№ 8 (63) 2013г.
DIPLOMATIC ACADEMY OF RUSSIAN MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS TRAINS SPECIALISTS ON WTO LAW
An interview with the Dean of the Faculty of International law of the Diplomatic Academy of Russian Ministry of Foreign Affairs, doctor of law Alexey Alexandrovich Moiseev and the Head of the Department of trade law and legal support of foreign economic activities of the Diplomatic Academy of Russian Ministry of Foreign Affairs, candidate of legal sciences Anait Sergeyevna Smbatyan.
Визитная карточка:
Моисеев Алексей Александрович – декан факультета международного права Дипломатической академии МИД России (2011 – настоящее время), доктор юридических наук, доктор права Австралии. Вице-президент Российской Ассоциации международного права (2011– настоящее время). Главный редактор «Вестника Дипломатической академии. Серия Международное право».
Заведующий кафедрой международного частного права ДА МИД России (2010).
Руководитель Центра международного права и международной безопасности ИАМП ДА МИД России (2009).
С 1996 до 2004 г. – сотрудник центрального аппарата и загранучреждений МИД России.
Проходил стажировку в США при организациях группы Всемирного банка (1998 г.).
Почетный исследователь Университета г. Сидней, Австралия (2001–2003 гг.).
Наблюдатель от ОБСЕ/БДИПЧ за Парламентскими и Президентскими выборами в Украине 2007 и 2010 годов.
Докладчик на четвертом научном форуме Европейской Ассоциации международного права в 2011 году.
Научные интересы связаны с вопросами международного экономического права и ВТО, суверенитета и надгосударственности в международном праве, системой ООН и вопросами международной безопасности, глобализацией и Интернетом, правами человека.
Владеет английским и испанским языками.
Опубликовал порядка 45 работ общим объемом более 140 п.л., включая: Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности.– М.: «Омега-Л», 2006. 294 с.; Надгосударственность в современном международном праве. – М.: «Научная книга», 2007. 288 с.; Международное право. Под ред. А.А.Ковалева, С.В.Черниченко. – М.: «Проспект», 2007. Редактор-координатор. 824 с.; Суверенитет государства в международном праве. – М.: «Восток-Запад», 2011. 383 с.; Суверенитет в опасности!? // МЖМП №3. – М., 2011.
Смбатян Анаит Сергеевна – заведующая rафедрой торгового права и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности Дипломатической Академии МИД России, кандидат юридических наук. Докторант кафедры международного права Российского Университета дружбы народов. Автор более сорока научных публикаций по вопросам международной торговли и международного правосудия, а также двух монографий: «Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952–2005 гг.)» и «Решения органов международного правосудия в системе международного публичного права». Практикующий юрист. Член Российской ассоциации международного права. Заместитель главного редактора журнала «Право ВТО».
**************************************************
– Уважаемый Алексей Александрович, 22 августа исполнился год, как Россия стала членом Всемирной Торговой Организации. Что изменилось? Вызвало ли это событие какие-нибудь потрясения российской экономики либо отдельных ее отраслей, или наоборот – создало новые стимулы экономического роста страны?
А.М.: Никакого экономического чуда не произошло, но и коллапса не случилось. Членство в ВТО – это одновременно и новые возможности, и новый уровень ответственности в мировой торговле, доступ к юридическим инструментам, грамотное использование которых способно принести серьезные преимущества и дивиденды, причем как отдельным компаниям, так и российскому государству в целом. Преимущества от членства в ВТО получают в первую очередь те члены, которые активно используют весь набор предоставленных им прав. Естественно, что позиции именно этих государств оказывают предопределяющее воздействие на дальнейшее развитие правил международной торговли. Ведь не секрет, что архитектура, сама философия многосторонней торговой системы в ее нынешнем виде – это детище государств Западной Европы и США. Они внесли колоссальный интеллектуальный вклад в ее развитие. И по сей день продолжают это делать.
– А в чем выражается новый уровень ответственности Российской Федерации как члена ВТО?
А.А. Моисеев, А.С. Смбатян, И.З. Фархутдинов
А.М.: В первую очередь в том, что Россия не может быть одним из рядовых членов ВТО, которые ведут себя достаточно безынициативно, и, соответственно, не оказывают никакого влияния на развитие многосторонней торговой системы. Такая роль нам не подходит. Мы должны проявить себя в качестве активного члена, способного придать этой организации новый импульс и одновременно с этим не допустить ее развития в нежелательном для нас направлении. В частности, нельзя допустить распространения компетенции ВТО на такие области, как, например, экология. С этой инициативой уже много лет выступают ЕС и США. Подоплека этих «зеленых» инициатив очевидна – им нужен дополнительный инструмент ограничения конкурентоспособного импорта.
– Широко бытует мнение, что членство в ВТО для России – не более чем «клубный галстук», который есть почти у всех. И без него, мол, страна продолжала бы успешно развивать свою внешнюю торговлю. Согласны?
А.М.: В Вашей иронии действительно есть определенная доля правды. Она в том, что великой державе, даже с такой сложной историей как наша, не пристало быть вне всемирной организации, объединяющей все государства, желающие торговать открыто, свободно и по единым правилам. В то же время очевидно, что Россия не собиралась играть наперегонки с другими «опоздавшими» в этот клуб в силу разных обстоятельств. Именно этим объясняется столь длительный срок переговоров о присоединении к ВТО. Тут, как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь, чтобы потом не возникло желания отыграть все назад.
– Сможет ли Россия, в свою очередь, с помощью ВТО полностью «развернуть плечи» в международной торговле?
А.М.: Во всяком случае, Россия на это серьезно рассчитывает, отдавая себе отчет в том, что это не так уж и просто. Свободная торговля – это не лозунг. Она имеет смысл, если оправдывает себя, приносит реальную и существенную выгоду. И нужно помнить, что международная торговля в XXI веке серьезно отличается от торговли середины XX столетия, когда вступило в силу Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В первые десятилетия существования ГАТТ основным регулятором международной торговли были импортные пошлины и квоты. А что происходит сейчас? Методы регулирования торговли стали гораздо тоньше, я бы даже сказал – изощренней. Торговля тесно переплетена с такими факторами, как конкуренция, защита прав человека, защита окружающей среды. Требуются совершенно новые знания, умения и навыки, чтобы не только ориентироваться в новых условиях, но и в определенном смысле управлять ими.
– Анаит Сергеевна, каковы, на Ваш взгляд, практические плюсы для России от членства в ВТО, которыми мы можем воспользоваться уже сегодня?
А.С.: Основное преимущество, на мой взгляд, заключается в том, что мы наконец-то получили возможность принимать участие в выработке правил международной торговли. Не секрет, что действующие правила формировались начиная с 1947 года, когда было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле, без нашего государства. Хотя СССР приглашали к участию в этих переговорах, но было принято решение отказаться. Еще одним важнейшим преимуществом членства России в организации является доступ в Орган по разрешению споров ВТО, который является одним из самых эффективных и, подчеркну, беспристрастных органов международного правосудия. Например, в 2005 году ОРС ВТО рассматривался спор по жалобе крошечного островного государства Антигуа и Барбуда против США. Островное государство его выиграло. И таких примеров в практике ОРС ВТО немало.
– Но Россия – не Антигуа и Барбуда, при всем к ним уважении... К стране с таким масштабным товарооборотом наверняка и претензии по линии ВТО могут быть масштабными?
А.С.: Конечно. В Органе по разрешению споров ВТО оспариваются не только решения федеральных и региональных органов власти, но и рекомендации чиновников, адресованные бизнес-сообществу, и даже действия частных лиц, которые могут быть приравнены к действиям государства. Более того, предметом жалоб могут быть не только торговые ограничения, которые привели к экономическому ущербу, но и меры, которые в принципе не имели каких-либо экономических последствий. Такова система, философия многосторонней торговой системы. В этой связи наша задача заключается в том, чтобы свести основания подачи жалоб против России к минимуму. Этого можно добиться только посредством знаний в этой области.
– А какие жалобы уже могут быть поданы Российской Федерацией в ОРС ВТО?
А.С.: В настоящее время Министерство экономического развития Российской Федерации, которое является ключевым ведомством по тематике ВТО, проводит консультации с бизнес-сообществом на предмет подачи жалобы, оспаривающей практику Европейского Союза по применению так называемых энергетических корректировок в отношении российского экспорта.
– Звучит не совсем понятно. Что это означает?
А.С.: Европейская Комиссия на протяжении многих лет рассматривает российские цены на энергоносители как заниженные, т.е. субсидируемые государством. На этом основании при проведении антидемпинговых расследований при расчете стоимости российских товаров, являющихся объектом расследования, применяются различного рода корректировки, приводящие к искусственному повышению энергетической составляющей в себестоимости товара. Результат – заградительные антидемпинговые пошлины и невозможность поставок на рынок ЕС. Таких примеров много – алюминиевая фольга, нитрат аммония, стальные канаты и тросы, ферросилиций и др.
– Минэкономразвития подает жалобы в Орган по разрешению споров по своей инициативе?
А.С.: Такое право у Министерства, безусловно, есть. Но практика других государств показывает, что в вопросах участия в ВТО их компетентные органы (Комиссия ЕС, Торговый представитель США и пр.) проводят довольно интенсивные консультации с бизнес-сообществом. Связано это с тем, что правила ВТО создают условия недискриминационного развития международной торговли, основными бенефициарами которой являются, прежде всего, компании государств-членов, частный бизнес. Поэтому позиция бизнес-сообщества должна учитываться при принятии любых решений, связанных с участием государства в ВТО. В традиционно рыночных государствах этот процесс даже формализован с тем, чтобы были созданы прозрачные и понятные всем механизмы взаимодействия государства и бизнеса, минимизированы различного рода злоупотребления.
– Существует мнение, что защита интересов российской промышленности – задача государства, и оно, в лице своих органов, должно делать все необходимое для продвижения российских товаров и услуг на внешних рынках, с одной стороны, и защиты внутреннего рынка от нежелательного импорта – с другой. У Российской Федерации есть достаточно ресурсов для этого. Вы с этим согласны?
А.С.: Категорически не согласна. Государство не может отслеживать выполнение нашими партнерами своих обязательств в рамках ВТО. Таких обязательств десятки тысяч. Если количество обязательств помножить на количество отраслей и секторов услуг, это неподъемная задача, даже для государства. Бизнес же, в свою очередь, может и должен своевременно сигнализировать о нарушении его интересов, должен полноценно участвовать в сборе доказательств и формулировании юридической позиции. Со всем этим нужно идти в компетентные государственные органы, в нашем случае – Минэкономразвития России, и убеждать чиновников в необходимости подключения ресурсов государства для защиты соответствующих интересов, и только так. Бизнес не должен быть инертным и ждать, пока за него все сделают. Нужно учиться, овладевать новыми знаниями. Я бы даже сказала, что скорее бизнес должен помогать государству, а не наоборот. Когда появляются нововведения в гражданское либо земельное законодательство, никто не говорит о том, что государство в лице своих органов должно помочь бизнес-сообществу разобраться со всем этим.
– Но ведь компетенция ВТО охватывают такие сферы, как международная торговля товарами, включая сельскохозяйственную продукцию, торговлю услугами, защиту интеллектуальной собственности и инвестиций, механизмы защиты рынка от недобросовестного импорта, вопросы лицензирования, происхождения товаров и многие другие. Причем регулирование всех этих вопросов довольно специфично. Как у нас обстоит вопрос с подготовкой кадров?
А.М.: Вы затронули, пожалуй, самый важный вопрос. Китай за годы ведения переговоров о присоединении к ВТО подготовил порядка шести тысяч специалистов в области ВТО. Это была часть государственной программы, которая приносит соответствующие результаты. У нас ничего подобного не происходило. В некоторых вузах были введены отдельные программы по праву ВТО, как правило, факультативные курсы. Мы так долго вели переговоры (в общей сложности 18 лет), что, по всей видимости, уже мало кто верил, что Российская Федерация станет членом ВТО. Поэтому у российской промышленности и бизнеса не возникало потребности в специалистах по ВТО. Студенты это прекрасно понимали и выбирали более привычную специализацию, с понятными перспективами.
– Что же сейчас изменилось?
А.М.: Учитывая тот факт, что правила ВТО затрагивают интересы не только государства в целом, интересы российских регионов – Субъектов Федерации, подавляющего большинства отечественных компаний, причем как экспортно-ориентированных, так и тех, коммерческие интересы которых, преимущественно, сконцентрированы на российском рынке, то изменилось многое. Возникла большая потребность в квалифицированных специалистах в области права ВТО. Такие специалисты нужны и в федеральных, и в региональных органах власти (Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство энергетики и др.), и в отраслевых ассоциациях, и в промышленных холдингах, консалтинговых компаниях и т.п. В вопросах ВТО просто обязаны разбираться российские чиновники, деятельность которых тем или иным образом связана с внешнеэкономическим блоком либо отраслевой поддержкой, а также судьи высших судебных органов.
– Какой видится роль факультета международного права ДА МИД России в этом процессе?
А.М.: Тематика ВТО хорошо известна Дипломатической академии. Дисциплины по вопросам ВТО уже много лет преподаются не только на факультете международного права, но и на факультетах мировой экономики и международных отношений, кроме того, регулярно проходят программы подготовки по этой тематике в рамках факультета повышения квалификации. В то же время право ВТО – это часть международного публичного права. Поэтому факультет международного права считает одной из своих приоритетных задач подготовку квалифицированных специалистов в области торгового права. В том числе и с этой целью на факультете создана новая кафедра – кафедра «Торгового права и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности». Планируем со следующего учебного года ввести новую магистерскую программу «Международное торговое право и практика его применения».
– А с какой целью в названии программы упомянута практика?
А.С.: Международное торговое право и право ВТО в частности – это, прежде всего, практика. Теоретики в данной области вряд ли нужны. Можно выучить наизусть соглашения ВТО и при этом не знать права ВТО. За каждой формулировкой соглашений стоят сотни страниц практики разрешения споров, в которых последние раскрываются, конкретизируются, получают свое дальнейшее развитие. Взять любое решение Органа по разрешению споров ВТО – в нем можно найти сотни ссылок на сформулированные ранее правовые позиции. Практика разрешения споров ГАТТ/ВТО имеет колоссальное значение в развитии права ВТО.
Текущий раунд многосторонних торговых переговоров инициирован в ноябре 2001 г. в Катаре, Доха – и до сих пор не завершен. Но право не стоит на месте, особенно международное торговое право, оно эволюционирует в решениях ОРС ВТО. Поэтому можно утверждать, что практика разрешения споров уже давно de facto является источником права ВТО. Именно поэтому в изучении ВТО основной упор нужно делать на практику.
– В чем Вы видите основную задачу будущих специалистов по ВТО?
А.С.: Их, по сути, две. Первая – уметь обходить ограничения ВТО. Вторая – выявлять нарушения обязательств со стороны наших внешнеторговых партнеров. Для этого нужно знать право ВТО и овладеть искусством формулирования и отстаивания правовых позиций. Очень важно понимать, что заучивание текстов соглашений ВТО и определений из учебников – совершенно бесполезное занятие. Навыки сформируются, когда слушатели начнут думать, научатся анализировать конкретные правовые ситуации и предлагать их решения. Для этого в учебном процессе предусматривается большой объем практических занятий: решение задач, тестов, участие в моделировании процедуры разрешения споров и проведении торговых переговоров и др. Только так можно научиться формулировать и отстаивать правовые позиции в самых сложных случаях.
– Правильно ли я понимаю, что цикл тренингов по практическим аспектам участия России в ВТО являются частью этой программы? Как вообще возникла идея ежемесячно проводить тренинги по ВТО, и какая при этом ставится задача?
А.М.: Идея вынашивалась давно, но возникла спонтанно, и довольно быстро была реализована. Задача двоякая. С одной стороны, необходимо привлечь внимание в проблематике ВТО, заинтересовать студентов, чтобы они глубже изучали торговое право и впоследствии выбрали его в качестве своей специализации. Вместе с тем наши тренинги – это не просто ликбез в области ВТО. Мы ставим перед собой задачу сформировать у слушателей практические навыки. За восемь занятий с сентября 2013 г. по апрель 2014 г. слушатели не только начнут ориентироваться в довольно сложной системе соглашений ВТО, но и получат возможность «погрузиться» в отдельные, узкие вопросы, знания sine qua non, без которых невозможно понимание системы ВТО. Ведь в праве ВТО есть совершенно уникальные правовые концепции, которые нигде больше не встречаются, ни в одной другой области права.
– Например?
А.С.: Концепция аннулирования или сокращения преимуществ, концепция торговой дискриминации, понятие «мера». Это системные вопросы, без понимания которых дверь в «королевство» ВТО остается наглухо закрытой.
– Вы приоткроете ее только студентам?
А.М.: Нет. Мы проводим еще один цикл тренингов для представителей бизнес-сообщества. Там немного другая, углубленная программа, в которой акцент сделан на вопросах, представляющих наибольший интерес для российской промышленности. Российские компании должны знать о новых возможностях, уметь ими пользоваться.
– Тренинги для бизнеса проходят на платной основе?
А.М.: Нет, они бесплатны. Кстати, записаться на тренинги просто: нужно лишь направить заявку на электронный адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Миссия просвещения благородна, согласитесь.
– С этим трудно поспорить. А что бы Вы могли пожелать нашим читателям?
А.М.: Пришло время разрушить сложившийся в обществе стереотип о том, что юристы-международники востребованы только во внешнеполитических ведомствах. Это не так. В настоящее время практически все области общественных отношений в той или иной степени подпадают под регулирование международного права. В этой связи потребность в юристах-международниках является безальтернативной тенденцией. Это факт, но на рынке труда отсутствует достаточное количество юристов-международников. Поэтому у тех, кто раньше других это поймет и приложит усилия для получения хорошего образования, есть все шансы на успех в профессиональной сфере, чего и хочется пожелать Вашим читателям.
Кроме этого, желаю, чтобы число читателей Вашего журнала продолжало увеличиваться, вместе с его заслуженным авторитетом регулярного средства массовой информации, где открыта профессиональная площадка для всех тех, кто интересуется международным правом и вопросами евразийской интеграции.
– Желаю вам удачи! Спасибо за интервью.
Беседу вел И.З. Фархутдинов, доктор юридических наук, главный редактор Евразийского юридического журнала