Актуальное интервью

Евразийский юридический журнал

Актуальное интервью
Башкирский институт социальных технологий (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» готовит кадры в области экономики и права, менеджмента и прикладной информатики для социальной сферы
Интервью с директором Башкирского института социальных технологий, кандидатом исторических наук Танзилей Алтафовной Нигматуллиной

Интервью с Танзилей Алтафовной Нигматуллиной

№ 10 (65) 2013г.

BASHKIR INSTITUTE OF SOCIAL TECHNOLOGIES (A BRANCH) OF EDUCATION TRADE UNION ESTABLISHMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION THE ACADEMY OF LABOUR AND SOCIAL RELATIONS TRAINS SPECIALISTS IN THE FIELD OF ECONOMICS AND LAW, MANAGEMENT AND APPLIED INFORMATICS FOR THE SOCIAL SPHERE


An interview with Director of the Bashkir Institute of social technologies, candidate of historical sciences Tanzila Аltafovna Nigmatullina.

Визитная карточка:

Танзиля Алтафовна Нигматуллина - директор Башкирского института социальных технологий (филиала) Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений», кандидат исторических наук, доцент, докторант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Руководитель Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в Российской Федерации.

Руководитель Ресурсного научно-образовательного центра ЮНЕСКО Республики Башкортостан.

Руководитель экспериментальной площадки Федерального института развития образования по разработке темы «Социокультурная модернизация образовательного и информационно-коммуникационного пространства Республики Башкортостан».

Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации. Член Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации «Аксор».

Научные интересы связаны с проблемами государственной молодежной политики в Федеративной России, региональными особенностями политических механизмов ее реализации, взаимодействием молодежи, общества и государства в условиях политической модернизации.

Опубликовала более 70-ти научных работ общим объемом 102 п.л., включая труды: Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы. - Уфа: РИО БИСТ, 2012 . - 10,02 п.л.; Социально-политические технологии возрождения семьи в современных условиях: этно-национальный срез. - М.: Этносоциум, 2013. - 8,6 п.л.; Механизмы формирования современной российской молодежной политики: региональный аспект. - М.: Нота Бене, 2013. - 14,99 п.л.; Национальная политика России: субфедеральный уровень // Этносоциум и межнациональная культура. - 2012. - № 2 (44); Политические настроения российской молодежи как индикаторы демократии // Перспективы науки. - №8. - 2013; Политические настроения молодежи: региональный аспект // Труд и социальные отношения. - №8. - 2013.
********************************************************

-     Уважаемая Танзиля Алтафовна! Расскажите, пожа­луйста, подробнее о Вашем вузе.

Т.Н.: Башкирский институт социальных технологий явля­ется филиалом Академии труда и социальных отношений (в прошлом - Высшей школы профсоюзного движения ВЦСПС им. Н.М. Шверника), образовательного учреждения Федера­ции независимых профсоюзов России, основанного в 1919-ом году.

Академия - ведущий учебный и научно-методический центр в области экономики и социологии труда, социально­го менеджмента, финансов, юриспруденции, охраны труда - имеет 17 филиалов в России и за рубежом.

В образовательном пространстве Республики Башкорто­стан институт работает с декабря 1997 года, ведет подготовку кадров в сфере экономики, юриспруденции, прикладной ин­форматики, а с 2012 года готовит и специалистов со средним профессиональным образованием.

Одна из приоритетных задач коллектива - формирова­ние у студентов креативной установки учиться в течение всей жизни. Такой подход предполагает сочетание традиционной системы управления с современным менеджментом качества образования.

Сегодня мы позиционируем себя как вуз, ориентиру­ющийся на отечественные и мировые достижения в области высшего образования и науки, активно привлекающий совре­менные образовательные технологии для организации учеб­ного процесса и поддержки профессорско-преподавательско­го состава и студентов. Институт - один из немногих в России, где обучение социальным технологиям занимает центральное место. Такой путь выбран совершенно осознанно. Современ­ные реалии свидетельствуют: с помощью социальных техноло­гий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, принимать оптимальные управленческие решения устойчивого развития, что в усло­виях глобализации особенно актуально. Поэтому мы уделяем огромное внимание не только развитию профессиональных компетенций будущих специалистов для социальной сферы производства, их научно-исследовательских навыков, студен­ческому самоуправлению, но и воспитанию социально актив­ной личности. Это позволяет обеспечить выпускникам кон­курентоспособность на рынке труда и успешный карьерный рост.

-      БИСТ известен своей инновационной деятельно­стью. Какие проекты, разрабатываемые сегодня препода­вателями и студентами, наиболее перспективны?

Т.Н.: Прежде всего, это проекты, связанные с юнесков- ской тематикой. В 2008-ом году мы получили статус Ресурс­ного научно-образовательного центра ЮНЕСКО в Республике Башкортостан, в 2011-ом году - экспериментальной площад­ки Федерального института развития образования по теме «Социокультурная модернизация образовательного и ин­формационно-коммуникационного пространства Республи­ки Башкортостан». В 2012-ом году Международный Центр ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в г. Бонн принял решение о присвоении институту статуса Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в Российской Федерации. В начале октября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже прошла презентация нашей республики «Башкор­тостан - жемчужина России», посвященная 15-летию сотруд­ничества Башкортостана с ЮНЕСКО. Задачей этого форума было представление международной общественности, в том числе и первые результаты деятельности Центра.

С нетерпением ждем открытия кафедры ЮНЕСКО, заяв­ка на которую, утвержденная Комиссией Российской Федера­ции по делам ЮНЕСКО, находится на рассмотрении в штаб- квартире ЮНЕСКО в Париже.

В рамках созданных структур мы реализуем очень инте­ресные проекты.

Это, прежде всего, Детская общественная правовая па­лата Республики Башкортостан при Комитете Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО, основной целью которой является содействие формированию осознанной активной гражданской позиции у детей и молодежи. Инициатива ее создания принадлежит нашему институту. Мы же являемся и ее модератором. День рождения этой структуры - 15 ноя­бря 2012 года, хотя сама идея проекта появилась значительно раньше. В рамках Палаты ребята повышают правовую грамот­ность, апробируют законотворческие инициативы, обсужда­ют социальные проекты и многие другие вопросы, связанные с интересами детства. Приведу лишь несколько примеров. Чле­ны Детской палаты обследовали наличие и состояние детских площадок в Уфе и готовят аналитическую записку для после­дующей передачи в Администрацию столицы. Регулярными стали Дни правовых знаний, которые они проводят в своих школах. Проект Детской общественной правовой палаты «Технология правосознания через добровольчество молодых», представленный на Всероссийский конкурс «Моя страна - моя Россия 2013», занял призовое - Второе место по России.

Мы уверены, что участие представителей молодого поко­ления (возраст которых - от восьми до 18-ти лет) в процессе принятия решений, связанных с их правами и законными ин­тересами, явится незаменимой школой для их социализации, развития у них способностей формулировать собственное мнение, свободно выражать свою позицию по всем вопросам, затрагивающим права и обязанности ребенка.

- Танзиля Алтафовна, у Вас высшее учебное заведе­ние, а Вы работаете со школьниками. Почему?

Т.Н.: Многие социально-экономические и политические ценности, взгляды молодых людей воспитываются ещё за­долго до их совершеннолетия. И развивать их гражданские качества, толерантность, социальную ответственность необ­ходимо начинать еще в школе. Успешная, конструктивная работа с детьми - это залог воспитания активной, думающей молодёжи. Для России такой опыт не является чем-то новым. Октябрята, пионеры, комсомольцы советского времени - это те самые социальные лифты, которые позволяли молодёжи активно участвовать в жизни общества. И мы не вправе отка­зываться от этого позитивного опыта, продиктованного исто­рией нашей государственности.

Понятно, что система воспитания в том виде, в котором она существовала в СССР, сегодня неприменима в силу объ­ективных и субъективных причин. Необходимы новые формы и методы вовлечения детей и молодёжи в общественные про­цессы. И если молодёжь - это, условно говоря, часть общества настоящего и целиком его будущее, то дети - это то, без чего не может существовать даже части настоящего. Молодежь не может быть готова одномоментно, нужна стройная и логиче­ская система ее воспитания. Если с детства приобщать людей к участию в общегосударственных делах, дать почувствовать свою субъектность, то позже не возникнет вопроса о патрио­тизме и ответственности за совершаемые действия.

Но у нас много проектов, которые связаны и со студенче­ской молодежью. Остановлюсь лишь на одном из них.

Одна из самых насущных проблем России сегодня - это сфера жилищно-коммунального хозяйства. От ее решения, по сути, зависит безопасность государства и качество человече­ского капитала. Участие молодежи в процессе реформирова­нии ЖКХ - это акт добровольчества молодых людей, проявле­ние их социальной ответственности и гражданской позиции. Наши студенты под руководством профессорско-преподава­тельского коллектива разработали проект «Молодежный ре­сурс - реформе ЖКХ» (с гордостью добавлю, что проект занял Первое место в рамках Всероссийского конкурса «Моя страна -    моя Россия 2013»). Также они стали финалистами конвейера молодежных проектов в рамках номинации «Благоустройство и ЖКХ» на Молодежном форуме «Селигер 2013, создали при содействии бизнес-сообщества специализированную лабора­торию «ЖКХ-технологии: энергосбережение» с экспозицией самого современного оборудования и материалов. Что дала реализация проекта? Прежде всего, соединение теории и практики, сотрудничество работодателей и будущих молодых специалистов. И, что очень важно, повышение грамотности - профессиональной, финансовой, правовой - людей разного возраста: специалисты повышают свою квалификацию, члены Детской общественной правовой палаты, студенческая моло­дежь формируют гражданские качества и социальную ответ­ственность, старшее поколение вошло в группу общественных контролеров - и это стало первым шагом на пути диалога на­селения и органов власти.

- Башкортостан, где функционирует Ваш вуз, - ре­спублика многонациональная, многоконфессиональная. Возникают ли проблемы, связанные с межэтническими и межнациональными отношениями, миграционными процессами?

Т.Н.: Сразу скажу, что Башкортостан - это практически один из самых спокойных регионов, где в мире и согласии уже много веков проживает население более чем 120-ти националь­ностей и всех без исключения конфессий. Но успокаивать себя этим нельзя. Мы прекрасно понимаем, что процессы, которые происходят во всем мире, не могут обойти стороной и нас.

В Центре ЮНЕСКО-ЮНЕВОК мы создали Агентство примирительных технологий, миссия которого - профилак­тика социальной напряженности, разработка и реализация примирительных процедур для разрешения социальных, трудовых, межэтнических, межконфессиональных, гендер­ных и иных конфликтов. Обязательной составляющей работы Агентства является научная составляющая, что позволяет нам разрабатывать и внедрять новые технологии. Ведь задача на­уки - не только объяснение закономерностей окружающего мира, но и его преобразование во благо человека. Вуз, по сути, стал дискуссионной площадкой, где обсуждаются актуальные проблемы профилактики экстремизма, проводятся тренин­ги по формированию толерантности в многонациональной молодежной среде. Нашей визитной карточкой стала еже­годная (проводится с 2004-го года) Международная научно­практическая конференция «Молодежь в современном мире: проблемы и перспективы», участниками которой являются представители практически всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

   -      Известно, что столица Республики Башкортостан в 2014-ом и 2015-ом годах станет платформой для прове­дения международных саммитов ШОС и БРИКС. На сам­мите ШОС, проходившем в Екатеринбурге в 2009-ом году, предметом обсуждения стали, в том числе, и вопросы гу­манитарного сотрудничества, сотрудничества в области образования, культуры, молодежных связей и здравоох­ранения. А Ваши студенты готовятся к этим событиям?

Т.Н.: Безусловно. Ассоциацией молодых ученых и Сту­денческим НИИ института разработана Концепция «Ресурс­ное обеспечение человека в интересах устойчивого развития: молодежная инициатива - стратегии международного сотруд­ничества стран - участников ШОС и БРИКС». Основная цель проекта - создание научной дискуссионной площадки для об­суждения возможностей участия молодежи в реализации ос­новных направлений взаимодействия стран ШОС и БРИКС на основе выработанных ранее подходов к сотрудничеству.

Уже проведены Международные круглые столы «Россия и Казахстан: политико-правовые, экономические и социо­культурные аргументы сотрудничества», «Россия и Киргизия: развитие реального сектора экономики, укрепление социо­культурных связей», «Приоритетные проекты интеграцион­ного сотрудничества России и Белоруссии». По результатам работы сформулированы предложения по разработке и реа­лизации ряда совместных проектов, в том числе - создание в Уфе штаб-квартиры Евразийского молодежного парламента с целью формирования общественной и научной дискусси­онной трибуны для проведения форумов, встреч, обсуждения многообразия молодежных вопросов.

-     Спасибо большое, Танзиля Алтафовна! Успехов Вам и Вашему коллективу!

Беседовал
К. Ю. Сафронов
, руководитель Центра публичной дипломатии, редактор по работе с зарубежными авторами журнала «Правовое государство: теория и практика»

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях