№ 2 (69) 2014г.
THE EXPERT COUNCIL OF THE HIGHER ATTESTATION COMMISSION BEGINS TO ACT IN A NEW WAY
Interview with Igor Mikhaylovich Matskevich, Doctor of Law, Professor, Deputy Chairman of the Expert Council of Higher Attestation Commission of Russia on Law.
Визитная карточка:
Мацкевич Игорь Михайлович — российский ученый-юрист, криминолог, доктор юридических наук, профессор, заместитель председателя экспертного совета ВАК России по праву.
Родился в Москве 23 февраля 1964 г. После окончания юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в 1986 г. был призван на действительную военную службу и проходил ее в должности следователя военной прокуратуры Тамбовского, а с мая 1988 г. — Московского гарнизона.
В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам преступного насилия среди военнослужащих («дедовщина»).
С 1994 г. работает в Московской государственной юридической академии на различных административных должностях: с 1994 г. — заместитель декана Московского заочного факультета, заместитель декана Московского вечернего факультета; с 1996 г. — декан Московского вечернего факультета.
В мае 2000 г. защитил докторскую диссертацию по проблемам преступности военнослужащих (социально-правовой и криминологический анализ).
В ноябре 2000 г. назначен на должность директора Института прокуратуры в составе МГЮА приказом Генерального прокурора
РФ.
С 2001 г. — ректор Первого московского юридического института. C 2002 г. — проректор по научной работе Московской государственной юридической академии.
C октября 2009 г. — первый проректор-проректор по научной работе Московской государственной юридической академии. C 2014 г. заместитель председателя экспертного совета ВАК России по праву.
*********************************************************************************************
— Уважаемый Игорь Михайлович, буквально два месяца назад, 1 января 2014 г., вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 836 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации». В общем, случилось то, чего так долго ждали представители научно-педагогической общественности. С чем же было связано, на Ваш взгляд, то, что уже через два года прежний законодательный акт перестал отвечать потребностям подготовки ученых высших квалификаций? Стало ли это частью реформирования системы отечественного образования в целом?
— Хотел бы отметить, что одновременно с Положением о ВАК было принято Положение о порядке присуждения учёных степеней. Второй документ, как мне представляется, носит более важный концептуальный характер, хотя недооценивать значение Положения о ВАК, конечно, тоже нельзя. С моей точки зрения, то, что новое постановление принято спустя 2 года после предыдущего, в действительности свидетельствует о том, что происходят динамичные изменения в системе аттестации научных кадров высшей квалификации. Так что это дело нормальное. Хотя я никогда не скрывал, что предыдущее Положение о порядке присуждения учёных степеней было неудачным с точки зрения не только его качества, но и даже юридической техники. Ну, и, наверное, действительно в связи с вступлением в силу нового закона об образовании потребовалось приведение в соответствие этому закону подзаконных нормативных актов, к которым и относятся документы, о которых мы говорим.
— Можно ли считать, что Постановление Правительства № 836 стало своего рода логическим развитием Указа Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»? Вспомним, что президентский Указ от 26 мая 2009 г. был принят в целях повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации...
— Не вижу здесь связи. Положения, о которых мы говорим, касаются подготовки научно-педагогических работников (мне больше нравится термин - кадры высшей квалификации, поскольку речь идёт о людях, которые, без преувеличения, несут ответственность за движение общества и государства вперёд по пути прогресса) не только в области юриспруденции, но и для других областей знаний. Проблем с подготовкой юридических кадров высшей квалификации конечно много, но беда в том, что таких, если не больших, проблем хватает и в других науках. Не секрет, что имеет место определённый кризис в самой системе такой подготовки. Причин этого кризиса много, назову, как мне представляется, одну из основных - непродуманный и непросчитанный переход (в действительности, приспособление) отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации на зарубежные, так называемые цивилизованные, стандарты.
— Не могли бы сказать, каковы в целом итоги затянувшегося почти на четверть века реформирования системы юридического образования?
— Я уже как-то говорил, что те позитивные изменения в системе образования вообще и юридического в частности связаны с объективными процессами, происходящими в обществе и в мире, и в меньшей степени с деятельностью, например, чиновников. С другой стороны, задача чиновников заключается в том, чтобы грамотно определять тенденцию развития образования и не мешать по своей сути всегда продуманной инициативе профессорско-преподавательского состава. Автономия определения методики преподавания дисциплин даже в советские времена оставалась за профессорско-преподавательским составом. Попытки централизованного управления каждым преподавателем мне представляются не просто губительными, а бессмысленными, а бессмысленные действия в образовательной политике, как говорится, хуже ошибки. В России, как известно, реформы нельзя начинать, а если их начали, то их нельзя останавливать. Поэтому я не считаю, что реформа юридического образования, как и образования вообще, завершена. Много говорят об ошибках этих реформ, я не хочу повторять уже сказанное об этом не раз. Полагаю большим достижением, что в последние примерно лет десять в вузовскую науку вкладываются довольно большие деньги. Задача профессорско-преподавательского состава - грамотно и с пользой распорядиться этими деньгами, что, увы, происходит не всегда, в том числе из-за несовершенства системы научных грантов (нередко тематика грантов разрабатывается кулуарно, а потому результаты научных разработок оказываются никому не нужными). Мне кажется, что важные количественные показатели итогов научных грантов, по которым оценивается их результативность, идут в ущерб их качеству. А наука - это в первую очередь качество. Количество здесь носит второстепенный характер и, более того, не обязательно переходит, вопреки известному закону, в качество.
И.М. Мацкевич в кругу семьи
Промежуточным итогом реформирования юридического образования для себя я бы назвал понимание того, что единого мирового юридического образовательного стандарта не существует, и то, что молодым российским учёным юристам в обязательном порядке нужно знать не менее двух иностранных языков с юридической лексикой. Кстати, попутно я, интересуясь этой проблемой, разрушил для себя множество мифов. В числе прочих — что юридическое образование на «западе» исключительно платное, что государство не финансирует научную работу учёных-юристов, что дипломы юридических вузов разных стран Европы автоматически между собой признаются и т. д. и т. п.
— Уважаемый профессор, тут, полагаю, самый раз вернуться к президентскому Указу № 599 от 26 мая 2009 г., который предусматривает целую программу усовершенствования юридического образования России. Этот акт начинается с вопросов разработки и внедрения в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также касается разработки и общественного обсуждения федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «юриспруденция», предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования, формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону.
Как Вы могли бы прокомментировать эти важные цели и задачи, направленные на дальнейшее развитие системы юридического образования Российской Федерации?
— В упомянутом указе реализация этих своевременно поставленных задач возлагается на общественную организацию - Ассоциацию юристов России. Всегда говорил, что я сам возлагаю на эту организацию большие надежды. Во многих странах именно общественные организации сами решают свои проблемы, и кому, как не Ассоциации юристов, знать все недостатки в области их подготовки. Но кардинального изменения качества юридического образования в лучшую сторону, как мне кажется, не произошло. Причин здесь как всегда много, но обращу внимание на следующее — юридическое сообщество крайне разобщено. Даже там, где даётся «классическое» юридическое образование, среди профессорско-преподавательского состава нет принципиального понимания, какие дисциплины и в каком объёме следует давать. А ведь есть ещё те, кто готовит полицейских, работников национальной безопасности и даже судебных экспертов. Интересы этих групп весьма специфичны, если не сказать различны. Свести всё это воедино, тем более в единые образовательные стандарты, невозможно, а как мне кажется, и не нужно. Я бы оставил то самое «классическое» юридическое образование, а всех лиц, которые по тем или иным причинам получили другое образование, обязал бы идти в юридическую магистратуру и аспирантуру. Более того, перечень видов образования, с которым можно поступать в юридическую магистратуру и аспирантуру, я бы тоже ограничил, отдав это «на откуп» именно Ассоциации юристов. Сейчас происходят действительно странные вещи, например, теоретически химик-технолог (ни в коей мере не хочу обидеть эту важнейшую специальность), имея диплом бакалавра, совершенно спокойно может поступить в юридическую магистратуру и после её окончания пойти работать (тоже, конечно, теоретически) судьёй. Понятно, что за два года обучения в магистратуре вряд ли он сможет ликвидировать дефицит базовых знаний по праву (теория права и государства, юридическая техника, основы цивилистики и т. д.).
Юрист, как и врач, несёт ответственность за самое ценное, что есть в нашем обществе - за человека. Здесь не может быть места понижению планки качества подготовки юриста. Как я слышал, предполагалось, что общественную аккредитацию в Ассоциации юристов должны пройти не более 100 юридических вузов страны. Но сейчас таких вузов уже больше 100, и, смею предположить, что их количество вскоре сравняется с общим количеством вузов, в которых готовят юристов. Тогда в чём смысл этой общественной аккредитации? Получается только в том, чтобы подтвердить государственную. А зачем?
— Дальнейшее, более радикальное реформирование российской системы юридического образования не может не потребовать определенного времени и определенной осторожности, поскольку затрагивает интересы многих, в том числе в связи с возможным сокращением излишнего штата преподавателей, а также закрытием ряда вузов, как заведомо не способных осуществить подготовку специалистов в соответствии с новыми требованиями. Согласны ли Вы, уважаемый Игорь Михайлович, с этим утверждением?
—Это действительно очень сложная социальная проблема. Потеря человеком своего рабочего места - это всегда серьёзное социальное потрясение. Причём не только для него, но и для окружающих его людей. Тем более, когда мы говорим, что собираемся сократить кадры высшей квалификации. Общество и государство потратило на их подготовку огромные средства, а теперь, оказывается, они не нужны? С другой стороны, качество подготовки юристов настолько разное в разных вузах, что просто «закрывать» глаза на это больше нельзя. Думаю, что сокращение вузов, в которых готовят плохих юристов - неизбежно. Другое дело, что процесс этот должен быть проведён крайне продуманно и неспешно. Знаете, в чём опасность совершения ошибки? В том, что сделав ошибку, человек скорее стремится исправить её и практически тут же делает следующую ошибку, потом начинает исправлять вторую ошибку и делает третью - и т. д. Так вот, сделав в своё время принципиальную ошибку и позволив всем, кому ни попадя, готовить юристов, надо не сделать другую ошибку и не «зарезать» вузы, в которых за 10-15 лет сложились хорошо зарекомендовавшие себя традиции в этом вопросе. При этом я предвижу, сколько сложностей на пути закрытия даже откровенно плохих юридических вузов предстоит преодолеть. Ведь для многих руководителей таких вузов, извините за прямоту, юридическое образование стало той самой «коровой», которая приносит стабильный материальный доход. Я уверен, что решать эту проблему необходимо не только с участием общественности и, в первую очередь, Ассоциации юристов, но и под непосредственным руководством Министерства образования и науки. Здесь в полной мере на первое место должны выступить стратегические задачи, которые стоят перед всем обществом, а не кулуарные интересы отдельных, пусть и самых замечательных личностей. Насколько я могу судить, ни в одной стране в одном и том же регионе не может существовать три и более вуза, в которых готовят одних и тех же специалистов. У нас же есть областные центры, в которых существует до пяти юридических вузов. Если кто-то это называет образовательной конкуренцией, то я это называю образовательной глупостью.
- Позволит ли, на Ваш взгляд, проведение необходимых изменений системы высшего образования в России реально повысить статус и зарплату профессоров и преподавателей вузов, стимулировать их к тому, чтобы они эффективно занимались своим непосредственным делом
— преподаванием и научными исследованиями, а не искали дополнительных источников заработка на почасовых подработках...
- Я думаю, что это одна из главных задач всей реформы. Перефразируя известное выражение, что народ, не желающий кормить собственную армию, будет кормить чужую, скажу, что общество, которому не нужны кадры высшей квалификации, станет обществом, которому не нужно будущее. Вопрос не только в оплате и социальных гарантиях, хотя они, как говорил один известный юрист, архиважны (мне жаль тот вуз и тех студентов, у которых преподаёт профессор, имея годовую учебную нагрузку в 800 и более академических часов, ведь у него нет времени на постоянное собственное самосовершенствование), но и в отношении всех институтов общества и государства к званию профессора. Был свидетелем, когда полицейские одной европейской страны (не важно какой, поскольку эта ситуация могла произойти во многих европейских странах) предъявили в общем обоснованные претензии к российской коллеге из-за проблем с визовым оформлением документов, после чего местный профессор, вступив с полицейскими в диалог, сказал, что они своими действиями могут сорвать важное научное мероприятие, и полицейские не посмели перечить профессору. Спорная ситуация была решена в пользу профессора, и это не необычное дело, а норма жизни.
- С Вашего позволения, многоуважаемый профессор, возвращаемся теперь, если так можно выразиться, к своего рода «священной корове» - Высшей аттестационной комиссии. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что в течение многих десятилетий в советские времена о ВАК СССР говорили чуть ли не шепотом или с особым пиететом. Но вот в последние примерно два года ВАК попала в острие широкой общественной критики. Ругали все, ругали везде, не ругал ВАК только ленивый. Вы, известный ученый, который возглавлял годами Экспертный совет ВАК РФ по юридическим наукам, то есть Вы знали многое, как говорится, изнутри. Почему так случилось?
- Я не думаю, что если сейчас кому-то из соискателей учёной степени сказать, что его приглашают в ВАК, то он не будет испытывать определённого трепета. Но, конечно, известная доля правды в ваших словах есть. К сожалению, период «революционных» преобразований 1990-х годов коснулся и ВАК. Многие, наверное, забыли, но в течение некоторого времени ВАКу даже места не было в образовательной и научной среде. ВАК то был в Рособрнадзоре, то ещё где-то, и только относительно недавно его вернули в Министерство образования и науки. Это сопровождалось определённой дискуссией, поскольку были идеи включить ВАК непосредственно в структуру министерства. Но, слава богу, хватило мудрости оставить ВАК при министерстве, что, конечно, даёт ему значительно больше свободы выбора при принятии самостоятельных решений. Что касается критики ВАКа, то она была, есть и пусть она обязательно будет. Другое дело, что бывает критика, а бывает шельмование и сведение счётов. К моему большому сожалению, настоящей критики мало. Ну и самое главное, меня угнетает, когда среди претензий к ВАКу в качестве основной выдвигается претензия, что учёную степень и звание присудили не настоящему учёному. Можно подумать, что учёная степень свалилась в ВАК с потолка, что не было защиты на диссертационном совете, что учёные не голосовали, и что присвоение учёного звания конкретному человеку не обсуждалось на учёном совете вуза. Так к кому тогда претензии? Я, например, убеждён, что в сложившейся ситуации, когда учёные степени кандидатов и докторов наук по юриспруденции получили лица, которые не занимаются наукой, в том числе чиновники разного уровня, практики, общественные деятели и политики, виноваты, в первую очередь, мы сами, те профессора, которые не ценят собственного профессорского звания и молчат, когда на рассмотрение диссертационного совета выносится очередная диссертация человека, явно далёкого от науки. Очень плохо, что нас ставят в ситуацию выбора рассмотрения такой диссертации и такого человека. Но, в конечном счёте, каждый для себя решает индивидуально, что для него важнее, личное спокойствие или своё имя и звание профессора.
- В пункте 21 Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации прописано: «Для осуществления экспертизы соответствия диссертаций и аттестационных дел установленным критериям и требованиям, для подготовки заключений по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. подготовки заключений по апелляциям, поданным на решения диссертационных советов по вопросам присуждения ученых степеней, по вопросам лишения (восстановления) ученых степеней и ученых званий профессора и доцента Комиссией формируются экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов...». Вот Вы теперь полноправный заместитель Председателя этого самого Экспертного совета ВАК при Минобразования РФ. Какие цели и задачи стоят теперь перед Вами, уважаемый Игорь Михайлович?
- Деятельность любого общественного организма, общественной организации, чем является экспертный совет ВАК по праву, во многом определяется его руководителем. Я пробыл в статусе руководителя чуть более 6 лет, то есть полный, предусмотренный нормативными документами цикл. Изменение моего статуса считаю совершенно нормальным делом, и уверяю (хотите верьте, хотите нет), не стал бы нарушать предписанное ограничение по сроку пребывания ни при каких условиях, даже если бы такое предложение гипотетически поступило бы (если мы, юристы, не будем соблюдать закон, то кто тогда его вообще будет соблюдать?). Сейчас председателем экспертного совета стал профессор Эбзеев Борис Сафарович, который не нуждается в дополнительных рекомендациях. В своё время, когда я только начинал работу в экспертном совете, в моём становлении в качестве эксперта больше всего мне помогли два человека: это профессор Шульженко Юрий Леонидович и Борис Сафарович. Поэтому цели и задачи, которые сейчас стоят передо мной, как экспертом, определяются профессором Эбзеевым. Впрочем, должен заметить, что эти цели и задачи нормативно урегулированы в положениях, о которых мы говорили в самом начале. Главное, и об этом профессор Эбзеев сказал на одном из первых заседаний экспертного совета в новом составе, - не пропускать плохие диссертации и случайных, не имеющих отношения к науке людей. Кстати, экспертный совет по праву - единственный совет, который регулярно организовывает координационное совещание руководителей профильных диссертационных советов для обсуждения спорных позиций, выслушивания критики в свой адрес и формирования единого понимания повышения уровня требовательности к подготовке кадров высшей квалификации. Борис Сафарович подтвердил, что в этом году такая практика будет продолжена.
- Уверен, что многих читателей нашего журнала интересует данное положение: «Лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом бакалавра, специалиста или магистра, не освоившие основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре), допускаются к защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук до 1 сентября 2015 г. при условии сдачи указанными лицами кандидатских экзаменов, перечень и программы которых утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации». Не могли бы вкратце его прокомментировать?
- Речь идёт о переходном положении, когда человек подготовил диссертационное исследование по старому положению, но защититься до 1 января 2014 г., когда в законную силу вступило новое положение о порядке присуждения учёных степеней, по независящим от него причинам не успел. Ему даётся возможность сделать это до обозначенного срока, в противном случае ему пришлось бы полностью переделывать диссертацию и проходить тот путь, который он уже фактически прошёл, ещё раз. Согласитесь, это было бы, по меньшей мере, не справедливо, он же не виноват, что мы (учёные и чиновники) в очередной раз поменяли правила игры. Такое переходное положение - очень важный составляющий элемент реформы, и я предлагал в своё время сразу его прописать в самом новом положении.
- Основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук должны быть опубликованы не менее чем в 15 рецензируемых изданиях, а кандидатов наук - в 3 рецензируемых изданиях. Какое значение имеет для соискателей данное положение?
- Только то, что публикаций надо написать больше, и всё. Не вижу в этом проблем, при грамотном руководстве соискателем. (Докторанту, имеющему на момент защиты меньше 20-30 публикаций в рецензируемых журналах, не считая, естественно, других публикаций, на мой взгляд, должно быть просто стыдно). Сейчас журналов много, и если по времени точно рассчитать за три года обучения, например, в аспирантуре, сколько, когда и в каких журналах соискатель должен опубликовать статей, то никаких проблем не будет, даже при условии, что какая-то статья не пройдёт с первого раза (что, честно говоря, нормально) рецензирования. Если же откладывать публикацию статей на последний год, то вполне можно и не успеть. Я сам постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда ко мне обращаются знакомые профессора и просят в «пожарном» порядке помочь с публикацией статьи. Не скрою, часто бывает, что отказываю, в том числе из-за низкого качества передаваемого материала (каждую статью, которую я рекомендую в тот или иной журнал, я обязательно смотрю сам). Я полагаю, проблема заключается в том, что при написании диссертации довольно часто соискатель забывает о необходимости апробации результатов своего исследования. Он как бы «варится» в собственном соку, наслаждается самим процессом, упуская из вида, что нередко он изобретает велосипед. Чтобы этого не произошло, нужно публиковать статьи в ведущих журналах и выступать на значимых научных конференциях. Не бояться критики, а стремиться, чтобы теоретические выводы, к которым пришёл, обсуждались возможно большим числом учёных. Меня раздражает, когда в автореферате я читаю, что апробация результатов исследования проходила на круглом столе той организации, где писалась диссертация, и всё. Знаю я эти круглые столы...
- В старом Положении о ВАК не было подробного разъяснения процедуры отказа в приеме защищаемой диссертации. А во вступившем в силу с января текущего года Положении о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации мы находим подробную регламентацию данного вопроса. Чем это объясняется?
- Возросшим количеством обращений не состоявшихся обладателей учёных степеней в разнообразные органы, включая суды, на то, что им неправильно не присудили учёную степень. Заметьте, не необоснованно, а именно неправильно. Почему-то многие из них полагают, что получение степени — это некий процесс, который при относительном соблюдении требуемых процедур должен неизбежно приводить к успешной защите диссертации и выдаче соответствующего диплома. Примерно так же, как студент, поступив в вуз, должен обязательно получить диплом. Но если отчисление студента против его воли - это всё-таки событие неординарное, то неза- щита диссертации соискателем или отрицательная защита - событие неприятное, но его нельзя назвать неординарным. Строго говоря, это нормальная практика. Не всякий может и должен защититься. Поскольку оспорить мнение учёных, что диссертация не получилась, бывает довольно сложно, соискатели идут на хитрость и «цепляются» к процедурным нарушениям. В ранее действующем положении эти моменты были прописаны не вполне чётко, что давало известную возможность недобросовестным людям спекулировать этим. Сейчас эта проблема отчасти решена.
- Уважаемый Игорь Михайлович, на какие еще новации нового Положения о ВАК Вы хотели бы обратить внимание читателей «Евразийского юридического журнала»?
- Прежде всего, я хотел бы обратить внимание на то, что соискатели учёных степеней, особенно их много почему-то среди юристов, совершенно не знают нормативной документации, которая регламентирует творческий процесс подготовки и защиты диссертаций. Как минимум, два законодательных акта они должны знать в обязательном порядке: Положение о порядке присуждения учёных степеней и Положение о ВАК. Что касается содержательной стороны этих положений, то, не вдаваясь в некий ликбез, скажу о нескольких новеллах. 1. ВАК теперь смотрит не только аттестационные дела докторов наук, но и дела кандидатов наук; 2. Диссертационный совет может принять диссертацию к рассмотрению только при наличии положительного кафедрального заключения (заключения организации); 3. Диссертация в полном объёме должна быть размещена в сети Интернет; 4. В состав комиссии диссертационного совета, разрабатывающей заключение о принятии диссертации к защите, могут быть включены не только не члены диссертационного совета, но даже не члены вуза, на базе которого действует совет; 5. Назначение оппонентов происходит только после их письменного согласия; 6. Оппоненты могут участвовать в заседании диссертационного совета посредством интерактивных форм (в режиме видеоконференции); 7. В случае если диссертация будет отклонена ВАКом из-за научной недобросовестности автора, такая диссертация в обязательном порядке размещается на сайте вуза, где она защищалась, и будет находиться там для всеобщего обозрения (своего рода «позорный столб») в течение 10 лет; 8. Срок рассмотрения заявлений о лишении учёных степеней увеличен с 3 до 10 лет.
- Многоуважаемый Игорь Михайлович, в заключение наш традиционный вопрос, что бы Вы хотели пожелать редколлегии, авторам и многочисленным читателям «Евразийского юридического журнала»?
- «Евразийский юридический журнал», как один из ведущих русскоязычных научных и научно-практических правовых журналов в евразийском пространстве, аккумулирует в себе в каждом номере интересные мысли и взгляды ученых-право- ведов из разных регионов Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Ваше ежемесячное издание вот уже седьмой год активно сближает ученых правоведов из разных стран СНГ, способствует евразийской интеграции, что позволяет развивать его многочисленным авторам как уже сложившиеся юридические школы, так и зарождать новые направления, возникающие в силу современных евразийских тенденций. Неся в себе идеалы научного самосовершенствования и гуманизма, журнал через своих авторов способствует развитию юридического просвещения, без которого невозможно существование ни одного государства современности.
- Уважаемый Игорь Михайлович, большое спасибо за Ваше несомненно очень интересное и полезное интервью!
Интервью брали: