Persona Grata

Евразийский юридический журнал

Persona Grata
Юридическая наука должна быть честной.
Интервью с доктором юридических наук, профессором, академиком НАН Украины Юрием Сергеевичем Шемшученко

Интервью с доктором юридических наук, профессором, академиком НАН Украины Юрием Сергеевичем Шемшученко

Визитная карточка:
Шемшученко Юрий Сергеевич родился 14 декабря 1935 г. в городе Глухове Черниговской (теперь Сумской) области. После окончания школы стал студентом Глуховского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства, но в 1954 г. был призван на срочную военную службу. Окончил годовую школу авиационных механиков в г. Морозовске Ростовской области, служил механиком по авиавооружению в одном из полков Батайского военного авиационного училища в Краснодарском крае.

№ 12 (31) 2010г.

     Шемшученко Юрий СергеевичВ 1957–1962 гг. учился на юридическом факультете Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко. Четыре года работал в органах прокуратуры Сумской области. С 1966 по 1969 г. – аспирант Сектора (с июня 1969 г. – Институт) государства и права АН УССР. В 1970 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обеспечение социалистической законности в деятельности местных органов советского государственного управления средствами прокурорского надзора (на материалах Украинской ССР)». В 1969 г. был избран на должность младшего, а в декабре 1972 г. – старшего научного сотрудника Института. В 1979 г. защитил докторскую диссертацию «Государственное управление охраной окружающей среды в СССР».

      В 1979 г. был утвержден в должности заведующего отделом проблем советского строительства, а в 1982 г. – заведующего отделом правовых проблем сельского хозяйства и охраны окружающей среды Института. В 1985 г. ему было присвоено звание профессора. В 1988 г. избран членом-корреспондентом АН УССР по специальности «Право». В том же году избран директором Института государства и права АН УССР. В 1992 г. стал академиком НАН Украины.

     Входил в состав Конституционной комиссии Верховной Рады Украины и рабочей группы по разработке проекта Конституции Украины 1996 г. Был организатором создания концепции и проекта Основного Закона, а также членом Комиссии по подготовке изменений к Конституции Украины и других законопроектов (апрель 2000 г.), Национального совета по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза и т. д. Входит в состав Комиссии по реформированию правоохранительных органов при Президенте Украины (с 2005 г.).

     Соавтор и ответственный редактор «Политологического энциклопедического словаря» (1997 и 2004), «Большого энциклопедического юридического словаря» (2007), 10-томной «Антологии украинской юридической мысли» (2002–2005), глава редакционной коллегии 6-томной «Юридической энциклопедии» (1996–2004), коллектив которой был награжден Государственной премией Украины в области науки и техники. Сейчас под его общим руководством осуществляется подготовка 3-томной «Энциклопедии международного права».

     Возглавляет Совет по координации фундаментальных правовых исследований НАН Украины. Один из основателей Академии правовых наук Украины, академик Украинской академии политических наук (с 1995 г.), единственный из украинских ученых-юристов иностранный член Российской академии наук (с 1999 г.), первый украинский член Международной академии сравнительного права (с 2010 г.). Стоял у истоков образованной в 1991 г. Украинской ассоциации политологов и был первым ее президентом. Инициировал и организовал создание Союза юристов Украины, был первым его главой (1991–1993). Является экспертом Совета Европы, членом Международного арбитражного суда, Международного совета по праву окружающей среды (с 1990 по 1992 год был Региональным координатором этого совета), Комиссии экологического права Международного союза защиты природы, почетным членом Института правовых исследований Польской академии наук, членом международной Академии экологического права (США).

    На протяжении десяти лет (1994–2004) возглавлял Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Украины. Является членом Секции общественных наук Комитета по Государственным премиям Украины в области науки и техники (с 1993 г.).

    Юрий Сергеевич инициировал создание нового учебного заведения – Высшей школы права при Институте государства и права им. В.М.Корецкого НАН Украины. С 2000 г. это заведение получило название Киевский университет права НАН Украины.

    Автор свыше 800 научных работ, в том числе 30 индивидуальных и коллективных монографий. Главный (ответственный) редактор почти 40 книг, подготовил более 30 докторов и кандидатов юридических наук. Награжден орденами, медалями и другими государственными отличиями, в частности, орденами князя Ярослава Мудрого V степени (1999 г.), ІV степени (2006 г.) и ІІІ степени (2009 г.).

*************************

    – Как бы Вы охарактеризовали свой путь в юридическую науку?

   – Мой путь в науку был традиционным в советское время. Уже обучаясь на юридическом факультете Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко (1957–1962 гг.), я проявил интерес к вопросам истории государства и права Левобережной Украины периода Гетманщины (ХVІІ–ХVІІІ ст.). Я работал в университетской и других библиотеках, делал выписки из соответствующей литературы по интересующим меня вопросам, консультировался у известного специалиста по истории украинского права Анатолия Петровича Ткача.

    После завершения учебы в университете около четырех лет работал в органах прокуратуры Сумской области. Но идея о научной деятельности не покидала меня. В это время появились мои первые журнальные публикации. А в 1966 г. я стал аспирантом Сектора государства и права Академии наук УССР, который в то время возглавлял известный ученый-международник, академик Владимир Михайлович Корецкий.

    Это была легендарная личность. Он имел широкий кругозор, обладал чувством нового, прогрессивного, его уважали не только в научных кругах, но и в среде международников-практиков. В.М.Корецкий неоднократно участвовал в работе украинских правительственных делегаций на различных международных форумах, был членом, а затем вице-президентом Международного суда ООН в Гааге (1960–1970 гг.).

     Владимир Михайлович своим личным примером прививал интерес к научной деятельности у всех, кто с ним работал. При нем я защитил кандидатскую диссертацию и твердо определился в том, что наука станет надолго предметом моего интереса и общественной деятельности.

    Еще одна личность сыграла важное значение на моем пути в юридическую науку. Это всемирно известный ученый, Человек с большой буквы, президент НАН Украины Борис Евгеньевич Патон. Мне, как директору Института государства и права НАН Украины, приходится довольно часто общаться с президентом. И я всегда получаю удовлетворение от такого общения, его внимания к развитию академической юридической науки. Этим в значительной мере можно объяснить тот факт, что я вот уже более сорока лет работаю в системе НАН Украины.

     – Какими должны быть жизненные принципы ученого-юриста?

   – Главный принцип – это объективность. К сожалению, в условиях рыночной экономики юридическая наука подверглась конъюнктуре. Материальные посулы нередко оказывают решающее влияние на выводы и рекомендации ученых-юристов, что подрывает доверие к юридической науке. В этих условиях она не может должным образом выполнить свое основное назначение – быть объективным критерием в обосновании путей развития государства и права. Решение этой проблемы связано с созданием надлежащих материальных и других условий для проведения научных исследований со стороны государства.

   – Какой Вы видите роль академического научного института в современном обществе и государстве?

   – В Украине периодически возникают дискуссии по вопросу реорганизации НАН Украины. Некоторые горячие головы предлагают, в частности, передать академические научно-исследовательские институты в систему Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины.

     С этим трудно согласиться. В отличие от западной модели, где наука развивается главным образом на базе университетов, в нашей стране ведущими в этой области являются академические научно-исследовательские учреждения. По своему учебному и научному потенциалу наши университеты слабее зарубежных, ни один из них не входит в список лучших университетов мира. В этих условиях эксперименты с передачей академических институтов университетам ни к чему хорошему не приведут. Нам нужно учитывать сложившуюся национальную специфику и более рационально использовать как академический, так и университетский научный потенциал.

    На мой взгляд, главное назначение академического научно-исследовательского института состоит в проведении фундаментальных исследований актуальных для теории и практики проблем. Именно таким является Институт государства и права им. В.М.Корецкого НАН Украины, отметивший недавно свой 60-летний юбилей. Институт сосредотачивает свое внимание на актуальных проблемах государствоведения и правоведения, ежегодно издает 20–25 монографических работ по этим вопросам, входит с предложениями и рекомендациями прогностического характера в соответствующие государственные органы. Институт является базовым учреждением Совета по координации фундаментальных научных юридических исследований НАН Украины. Особенно заметен его вклад в распространение энциклопедических знаний. В последние годы им изданы 6-томная «Юридическая энциклопедия», 10-томная «Антология украинской юридической мысли», «Энциклопедия гражданского права Украины», «Политологический энциклопедический словарь», «Большой энциклопедический юридический словарь» и др. Сейчас готовится к изданию 3-томная «Энциклопедия международного права».

     Таким образом, несмотря на появление в последние годы ряда новых научно-исследовательских учреждений (Национальная академия правовых наук Украины, Институт законодательства Верховной Рады Украины и др.), наш Институт продолжает оставаться флагманом юридической науки, определяя характер ее перспективного развития.

   – В чем особенности и проблемы современного состояния юридического образования? Каковы перспективы его усовершенствования?

    – Главная особенность состоит в неуправляемом существенном увеличении количества высших юридических учебных заведений. Во время моей учебы на юридическом факультете Киевского государственного университета таковых было в Украине пять, а сейчас их количество перевалило за 150. Многие из них не укомплектованы профессионально подготовленными кадрами преподавателей, здесь нередко преобладают меркантильные интересы. Поэтому при общем увеличении выпускников юридических вузов наблюдается существенное снижение качества их подготовки, многие из них не могут найти работу согласно полученной специальности и т. п.

     На этом фоне в позитивном плане выделяется опыт работы Киевского университета права НАН Украины. Он был создан 15 лет тому назад на базе нашего Института в контексте Болонского процесса. Главная идея – интеграция юридического образования и юридической науки. Фактически он стал первым в системе НАН Украины высшим учебным заведением. Реальная интеграция состоит, в частности, в том, что студенческие аудитории Университета являются плацдармом для апробирования результатов научных исследований, проводимых учеными Института. Кроме того, совместными усилиями мы готовим и издаем ученики и монографические работы, проводим национальные и международные научные конференции, привлекаем студентов к научной деятельности и т. п.

     Киевский университет права НАН Украины ориентирован на подготовку юристов европейского образца. Этот современный вуз имеет высокий рейтинг среди высших юридических учебных заведений.

    При всем том правовой статус академических учебных заведений сегодня недостаточно урегулирован действующим законодательством. Имеется также потребность в разработке и принятии новой Концепции развития юридического образования, а также Закона о юридической науке.

    – Недавно Вы были избраны членом очень авторитетного объединения ученых – Международной академии сравнительного правоведения. Вы также возглавляете Украинскую ассоциацию сравнительного правоведения, являетесь главным редактором журнала «Сравнительно-правовые исследования» («Порівняльно-правові дослідження»). Каким Вы видите современное значение сравнительного правоведения?

    – История сравнительного правоведения насчитывает уже два столетия. Проведение эффективных политических и правовых реформ невозможно на основе только собственного опыта, а требует систематизированного изучения и использования соответствующего опыта других стран, определения мировых и региональных тенденций правового развития.

     Именно этими факторами и обусловлен повышенный интерес к сравнительному правоведению в нашем Институте. Тут заложены основы выпуска серии научной литературы «Энциклопедия сравнительного правоведения» при участии ведущих мировых ученых и, таким образом, основы дальнейшего развития сравнительного правоведения. Ежегодно мы проводим в сотрудничестве с другими организациями представительные международные симпозиумы по сравнительному правоведению.

     По моему мнению, наиболее перспективным является взгляд на сравнительное правоведение как на самостоятельную научную дисциплину и одновременно как на метод научного познания разных правовых явлений. Использование данного метода тоже должно базироваться на научных основах, то есть предусматривает существование соответствующей науки про данный метод. Споры вокруг предмета сравнительного правоведения негативно сказываются на решении вопроса о включении данной научной дисциплины в число ВАКовских специальностей. А это сдерживает профессиональную подготовку кандидатов и докторов юридических наук по сравнительному правоведению и, таким образом, развитие самой этой науки.

     – Что нужно сделать и кому, чтобы интенсифицировать сотрудничество постсоветских ученых-юристов?

   – Расширение научного сотрудничества зависит как от самих ученых-юристов, так и от соответствующих организационных структур на постсоветском пространстве. В СССР существовало только два академических института государства и права – общесоюзный в Москве и соответствующий институт в Украине. Сейчас количество таких институтов увеличилось, но они слабо сотрудничают между собой. В результате недостаточно используются возможности сравнительно-правового исследования тех или иных общественных явлений.

     – Как бы Вы могли охарактеризовать современный этап отношений Украины и России?

     – Как этап, имеющий тенденцию к упрочению двустороннего сотрудничества в экономической, политической, научной, образовательной и других сферах. Это сотрудничество имеет глубокие корни и обусловлено тысячелетней историей дружбы между нашими народами. Напряжение в сотрудничество вносят не народы, а недальновидные политики, преследующие нередко свои амбициозные цели.

       – Каковы перспективы евроазиатской и европейской интеграции Украины и других постсоветских государств? Сохранятся ли общие черты в постсоветских правовых системах?

     – Право по своей сущности представляет явление однопорядковое для всех стран мира. В условиях глобализации оно дрейфует в сторону единообразия. Этим обусловлено сохранение общих черт в постсоветских правовых системах. Вместе с тем, эти системы имеют немало особенностей. Именно последние представляют интерес в процессе исследования соответствующих систем.

      Для Украины важны многие направления научной интеграции с другими государствами. Это, в частности, касается как традиционных, так и новых государственно-правовых проблем. В свое время мы, например, успешно сотрудничали с учеными-юристами Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана в исследовании эколого-правовой тематики. В результате этого была выработана концепция права человека на безопасную (благоприятную) окружающую среду. Эта концепция затем нашла отражение в конституциях многих постсоветских государств.

     В международном экологическом праве, однако, четко не закреплено это одно из фундаментальных прав человека. Да и само это право сегодня не является достаточно кодифицированным, не имеет стержневого акта, что негативно отражается на эффективности его применения. Украина с трибуны ООН уже озвучила свое предложение о целесообразности разработки и принятия Экологической конституции Земли. Было бы целесообразно, чтобы не только политики, но и ученые-экологи других стран мира поддержали эту идею, ибо с ней связано будущее человечества.

     Весьма перспективными в настоящее время являются также совместные теоретические разработки правовых проблем энергетической безопасности. В этом сейчас заинтересованы как страны СНГ, так и Европейского Союза. И здесь принципиальное значение имеет вопрос кодификации соответствующей отрасли законодательства на национальном уровне. Речь идет о принятии энергетических кодексов, над чем уже работают ученые-юристы Украины, Российской Федерации и некоторых других стран.

     На целенаправленное развитие правовых систем в контексте евроазиатской и европейской интеграции оказывает влияние практика использования так называемых модельных (рекомендательных) законов (кодексов). Такие акты сейчас принимаются Межпарламентской Ассамблеей СНГ, Евроазиатским экономическим сообществом, Союзным государством России и Белоруссии. Но степень влияния модельных (рекомендательных) актов на качественный уровень национального законодательства сегодня не является достаточной. В этой связи следовало бы активизировать совместные исследования, касающиеся определения природы таких актов и механизма их действия в рамках правовых систем соответствующих государств и с учетом современной доктрины международного права.

     Важной предпосылкой дальнейшего развития правовых исследований на евразийском пространстве является также наличие соответствующих организационных механизмов. Самый простой путь для этого – заключение договоров между соответствующими субъектами о творческом сотрудничестве. Положительным во многих случаях также является участие ученых-юристов в различных международных проектах.

      Хотел бы также обратить внимание на весьма ограниченное использование в этом деле механизма Международной ассоциации академий наук. Она была образована в 1993 г. с целью объединения усилий ученых стран-членов для содействия научному сотрудничеству. Президентом Ассоциации является президент НАН Украины, всемирно известный ученый Б.Е.Патон.

     Ассоциация объединяет академии наук как европейского (Украины, России, Белоруссии, Молдовы, Словакии, Чехии и др.), так и азиатского (Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизии, Вьетнама и др.) континентов. В системе Ассоциации создан координационный комитет по гуманитарным и социальным наукам. Высшим органом Ассоциации является Совет, в состав которого входят президенты академий наук – членов Ассоциации или делегированные ими представители.

      Широкое представительство академий и наличие у них правоведческих структур создает реальные возможности для расширения в рамках Ассоциации научных исследований процессов государственно-правового строительства на евроазиатском пространстве. И этим, на мой взгляд, не следует пренебрегать.

    – Что бы Вы могли пожелать читателям Евразийского юридического журнала?

    – В канун Нового, 2011 года желаю читателям журнала оптимизма и веры в то, что право в конце концов станет реальной мерой добра и справедливости на всех континентах Земли.


Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях