Актуальное интервью

Евразийский юридический журнал

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Интервью с Председателем Экономического Суда СНГ Л.Э. Каменковой

Интервью с Председателем Экономического Суда СНГ Л.Э. Каменковой

№ 11 (54) 2012г.

Визитная карточка:

Людмила Эдуардовна Каменкова родилась 28 апреля 1956 года в Беларуси. После окончания в 1980 году юридического факультета Белорусского государственного университета работала в органах прокуратуры Республики Беларусь (1980-1992 гг.), Министерстве юстиции Республики Беларусь (1992-1999 гг.), Министерстве иностранных дел Республики Беларусь (1999-2008 ГГ.).

     Назначена на должность судьи Экономического Суда СНГ Указом Президента Республики Беларусь от 14 августа 2008 года № 421. В 2009-2011 годах являлась Секретарем Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств. 15 декабря 2011 года избрана Председателем Экономического Суда СНГ.
**********************************************************

  -    Людмила Эдуардовна, какова основная цель создания и деятельности Экономического Суда СНГ и какие категории дел уполномочен рассматривать Экономический Суд СНГ?

    -    Экономический Суд Содружества Независимых Государств был создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества.

   Судебная деятельность Экономического Суда осуществляется по нескольким направлениям, основным из которых является разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, которые предусмотрены соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов. В Экономическом Суде рассматриваются также межгосударственные экономические споры о соответствии соглашениям и иным актам Содружества нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам. Таким образом, основная деятельность Суда направлена на обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

    В компетенцию Экономического Суда СНГ входит также толкование применения положений международных договоров государств - участников СНГ и актов Содружества. При этом принятые Экономическим Судом СНГ решения являются правовым инструментом по реализации целей и задач Суда.

-    Одним из основных принципов, которыми должен руководствоваться любой судебный орган, является принцип гласности и открытости судопроизводства. Каково же содержание данного принципа применительно к деятельности Экономического Суда СНГ?

    -    Да, действительно, в соответствии с пунктом 45 Регламента Экономического Суда СНГ работа Суда носит открытый характер. Поэтому обеспечение доступа к решениям Экономического Суда СНГ, информирование о его деятельности является важным аспектом деятельности Суда.

   Реализуя на практике принцип гласности экономического правосудия, Экономический Суд, прежде всего, организует доступ к информации на всех стадиях судебного процесса, в том числе к информации о принятии к производству конкретных дел, ходе подготовки к судебным разбирательствам, процессуальных судебных актах (определениях Суда), которыми сопровождается подготовительная стадия судебного процесса, судебных заседаниях по делам.

     В целях обеспечения доступа к судебным актам, которые выносятся (принимаются) по результатам рассмотрения Экономическим Судом конкретных дел, копии таких актов рассылаются всем участникам судебного процесса и другим заинтересованным организациям, органам и лицам.

    Кроме того, можно отметить такой элемент реализации принципа гласности в работе Экономического Суда СНГ, как обеспечение права третьих лиц на доступ к материалам судебного дела. Так, ознакомление представителей других организаций и органов с материалами судебного дела допускается на основании письменных обращений с разрешения Председателя Экономического Суда СНГ или его заместителя. Данное действие производится в рабочем помещении Экономического Суда в присутствии секретаря судебного заседания в условиях, исключающих возможность изъятия, повреждения или уничтожения материалов дела.

   Важно отметить, что Суд на всех стадиях судебного процесса придерживается принципа открытости, гласности судебного разбирательства, прозрачности судебной деятельности в ее процессуальном аспекте. Исключением является тайна совещания при принятии судебного решения.

   -    Каким образом обеспечивается доступность и открытость деятельности Экономического Суда СНГ для широкого круга общественности?

  -    Хотелось бы обозначить несколько форм работы Экономического Суда в этом направлении.

   Во-первых, это ежегодное издание (опубликование) решений Экономического Суда СНГ, докладов (включающих аннотации судебных решений), а также обзоров судебной практики в печатных сборниках.

   Во-вторых, регулярное размещение электронных версий вышеназванных печатных изданий, аутентичных текстов решений, их аннотаций (в том числе на английском языке), обзоров судебной практики на Интернет-портале Экономического Суда СНГ (www.sudsng.org) в свободном доступе и без авторизации.

    Указанные печатные издания и съемные носители информации (DVD-диски, на которых размещены электронные версии судебных решений, постановлений Пленума) направляются в органы государственной власти, организации и учреждения, национальные библиотеки государств - участников СНГ, органы и институты Содружества.

   В качестве примера можно привести издание в 2012 году Экономическим Судом СНГ сборника решений, принятых за 20-летний период его деятельности. Издание приурочено к мероприятиям, посвященным юбилею Экономического Суда СНГ. Сборник подготовлен к печати Экономическим Судом СНГ и включает два полноформатных тома представительского уровня в твердом переплете. Сборник является полным изданием решений, консультативных заключений и определений Экономического Суда СНГ по делам, рассмотренным в период с 1994 по 2012 год, имеет своей целью информирование государств, органов и институтов СНГ, научных работников, преподавателей и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также общественности о деятельности Суда. Издание направлено в государства - участники СНГ, органы Содружества и размещено в открытом доступе на портале Экономического Суда СНГ.

   Кроме того, Национальным центром правовой информации Республики Беларусь в 2012 году создан банк данных правовой информации «Экономический Суд СНГ, 20 лет. Решения».

    Следует отметить, что способы публикации и обеспечения доступа к решениям Экономического Суда соответствуют существующей практике публикации решений и иных документов международных судов, трибуналов и органов международных организаций, занимающихся вопросами международного правотворчества, таких как Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву, Суд Европейского Союза, Комиссия международного права ООН и иных.

   -    Насколько эффективно осуществляется сотрудничество Экономического Суда СНГ со средствами массовой информации?

   -    Средства массовой информации, безусловно, играют важную роль в освещении судебной деятельности Экономического Суда СНГ. Подготовленный ими материал в максимально сжатые сроки доводится до широкого круга лиц посредством телевидения, печатных изданий, электронных СМИ и радио. Доступности и открытости Экономического Суда СНГ способствует предусмотренная Регламентом Экономического Суда возможность использования фото-, видео- и киносъемки в зале судебного заседания с разрешения председательствующего коллегии Экономического Суда в определенном им порядке. С разрешения коллегии Экономического Суда заседание может транслироваться на радио и по телевидению. В качестве примеров можно привести приглашение на судебные заседания представителей таких средств массовой информации, как Межгосударственная телерадиокомпания «Мир», осуществляющая трансляцию во всех государствах - участниках СНГ, национальных телекомпаний Республики Беларусь и Белорусского телеграфного агентства, новостные ленты которого пользуются большой популярностью не только в Республике Беларусь, но и в других странах.

   Экономический Суд в свою очередь регулярно публикует информационные материалы о судебных заседаниях по конкретным делам, распространяет соответствующие пресс- релизы.

    Кроме того, решения Экономического Суда СНГ и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников. Такой порядок определен в пункте 16 Положения об Экономическом Суде СНГ от 6 июля 1992 года и находит свою детализацию в резолютивной части каждого судебного акта.

    -    Вы отметили, что решения Экономического Суда СНГ и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников. Какова роль государств - участников СНГ в этом процессе?

   -    Обеспечение опубликования решений Экономического Суда, безусловно, предполагает взаимодействие государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, органов Содружества и Экономического Суда.

   При этом, обсуждая вопрос о том, каким образом и в каком порядке государствами-участниками осуществляется на национальном уровне доступ широкой общественности к решениям Экономического Суда СНГ, необходимо учитывать особенности международного характера таких решений. Они не относятся к национальным нормативным актам и официально не публикуются, а размещаются в системах правовой информации, в негосударственных средствах массовой информации, выпускаемых как в печатном виде, так и в форме интернет-изданий.
 
     Хотелось бы отметить, что в целях организации доступа к судебным решениям Экономическим Судом СНГ в свою очередь также заключен ряд договоров о сотрудничестве и обмене правовой информацией с Исполкомом СНГ, высшими судебными органами, организациями и учреждениями государств Содружества. В соответствии с этими договорами Экономический Суд направляет судебные акты в:
-    Исполнительный комитет СНГ для включения их в Единый реестр правовых актов и других документов СНГ;
-    Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для размещения в электронной копии эталонного банка данных правовой информации «Эталон»;
-    ООО «ЮрСпектр» для размещения в правовой системе «КонсультантПлюс:Беларусь»;
-    республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для включения в базу данных «Закон»;
-    высшие судебные органы государств - участников СНГ, с которыми заключены соглашения о взаимном сотрудничестве и обмене правовой информацией. Как результат - судебные акты Экономического Суда СНГ размещаются в национальной информационно-правовой системе «токтом» (Кыргызская Республика), журнале «Хаёт ва Конун» (Республика таджикистан) и справочно-поисковых системах правовой информации Российской Федерации «Гарант», «Кодекс» и «КонсультантПлюс:РФ».

    -    Какие дополнительные меры принимаются для информирования общественности о деятельности Экономического Суда СНГ, обеспечения доступа к решениям Суда?

    -    Экономический Суд СНГ регулярно предпринимает усилия по популяризации своей деятельности, в том числе в части информирования о наиболее значимых решениях.

   Так, 4 июля 2012 года на телевизионном канале МТРК «Мир» состоялась трансляция программы «Суд и дело» об Экономическом Суде СНГ.

     Программа подготовлена коллективом Представительства МТРК «Мир» в Республике Беларусь в оригинальном жанре историко-документального очерка на высоком профессиональном уровне и органично сочетает ретроспективу и современную практику первого международного судебного органа Содружества Независимых Государств. В программе рассказывается не только о предпосылках создания и деятельности Экономического Суда СНГ, но и о гражданах, субъектах хозяйствования государств - участников Содружества, которые на основании решений Экономического Суда по делам о толковании положений международно-правовых актов Содружества смогли восстановить нарушенные права и законные интересы, в том числе и на уровне национальных инстанций.

    В текущем году Экономическим Судом СНГ подготовлено и опубликовано издание «20 лет Экономическому Суду СНГ», в котором рассказывается об истории создания Экономического Суда СНГ и его деятельности за 20 лет, практике по делам о межгосударственных экономических спорах, применении решений Экономического Суда СНГ по делам о толковании в государствах - участниках СНГ, а также о перспективах развития Экономического Суда СНГ.

    На базе Интернет-портала Экономического Суда с 2008 года проводятся интернет-конференции Председателя Экономического Суда СНГ. Конференции ведутся дистанционно в режиме «вопрос-ответ» в течение двух месяцев с предварительным анонсированием на сайтах высших судебных органов, организаций и учреждений государств - участников СНГ, органов Содружества. Такой формат способствует повышению информированности граждан о деятельности Экономического Суда, дает возможность всем заинтересованным лицам подготовить и направить в Суд вопросы по заявленной тематике и получить на них ответы.

    Хотя круг субъектов обращения в Экономический Суд ограничен государствами - участниками СНГ, органами и институтами Содружества, в решениях Суда могут содержаться вопросы, затрагивающие непосредственно интересы физических лиц и негосударственных юридических лиц. Например, Экономическим Судом рассмотрен ряд дел о толковании актов, устанавливающих гарантии социально-экономических прав граждан, проживающих на территориях государств - участников Содружества, в том числе по вопросам применения международных договоров СНГ о пенсионном обеспечении. В отношении юридических лиц можно отметить, что объектом рассмотрения Экономическим Судом неоднократно становились предусмотренные соглашениями СНГ особенности рас¬смотрения национальными судами государств - участников Содружества споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Все это позволяет заявлять о несомненной значимости обеспечения максимальной доступности текстов решений Суда на всем пространстве СНГ, для любых субъектов, находящихся на территории государств - участников Содружества.

   Можно констатировать, что Экономический Суд Содружества прилагает большие усилия для расширения доступа к своим решениям и в этих целях эффективно сотрудничает со всеми заинтересованными органами и организациями.

   -    Какие дальнейшие шаги планируются для обеспечения формата открытости деятельности Суда с учетом использования новейших информационных технологий? Насколько использование современных технологий позволит повысить эффективность работы Суда в этом направлении?

   -    Экономический Суд СНГ исходит из целесообразности распространения знаний о деятельности Экономического Суда и расширения возможностей для доступа к принятым судебным решениям посредством информационных технологий. Поэтому, несмотря на большой объем работы, проводимой Экономическим Судом СНГ по реализации принципа гласности и обеспечению доступа к судебным актам, уже сейчас ведется работа над внедрением в деятельность Суда новых форм и методов работы в указанном направлении.

