№ 3 (70) 2014г.
IRAN: PAST AND PRESENT
Our guest – Boris Vladimirovich Polyanskiy, Doctor of Geological Sciences, who has worked for many years in various countries around the world, including Iran.
Полагаем, точка зрения известного советского и отечественного геолога на историю и современность Исламской Республики Иран будет интересна читателям «Евразийского юридического журнала».
– Уважаемый Борис Владимирович, с Вашего позволения начнем наш разговор с современного Ирана. Не могли бы Вы поделиться своими суждениями о положении Ирана в современном мире и его ядерной энергетике?
- В прошлом году к власти в Иране пришел новый президент Хасан Роухани. В отличие от своего предшественника Махмуда Ахмадинежада, он взял курс на либерализацию страны. Ахмадинежад был лидером более популистского толка, Роухани - интеллектуал: получил и религиозное образование в Иране, и светское юридическое в престижном Каледонском университете в Глазго, имеет учёную степень доктора философии в области государственного права. Он владеет русским, арабским, французским, немецким и английским языками.
Хасана Роухани называют в народе шейхом-реформато- ром и надеются на смягчение позиции Ирана в отношении санкций, выдвигаемых США. Эти временные санкции запрещают обогащение урана до 20%, что не позволяет создать атомное оружие.
В свое время Владимир Путин предложил складировать в России иранские продукты обогащения в специальных подземных хранилищах, чтобы в последующем передавать их для производства стержней, в медицинских целях. Тогда Иран не согласился на это предложение. Сейчас ситуация стала критической, требуется конкретный ответ Тегерана по ядерной проблеме. Но политические прогнозы на этот счет неоднозначны. Премьер- министр Израиля Биньямин Нетаньяху не скрывает недоверия в вопросе соблюдения Ираном ядерных санкций. Есть мнение, что Хасан Роухани лишь изображает либерала, соглашаясь пойти на эти санкции, которые, по сути, подрывают экономику страны. Окончательного ответа по вопросу двадцатипроцентного обогащения урана президент Ирана не дает.
Кроме того, стоит отдельно отметить, что Иран - теократическое государство. Это заложено уже в самом названии «Исламская республика Иран». Высшим руководителем государства является лидер Исламской революции аятолла Хомейни, который стал культовой фигурой для народа. И любой президент, в том числе Хасан Роухани, всегда будет действовать с оглядкой на законы шариата. Роухани приходится лавировать между политикой и исламом.
Странам-миротворцам остается надеяться, что президент согласится на двадцатипроцентный предел обогащения энергии, которого достаточно для работы АЭС, при невозможности создания ядерного оружия.
- Какова, по-вашему, роль Ирана на Ближнем Востоке?
- Возможности этого государства заметно отличаются от возможностей соседних стран, таких, например, как Ирак и Афганистан. Во-первых, Иран имеет огромные запасы нефти, разработанного минерального сырья: меди, угля, урана, железной руды. Во-вторых, имеет развитую промышленность: металлургию, машиностроение, нефтепереработку. Особое место занимает текстильная промышленность, персидские ковры считаются лучшими во всем мире. То, что создается кропотливым ручным трудом в течение нескольких месяцев, стоит очень дорого. Интересный факт: самый большой в мире персидский ковер площадью 5627 квадратных метров и весом 45 тонн устилает крупнейшую мечеть ОАЭ - Белую мечеть шейха Заида.
Из-за природно-климатических условий сельское хозяйство не имеет ведущих позиций - в стране много гор, пустынь и всего 20% пахотной земли. В Иране крайне остро стоит проблема воды, рек практически нет, и поэтому сельское хозяйство держится на подземных почвенных водах. Но благодаря хорошему климату иранские фермеры собирают по три урожая в год. Правда, как и в России, сельское хозяйство там заметно страдает из-за оттока населения из деревень в города.
Иран имеет пятитысячелетнюю историю формирования государства, культуры и искусства. Здесь достаточно высокий культурный уровень населения, множество университетов. В стране прекрасная рождаемость. Молодежь отличается хорошим умственным потенциалом и независимым мышлением, многие студенты получили европейское образование. Однако это палка о двух концах, так как независимые взгляды и свободолюбие имеют тенденцию к воспламенению.
Подводя итог сегодняшнему положению этого сильного государства, скажу, что Иран на Ближнем Востоке занимает особое положение как независимая страна с высоким культурным уровнем населения, развитой промышленностью и большим запасом природных ресурсов. Благодаря выгодному географическому положению Иран стал своеобразным перешейком между Европейской и Азиатской цивилизациями.
- Уважаемый Борис Владимирович, предлагаю перейти к временам Вашей работы в этой интереснейшей стране. Вы работали в Иране в эпоху правления шаха Мохамеда Резо Пехлеви, который вел прозападную и проамериканскую политику светского государства. Женщины в то время могли не носить хиджаб, по телевидению велась сексуальная пропаганда. Революция 1978 г. под руководством аятоллы Хомейни вернула страну в старорелигиозное русло, в котором Иран в значительной степени и остается до сих пор. Какие у вас остались воспоминания о шахском правлении? Как оценивали политику шаха иранцы, с которыми вам довелось общаться, помните ли вы какие-то религиозные выступления?
- С точки зрения европейского человека, впечатления о шахском правлении остались самые положительные. Мы с женой жили в самом центре Ирана, на площади Фирдоуси. Рядом располагалась пивная, где мы покупали пиво и вкусные фисташки. Мы пользовались полной свободой, ходили, куда хотели.
Шах Пехлеви сконцентрировал в своих руках абсолютную монархию и проводил проамериканскую политику. Я верю в твердую монархию. Королева Англии, например, не подвергается критике. Со мной работали иранцы, получившие образование в Европе, люди широких взглядов, которые признавали положительные стороны шахского режима: из-за рубежа шли инвестиции, развивалась промышленность, поощрялась частная торговля.
Государство держало в своих руках ключи от всех сфер жизни. Когда я работал там, никаких антишахских выступлений не наблюдалось и в помине. Иран считался полицейским государством, так как шах сам был военным и держал сильную армию. Но, к сожалению, он слишком увлекся проамериканской политикой и в исламской стране стали популяризироваться западные ценности.
В пивных свободно продавался алкоголь, по рукам ходили журналы фривольного содержания. В то время и у некоторых иранцев отношение к законам ислама было скорее формальным. Девушки-персиянки в нашей лаборатории приезжали на работу в хиджабах, закрытой одежде. А в помещении снимали платки, длинные платья и оставались в коротких юбочках. Естественно, такое положение вещей не устраивало верующее население.
Духовенство было недовольно, ведь оно находилось в загоне из-за слишком крепкой светской власти. Меж тем в глубинках соблюдались законы шариата. Соответственно, назревал протест против политики шаха. Ситуацию усугубляла и страшная нищета в провинциях. Религиозное недовольство, помноженное на бедственное положение народа, привело к исламской революции в государстве.
Из эмиграции вернулся аятолла Хомейни - лидер «Стражей исламской революции» и поднял восстание по всей стране. Мало кто знает, что у Хомейни были личные неприязненные отношения с шахом. В свое время шах засадил родственника Хомейни в тюрьму. Исламское восстание набирало обороты. Позже друзья, оставшиеся в Иране, нам рассказывали, что в пивную «Whitecap» стражи исламской революции вкатили бочку, которую взорвали, а оставшийся алкоголь изъяли. Шах попытался подавить восстание с помощью военных. Но кровопролитие только усилило антишахские настроения.
Как известно, чем сильнее сжимаешь пружину, тем больнее, разжавшись, она ударяет. После революции в стране кардинальным образом изменился политический режим, исламисты закрутили гайки. Теперь все стороны общественной жизни в государстве опираются на законы шариата. Алкоголь строго запрещен, женщинам, даже иностранкам, предписывается ходить в платках и закрытой одежде. Все нарушения исламских законов строго наказываются. Вплоть до смертной кары. Есть случаи, когда она осуществлялась публично, на площадях.
- Как известно, Иран всегда был и остается закрытой страной. Как Вам там работалось? Чувствовали ли Вы враждебность местного населения? Или они, напротив, воспринимали советских граждан как друзей-союзников после того, как СССР выиграл тендер на строительство первого металлургического комбината в Иране?
- Верно, после того, как СССР выиграл тендер, в Иран отправилась солидная группа специалистов из разных отраслей со всего Советского Союза. Геологи на подобные работы обычно прибывают одними из первых. Поэтому я оказался в Иране в самом начале строительства. Работал в металлургической корпорации «National Iranian Steel Corporation», которая была специально создана для строительства металлургического комбината, обогатительных фабрик, коксовых батарей, доменного производства. О важности комбината говорит уже тот факт, что на его закладку приезжали А. Косыгин с дочерью и шах Ирана с супругой.
Сначала я три с половиной года работал на месторождениях в городе Керман Керманского остана (провинции). Трудился начальником отряда, руководил поисково-разведочными работами на угольных месторождениях. Это был самый что ни на есть черный труд геолога на земле.
Потом я вернулся на два года в Союз. По правилам того времени отечественным специалистам не разрешалось более трех лет работать в капиталистической стране, следовало сделать перерыв как минимум на два года. Поэтому я вернулся в Академию наук Таджикской ССР, где трудился старшим научным сотрудником.
Через два года иранская сторона обратилась к нашему руководству и прислала мне вызов на работу уже в столице Ирана - Тегеране. И я проработал там еще три с половиной года, но уже в самой корпорации на руководящей должности главного геолога.
За семь лет, проведенных в Иране, могу сказать, что относились там к советским специалистам прекрасно. В первую очередь потому, что СССР взялся за строительство металлургического комбината, в отличие от других стран, отказавшихся этим заниматься, так как им было выгодно, чтобы Иран остался в зависимости.
Ради металлургического производства иранцы были готовы выполнить любые наши требования. Для нас они создали все необходимые условия, разместили в специально построенном поселке под Керманом, обеспечили жильем со всеми удобствами. Автобусы развозили нас на работу, а жен каждый день бесплатно доставляли на рынок. Во второй мой приезд в Тегеране мне выделили отдельную двухкомнатную квартиру в центре города и служебный автомобиль с водителем. Приставили привратника (слугу), который занимался уборкой в доме и выполнял любые просьбы. Для нас, советских людей, подобное было чуждо. Мы не привыкли, чтобы нам все преподносили на блюдечке с голубой каемочкой по первому требованию, начиная от солидных вещей и кончая банальными канцтоварами. Лечение мы получали в советском госпитале абсолютно бесплатно. Был случай, когда человека, заразившегося гепатитом, на самолете доставили из Кермана в Тегеран и полностью оплатили дорогостоящие медицинские препараты швейцарского производства, восстанавливающие печень.
Единственное, что запрещалось, - рожать в Иране детей. Поэтому моя супруга полетела рожать в Россию. А для старших детей при посольстве функционировала школа. Зарплату мы получали в ГКС (Государственном комитете по экономическим связям с зарубежными странами) при советском посольстве. Выплачивали нам, правда, лишь 40 % от зарплаты, остальные 60 направлялись в пользу советского государства. Но даже эти деньги были на порядок выше того, сколько нам платили за аналогичную работу в Союзе. Жены наши в Иране не работали, зарплаты хватало и обеспечить семью, и отложить деньги на автомобиль. Я, например, как передовик производства, получил в Иране талон на «Волгу-21».
Официальной валютой Ирана является риал, но фактически люди пользовалась туманами (1 туман равнялся 10 риалам). Ходило выражение: «С туманами - жизнь туманная, с риалами - реальная». Вообще процесс получения денег был многоступенчатым. Нам давали туманы, которые мы обменивали в Иране на доллары. А в СССР мы получали за валюту сертификаты, с помощью которых отоваривались в «Березке».
- Как известно, до ислама персы исповедовали религию зороастризм. В последние годы зороастризм в Иране вновь обретает былую популярность, в том числе среди молодежи из консервативных семей, которые тянутся к западному образу жизни, устав от строгих рамок ислама. Что Вы думаете по этому поводу?
- Среди персов, с которыми мне довелось работать в Иране, не было людей, демонстрировавших свою приверженность зороастризму. Близкой дружбы мы с ними не водили, правительство этого не поощряло. И мы, и иранцы были осторожны в словах и поступках.
Про зороастризм я слышал на экскурсиях. Принимающая сторона организовала нам культурные поездки по всей стране. Мы видели главные достопримечательности и историческое наследие Исфагана, Шираза, Хамадана, Персеполиса, Кума и других городов. В Кермане мне запомнились глиняные возвышения, где зороастрийцы сжигали своих покойников или отдавали их на растерзание зверям.
- Уважаемый Борис Владимирович, расскажите о себе. Как вы пришли в профессию и как оказались в Иране?
- Я родился в Самарканде в семье музыкантов и инженеров. Мой дедушка Борис Николевич Кастальский был знаменитым археологом, специалистом по древним монетам, военным инженером. В семь лет я остался сиротой, и на воспитание меня взяли бабушка и тетка из Ташкента.
В школе мне повезло с учителем географии. Н.Н. Федяй открыл в школе кружок геологии, водил нас в горы, где мы собирали камни. В 1947 г. я поступил на геолого-разведочный факультет Среднеазиатского политехнического института, три года проработал в «Средазуглеразведке». Затем женился на Валерии, с которой мы вместе уже 57 лет. После свадьбы в 1957 г. я переехал к жене в Душанбе, где работал в Институте геологии Академии наук Таджикской ССР. Параллельно закончил аспирантуру в Ленинграде и защитил диссертацию под названием «Этология и условия образования угленосных отложений Гиссарского хребта».
Выезжал в командировки на Кавказ, Монголию, Камчатку, а в Иран я попал после того, как к нам в Академию наук Таджикской ССР в командировку приехали геологи из Москвы. Один из них, Геннадий Бесчастнов, предложил командировать меня в Иран. Свою роль сыграло то, что я состоял в партии и свободно владел английским и фарси. Так, с 1966 по 1970 г. я проработал в Кермане, а с 1972 по 1975 г. - в Тегеране.
После Ирана мы с супругой переехали в Москву, я прошел по конкурсу в Геологический институт Академии наук СССР и в 1987 г. защитил в Москве докторскую диссертацию. У нас с женой двое детей и четверо внуков.
- Чем отличается работа в СССР от труда в восточных странах? Там нет русской надежды на «авось», все четко распланировано, или есть какая-то особенная специфика?
- В Иране наша работа была четко регламентирована. Советские люди находились под двойным «колпаком»: с одной стороны их контролировала Иранская служба безопасности «Савак», с другой - родные органы. Нас всегда и всюду сопровождали переводчики.
Кстати, в Иране я легко общался с местным населением, так как свободно владел английским и таджикским, который сильно походит на фарси. Иранцы воспринимали мой таджикский как древнеперсидский. Мне даже говорили, что слушают таджикскую речь как музыку. В русском и персидском языках, кстати, тоже немало сходной лексики, всевозможных заимствований. Например, касса на фарси - сундук, полуось - полуос, заимствованное слово «мерси» - спасибо.
Многие наши рабочие вообще никаких иностранных языков не знали. Парни из Донбасса выучили ровно одно персидское слово, а все остальное пытались объяснить иранцам жестами. В таких случаях я приходил на выручку.
В работе с иранцами нужно обязательно учитывать восточный менталитет. Народ этот неторопливый, привык работать не спеша, опоздания там в порядке вещей. Договариваемся, к примеру, с шофером, что в шесть утра поедем на месторождение. Я встаю в пять, а шофер может приехать и в десять, и в двенадцать. Я возмущаюсь, высказываю ему. А он удивляется, почему мы, русские, такие торопливые. Был случай, когда машина сломалась, шофер заглянул под капот, ничего не понял, и совершенно спокойно уселся и стал ждать. Ему даже в голову не пришло заглянуть под машину.
Причины такой неторопливости, думаю, кроются в климате. С 12 до 4 часов дня там стоит страшная жара, все вымирает, работать невозможно. Местные жители спасаются от нее, как могут, в основном, постоянно пьют чай. Были и вовсе курьезные случаи, когда я приезжал на полевые работы и видел, как иранцы спали на лопатах... Если я обращался к рабочим, они показывали на свой глаз и клялись: «Чашм! Чашм, ага!». Это означало: готов глаз свой вырвать ради тебя. Но на этом дело в основном и заканчивалось, расшевелить их было почти невозможно. Однако надо признать, люди они на редкость гостеприимные и радушные. Просто дело в разнице менталитетов, поэтому им непонятны наш темп и излишняя суетливость.
- Вы жили и работали в Иране, в общей сложности, семь лет. Что вам больше всего запомнилось в этой стране и каким было первое впечатление?
- Оно получилось незабываемым. После темной заснеженной Москвы перед нами предстало море огней. Поразило, что ночью город живет, светится яркими переносными фонарями, под которыми студенты что-то учат, народ свободно гуляет. На улицах на каждом шагу продавали золото.
Огромное впечатление на меня произвел праздник Шах- сей-вахсей. Как известно, в исламе выделяются два больших течения - суннизм и шиизм. Большая часть мусульман является суннитами, последователи шиизма, в основном, обитают в Иране и Азербайджане. Праздник Шахсей-вахсей служит хорошим индикатором различий между шиитами и суннитами. В этот день шииты отмечают годовщину смерти внука пророка Мухаммеда, имама Хусейна, который был мученически убит. И правоверные шииты в это день должны показать, что тоже готовы стать мучениками ради ислама.
Мы жили напротив мечети и видели, как под нашими окнами проходила большая процессия молодых людей в черных рубашках с вырезами в районе лопаток или просто обнаженных по пояс. Под призывы муллы «Шах Хусейн, вах, Хусейн» (владыка Хусейн, о горе Хусейну!) они стегали себя плетьми по спинам до крови. В праздники народ не работал, все учреждения закрывались. Ходили слухи, что убили какого-то американца, который попытался вмешаться в ход процессии. В траурные дни нам советовали никуда не выходить, мы заранее запасались продуктами и тихо сидели дома.
Впрочем, и в обычные дни наши люди старались держать ухо востро, так как нередко мотоциклисты срывали с плеч сумки. Причем прохожие не только не помогали поймать вора, а, наоборот, подбадривали его, когда он уходил от погони.
Еще меня поразило искусство иранцев изумительно торговаться. Для них это не просто борьба за скидку, а целое театральное представление. Торги на восточном базаре можно смотреть как спектакль. Вообще, иранцы - азартный народ. Кстати, территория Посольства РФ в Тегеране - собственность России, ее выиграл в карты офицер царской армии.
С годами я все чаще вспоминаю Иран, где прошла моя молодость, где мне было одновременно сложно и легко, опасно и любопытно и очень-очень интересно. Я многое там узнал, многому научился, и это необычайно пригодилось мне в дальнейшей работе и вообще в жизни.
В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что я до сих пор вспоминаю с трепетом свою деятельность в этой стране и хочу, пользуясь случаем, передать иранскому народу сердечный привет. От всей души желаю успехов и благополучия Ирану и иранскому народу!
Беседовала Зарема Цыганова,
специальный корреспондент «Евразийского юридического журнала»