференций по разработке и принятию Соглашения ООН о трансграничных рыбных ресурсах (всех пяти сессий), Конвенции ИМО о дипломировании моряков и несении ими вахты, Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве, Конвенции МОТ о труде в рыболовном секторе, Соглашения ФАО о контроле судов в портах, а также многих двусторонних соглашений по морскому рыболовству и охране морской среды. Участник многих сессий Ассамблеи ИМО и ее комитетов. С 2000 г. участвует в работе сессий Комитета по рыболовству ФАО, многих региональных организаций по управлению рыболовством. Член Постоянной палаты третейского суда (назначен распоряжениями Правительства рФ). в качестве арбитра в июле 2012 г. участвовал в рассмотрении иска РФ к Комиссии по рыболовству в ЮТО (южной части Тихого океана).
*************************************************
- Многоуважаемый Камиль Абдулович, Вы всю свою сознательную жизнь - через несколько недель исполняется 45 лет Вашей научно-педагогической деятельности - посвятили международно-правовой науке и практике. Как Вы вкратце охарактеризовали бы роль международного права в современную эпоху? В чем Вы видите перспективы преподавания международного права в вузах?
- В заявлении Председателя Совета Безопасности ООН от 22 июня 2006 г. отмечается, что «международное право играет важную роль в укреплении стабильности и порядка в международных отношениях и создании условий для сотрудничества между государствами в решении общих проблем, содействуя тем самым поддержанию международного мира и безопасности». Если раньше международное право служило инструментом, предназначенным для регулирования формальной дипломатии, то теперь оно расширило сферу своего влияния настолько, что стало охватывать самые разнообразные сферы международной жизни.
В силу своей значимости международное право, как справедливо отмечается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 48/29 от 9 декабря 1993 г., должно занять надлежащее место в системе преподавания правовых дисциплин во всех высших учебных заведениях. В своем обращении к деканам юридических факультетов во всем мире заместитель Генерального секретаря ООН по правовым вопросам Г. Корелл еще в 2000 г. справедливо указал на то, что международное право является таким же необходимым элементом, как и моральные ценности, лежащие в основе законодательных актов, принимаемых демократически избранными парламентами. «Независимо от того, где вы проживаете, и без различия расы, пола, языка и религии, если использовать формулировку Устава Организации Объединенных Наций, - заключает Г. Корелл, - все вы несете общую ответственность за то, чтобы международное право заняло заметное место в процессе подготовки будущих поколений юристов в вашей стране. Мы должны быть признательны за существующие между нами различия. Однако для того чтобы защитить себя и будущие поколения, мы должны иметь что-то общее, что мы могли бы передать по наследству грядущим поколениям. Этим общим является международное право». В обращении особо подчеркивается необходимость обеспечения доступа студентов к договорам и источникам информации по международному публичному праву.
Генеральная Ассамблея ООН с 1965 г. ежегодно принимает резолюцию под названием «Программа помощи ООН в области преподавания, изучения, распространения и более широкого признания международного права». В эти резолюции постоянно включается фраза о том, что «международное право должно занять надлежащее место в системе преподавания правовых дисциплин во всех университетах».
В Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) преподаванию международного права уделяется достаточно большое внимание. Оно преподается во всех восьми институтах, функционирующих в рамках Академии. Более того, уже более десяти лет функционирует международно-правовой институт, в котором, наряду с общим курсом международного права, ведутся спецкурсы и спецсеминары по восьми отраслям международного права (международные организации и конференции, право международной ответственности, международное морское право, международное гуманитарное право и др.).
Учебник для бакалавров подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) - бакалавр) и рабочей программы, одобренной Академией в 2012 г.
При подготовке специально предназначенного для бакалавров учебника авторский коллектив критически заимствовал все положительное и оригинальное из более 30 учебников, подготовленных кафедрами многих вузов России. В данном учебнике использованы научные труды зарубежных авторов (Я. Броунли, Д. Боуэтт, П. Бирни, А. Кассезе, Л. Оппенгейм, М. Шо и др.), практика Международного суда ООН и других международных судебных органов (судов, арбитражей, трибуналов, третейских судов и др.).
Главы учебника состоят из параграфов, минимального списка рекомендуемой литературы и основных нормативных актов, а также контрольных вопросов. Внутри глав приводятся оригинальные положения, содержатся ссылки на доктрины и решения международных судебных органов. Они могут быть использованы в качестве дополнительного материала на семинарских занятиях по соответствующим темам.
Данный учебник не претендует на то, чтобы быть единым учебником по международному праву для бакалавров, хотя и имеет соответствующий гриф Минобрнауки России. Мы с уважением будем относиться и к учебникам других вузов. Уважать - значит, как гласит Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, «душевно признавать, ценить высоко».
Настоящий учебник не просто некий набор цитат, дат, концепций и событий, а серьезный интеллектуальный труд, по которому не только изучается настоящее, но и просматриваются контуры будущего развития мировой политики и международных отношений, управляемых и направляемых международным правом.
Многолетний опыт преподавания международного права убеждает нас в том, что параллельно с лекционным курсом должны проводиться и практические занятия: семинары, кружки, коллоквиумы, дискуссионные клубы, решение казусов, тематические конференции и т.д. Кафедра международного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) намерена подготовить и издать приложение к данному учебнику «Практикум. Схемы. Хрестоматия».
- Сегодня политики и ученые часто говорят о новых глобальных вызовах и угрозах, прежде всего, имея в виду опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, неконтролируемый поток оружия и боевиков, нелегальную миграцию...
- На самом деле в настоящее время на международной арене на передний план выходят имеющие трансграничную природу новые вызовы и угрозы. Я бы еще добавил в этот «глобальный черный список» морское пиратство, незаконный оборот наркотиков, коррупцию, региональные и внутренние конфликты, дефицит жизненно важных ресурсов, демографические проблемы, глобальную бедность, экологические вызовы, изменение климата, угрозы информационной и продовольственной безопасности. Эти новые глобальные вызовы и угрозы требуют адекватного ответа со стороны международного сообщества, его солидарных усилий при центральной координирующей роли ООН с учетом объективной взаимосвязанности вопросов безопасности, обеспечения устойчивого развития и защиты прав человека.
Ситуацию осложняет то, что на современном этапе развития международные отношения продолжают усложняться, их развитие становится все более сложно предсказать. На первый план выдвигаются, наряду с военной мощью, такие важные факторы влияния, как экономические, правовые, научно-технические, экологические, демографические и информационные.
- Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, говоря в своих публичных выступлениях о действующих и возникающих международных конфликтах, всегда делает главный акцент на нормы международного права как единственный источник обеспечения мира и безопасности. И весьма странно то, что о верховенстве права в международных отношениях практически не говорят лидеры США и их некоторые ближайшие союзники, когда, например, речь идет о длительном кровопролитном противостоянии в Сирии.
- Недопустимо применять военную силу, нарушая Устав ООН, как это случилось, в частности, в 90-е годы прошлого века в Югославии, Ираке, Ливии. «Попытки подменить универсальные принципы Устава ООН односторонними действиями или некими блоковыми договоренностями, и тем более применять силу в обход ООН, до добра, как известно, не доводят. Такие действия чреваты дестабилизацией и хаосом, и так называемое управление кризисом не работает», - напомнил российский Президент около года назад.
В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г., отмечается особая роль верховенства права при решении глобальных проблем. Наш Президент всегда указывает на то, что опасность для международного мира и стабильности представляют попытки регулировать кризисы путем применения одностороннего давления и иных мер силового воздействия, включая вооруженную агрессию, за спиной Совета Безопасности ООН.
Действительно, в отдельных случаях открыто игнорируются основополагающие международно-правовые принципы неприменения силы, прерогативы Совета Безопасности ООН, допускается произвольное прочтение его резолюций, реализуются концепции, направленные на свержение законной власти в суверенных государствах с использованием лозунгов защиты гражданского населения. Применение принудительных мер и вооруженной силы в обход Устава ООН и Совета Безопасности ООН не способно устранить глубокие социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов. Оно лишь ведет к расширению конфликтного пространства, провоцирует напряженность и гонку вооружений, усугубляет межгосударственные противоречия, разжигает национальную и религиозную рознь.
В связи с этим кратко остановлюсь на односторонних санкциях в международном праве. В рамках ООН длительное время рассматривается правомерность принятия в обход Совета Безопасности принудительных санкций в одностороннем порядке.
Как известно, США, ряд других государств и ЕС ввели такие санкции против Белоруссии, Сирии, Ирана. И этим не ограничиваются примеры односторонних действий, вызывающих вопросы у мирового сообщества, особенно когда подобным действиям придается экстерриториальный характер.
Понятно, что государства, прибегая к санкциям, преследуют политические цели. Но применение санкций имеет и существенную международно-правовую составляющую.
В рамках Международно-правового совета при МИД России (ваш покорный слуга является членом этого Совета) разработаны выводы, сущность которых заключается в том, что применение односторонних санкций в международном праве ограничено жесткими условиями, при несоблюдении которых возникает политическая и международно-правовая ответственность.
- Что Вы, прежде всего, выделили бы с доктринальной точки зрения относительно верховенства права в международных отношениях?
- Концепция верховенства права изложена в Декларации тысячелетия ООН, принятой на Саммите тысячелетия восьмого сентября 2000 г. (п. 9), и детально раскрыта в докладах Генерального секретаря ООН. Российская Федерация последовательно выступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства. Поддержание и укрепление международной законности - одно из приоритетных направлений ее деятельности на международной арене. Верховенство права призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их нередко противоречивых интересов, а также гарантировать стабильность мирового сообщества в целом.
Ключевым условием для достижения стабильности в международных отношениях является верховенство права. Как отмечает Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, отход от этого принципа, под какими бы благовидными предлогами он ни совершался, будет разрушать фундамент, на котором зиждется вся система международных отношений.
Россия намерена: а) поддерживать коллективные усилия по укреплению правовых основ в межгосударственных отношениях; б) противодействовать попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные нормы международного права, отраженные в Уставе ООН 1945 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте Хельсинки 1975 г.; в) содействовать кодификации и прогрессивному развитию международного права, прежде всего, осуществляемым под эгидой ООН, достижению универсального участия в международных договорах, их единообразному толкованию и применению; г) продолжать усилия по совершенствованию санкционного инструментария ООН, вести дело на коллегиальной основе после всесторонней проработки, прежде всего с учетом эффективности для решения задач поддержания международного мира и безопасности и ненанесения ущерба гуманитарной ситуации; д) вести дело к завершению международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, а также границ морского пространства, в отношении которого она осуществляет суверенные права и юрисдикцию, при безусловном обеспечении национальных интересов России.
Как справедливо замечает профессор Р.А. Каламкарян, концепция «господства права» в доктринальном плане сопоставима с концепцией примата права в международных отношениях. Ставя общую задачу - строгое обеспечение взаимосогласованных постановлений международного права - концепции примата и «господства права» согласуются между собой и имеют конечную цель - прогрессивное переустройство международного правопорядка. Обе концепции одинаково приемлемы и потому должны быть взяты за основу всеми государствами в их дипломатической деятельности, что отвечало бы коренным интересам человечества.
Мною продолжена разработка основных начал концепции верховенства международного права в международных отношениях, и они будут приведены в нашем кафедральном учебнике.
- Уважаемый профессор, в своих лекциях, выступлениях на научных и научно-практических конференциях Вы постоянно подчеркиваете, что Российская Федерация является активным сторонником управления международными отношениями на региональном и глобальном уровнях. Создание и обеспечение функционирования нового миропорядка требует более высокой организации мировой системы, существенного повышения степени ее управляемости.
- Как указывает Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, «сегодня повсеместно признается, что одной из примет развития международных отношений является укрепление регионального уровня глобального управления». Убеждены, считает С.В. Лавров, что такими ориентирами должны быть, прежде всего, уважение основополагающих норм и принципов международного права, четкое, строгое и ответственное отношение к положениям Устава ООН, укрепление роли Всемирной организации в качестве безальтернативного форума, обладающего всеобъемлющим мандатом и общепризнанной легитимностью, повышение эффективности ее структур и механизмов в интересах адекватного реагирования на все многообразие современных рисков и угроз.
Г.И. Тункин в свое время подверг жесткой критике резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 377(V) от 3 ноября 1950 г. «Единство в пользу мира», как принятую в нарушение Устава ООН. «Эта резолюция, - писал он, - имела целью изменение основных положений Устава ООН». Главную опасность этой резолюции Г.И. Тункин видел в том, что она нарушает соотношение компетенции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. По моему мнению, никакого нарушения Устава ООН в результате этого не происходит. В пункте 1 Резолюции указывается на случай,в котором Совет Безопасности в результате разногласий постоянных членов оказывается не в состоянии выполнить свою главную обязанность по поддержанию международного мира и безопасности. Во всех случаях, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушения мира или акт агрессии, Генеральная Ассамблея немедленно рассматривает этот вопрос с целью высказать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер, включая - в случае нарушения мира или акта агрессии - применение, когда это необходимо, вооруженных сил для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
В Консультативном заключении от 20 июля 1962 г. «Определенные расходы ООН (п. 2 ст. 17 Устава)» Международный суд ООН отметил следующее: «Из Устава абсолютно ясно, что Генеральная Ассамблея также занимается вопросами поддержания международного мира и безопасности».
Недавние события в Югославии, Сирии, Ливии, Мали и в других странах показали беспомощность Совета Безопасности в предотвращении вооруженных конфликтов с тяжелыми последствиями. Как было отмечено в учебнике МГЮА, Генеральная Ассамблея вправе в пределах Устава ООН давать соответствующие рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности, и последние обязаны исполнять эти рекомендации.
- Особое место в Ваших академических международно-правовых исследованиях занимают проблемы ответственности государств. Процесс глобализации протекает в сложных условиях, когда ведущие страны контролируют значительную часть производства и потребления, даже не прибегая к политическому или экономическому давлению. Как Вы относитесь ко многим парадоксам и «перекосам» глобализационных процессов?
- Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предупредил мировых лидеров об опасностях, с которыми придется столкнуться мировому сообществу в эпоху растущей нестабильности, неравенства, несправедливости и нетерпимости. Он подчеркнул, что необходима коллективная ответственность мировых лидеров. Достижению этой цели, по мнению Пан Ги Муна, может способствовать соблюдение всеми без исключения государствами принципов и норм международного права.
С доктринальной точки зрения концепция «ответственность по защите» (responsibility to protect) - это относительно новое понятие. Его основа была заложена в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г., принятом с участием России.
Суть этой концепции сводится к тому, что: а) государства несут главную ответственность по защите собственного населения от геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности и этнических чисток, а роль международного сообщества заключается, прежде всего, в оказании им экспертного, гуманитарного, дипломатического содействия в выполнении этих обязанностей; б) это не исключает при необходимости применения принудительных мер в том случае, если мирные средства недостаточны и национальные органы власти не в состоянии защитить свое население. Однако такое решение может быть принято только Советом Безопасности ООН, который должен действовать в соответствии с главой VII Устава.
Операцию НАТО в Ливии США и западные страны рассматривают как успешный пример реализации этой концепции. Звучат призывы к повтору ливийского сценария в Сирии. Это разве нормально?
Партнеры России по БРИКС (Китай и Бразилия) демонстрируют повышенный интерес к данной проблематике, в их экспертной и научной среде разрабатываются собственные концепции в противовес или в дополнение к «ответственности по защите».
Формирование российской концепции ответственности по защите должно происходить на основе Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г.
В целом важно исходить из того, что национальным интересам России отвечает защита принципов международного права и базовых ценностей Устава ООН с акцентом на уважение суверенитета государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров.
Ключевой элемент данной концепции заключается в следующем. Главную ответственность в вопросах защиты своего населения несут государства. Международное содействие должно быть, прежде всего, мирного характера с подключением, когда это юридически и политически оправдано, потенциала главы VII Устава ООН. Применение военной силы может быть правомерным только в крайних случаях и с санкции Совета Безопасности ООН, должно осуществляться в строгом соответствии с международным правом, отвечать критериям пропорциональности, соразмерности, ограниченности по времени, подотчетности Совету Безопасности и т.д.
Вольные толкования концепции «ответственность по защите» сверх того, что было заложено в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г., приведут к повторению судьбы концепции «гуманитарной интервенции».
При применении концепции «ответственность по защите» принципиально важным является вопрос о судьбе гражданского населения и обстановке в стране после применения силового компонента «ответственности по защите». Необходимо обратить внимание на то, что мир сегодня до сих пор переживает последствия интервенций, которые по сути лишь усугубили существующие конфликты, положение гражданского населения и ситуацию в соответствующих странах, позволив терроризму и экстремизму процветать там, где раньше его практически не было, давая импульсы новым волнам насилия и делая гражданское население еще более уязвимым.
Трехкомпонентная структура концепции «ответственность по защите», подробно изложенная в докладе Генерального секретаря ООН «Выполнение обязанности защищать (A/63/677)», направленном на поддержку позиции глав госу- дарств-участников Саммита 2005 г., возможно, выиграла бы за счет более рельефного отражения элемента помощи международного сообщества в посткризисном урегулировании и восстановлении нормального функционирования гражданской инфраструктуры, оказании гуманитарной помощи пострадавшему населению.
- В 2012 г. Пентагон создал киберкомандование - одну из боевых организаций Единой командной системы США. Аналогичное подразделение, как сообщается в средствах массовой информации, формируется и у нас в России.
- Данная новация в ведущих державах мира - США и России - ставит вопрос о международно-правовом запрещении кибератак. В 1998 г. была произведена атака на правительственные сайты Индонезии силами 3000 китайских хакеров. С тех пор предпринимались десятки попыток проникнуть в главные компьютерные сети, принадлежащие министерствам обороны, СМИ. Такие случаи происходят ежедневно. Большая часть этих компьютерных взломов имеет целью похищение или промышленный шпионаж и обычно обозначается как «эксплуатация компьютерной сети» (ЭКС). Возможно, более подходящим было бы название «вмешательство в компьютерную сеть» (ВКС).
В западной литературе обсуждаются три случая международной кибератаки.
Эстония и НАТО. Апрель 2007 г. В ответ на перемещение мемориала советским воинам хакеры начали вмешиваться в работу эстонских правительственных сайтов посредством DDoS атак. Хакеры переместили некоторые сайты и перенаправляли пользователей на изображение советских солдат. Вмешательство продолжалось примерно месяц. Эстонские официальные лица заявили, что произошедшее было тем же самым, как если бы организованные военные силы закрыли порты Эстонии, и отнеслись к этому как к эпизоду «кибервойны».
Происхождение вмешательства так и осталось неизвестным. Некоторые утверждали, что нападение на Эстонию подлежит рассмотрению по ст. 5 Североатлантического договора. НАТО не ответило контратакой, но зато учредило организацию по интернет-обороне в Эстонии, назвав его Объединенным центром передового опыта киберзащиты. Сама Эстония создала добровольное соединение, подобное такому подразделению в Национальной гвардии США, и стала лидером в определении путей по прекращению онлайн-вмешательств.
Второй случай связан с взаимоотношениями Грузии и России в 2008 г. Это первое известное применение интернета во время традиционного военного конфликта в целях вмешательства в гражданское использование интернета. В 2008 г. Грузия спровоцировала конфликт, атакуя российских солдат, которые были частью миротворческого контингента на территории Южной Осетии по договору 1991 г. В ночь с седьмого на восьмое августа Грузия совершила военное нападение, убив примерно десять российских солдат и ранив многих других.
Россия контратаковала, заставив отступить агрессора. Грузия обвинила Россию в инициативе DDoS атак против ряда грузинских веб-сайтов, включая правительственные.
Третий случай связан со Стакснетом 2009-2010 гг. Компьютерный червь, прозванный Стакснетом, заразил компьютеры «Siemens», которые использовались в ядерной программе Ирана. Эксперты полагают, что червь был целенаправленно создан военными США с помощью Израиля и специалистов «Siemens». Червь Стакснет поразил также компьютеры и в других странах, включая Индию, Индонезию и Россию.
В 2012 г. Пентагон создал киберкомандование - одну из боевых организаций Единой командной системы США.
Вне всякого сомнения, кибератаки являются разновидностью агрессии, и они должны быть запрещены международным правом путем принятия международной конвенции или дополнения понятия агрессии.
- Процессы глобализации порождают новые проблемы, в том числе и в международной нормативно-правовой системе. Но при этом открываются и новые возможности, исключением не являются ни международное право, ни государство по-прежнему остающееся его основным субъектом. Качественные перемены в международном праве обусловлены появлением новейших субъектов права, как на национальном, так и на международном уровнях... В связи с этим нельзя не затронуть еще одну проблему - правосубъектность индивида в международном праве.
- Еще в конце 20-х годов XX века Постоянная палата международного правосудия в своем консультативном заключении по вопросу о юрисдикции Данцигских судов отметила, что государства могут путем договора предоставить отдельным лицам права на обращение в международные суды.
В 1947 г. крупнейший английский юрист-международник Л. Оппенгейм считал, что «хотя нормальными субъектами международного права являются государства, они могут рассматривать физических и иных лиц, как непосредственно наделенных международными правами и обязанностями, и в этих пределах делать их субъектами международного права».
В приговоре Нюрнбергского Международного военного трибунала 1945 г. говорится: «Преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактами образованиями, и только путем наказания индивидов, совершающих такие преступления, предписания международного права могут быть принудительно осуществлены».
Г.И. Тункин считал, что субъектами международного права являются государства, межгосударственные организации, нации, борющиеся за независимость. Он допускал наличие объединений государств, не являющихся субъектами международного права. При этом, он не уточнил, что следует понимать под «объединением государств» (видимо, имелось в ввиду такое объединение, как «Общий рынок» - ныне ЕС).
В учебнике Казанского университета значительно расширен круг субъектов международного права. Помимо традиционных субъектов, в этот перечень с определенными оговорками включены индивиды, международные организации, международные хозяйственные объединения, международные судебные учреждения. Конечно, этот перечень не является безупречным, но он соответствует тенденциям развития международной правосубъектности. Возможно, в перспективе (правда, далекой) эти акторы будут признаны субъектами международного права без каких либо условностей.
Как справедливо отметил Г.В. Игнатенко, «предмет международно-правового регулирования приобретает новые, выходящие за традиционные границы очертания, что обусловлено внедрением в международные отношения участников, не обладающих государственно-властными свойствами, в их числе индивидов (физических лиц), действующих в качестве субъектов международного права от собственного имени или в согласии с государством».
В учебной литературе вопрос о правосубъектности индивида впервые был подробно изложен в учебнике МГЮА «Международное право» (М., 1996. - С. 482-487). В настоящее время этой проблеме уделено соответствующее внимание во всех учебниках, в том числе в учебнике Казанского университета «Международное право. Общая часть». (Казань, 2011. - С. 362-364).
Г.И. Тункин полагал, что по общему международному праву не все межправительственные организации являются субъектами международного права. Международный суд ООН неоднократно указывал на то, что все межправительственные организации являются субъектами международного права, вне зависимости от того, имеется упоминание об этом в учредительных актах таких организаций или нет.
В Уставе ООН, например, отсутствует даже намек на правосубъектность этой Организации. Однако, как указал Международный суд в своем консультативном заключении от 11 апреля 1949 г., ООН является субъектом международного права.
Г.И. Тункин негативно высказывался в отношении «имманентной компетенции» международной организации. «Поскольку уставы международных организаций являются международными договорами, - писал он, - концепция "имманентной компетенции" противоречит основному принципу права договоров - pacta sunt servanda».
Международный суд ООН в консультативном заключении от 20 июля 1962 г. «Определенные расходы ООН (пункт 2 ст. 17 Устава)» отметил, что «презумпция состоит в том, что когда Организация предпринимает действия, которые могут рассматриваться как целесообразные с точки зрения выполнения одной из целей Объединенных Наций, то такие действия не выходят за пределы полномочий Организации».
Ряд советских ученых (Р.Л. Бобров, Г.И. Морозов) считали, что межправительственные организации не обладают автономной волей, с чем согласиться нельзя. Международный суд ООН в своем консультативном заключении от 11 апреля 1949 г. отметил, что Устав предоставляет ООН права и обязанности, отличающиеся от прав и обязанностей ее членов. Поэтому ООН правомочна предъявлять претензии в международном порядке, т.е. к любому субъекту международного права, и в том числе к государству-не члену Организации.
Указанные выше положения ни в коей мере нельзя считать критическими высказываниями в адрес корифеев советской науки международного права. Речь идет лишь об уточнении некоторых важных положений международного права. Труды Г. Тункина, Д.Б. Левина, Р.Л. Боброва, Н.М. Минасяна и других ученых востребованы студентами, магистрами, аспирантами. Но молодые специалисты должны быть проинформированы о тех концепциях, которые остаются частью своего времени. Видимо, соответствующим кафедрам следовало бы подготовить и издать труды советских ученых с современными комментариями. Такой блестящий пример известен всем: фундаментальный труд Л. Оппенгейма «Международное право» в 1947 г. был выпущен в свет в двух томах Г. Лаутерпахтом. В переводе на русский язык он был издан в 1948 г. в четырех книгах. Девятое издание подготовили и издали в 1996 г. сэр Р. Дженнингс и сэр А. Уоттс, с соответствующими комментариями и дополнениями. Эта книга является для меня библией международного права, и она всегда при мне. Хотелось бы, чтобы труды наших учителей не были забыты и всегда оставались настольными книгами российских юристов-междуна- родников.
Однако не все российские ученые считают индивида субъектом международного права, даже в ограниченном объеме. По моему мнению, единственным активным противником правосубъектности индивида является С.В. Черниченко. В своей фундаментальной по содержанию работе он пишет: «Если физические и юридические лица не имеют прямого выхода на международную арену, они не адресаты международного права (не его субъекты). Но если они не его адресаты (субъекты), то они не могут быть и участниками отношений, урегулированных международным правом (субъектами международных правоотношений)».
- Как Вы, известный далеко за пределами России юрист-международник, возглавляющий более 23 лет одну из ведущих кафедр международного права нашей страны, оцениваете состояние и перспективы международного права?
- Международное право - динамично развивающаяся система права и, естественно, многие его положения, признаваемые ранее, не соответствуют сегодняшним реалиям и должны быть уточнены или дополнены.
Международное право из права координационного стало правом управления поведением субъектов и международными отношениями в целом. Об этом подробно говорится в учебнике «Международное публичное право», подготовленном кафедрой международного права МГЮА им. О.Е. Кутафина. (М., 2011. - С. 18-19).
В Российской Федерации и в других странах ведутся исследования актуальных проблем современного международного права, но не всегда можно согласиться с их предложениями. Отмечу некоторые из них.
Т.Р. Короткий предлагает новый подход к содержанию суверенитета: во-первых, суверенитет как внутреннее понятие есть высший политический авторитет как таковой; во-вторых, суверенитет в международных отношениях означает государственную самостоятельность в качестве субъекта внешней политики; в-третьих, суверенитет есть совокупность международных легально существующих свобод, которыми обладает государство в определенный момент времени. По его мнению, третье качество суверенитета может отторгаться, например, в связи с вступлением государства в интернациональное объединение. Именно на основе этого качества суверенитета, считает Т.Р. Короткий, каждое государство-член ЕС делегирует ему определенные национальные полномочия и наделяет его международной правосубъектностью.
С таким предложением согласиться нельзя. В целом можно солидаризироваться с В.С. Хижняк в том, что «все идеи и теории, связанные с необходимостью максимального ограничения суверенитета, десуверенизации и т.д., навязываемые России через политику США и многих западноевропейских государств, не имеют ничего общего с необходимостью установления мира и безопасности в международных отношениях, защитой прав человека, борьбой с международной преступностью. Их цель - унификация мира в интересах мирового центра власти». Еще раньше известный политолог А.С. Ципко по этому вопросу высказался предельно конкретно: «Те, кто уничтожает суверенитет и достоинство своего государства, вольно или невольно работают на упрочнение державности и суверенитета его конкурентов. Средней позиции в этом вопросе о суверенитете нет».
- В каких конкретно основных направлениях будет развиваться международно-правовая наука в XXI веке?
- Американские специалисты Г. Шаффер и Т. Гинзбург справедливо призывают к расширению научных исследований новых проблем международного права.
По их мнению, необходимы эмпирические исследования в области международного права. В научных трудах последнего времени наблюдается отход от теоретических споров и значимости международного права. Эти авторы пытаются сконструировать «условную теорию международного права» (Conditional International Law Theory). С помощью этой теории авторы пытаются объяснить, как и при каких обстоятельствах функционирует международное право.
После известных событий 11 сентября 2001 г. исключительно актуальной является проблема самообороны от неизбежного или реального вооруженного нападения со стороны негосударственных акторов. Мною разработаны требования относительно объема прав государства на самооборону, которые изложены в нашем выходящем в свет учебнике для бакалавров.
Что касается отечественной науки международного права, то под влиянием объективных событий, дальнейшего развития и углубления глобализации и расширения международного сотрудничества в международном праве сформировался ряд самостоятельных отраслей, прежде всего международное трудовое право и международное процессуальное право.
Международное трудовое право - это отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, касающиеся трудовых прав человека, занятости, условий труда, социального партнерства, социального обеспечения и трудовой миграции. Нормы этой отрасли права кодифицированы в более чем двухстах конвенциях и большом количестве двусторонних соглашений.
Кафедре международного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) принадлежит большая заслуга в обосновании становления международного процессуального права и определении его принципов и институтов. Международное процессуальное право - это совокупность принципов и норм, регулирующих порядок осуществления прав и обязанностей субъектов международного права, порядок деятельности международных судебных и арбитражных органов.
Справедливости ради отмечу, что еще в начале XX века видный советский юрист-международник Е.А. Коровин обратил внимание на наличие этой отрасли права. Однако под международным процессуальным правом он понимал только процесс разрешения и урегулирования межгосударственных споров.
Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, «Россия продолжит вести активную политику на международной арене, применяя современные методы экономической дипломатии и мягкой силы, грамотно встраиваясь в информационные потоки». Задача российской теории и практики международного права - оказывать максимальное содействие этой общегосударственной задаче.
- Как Вы оцениваете опыт, тенденции и перспективы евразийской интеграции и конкретно Евразийского Экономического Союза?
- Отношусь к этому положительно. Считаю, что потребность в экономической интеграции назрела давно, с момента крушения Советского Союза. Все республики в экономическом отношении находятся в разрушенном состоянии. В СССР, например, существовали холдинги, предприятия которых были размещены в трех-пяти союзных республиках (например - самолетостроение, строение поездов, кораблей, домостроение и т.д.). Сейчас интеграции мешают таможенные барьеры, технические регламенты, воля отдельных лидеров и т.д. Но Евразийский Экономический Союз не должен поглощать суверенитет его государств-членов, не должен присваивать ряд важных государственных функций и объединять все или практически все государства бывшего СССР в одно наднациональное формирование. Неслучайно ряд этих евразийских государств выпрашивает статус наблюдателей по типу: пусть они объединяются, а мы подождем. Впрочем, я не исключаю присоединения к этому Союзу и других государств, которые ранее не входили в СССР. Неплохо было бы изучить практический опыт ЕС и этапы его эволюции. Это объединение постоянно модернизируется не от хорошей жизни.
- Многоуважаемый Камиль Абдулович, в заключение наш традиционный вопрос: что Вы хотели бы пожелать Редколлегии, авторам, читателям Евразийского юридического журнала?
- Ваш журнал является и нашим журналом. Я являюсь заместителем председателя Редсовета, и мы с Вами ежедневно на связи. В Евразийском юридическом журнале, который выходит ровно четыре года под эгидой Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), стали преобладать интересные, концептуальные статьи. Журнал, выходящий четыре с половиной года в ежемесячном режиме, востребован специалистами многих отраслей права. Издание имеет сильные научные позиции в значительной части евразийского пространства, особенно в таких государствах, как Украина и Казахстан, не говоря уже о нашей России. Общероссийский журнал за каких-то пять лет превратился фактически в ведущий русскоязычный юридический журнал в СНГ. Журнал доступен для талантливых молодых ученых. Безусловно, в этом заслуга редколлегии и главного редактора журнала.
Желаю всем сотрудникам и авторам ЕврАзЮж крепкого здоровья, побольше дискуссионных статей, репортажей из ведущих вузов, встреч с интересными людьми на своих страницах. Недавно я побывал в Гаагской академии международного права. В библиотеке посмотрел ряд иностранных журналов и увидел любопытную вещь: в них приводится перечень статей, опубликованных в других крупных журналах. Может быть, и Вашему журналу следует последовать этой практике. За всеми журналами уследить невозможно. Теперь их так много!
- Многоуважаемый Камиль Абдулович, пользуясь случаем, мы от имени Редакционного совета, Редакционной коллегии и многочисленных авторов и читателей Евразийского юридического журнала поздравляем Вас с Юбилеем и 45-летием Вашей великолепной научно-педагогической деятельности! Новых творческих успехов и творческого долголетия, семейного благополучия!
- Благодарю! До встречи на страницах журнала!