    так, например, в настоящее время обсуждается вопрос о закреплении возможности направления в Экономический Суд СНГ документов в электронном виде. При этом предполагается, что Экономический Суд в свою очередь будет направлять сторонам процессуальные документы и уведомления в электронном виде. таким образом, можно будет говорить о формировании электронного дела и размещении информации о нем на сайте Экономического Суда СНГ. Степень актуальности электронного правосудия для Экономического Суда СНГ повышается многократно, учитывая удаленность стран - участниц Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года друг от друга.

   -    В высших судебных инстанциях Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан уже используется видеоконференцсвязь. Применяется ли в процессе деятельности Экономического Суда система видеоконференцсвязи либо ее элементы?

-    Использование системы видеоконференцсвязи в практике международного судопроизводства представляется очень актуальным и эффективным. Например, применительно к деятельности Экономического Суда СНГ видеоконференцсвязь возможно использовать при рассмотрении конкретных дел (принимая во внимание, что сторонами спора выступают государства и их соответствующие органы), проведении заседаний Пленума Экономического Суда СНГ (учитывая, что в состав Пленума помимо судей Экономического Суда СНГ входят еще и председатели национальных судов стран - участниц Соглашения), а также рабочих совещаний с руководителями национальных судов государств - участников СНГ, представителями органов СНГ.

    Акцентируя внимание на положительных моментах использования видеоконференцсвязи, хочется подчеркнуть наличие возможности дистанционного заслушивания участников процесса в рамках проводимых судебных заседаний (в случае, если они находятся в разных государствах), а также доступа более широкого круга лиц, находящихся на значительном расстоянии, к участию в проводимых международных конференциях, семинарах, иных мероприятиях.

   Кроме того, видеоконференцсвязь позволяет добавить к средствам передачи данных и голоса технологию обмена визуальной информацией. Участвующие в судебном заседании лица могут не только видеть и слышать собеседника, но и с помощью доккамер демонстрировать различные документы, созданные в бумажном виде.

   Однако полномасштабное использование системы видеоконференцсвязи в Экономическом Суде СНГ в настоящее время невозможно без соответствующей помощи со стороны национальных судов. Так, для проведения судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи на местах необходимо содействие сотрудников национальных судов, которые смогли бы выполнять роль партнеров для таких процессуальных действий, как установление явки и проверки полномочий участвующих в процессе лиц, обеспечение технической возможности лицу реализовать свои процессуальные права, фиксация подлинности письменных доказательств, оформление протокола и видеозаписи заседания, которые в последующем должны будут направляться в Экономический Суд СНГ, и т. д. Поэтому в настоящее время мы рассматриваем вопрос об использовании системы видеоконференцсвязи как одну из текущих задач по совершенствованию деятельности Экономического Суда СНГ.

   -    Каковы, по Вашему мнению, особенности введения института электронного правосудия в деятельности Экономического Суда СНГ?

   -    Использование технологии электронного правосудия будет способствовать доступности, прозрачности и оперативности процесса рассмотрения дел, повышению авторитета международного судопроизводства на пространстве СНГ, улучшит осведомленность государств, субъектов хозяйствования и граждан о деятельности Экономического Суда СНГ.

   В дальнейшем планируем работать и над обеспечением возможности трансляции судебных заседаний в режиме online в сети Интернет. Полагаю, это один из самых эффективных способов популяризировать деятельность Экономического Суда СНГ, обеспечить реальное действие принципа открытости и гласности международного экономического правосудия.

  Кроме того, такая практическая, скажем так, материальная сторона этого вопроса имеет немаловажное значение, поскольку внедрение в деятельность Экономического Суда СНГ элементов электронного правосудия обеспечит реальную экономию денежных и временных затрат (за счет сокращения командировочных, почтовых расходов). Конечно, использование вышеуказанных технологий и их поддержание в актуальном состоянии тоже потребует определенных дополнительных расходов, но считаю, что они окупятся сторицей.

   В целом полагаю, что внедрение в деятельность Экономического Суда СНГ элементов электронного правосудия позволит значительно повысить уровень доступности и открытости экономического правосудия, что в свою очередь будет способствовать дальнейшей реализации принципа гласности в практике Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

  -    Спасибо за интервью!

Беседу вел Корочкин Алексей Юрьевич, сотрудник пресс-службы Экономического Суда СНГ

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях