V. S. KAMENKOV:
ABOUT THE PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF ECONOMIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS AT THE PRESENT STAGE
Interview with Ph.D. in Law, professor, Director of the International scientific and educational center for mediation, conciliation and arbitration procedures, scientific consultant of Financial law and legal regulation of economic activity sub-faculty of the Belarusian State University, national correspondent of Belarus in UNCITRAL, honored lawyer of the Republic of Belarus Kamenkov Viktor Sergeevich.
Визитная карточка.
Каменков Виктор Сергеевич, доктор юридических наук, профессор, научный консультант кафедры финансового права и правого регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, национального корреспондента Беларуси в ЮНСИТРАЛ (создавал эту кафедру и руководил ею до апреля 2020 г.), директор Международного научно-образовательного центра медиации, примирения и третейских процедур, заслуженный юрист Республики Беларусь. Автор более 600 статей, научных, научно-методических, учебно-методических работ и учебных пособий. В 1978 г. окончил Белорусский государственный университет по специальности «правоведение».
С 1978 по 1992 годы работал в органах прокуратуры (помощник прокурора, заместитель прокурора района, старший помощник прокурора области, начальник отдела Генеральной прокуратуры), с 1993 по 2012 - Высший Хозяйственный Суд Беларуси (заместитель, первый заместитель Председателя, Председатель). В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию по гражданскому процессу. В 2004 г. защитил докторскую диссертацию, ему присуждена ученая степень доктора юридических наук и присвоено ученое звание профессора по специальности «Право».
С 2004 года - одновременно заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета (на общественных началах до 2013 года). Длительное время возглавлял общественную организацию «Белорусский республиканский союз юристов».
Специалист в области банковского, гражданского, налогового, хозяйственного права и хозяйственного процесса, один из разработчиков ряда основных законодательных актов Республики Беларусь: Гражданского кодекса, Хозяйственного процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Закона «О судоустройстве и статусе судей», Концепции судебной реформы, Законов «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», «О медиации», «О третейских судах», иных важных правовых актов национального и международного уровня. Явился инициатором появления в Беларуси конкурентного и спортивного права, альтернативных способов урегулирования конфликтов.
Является председателем одного из советов по защите диссертаций БГУ, экспертом Министерства образования, возглавляет научно-методический совет по группе специальностей «Право» учебно-методического объединения, член редакционных коллегий и советов ряда белорусских и российских журналов, арбитр МКАС при ТПП Российской Федерации и «Палаты арбитров» при ОО «Белорусский союз юристов», сопредседатель комиссии по спортивному праву Международного союза юристов.
***********************************************
- Виктор Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о Вашем университете.
- История создания, состояние дел, международные связи, перечень факультетов и кафедр, достижения и перспективы развития Белорусского государственного университета хорошо освещены на его сайте: https://bsu.by.
Не повторяя всего, кратко расскажу следующее. Скоро мы будем отмечать 100-летний юбилей со дня начала деятельности БГУ.
Решение о создании Белорусского государственного университета было принято Центральным Исполнительным Комитетом Белорусской Советской Социалистической Республики 25 февраля 1919 года. Организационные работы по его открытию затянулись в связи с временной оккупацией
Минска. В мае 1921 года был объявлен прием на рабочий факультет, 11 июля на торжественном заседании был обнародован текст Декрета об открытии Белорусского государственного университета, а 30 октября состоялось торжественное собрание, посвященное началу занятий.
Первым ректором университета Народный комиссариат просвещения БССР назначил выдающегося историка-сла- виста, выпускника историко-филологического факультета МГУ, профессора Владимира Ивановича Пичету. Он возглавлял БГУ в течение 8 лет и внес большой вклад не только в дело развития университета, но высшей школы и науки в целом в республике. Профессорско-преподавательский состав в основном был сформирован кадрами Московского, Казанского и Киевского университетов.
1 ноября 1921 г. на трех факультетах - рабочем, медицинском и общественных наук - начались регулярные занятия для 1390 студентов. На всех факультетах БГУ в 1921-1922 гг. работали 14 профессоров, 49 преподавателей, 10 ассистентов, 5 лаборантов и заведующих кабинетами.
В феврале 1925 года университет выпустил первых молодых специалистов - 34 экономиста и 26 юристов. К 1930 году в составе университета было уже 6 факультетов: рабочий, педагогический, медицинский, народного хозяйства, права и советского строительства, химико-технологический. Штат профессоров и преподавателей к этому времени значительно вырос: 49 профессоров, 51 доцент, 44 преподавателя и более 300 научных сотрудников. Тогда же были налажены научные контакты ученых университета с коллегами из Польши, Чехословакии, Литвы, Германии, Франции, Англии, США и Японии.
С начала 1930-х гг. для БГУ, как и для всей страны, начался сложный и противоречивый период. Университет были вынуждены покинуть многие известные профессора, доценты и преподаватели. Некоторые из них были арестованы, в том числе и первый ректор БГУ В. И. Пичета.
Несмотря на сложности этого исторического периода, именно в эти годы окончательно сложилась основная факультетская структура: в БГУ функционировали биологический, химический, физико-математический, исторический, географический, филологический факультеты.
Накануне 20-летнего юбилея БГУ состоял из 6 факультетов и 33 кафедр, на которых работали 17 профессоров, 41 доцент, более 90 преподавателей и ассистентов. В аспирантуре занималось 60 человек, на всех факультетах обучалось 1337 студентов. За 20 лет работы университет подготовил 5240 историков, юристов, экономистов, филологов, математиков, химиков, биологов, географов.
Юбилейный 20-й год деятельности БГУ стал годом самого сурового для него испытания. 21 июня 1941 года открылась юбилейная научная сессия, была развернута праздничная выставка, а на следующий день началась Великая Отечественная война. В первые же дни войны 450 добровольцев из числа преподавателей и студентов ушли на фронт. За мужество и храбрость, проявленные в борьбе с фашистами, 12 сотрудников и студентов БГУ получили высокое звание Героя Советского Союза.
15 мая 1943 года Совнарком СССР принял постановление «О возобновлении работы Белорусского государственного университета». Место для него было определено недалеко от Москвы, на станции Сходня. Московский университет вместе с другими вузами столицы передал БГУ большое количество учебного и научного оборудования, учебников и наглядных пособий, 18 тысяч томов научной литературы. В октябре 1943 года к занятиям приступили около 300 человек. Летом 1944 года, после освобождения Белоруссии студенты и преподаватели университета вернулись из Подмосковья в родной Минск.
В 1957 году на 7 факультетах БГУ уже насчитывалось 43 кафедры, на которых работало 339 сотрудников, из которых 29 профессоров и докторов наук, 160 доцентов, 150 преподавателей и ассистентов.
Сегодня Белорусский государственный университет является ведущим научным, образовательным, инновационным и культурным центром Республики Беларусь.
Белорусский государственный университет представляет собой крупный образовательный, научно-исследовательский и производственный комплекс. В его состав входят: 28 факультетов, учебных институтов и образовательных учреждений, 191 кафедра, 16 учебных корпусов, 87 научно-исследовательских лабораторий (в том числе студенческих), 4 научно-исследовательских института, 13 научных центров, 11 унитарных предприятий, 3 учебно-опытные станции, 4 музея, 1 научно-технологический парк, 10 общежитий.
Сегодня в университете в полном объеме реализованы: фундаментальные и прикладные исследования, производство, продажа и продвижение научно-технических разработок.
Кадровый потенциал Белорусского государственного университета насчитывает свыше 3800 преподавателей, в том числе 8 академиков и 130 членов-корреспондентов Национальной академии наук Беларуси, 400 докторов наук и свыше 1400 кандидатов. Здесь обучаются около 28 500 студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов. До 3-х тысяч, из них - представители иностранных государств, в том числе стран ЕАЭС.
В БГУ можно получить высшее образование по 79 специальностям, в рамках программы магистратуры - по более чем 46, а программа Ph.D., предоставляется по 132 специальностям различных отраслей науки.
БГУ является участником более чем 50 международных образовательных и научных проектов в рамках программ, в том числе: ЕАЭС, Европейского Союза, ЮНЕСКО, ЮНФПА, Вышеградского фонда, Совета Европы, Германской службы академических обменов (DAAD, Германия), Совета государств Балтийского моря, Фонда «Наука вокруг нас» (Великобритания), Фонда «ЕВРАЗИЯ» (США), АТЛАС, программы сотрудничества (Норвегия) и др.
Среди 30 000 университетов мира БГУ входит в 1,5 % лучших из них по данным международных рейтингов QS World University Rankings, Best Global Universities агентства U.S. New и многих других. С 2017 года БГУ единственный представляет Республику Беларусь в Шанхайском предметном рейтинге по физике (группа 401-500).
БГУ участвует в 11 глобальных и 7 предметных рейтингах 12 международных агентств, включая «большую тройку» QS, THE и ARWU, а также все массовые рейтинги университетов.
Электронная библиотека БГУ является 3 в мире среди вузовских репозиториев (электронных библиотек) по данным рейтинга «Transparent Ranking of Repositories».
- Виктор Сергеевич, Вы долгое время возглавляли Высший Хозяйственный Суд Беларуси и параллельно кафедру финансового и хозяйственного права БГУ, руководите научно-методическим Советом УМО, входите в состав экспертов и исполнителей государственных программ научных исследований в области хозяйственных отношений. Расскажите, пожалуйста, о Вашей деятельности в данном качестве и оттенках хозяйственного права.
- О комплексе правоотношений, составляющих хозяйственное право, а не гражданское, можно говорить много. Его не везде воспринимают, не всегда правильно понимают, а иногда преднамеренно искажают. Дискуссия об этом велась многие десятилетия еще при СССР, продолжается и теперь. Но современная реальность ускоряет все процессы. В том числе и в отношении места хозяйственной деятельности и ее правового регулирования.
Чтобы не быть голословным, скажу, что в паспорт имеющейся научной специальности 12.00.07 в нашем ВАК планируется включить такие направления, как:
- понятие, содержание, субъекты и виды хозяйственной деятельности: производственная, торговая, деятельность в сфере общественного питания; деятельность по управлению процессами и активами; общественно-ориентированная хозяйственная деятельность; хозяйственная деятельность в финансовом секторе и др., а также хозяйственные операции и хозяйственные процессы;
- конкурсное право. Несостоятельность и банкротство должника. Кредиторы и должник. Управляющий в процедурах несостоятельности. Предупреждение банкротства. Досудебное оздоровление. Медиация и несостоятельность. Мировое соглашение. Ликвидационное производство. Статус кредиторов и третьих лиц, а также иных лиц, участвующих в процедурах банкротства, включая государственные органы и организации;
- правовое регулирование непредпринимательской деятельности. Налогооблагаемая непредпринимательская деятельность;
- субъекты налогооблагаемой непредпринимательской деятельности: государственные органы и государственные организации, освобождаемые от уплаты налоговых платежей в соответствии с налоговым законодательством; коммерческие организации, производящие товары, работы и услуги для внутрихозяйственного потребления; некоммерческие организации; домохозяйства; иные субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, не признаваемую предпринимательской;
- торговое право. Торговые правоотношения и правоотношения в сфере общественного питания. Внутригосударственная торговая деятельность. Внешнеторговая деятельность. Оптовая торговля. Розничная торговля. Деятельность в сфере общественного питания. Государственные и корпоративные закупки;
- строительное право. Строительные правоотношения. Строительная деятельность. Промышленное строительство. Жилищное строительство. Строительство объектов недвижимого имущества административного и торгового назначения. Строительство сетей и инфраструктуры. Военное строительство. Закупки в сфере строительства. Градостроительная деятельность. Архитектурная деятельность;
- транспортное право. Транспортные правоотношения. Автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт. Водный транспорт. Трубопроводный транспорт. Внутригосударственные перевозки. Международные перевозки. Перевозки грузов. Перевозки пассажиров. Транспортно-экспедиционная деятельность;
- жилищно-коммунальное право. Жилищные правоотношения. Жилищно-коммунальные правоотношения. Жилищно-коммунальное хозяйство. Субъекты естественной монополии в жилищно-коммунальных отношениях. Жилищно-коммунальные услуги. Коммунальные услуги;
- IT-право. Понятие, предмет, система, источники, принципы и функции IT -права. IT-правоотношения. Информационные технологии как вид высоких технологий. Производство информационных технологий для продажи на товарных рынках. Производство информационных технологий для обеспечения внутрихозяйственной деятельности;
- корпоративное право. Корпоративные правоотношения. Виды корпоративных правоотношений: правоотношения, складывающиеся по поводу формирования структуры управляемой организации и органов организации; правоотношения, складывающиеся по поводу управления организацией; правоотношения, складывающиеся по поводу осуществления социального партнерства. Структура корпоративной организации. Система управления имуществом и иными активами юридического лица. Корпоративные юридические лица: корпорации и квазикорпорации.
- особенности участия государства в корпоративных отношениях: участие государства в отношениях учредительства; участие государства в отношениях, складывающихся по поводу осуществления государственной монополии;
- энергетическое право. Энергетические правоотношения как специфический вид общественных отношений, складывающихся по поводу реализации государственной энергетической политики, создания и эксплуатации энергетической инфраструктуры, производства, хранения, транспортировки, распределения, продажи и потребления топливно-энергетических ресурсов. Хозяйственная деятельность в энергетической сфере. Место энергетических отношений в системе хозяйственных правоотношений. Энергетическая политика. Энергетическая независимость государства. Энергетическая безопасность как элемент национальной безопасности. Энергетическая система государства. Международное сотрудничество в сфере энергетики. Субъекты энергетических отношений.
Нетрудно заметить, что Договор о ЕАЭС содержит очень похожую структуру.
- А что Вы можете сказать об энергетической безопасности наших стран и ее правовом регулировании?
- К сожалению, можно утверждать, что по отношению к правовому регулированию энергетической безопасности в наших странах, несмотря на принятые на себя международные обязательства еще нет достаточно полной и необходимой координации, нет единых подходов. Не всегда одинаково энергетическая безопасность увязывается с государственной безопасностью. Не всегда обоснованно энергетическая безопасность увязывается с наличием или отсутствием энергоресурсов, с ценами на них на внешних рынках.
Последние события на рынках нефти и газа убедительно показывают, что такие основания, как обеспеченность эне- горесурсами и цены на них - очень зыбкие для построения «здания» безопасности даже одного государства. Не говоря уже о союзе государств.
В Российской Федерации, на первый взгляд, начиная с 2010 года, проявилось стремление унифицировать правовое регулирование безопасности, когда был принят Закон о безопасности.
В этом Законе указано, что он определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (ст. 1).
Более того, данный Закон указывает на исчерпывающий перечень правовых актов, начиная с Конституции Российской Федерации вплоть до правовых актов органов местного самоуправления, который является правовой основой обеспечения безопасности (ст. 5). А на Президента Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности возложена общая функция по координации деятельности по обеспечению безопасности (ст. 6).
Такие правовые нормы предполагали, надо понимать, некоторое единство в правовом регулировании безопасности.
Вместе с тем, на уровне федеральных законов и указов Президента Российской Федерации даже терминологического единства пока достичь не удается.
Интересно, что понятие «национальная безопасность Российской Федерации» также определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
При этом указано, что национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Для сравнения приведем краткое определение понятия «национальная безопасность», имеющееся в законодательстве Республики Беларусь: «...национальная безопасность - состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз».
Нужно обратить внимание и на тот факт, что энергетическая безопасность включена в качестве составляющей части в понятие «национальная безопасность» из всех стран ЕАЭС, только в Российской Федерации. Даже при имеющемся у нее уровне энергообеспеченности и, причем, совсем недавно.
В Республике Беларусь энергетическая безопасность упоминается в законодательстве о национальной безопасности, но почему-то не рассматривается до настоящего времени в качестве неотъемлемой ее части.
Как самостоятельное и достойное внимания понятие «энергетическая безопасность» в белорусском законодательстве можно обнаружить в 2015 году в Концепции, утвержденной постановлением Правительства.
Данное понятие раскрывается как состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушения бесперебойности энергоснабжения. При этом энергетическая безопасность в этом документе не увязывается с национальной безопасностью. Но были введены такие новые понятия, как «энергетическая самостоятельность», «мониторинг энергетической безопасности», «уровень энергетической безопасности», «угрозы энергетической безопасности страны (региона)», «индикаторы энергетической безопасности» и иные.
А как энергетическая безопасность взаимосвязана с национальной безопасностью? Как она может влиять на национальную безопасность?
Прямых ответов на эти вопросы в действующем законодательстве нет. Но выстроить эту взаимосвязь не сложно, применив законы логики. Чем выше риски и угрозы для энергетической безопасности, тем ниже будет степень защищенности национальной безопасности. Например, сокращение традиционных для Республики Беларусь внешних энергетических рынков приведет к снижению степени обеспеченности энергоресурсами, что в свою очередь отрицательно скажется на производстве товаров и оборудования, к снижению уровня насыщенности ими отраслей экономики и запросов населения.
Следует признать, что имеющиеся дефиниции энергетической безопасности не в полной мере отвечают предъявляемым временем требованиям, в том числе по комплексному правовому ее регулированию.
На отсутствие правопреемственности, системности и единства категориально-понятийного аппарата в действующем законодательстве о национальной безопасности с этимологической и теоретико-методологической точек зрения обращают внимание одни авторы. Фрагментарность существующей нормативной правовой базы, декларативность и противоречивость ряда положений, некорректность и пробельность дифференциации видов национальной безопасности в Российской Федерации, необходимость дальнейшей их трансформации отмечают другие российские исследователи.
Нужду в разработке, в том числе и с учетом уже имеющихся в теории национальной безопасности научных изысканий, и в принятии нормативного правового акта, в котором бы раскрывались природа, сущность и содержание основных понятий (определений), категорий и терминов по вопросам обеспечения национальной безопасности обозначают третьи.
Все это наглядно показывает несовершенство правового регулирования понятия «безопасность», в том числе в отношении национальной безопасности и ее составляющей - энергетической безопасности, отсутствие единых подходов к ним в международном смысле, а также необходимость поиска новых подходов в этом смысле.
- Что бы Вы пожелаете читателям нашего журнала?
- Сегодня на первом месте пожелание здоровья. А также я желаю всем нам не забывать, что в серьезных испытаниях происходит закалка как человека, так и человеческих, коллективных, государственных и межгосударственных отношений. После таких горнил выходит совсем иное, лучшее качество. Предлагаю стремиться к этому.
А Евразийскому юридическому журналу желаю больше увлекательных и востребованных материалов по новым актуальным для современности темам! - Большое спасибо!
Интервью брали: