GRENADA AS AN AMBASSADOR OF PEACE IN BUENOS AIRES
Interview with T.L. Vladimirskaja, doctor of History (candidate), senior researcher of the Latin America Institute of the Russian Academy of Sciences, the artistic chief of national ensemble Grenada, member of the Counsel for the Russian Peace service.
«Гренада» - посол мира в евразийском пространстве - так называлось интервью с Татьяной Львовной Владимирской, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института Латинской Америки Российской академии наук, художественным руководителем ансамбля «Гренада», членом Совета Российской службы мира. Оно было опубликовано в нашем журнале в № 2 за 2013 г. и вызвало большой читательский интерес. Недавно ансамбль «Гренада» вернулся из гастролей по Аргентине, посвященных празднованию 70-летия Сталинградской битвы в Буэнос-Айресе. О внушительном концертном успехе в Латинской Америке редакция попросила рассказать Татьяну Львовну Владимирскую.
Занималась в детстве и занимаюсь до сих пор в этом танцевальном клубе, очень сильная танцевальная подготовка, многие воспитанники это клуба GallaDance чемпионы РФ.
**************************************************
- Здравствуйте, Татьяна Львовна! Расскажите, пожалуйста, какая связь существует между Россией и далекой, казалось бы, для нас Аргентиной в отношении празднования великого для нашей страны события - 70-летия Сталинградской битвы?
- Вас удивляет? Празднование 70-летия Сталинградской битвы чуть ли не в 15 тысячах километров от России - правда, странно? Тем более в наше время, когда выросшие на российских просторах подростки оскверняют вечный огонь в самых священных местах, рядом с начертанными на мраморных досках именами павших предков! Когда живущие в России неблагодарные потомки с дьявольским упорством пытаются приравнять тех, кто выполнил высокий долг, с теми, кто задумал погубить наш народ. В какое страшное время мы живём! Может быть, мутная волна лжи не достигла далёких аргентинских краёв? Должна вас огорчить - достигла! И уже мало кто в этой стране так же, как во многих других странах мира, помнит о наших молодых солдатах, стойких, верных своему долгу офицерах, гениальных военачальниках, спасших мир от фашизма. Зато жителям планеты активно внушается мысль, что истинными «освободителями» были вовсе не советские воины, а американцы... Какова же была наша радость, когда мы узнали о том, что в Аргентине решено отметить 70-летие подвига нашей армии в Сталинградской битве, битве, которая стала прологом к грядущей победе советского народа над мировой фашистской чумой!
- Татьяна Львовна, какое количество участников Вашего дружного ансамбля приняло участие в данной поездке и в каких городах Аргентины были проведены выступления?
- Концерты ансамбля в Аргентине проходили с конца апреля по 11 мая 2013 г. На гастроли отправились 20 участников «Гренады». Выступления были организованы ежедневно, иногда в день было по 2-3 концерта. Кроме концертов, большое внимание организаторы уделили общению между участниками коллектива и членами клубов. Конечно, тот факт, что подавляющее большинство членов «Гренады» свободно владеет испанским языком, сыграл решающую роль. Назовите мне ещё такой музыкальный коллектив, участники которого не только поют, играют на множестве музыкальных инструментов, исполняют танцы разных народов, да ещё могли бы блеснуть и на мультилингвистическом фронте! Сколько тем удалось обсудить, на сколько вопросов ответить! И это в то время как потомки наших соотечественников, особенно молодёжь, уже с трудом говорят по-русски. Кроме концертов в Буэнос-Айресе, состоялись встречи и выступления в городе Росарио - на родине Че Гевары. Там, как и в столице, конечно, для нас были организованы и экскурсии. Помимо концертов в клубах, где значительную часть зрителей составляли потомки наших соотечественников, были организованы большие концерты для широкой публики, в том числе в учебных центрах Буэнос-Айреса и его окрестностей. Все концерты «Гренады» были посвящены Дню Победы и 70-летию Сталинградской битвы - эта тема была отражена и в репертуаре, и в ведении концерта, которое проходило на испанском языке. Один из концертов «Гренады» был организован в «Русском доме». Вообще, к нашему счастью, у нас состоялся хороший контакт с представителями «Россотрудничества», а «Русский дом» в Буэнос-Айресе - это как раз форпост этой организации в Аргентине. Когда-то в советские времена, когда наша страна заботилась о своём зарубежном имидже, здесь было мощное представительство мощного государства. Ныне другие времена, другие задачи, другое финансирование. Но директор «Русского дома» Валерий Юрьевич Кучеров оказался человеком ответственным, заинтересованным в работе!
- Был ли проявлен интерес к концертам Вашего ансамбля со стороны общественности и дипломатических миссий, работающих в Аргентине?
- На концерте в «Русском доме» присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Аргентине, работники посольства, представитель русской православной церкви в Буэнос-Айресе, аргентинские гости. Кстати, с работниками дипломатических миссий у нас в Буэнос-Айресе состоялось несколько встреч - не раз на концертах «Гренады» кроме сотрудников российских учреждений среди зрителей присутствовали работники посольств и консульств Украины и Белоруссии. И не раз из их уст в адрес ансамбля звучали тёплые приветствия и слова благодарности за то, что в ходе выступлений в репертуаре «Гренады» наряду с русскими звучали и украинские, и белорусские песни. В ходе визита «Гренады» состоялось несколько концертов местных самодеятельных хореографических коллективов, подготовивших свои программы русских и украинских танцев специально для участников ансамбля «Гренада». Кроме концертной программы, участниками ансамбля были подготовлены сообщения по темам: «Сталинградское сражение и его международное значение» и «Роль России в освоении мирового космического пространства» - оба доклада были подготовлены на русском и испанском языках.
- Уважаемая Татьяна Львовна, поведайте, пожалуйста, нашим читателям историю становления и развития Вашего заслуженного коллектива?
- Ансамбль «Гренада» был создан ровно сорок лет назад - в 1973 г. В репертуаре нашем в первую очередь песни, инструментальная музыка, а теперь и танцы народов мира. Конечно, сейчас в коллективе в основном - новое поколение, молодёжь. Но и этих ребят и девушек можно причислить к ветеранам: многие из них пришли в студию «Гренады» ещё детьми, и теперь их стаж в ансамбле - лет десять, а то и больше. Нужно отметить, что не многие музыкальные коллективы могут похвастаться стабильным составом в течение десятилетий... Наши юные гренадцы стали наследниками традиций «Гренады» во всём многообразии. А наследовать есть что - ансамбль за много лет своей деятельности заслужил признание и в своей стране, и в других странах. «Гренада» имеет звание Лауреата XI и XII Всемирных фестивалей молодёжи и студентов в Гаване и Москве, награждена Большой золотой медалью имени Артура Беккера в Германии, удостоилась Специального приза Дома Гранады в Испании, принята в члены Ордена благородных сердец в Канаде. В России в 1993 г. «Гренада» получила звание Народного ансамбля, а недавно мы стали обладателями премии имени Николая Островского - чрезвычайно почётно, принимая во внимание образ этого замечательного человека. Будучи руководителем ансамбля, в 2009 и 2010 гг. я была награждена высшими орденами Республики Чили и Республики Венесуэла - естественно, по результатам работы «Гренады». Участники «Гренады» выступают в лучших залах мира - Королевском Альберт-Холле в Лондоне, дворце «Финляндия» в Хельсинки, в театре им. Тересы Карреньо в Каракасе и т. д. Гастрольный список ансамбля чрезвычайно широк - это США, Германия, Греция и Эквадор, Малайзия, Канада, Испания, Перу, Бельгия, Панама, Венесуэла. «Гренада» представляла Россию на крупнейших международных фестивалях в Китае, Шотландии, Италии, на Кубе и т. д.
- А когда впервые коллектив дал концерт в Аргентине?
- В 1989 г. ансамбль «Гренада» впервые побывал в Аргентине. Это было сказочно интересное путешествие! Перед нами предстал столичный Буэнос-Айрес - город потрясающей красоты. Шикарные здания XIX - начала XX веков словно демонстрируют миру появление на глобусе вдали от европейской толкотни самодовольных владельцев безграничных зеленых просторов. Аргентинские богачи обустраивались основательно: шикарные магазины, великолепные театры, художественные галереи, крахмальные скатерти, серебряные приборы, хрустальные бокалы ресторанов, уютные бары, дубовые перила парадных лестниц в клубах верховой езды - всё со вкусом к жизни, солидно, очень по-европейски, но и очень по-аргентински. Даже сидя под мощным кондиционером в каком-нибудь кафе на Санта Фе, ощущаешь жаркое дыхание аргентинской пампы, слышишь шорох сочных трав и понимаешь, что всю эту роскошь вокруг тебя обеспечили тучные стада, горделивые обитатели не замутнённых химией просторов... Знаете, что такое «мясо по-аргентински»? - это когда его жутко много. «Шведский стол» по-аргентински - это не салат-бар, а изобилие разных сортов и видов мяса, приготовленных с умом и фантазией. Те, кто рассматривает Буэнос-Айрес как своего рода филиал Европы, все же должны признать, что размах здесь больший - широкие улицы Буэнос-Айреса напоминают скорее российские масштабы, ну а природа! Буйство ее здесь просто неимоверное. Может быть так - великолепная западноевропейская столица, по-русски привольно раскинувшаяся в экзотическом ботаническом саду. Боже мой, какая красота! Мы, конечно, тоже влюбились - в Аргентину, в аргентинцев. А они полюбили «Гренаду»! Мы выступали в престижнейших залах Буэнос-Айреса - театре «Пресиденте Альвеар» и в зале Национального Конгресса Аргентины «Консехо Делиберан- те». Тогда же состоялось знакомство ансамбля с руководителями и членами так называемых «русских клубов» Аргентины.
- Расскажите, пожалуйста, как и почему русские переселенцы появились в далекой от России Аргентине?
- В конце XIX в. правительство Аргентины приняло решение попытаться заселить пустынные аргентинские земли иностранцами, в первую очередь европейцами. Тогда в Аргентину прибыло множество мигрантов из самых разных стран мира. Не обошлось и без наших соотечественников. В Аргентину начали прибывать безземельные крестьяне из Российской Империи, особенно из южных её областей. Потом разнообразие внесли славяне с австро-венгерскими паспортами, оказавшиеся при ближайшем рассмотрении теми же украинцами, русскими, белорусами, и всех их вместе стали называть русскими. Далее к поселившимся в Аргентине присоединились спасавшиеся от погромов, а ещё - беглые политкаторжане из сибирской царской ссылки, матросы с броненосца «Потёмкин». Потом пошли совсем другие иммигранты - богатые русские купцы, бежавшие от революции, казаки, белые офицеры. Но больше всего в Аргентине всё же сказывается та самая первая волна тружеников, которые в чудовищно тяжёлых условиях отвоевали у сельвы - практически непроходимых аргентинских джунглей - часть пригодных для сельского хозяйства земель и показали просто чудеса «производительности труда», внесли свой весомый вклад в процветание новой родины...
Русских в Аргентине немало во многих провинциях, особенно в производящих знаменитый чай мате провинциях Мисьонес и Энтрериос (могут ли те, кто читает эти строки, представить себе, что экзотический мате - зачастую дело рук наших земляков?). Но немало русских поселилось и в столице. Работали много, тяжело, язык чужой, традиции чудные... а отдохнуть хотелось среди своих. Так что - через весь город ехать в гости? А может, построить поближе от домов, где селились свои, какой-то центр, клуб, где можно было бы посидеть, поговорить, спеть вместе? так в разных концах города стали появляться русские клубы. И до сих пор в Буэнос-Айресе действуют центры, где собираются для общения, сохранения культуры отцов потомки россиян «русские клубы» - имени Белинского, имени Маяковского, имени Пушкина...
- Как представители «русских клубов» отреагировали на гастроли «Гренады»?
- Представители клубов, узнав о приезде «Гренады» в Аргентину, решили пригласить нас к себе. Конечно же, денег, чтобы заплатить музыкантам, и даже на билет на наш концерт, у них не было. Что делать? И вот двое из клуба Белинского ждут нас на роскошной лестнице после концерта. Идут наперерез и сразу строго спрашивают: «Сможете у нас, русских аргентинцев, выступить? Бесплатно». Мы, конечно, растерялись - не из-за денег, то есть их отсутствия, а вообще. Мы же не знали своего расписания, наши выступления планировал импресарио - он тут же и вмешался: «у Гренады все дни заняты, так что, мол, до свидания, дорогие!» Напрасно он так
- Сергей Владимирский, наш руководитель, не терпел, чтобы кто-то принимал решения за него, тем более, в ситуации, когда все его симпатии были на стороне этих людей (он вообще был исключительно справедливый человек). И вот он говорит фразу, которую сегодня, более чем через 20 лет, помнят в русских клубах: «Заняты дни? Значит, выступим у вас ночью». Это было сказано так сильно, что Сергей сразу завоевал сердца наших земляков. А уж когда услышали, как Сергей поёт, а уж когда увидели, как он играет. Сергей был человек уникальный, играл без подготовки на любом инструменте, и играл, как Бог. Гитара, мандолина, рояль. Все инструменты симфонического оркестра. Все - духового. Все - джазового состава, все - рок-группы. И - все инструменты любых времён и любых народов. Сергея не стало 3 апреля 2006 г. Он оставил нам, его ученикам, свои любимые инструменты - 860 звучавших в его руках изделий лучших мастеров мира.
- Какие задачи ставил ансамбль при повторных посещениях Аргентины?
- При следующих своих посещениях Аргентины (в 1990 и 1991 гг.) ансамбль наш уже целенаправленно готовился для оказания помощи русским клубам, ведь мы воочию убедились, как заинтересованы участники этих объединений в сохранении и пропаганде русской культуры на южноамериканском континенте! В качестве подарков мы привезли в Аргентину видеоматериалы, образцы народных костюмов, аудиозаписи песен, партитуры, книги, и, что особенно важно, - народные музыкальные инструменты. Это были балалайки, домры, изготовленные лучшими мастерами тогдашней Российской ассоциации мастеров музыкальных инструментов (РАММИ), замечательными умельцами Александром Шаровым, Владимиром Ажикуловым... Дорогостоящие экземпляры передал нам президент ассоциации А. Гинзбург, который был раньше директором огромной московской фабрики, изготовлявшей народные инструменты. В Буэнос-Айресе музыкальный руководитель ансамбля «Гренада» Сергей Владимирский проводил с участниками клубов мастер-классы по игре на балалайке и домре, мы с ребятами вместе выступали на сценах их замечательных клубов и в эфире русскоязычной радиостанции «Харашо» (привожу точную транскрипцию названия, по-испански она называлась «JARASHO»). Так формировался фундамент нашей дружбы на долгие годы. А потом, в 1991 г. состоялось наше сказочное путешествие через пампу и сель- ву на совершенно необычайного вида поезде - в провинцию Мисьонес, где нас ждали ещё тысячи русских. Там «Гренада» приняла участие во всеаргентинском традиционном Празднике национальностей, проводимом в городе Обера. Этот праздник - великолепная демонстрация умной межнациональной и миграционной политики Аргентины. В 1990-е годы возникли проблемы и у нашей культуры. Российское государство больше не оказывало помощь «Гренаде» в её поездках в Аргентину, а оплачивать столь дорогостоящее путешествие участникам коллектива было не по силам. Только в 2012 г. наш ансамбль вновь побывал в Аргентине по приглашению оргкомитета крупнейшего в Латинской Америке международного фольклорного фестиваля «Коскин». Фестиваль проходит в окрестностях Кордобы, города, расположенного в тысяче километров от Буэос-Айреса. Но трансляция шла не только по всей стране, но и по всему континенту. Вот тогда-то нас и увидели давние друзья из русских клубов Буэнос-Айреса. Вскоре состоялась наша с ними встреча. Выяснилось, что, несмотря на трудности, клубы продолжают вести работу по сохранению традиций Родины их дедов и отцов. Наиболее значимое наше «заседание» состоялась в столичном кафе «Бульнес». Руководитель клуба имени Виссариона Белинского Александр Страсак, он же - глава объединённого руководства клубами, высказал заинтересованность в продолжении контактов, ансамбль выразил готовность по мере возможности поддерживать инициативы клубов. Вскоре по возвращении в Москву «Гренадой» было получено приглашение от объединения клубов русских, украинцев и белорусов Буэнос-Айреса принять участие в праздновании великой Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне и 70-летия Сталинградской битвы 9 мая 2013 г. в столице Аргентины.
- Татьяна Львовна, огромное спасибо за Ваше интервью нашему журналу!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Письмо от объединённого руководства русскими, украинскими и белорусскими клубами Буэнос-Айреса, полученное в адрес ансамбля «Гренада» после состоявшихся гастролей в Аргентину в 2013 г.
Вы уже дома, и, наверное, сразу окунулись в свою привычную работу. А мы живём воспоминаниями о вашем визите. Вы и представить себе не можете, какую пустоту мы ощущаем после отъезда «Гренады». Кажется, мы еще не в состоянии осознать всего того, что вы сделали для нас, в сущности ничего не получив взамен - и это в тот исторический период нового мирового порядка, когда во главу угла возведены только деньги. Как же важно именно сейчас узнать, что есть такие люди, как вы, у которых другие ценности и другие принципы! Все спрашивают нас - что мы такое предприняли, чтобы вы приехали в Аргентину? Какими благами заманили? И никто не может поверить, что это вы сами нас выбрали, чтобы осчастливить своими выступлениями.
Наши отцы и деды покидали свою великую родину в поисках безопасности и выживания для своих детей, и боролись за то, чтобы их потомки хранили традиции и привычки незабываемой родины. Это длится уже около ста лет - несмотря на множество трудностей, проблем, не только экономических, которые приходится нам преодолевать в этой стране, но и политических преследований, потому что мы высоко держим знамя нашей второй родины - России.
Мы знаем, что смогли очень мало предложить вам, поскольку наши ресурсы очень ограничены, мы не получаем помощи ни от кого, но мы безусловно отдали вам наши сердца и сделали все, что могли, чтобы ваше пребывание в Аргентине было как можно более приятным.
Мы видим в вас настоящих защитников мировой культуры! Вы шагаете по землям и сеете мир, любовь, дружбу, и все это должно дать обильные всходы, и этот урожай должны собирать только достойные люди, труженики. Просим судьбу, наша дорогая «Гренада», чтобы в недалеком будущем мы снова смогли быть с Вами, и вы снова также наполнили бы наши сердца радостью и счастьем - а ведь это такая редкость в наше время.
Нет слов, которые могли бы передать нашу благодарность, пусть жизнь даст Вам силы, чтобы продолжать этот пламенный труд, который уже обеспечил Вам милость небес. Спасибо! Спасибо! Спасибо, «Гренада»!
Интервью брали