№ 10 (101) 2016г.
Leonie Reins:
ENERGY AND ENVIRONMENT IN EU LAW
Interview with Ph.D., scientific researcher of the Law Faculty of the Catholic University of Leuven L. Reins
Визитная карточка:
Леони Рейнс - доктор юридических наук, научный сотрудник юридического факультета Католического университета г. Левен (Бельгия). Окончила бакалавриат по специальности «Экономика и бизнес-администрирование» в Университете Лейфана г. Люнебург (Германия). Окончила магистратуру по специальности «Международное право. Право Европейского Союза. Сравнительное право» в Католическом университете г. Левен (Бельгия). Принимала участие в академических международных обменах, в том числе по программе «Эразмус», в Ирландии, Франции, Голландии и США. Окончила докторантуру (PhD) в Католическом университете г. Левен (Бельгия), где успешно защитила диссертацию на тему «Согласованное регулирование в сферах энергетики и экологии ЕС - на примере сланцевого газа». Автор более 30 научных публикаций на английском, немецком и голландском языках. Член постояннодействующего «Европейского форума экологического права» (ЕФЭП), «Международного совета по экологическому праву международного союза охраны природы (МСОП)», «Международного совета по экогологическому праву (группа молодых профессионалов) МСОП». Старший член «Центра глобальных исследований» Католического Университета г. Левен (Бельгия). Представитель научных сотрудников Католического Университета г. Левен (Бельгия) в юридической школе «Школа научных исследований «Общее право» (Бельгия, Голландия). Сотрудник юридической консультации по вопросам охраны окружающей среды (г. Брюссель, Бельгия). Волонтер неправительственной организации «Центр исследований в области устойчивого развития Колумбии». Владеет немецким, английским, голландским, и французским языками.
****************************************************************
— Благодарим Вас за Ваше желание принять участие в интервью для Евразийского юридического журнала. Читателям будет интересно узнать как складывался Ваш профессиональный путь. Почему Вы решили изучать юриспруденцию? И почему выбрали именно экологическое право?
- Еще когда я училась в школе, моими любимыми предметами были те, что связаны с вопросами устойчивого развития. На последнем курсе бакалавриата я стала лидером студенческого проекта по правовым вопросам в области страхования морских ветропарков. Этот проект был действительно интересен для меня: я не только занималась теоретической исследовательской работой, но и была вовлечена в «живые» переговоры с немецкими страховыми компаниями. Им требовалась консультация по юридическим вопросам. Я анализировала существующую нормативно-правовую базу и прогнозировала развитие законодательства в будущем. Уже позднее, изучая курс «Энергетического права», я поняла, чем действительно хочу заниматься - правом и политикой в области энергетики и охраны окружающей среды. Эта область затрагивает важные и актуальные вопросы, которые оказывают существенное влияние и на наше общество, и на ресурсы, которыми мы распоряжаемся.
- Мы знаем, что не так давно, вы защитили докторскую диссертацию Ph.D. Не могли бы вы рассказать, какие требования предъявляются к кандидату в доктора Ph.D.? Как складывается процесс работы над исследованием? Когда и как происходит защита?
- На мой взгляд, самым важным в написании диссертации является искренняя заинтересованность в теме исследования. Мне, например, очень нравилась моя тема, и мне хотелось изучить ее досконально, до мельчайших подробностей. Еще, я считаю, важно продолжать работу над диссертацией даже тогда, когда нет мгновенных резульататов исследования. Докторская диссертация - это длительный процесс. Есть риск, что «леса не увидишь за деревьями»: из-за внимания к мелочам, важно не упускать из вида главное. Вот почему исследователю уже на начальном этапе работы необходимо четко определить цель работы, соответствующую структуру и детальный график достижения цели. Мелких деталей в работе должно быть достаточно, но ровно настолько, чтобы в них не запутаться. Мне, например, помогло то, что я разбивала главы на научные статьи. Кроме того, я принимала участие в научных конференциях, где проходила «аппробация» моих идей. И, наконец, я думаю, важно, чтобы у исследователя были хорошие отношения с научным руководителем. Мой руководитель всегда помогал мне, когда я в том нуждалась. И в тоже время, он предоставил мне достаточно свободы для личного вклада, моей личной инициативы. Я имела возможность самостоятельно управлять своми исследованием. За это я очень благодарна своему научному руководителю!
Кульминацией работы над диссертацией является, конечно же, защита. Для меня это был замечательный опыт. В Бельгии защита диссертации продолжается около двух часов. Исследователь презентует свою работу и отвечает на вопросы членов диссертационного совета. Лично я, несмотря на некоторое волнение вначале процесса, вскоре стала наслаждаться защитой своего труда. Сейчас я горжусь тем, что могла принять участие в дискуссии по результатам моей научной работы с уважаемыми членами диссертационного совета. Я также благодарна членам моей семьи и моим друзьям за то, что они поддержали меня во время защиты диссертации.
- Не могли бы вы поподробнее рассказать о Вашем исследовании. Тема работы «Согласованное регулирование в сферах энергетики и экологии ЕС - на примере сланцевого газа». Почему именно эта тема? Какие правовые вопросы вы рассмотрели в вашей диссертации? Какие методы исследования вы использовали? Что касается выводов Вашей работы, они имеют прикладное значение или носят теоретический характер?
- Желание работать над диссертационным исследованием появилось после защиты магистерской диссертации. Тогда, в своей работе, я изучала потенциальное влияние добычи сланцевого газа на водные ресурсы, проводила сравнительный нормативно-правовой анализ на примере США и ЕС. После защиты я почувствовала, что из-за ограниченного формата магистерской работы у меня не было возможности исследовать все правовые вопросы досканально. Магистерская работа показала, что в таких областях правового регулирования как добыча сланцевого газа, энергетика и охрана окружающей среды ЕС есть еще много нерешенных правовых проблем. К таким проблемам относятся, например, разделение полномочий в экологической и энергетической сфере, а также влияние технологий добычи сланцевого газа на право и политику ЕС в целом. Сюда же относятся вопросы, связанные с правовым обеспечением новых технологий, таких как «Углеродное улавливание и захоронение»,8 нанотехнологий, вопросы связанные с с правовым статусом таких принципов как «принцип предупреждения»9 и «принцип предосторожности»10 в контексте регулирования вопросов, связанных с новыми технологиями, в условиях научной неопределенности.
В своем исследовании я использовала различные методы. Основным инструментом исследования был правовой анализ. Основные источники - первичное и вторичное законодательство ЕС, в отдельных случаях право стран-членов ЕС, решения и обращения Европейской Комиссии, прецендентное право и труды ведущих ученых-юристов. Кроме того, я проводила сравнительно-правовой анализ и интервью с экспертами.
Я использовала три вида сравнительно-правового анализа. Во-первых, это анализ в рамках правовой системы ЕС; во- вторых, это сравнение в рамках правовых систем разных юрисдикций (ЕС и США); в-третьих, это межотраслевой анализ - сравнение регулирования иных «новых» технологий, также связанных с окружающей средой и энергетикой.
Кроме правового анализа я проводила интервью с экспертами в ЕС и в США. Например, в ходе исследования я посетила два месторождения сланцевого газа в Котулле и месторождение «Игл-Форд-Шейл» в штате Техас (США). Я на практике увидела, как происходит добыча сланцевого газа... что такое «гидроразрыв пласта».... В ходе интервью я связалась с представителями практически всех заинтересованных в процессе регулирования сторон - неправительственными организациями (НПО), профсоюзами, экологами, представителями промышленных предприятий, организациями, занимающимися охраной окружающей среды и, в частности, водных объектов, представителями местных государственных органов. Интервью были необходимы, во-первых, для того, чтобы подтвердить результаты исследования, которые я получила в ходе анализа источников. А во-вторых, в свете того, что регулирование вопросов добычи сланцевого газа стремительно развивается, экспертные интервью позволили включить в исследование самые последние разработки и требования. Эксперты также подтвердили практическую значимость моей работы.
Результатами моей работы стали практические рекомендации; исследование дает ответ на вопрос, как можно обеспечить непротиворечивое «согласованное» регулирование вопросов в области энергетики и окружающей среды в ЕС.
- Расскажите, пожалуйста, насколько актуальны в ЕС вопросы правового регулирования добычи сланцевого газа? Насколько значительны его запасы? Каковы позиции стран-членов ЕС под данному вопросу?
- Экспертные оценки запасов сланцевых месторождений в ЕС значительно рознятся. Часто результаты зависят от того, какая методология используется для оценки запасов. Также важно учитывать, что подразумевается под «запасом» - те ресурсы, что можно извлечь, или же общий объем ресурсов. По оценкам экспертов в 2013 году объем технически извлекаемых ресурсов сланцевого газа в ЕС составлял 13 309 миллиардов метров кубических. Но объем постоянно уменьшается. Ведется разведка новых месторождений в некоторых странах-членах ЕС, даже при условии, что коммерческая добыча сланцевого газа в ЕС еще не ведется. Конечно, позиции стран-членов ЕС по этому вопросу сильно разнятся. Отдельные страны в целом поддерживают добычу сланцевого газа, например, к таким странам относятся и Великобритания, и Польша. Франция же, напротив, уже в 2011 году запретила подобную деятельность.
В целом можно сказать, что за исключением не имеющих обязательной юридической силы рекомендаций, устанавливающих основные принципы регулирования добычи и производства углеводородов, в ЕС нет специализированного законодательства в отношении сланцевого газа. Вопросы ре- гулирвания этой сферы подпадают под правовые акты более обещего характера, например, энергетического права или права охраны окружающей среды.
- В настоящее время США - крупнейший производитель сланцевого газа в мире. Можно ли говорить о хорошо развитой соответствующей нормативно-правовой базе в стране? Что показал сравнительно-правовой анализ в Вашем исследовании?
- Сравнение с опытом США дает возможность оценить сильные и слабые стороны регулирования данной сферы в ЕС. Сравнение также позволяет обратить внимание на положительный опыт, на то, что стоит развивать. Конечно, в США богатый опыт проб и ошибок, и, тем не менее, слепо копировать этот опыт в ЕС нельзя. Назову две основные причины.
Во-первых, правовые системы США и ЕС совершенно различны. Например, опыт развития каждой системы уникален, есть различия при разделении полномочий между федеральным уровнем власти и уровнем штатов/ стран-членов. Можно рассмотреть полномочия «Федерального Агенства по Охране Окружающей Среды США», например, на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Штат Техас, например, напрямую не регулирует добычу сланцевого газа. Властные полномочия по данному вопросу распределены между различными агентствами, которые выдают разрешение на бурение, контролируют забор грунтовых вод, отслеживают состояние утилизации сточных вод. В ЕС нет подобных агентств. Регулирование этой сферы в ЕС затрагивает вопросы о «субсидиарности» и «пропорциональности», о государственном суверинитете стран-членов ЕС, о полномочиях ЕС и о правах стран-членов ЕС самостоятельно принимать решения о национальном бал- лансе энергоресурсов. Эти вопросы существенно затрудняют обсуждения о необходимости правового регулирования разведки и добычи сланцевого газа на уровне ЕС, а также обсуждения конкретных мер регулирования.
Во-вторых, отправные точки для сравнения не идентичны. Конечно, в самих правовых системах есть сходства и различия, но помимо этого, расположение месторождений сланцевого газа различно. Так, если в США месторождения довольно доступны, то в ЕС месторождения часто расположены вблизи промышленных объектов, охраняемых территорий или жилых районов. Такие моменты тоже важно учитывать. Необходимо адаптировать регулирование к каждому конкретному случаю.
Опыт США, несомненно, является очень важным для развития регулирования в ЕС. Но, тем не менее, каждый опыт уникален.
- А как соотносятся энергетическое право и экологическое право в ЕС?
Политика ЕС в области энергетики и политика ЕС в области экологии - относятся к «общей компетенции» ЕС и стран-членов и (должны) идти «рука об руку». «Лиссабонский договор» заложил крепкую основу для развития энергетического права ЕС (ст. 194 договора о фукционировании ЕС (ДФЕС). Ранее вопросы данной сферы либо относились к компетенции «внутреннего рынка» (ст. 114 ДФЕС), либо регулировались в рамках компетенции ЕС в области охраны окружающей среды (ст. 192 ДФЕС). «Лиссабонский Договор» ввел специальное положение о компетенции ЕС в области энергетики, изменив тем самым полномочия Союза, и обеспечив большую транспарентность этой сферы регулирования. Появление 194 статьи ДФЕС было расценено как появление «оговорки», открывающей двери для «надлежащего» регулирования ЕС в данной сфере, тем самым показывая, что «регулирование в области энергетики эволюционировало [... настолько], что стало предметом регулирования ЕС, а [...] не только стран-членов ЕС».
В связи с тем, что ранее регулирование в сфере энергетики осуществлялось в рамках компетенции ЕС либо в области регулирования «внутреннего рынка», либо регулирования в области охраны окружающей среды, в настоящее время можно наблюдать значительные «совпадения» между политикой в области энергетики и климатической политикой; отношения между политикой в области энергетики и политикой в области экологии имеют амбивалентную природу.
Ст. 194 ДФЕС направлена на: «а) обеспечение функционирования энергетического рынка; b) обеспечение надежности энергоснабжения в Союзе; с) содействие энергетической эффективности и экономии энергии, а также развитию новых и возобновляемых видов энергии; d) содействие межсоединению энергетических сетей». Упоминание в статье о том, что необходимо «сохранять и улучшать окружающую среду» не только следует требованиям «принципа интеграции» (ст. 11 ДФЕС), но и устанавливает обязательство - политика ЕС в энергетической сфере должна быть направлена на достижение целей охраны окружающей среды, она должна сохранять и улучшать качество окружающей среды, а не просто «принимать вопросы охраны окружающей среды во внимание». Таким образом, природоохранные положения (ст. 194 (2) 2 подпараграф ДФЕС) ограничивают суверенитет стран-членов в отношении национального балланса энергоресурсов.
Хотя, с практической точки зрения, правовое обеспечение одновременно и надежности энергоснабжения в ЕС, и целей охраны окружающей среды - останется трудной задачей и в будущем.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные тенденции в экологическом праве ЕС в настоящее время? Можно ли ожидать расширение компетенции ЕС в этой сфере?
- В ближайшее время вопросы энергетической безопасности ЕС и охраны окружающей среды станут еще более актуальными. ЕС подписал «Парижское соглашение», взял на себя обязательства по ограничению выбросов парниковых газов. Для того, чтобы выполнить свои международные обязательства, ЕС необходимо будет уходить от традиционных источников энергии, таких как, например, ископаемые виды топлива. Единственное решение - это увеличение в ЕС производства энергии из возобнавляемых источников.
Маловероятно, что компетенция ЕС в области экологической политики будет расширена. Точно не в настоящей политической обстановке. И, тем не менее, гарантии, предусмотренные ст. 193 ДФЕС, являются сильным механизмом, позволяющим вводить более строгие меры, направленные на охрану окружающей среды. Так, в ст. 193 ДФЕС говорится «Охранительные меры, принимаемые согласно статье 192 [ДФЕС], не являются препятствием для сохранения или введения любым государством-членом [ЕС] более строгих охранительных мер. Эти меры должны соответствовать [учредительным] Договорам. О них уведомляется [Европейская] Комиссия». Данная статья была включена в Договор в связи с тем, что наиболее активные в области охраны окружающей среды страны-члены ЕС боялись, что как только регулирование экологических вопросов будет вынесено на уровень ЕС, возникнет «гонка на выживание» - возможность «дерегулирования» в этой области с тенденцией к снижению экологических стандартов. В качестве примера применения механизма, предусмотренного ст. 193 ДФЕС, можно привести более строгие стандарты отдельных стран-членов ЕС в отношении выбросов парниковых газов, или же более строгие стандарты, предъявляемые к качеству воды, чем те которые предусмотрены на уровне ЕС водной директивой.
- На ваш взгляд, какова роль неправительственных организаций (НПО)/ гражданского общества в обеспечении охраны окружающей среды в ЕС?
- Роль НПО в обеспечении эффективной реализации правовых норм в области охраны окружающей среды становится все более важной. Частично это можно объяснить тем, что положение НПО улучшилось в связи с принятием «Ор- хусской конвенции». В качестве примера, иллюстрирующего значимость роли НПО и гражданского общества в вопросах обеспечения охраны окружающей среды, можно привести на- давний судебный процесс по совместному обращению НПО «Ургенда» и 900 граждан Нидерландов. Иск был подан против правительства Нидерландов, которое обвинялось в принятии «недостаточных мер» для защиты граждан от опасностей, связанных с изменением климата. НПО «Ургенда» иск выиграла. Этот пример подтолкнул и другие НПО, например, в Бельгии, к подготовке подобных исков. В настоящее время решение по делу НПО «Ургенда» обжаловано. Но, несмотря на это, данное судебное решение остается ключевым, это поворотный момент, историческая веха в судебных процессах по охране окружающей среды. Возможно, это еще только начало. Так, например, уже и в США группа молодых людей обратилась о защите своих прав в конституционный суд. В ноябре федеральный судья Энн Айкен отклонила ходатайства правительства США и промышленных предприятий, подтвердив тем самым право молодых людей на судебную защиту. Возможно, данный судебный процесс также станет «поворотным», но уже среди судебных процессов по охране окружающей среды в США.
- Несколько вопросов о международном экологическом праве. Одним из наиболее значимых событий на международном уровне явиляется недавнее подписание «Парижского соглашения». Каково Ваше мнение об итогах двадцать первой встречи сторон?
- «Парижское соглашение» вступило в силу 4 ноября 2016 года (необходимый порог ратификации соглашения странами был превышен 5 октября 2016 года). Это, несомненно, очень хорошие новости. Соглашение еще раз подтверждает цель - удержание прироста глобальной средней температуры ниже 2 °С сверх доиндустриальных уровней. Даже более того - призывает приложить усилия в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С, что особенно важно для наиболее уязвимых, развивающихся стран. Благодаря так называемому подходу «снизу вверх», реализованному через «национальные вклады стран-участниц», стало возможным привлечь к участию в международном климатическом процессе практически все страны. «Национальные вклады» будут пересматриваться каждые 5 лет. Однако надо отметить и то, что имплементация и реализация «национальных вкладов» юридически необязательны. Кроме того, многие важные моменты процесса оставлены для рассмотрения в рамках будущих встреч сторон. В настоящее время в Марракеше проходит 22 встреча сторон. Отчеты о встрече не очень оптимистичны. Как ожидается, «Марракешская прокламация» будет иметь, прежде всего, политическое значение - это своеобразная гарантия участия всех стран в дальнейшем международном климатическом процессе. Поэтому, несмотря на то, что «Парижское соглашение» официально вступило в силу, мы еще далеки от того, чтобы изменить политическую реальность.
- Еще одно важное событие на международном уровне - это 25-летний юбилей Рио-де Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию в 2017 году. На Ваш взгляд, каково значение данной декларации?
- С момента ее принятия Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию оказала значительное влияние не только на развитие международного, но и права ЕС, и даже национального права. Декларация установила принципы, которые нашли свое развитие в национальных и региональных конституциях, законодательсвте, и судебной практике. Я бы даже сказала, что декларация является «конституцией экологического права». После 25 лет своего существования - декларация до сих пор остается невероятно важным инструментом. Заложенные в ней принципы помагают формировать и толковать законодательство в разных странах мира. И тем не менее, практическое применение принципов, закрепленных в декларации, будет оставаться одним из проблемнейших вопросов для будущих поколений.
- Благодарим Вас за Ваше профессиональное мнение. Желаем Вам дальнейших профессиональных успехов!
- В свою очередь я хотела бы поблагодарить редакторов «Евразийского юридического журнала» за интересные вопросы и за уникальную возможность принять участие в интервью!
Правовое регулирование таких областей как энергетика, охрана окружающей среды и охрана климата имеет глобальное значение. Ухудшение состояния окружающей среды и повышение температуры сказывается на каждом из нас, независимо от того, где бы мы ни находились. Каждый из нас зависит от надежного и стабильного энергоснабжения. Необходимы глобальные правовые меры для того, чтобы обеспечить устойчивое будущее для всех. Я призываю читателей принять участие в обсуждении этих важных вопросов!
Интервью брали: