№ 2 (105) 2017г.
AMRAM PETROSYAN:
INTERNATIONAL MIGRATION AND THE «COLOURED REVOLUTIONS»
Interview with the president of the Foundation of Support of Modern Diplomacy - Amram Davidovich Petrosyan
Визитная карточка:
Петросян Амрам Давидович родился 15 июня 1978 года в городе Капан Армянской ССР. В 1990 году в связи с военными действиями семья Петросянов переезжает в Ереван, а в 1991 году покидает Армению — сначала переезжает в Беларусь (город Пинск), а затем (1992 год) — в Украину.
Закончил Национальную академию государственного управления при Президенте Украины по специальности «Государственное управление» с получением звания «Магистр государственного управления».
2001 год - соучредитель межнационального объединения «ЛИГА КУЛЬТУР»;
2003 год - член правления Одесской областной Армянской духовной общины;
2004 год - избран крестным Одесской Армянской Апостольской Церкви, где под его меценатством издавалась культурно-просветительская литература, проводились культурные мероприятия;
2008 год - соучредитель и руководитель ОО «Киевская, Львовская, Хмельницкая областная правозащитная Группа», глава координационного совета;
2012 год - председатель международной организации «Независимый центр по наблюдению за избирательным процессом "Институт международного влияния"»;
с 13 июля 2014 года - вице-президент Ассоциации Мировой Экономики;
с 1 ноября 2014 года - глава Международного движения NAR (Новая Армения);
с 25 сентября 2015 года - президент Фонда развития современной дипломатии.
*******************************************************************************************************
- Уважаемый Амрам Давидович, международная миграция не является новым явлением. Какие новые черты, на Ваш взгляд, она приобретает в XXI веке?
- Да, действительно. Как известно, в начале XXI века феномен миграции стал одним из основополагающих факторов, оказывающих влияние на глобальных эволюционные изменения. В свою очередь этот процесс был тесно связан с процессом глобализации, что, в свою очередь, привело к возникновению необходимости разработки новых подходов к миграционной политике, способствующих достижению и поддержанию соответствующего баланса интересов субъектов международных отношений, вовлеченных в процесс международного регулирования миграции.
Однако сегодня ситуация меняется коренным образом. В 2015 году миграционный вопрос пошатнул основы Шенгенской зоны и миропорядка, который десятилетиями формировался в Европейском пространстве. Резкое обострение миграционной ситуации наблюдалось по всей Европе, но, прежде всего там, где раньше конфликтов на этой почве практически не наблюдалось, - в Сербии, Болгарии, Македонии, Венгрии и Хорватии. По сути, в течение последних нескольких лет миграционные потоки коренным образом изменили ситуацию на европейском пространстве в целом, и в первую очередь в тех государствах, которые были способны обеспечить мигрантам наиболее благоприятные условия для существования и наибольший объем социальных гарантий.
Следует также отметить, что в последние несколько лет изменилась и структура миграционного потока. Если раньше речь шла в первую очередь о трудовых мигрантах, то сегодня на первом месте стоит проблема беженцев, которые лишены возможности пребывания на своей родине, исходя из элементарных соображений личной безопасности, безопасности своих родных и близких. Именно этот фактор, на наш взгляд, коренным образом повлиял на столь радикальное изменение миграционной обстановки в мире. Так называемая политика «экспорта демократии», столь активно проводимая с Запада при поддержке лояльной Европы, привела к коренным изменениям на геополитической арене мира, которые в свою очередь и спровоцировали резкий рост числа мигрантов. Так, согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, из миллиона прибывших через Средиземноморье людей наибольшее количество составляют граждане Сирии (49%), Афганистана (21%) и Ирака (8%). Большинство беженцев и мигрантов - это мужчины (58%). К концу 2014 г. их количество достигло почти 60 миллионов. Анализируемые процессы происходят на фоне постоянных конфликтов и миграционных кризисов в некоторых азиатских и африканских странах, что способствует увеличению общего числа людей, которые вынуждены покинуть места своего проживания.
- По Вашему мнению, можно ли выделить действенные механизмы для преодоления уже сложившегося миграционного кризиса?
- Это достаточно сложный вопрос, на который дать однозначный ответ вряд ли будет возможно. Заметьте, что миграционный кризис 2015 г. стал крупнейшим в мире со времен Второй мировой войны. В связи с этим, выступая на Генассамблее ООН в Нью-Йорке 28 сентября 2015 г., Президент РФ В.В. Путин сказал: «Поток людей, вынужденных покинуть родную землю, буквально захлестнул сначала соседние страны, а потом и Европу. Здесь счет идет на сотни тысяч, а может пойти и на миллионы людей. Это, по сути, новое великое, горькое переселение народов и тяжелый урок для всех нас, в том числе и для Европы. Хотел бы подчеркнуть: беженцы, безусловно, нуждаются в сострадании и поддержке, однако кардинально решить эту проблему можно только путем восстановления государственности там, где она была уничтожена, путем укрепления институтов власти там, где они еще сохранились или воссоздаются, путем оказания всесторонней помощи: военной, экономической, материальной - попавшим в трудное положение странам. И конечно, тем людям, которые, несмотря на все испытания, не покидают родных мест. Разумеется, любая помощь суверенному государству может и должна не навязываться, а предлагаться, и исключительно в соответствии с международным правом».
Таким образом, ключевым посылом речи Президента РФ стала необходимость сохранения, а в отдельных случаях - восстановления государственности, что является залогом не только соблюдения норм международного права, но и формирования условий, при которых интенсивность миграционного потока должна снизиться. С учетом вышеизложенного следовало бы обратить особое внимание и на первопричины усиления миграционного потока в XXI веке, которые, как указывалось выше, оказали влияние не только на усиление миграции, но и на ее структуру.
- Однако свержение правящего режима не является принципиально новым явлением. Есть ли у него какие-либо принципиально новые особенности, которые не проявлялись прежде в истории?
- История человеческой цивилизации и раньше сталкивалась с проблемами и вопросами, связанными с демонтажем политических режимов и его последствиями, инструментами которых, как правило, выступали «классические» силовые методы, которые применялись в рамках вооруженных переворотов, локальных вооруженных конфликтов, гражданских войн и военных интервенций. На рубеже XX-XXI веков на смену силовым методам приходит более тонкая технология смены неугодных политических режимов - так называемая «цветная революция». Ключевой особенностью последней с одной стороны является ее умелое подражание истинному революционному движению, общенародному порыву, который со стороны «демократического» мирового сообщества получает оценку как одна из форм народного волеизъявления. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в течение последних лет «цветные революции» произошли в ряде государств с вполне устойчивыми политическими режимами, в той или иной мере стабильной экономической системой, которая в отдельно взятых государствах могла быть охарактеризована исключительно как прогрессивная. Результатом «цветных революций» стал полный или частичный демонтаж господствующих политических режимов, которые не только долгие годы сопротивлялись внешним и внутренним врагам, но могли при этом обеспечить соблюдение основных прав и свобод своих жителей, наличие в стране определенных социальных гарантий, соблюдение принципов правового государства и т.д. Другим, не менее актуальным результатом «цветных революций», стал, естественно, массовый отток населения в цивилизованную Европу.
Заметьте, что в сценариях смены политических режимов в этих странах наблюдается поразительное сходство, в котором можно усмотреть многократное повторение одного и того же шаблона, или организационной схемы. В ней также угадываются черты так называемых бархатных революций, уничтоживших коммунистические режимы в странах восточной Европы после распада СССР. Вряд ли такое совпадения можно назвать случайным, поскольку вероятность точного совпадения сценариев смены политических режимов в странах, заметно различающихся и по уровню политической организации власти, и по уровню социально-экономического развития, и по спектру нерешенных проблем, сравнительно, если не сказать ничтожно, мала.
В этом плане Сирия и Ливия кардинально отличаются от Украины и Грузии, однако совсем не сложно заметить, что революция 2014 года в Украине в точности совпадает со сценарием революции «Арабской Весны» в Египте, вплоть до стиля поведения противоборствующих сторон.
Все это может свидетельствовать о том, что, на примере различных стран и регионов мы имеем дело с одним и тем же явлением - результатом применения так называемых «технологий цветных революций». Однако, несмотря на яркое название, ничего революционного в них нет. Даже западные СМИ сегодня отмечают, что «цветные революции», которые они называют технологиями проведения операций по экспорту демократии через акции гражданского неповиновения, настолько отточены, что их методы превратились в руководство по смене политических режимов.
Во многом совпадает и методика, используемая при смене политических режимов. Так, один из разработчиков теории «управляемого хаоса» Стивен Манн прямо говорит о необходимости «усиления эксплуатации критичности» и «создании хаоса» как инструментах обеспечения национальных интересов США. В качестве механизмов «создания хаоса» у противника он называет «содействие демократии и рыночным реформам» и «повышения экономических стандартов и ресурсных потребностей, вытесняющих идеологию». Согласно С. Ману, существуют следующие средства создание хаоса на той или иной территории: содействие либеральной демократии; поддержка рыночных реформ; повышение жизненных стандартов населения, прежде всего у элиты; вытеснение ценностей и идеологии.
- Вы полагаете, что истоки миграционного кризиса являются результатом именно внешнего вмешательства во внутренние дела государства. Важно ли при этом наличие внутреннего антагонизма в самом государстве, в котором проводится демонтаж действующей политической системы?
- К сожалению, да. Сегодня можно констатировать, что в конце 90-х и начале 2000-х гг. правящие круги США достаточно успешно использовали одну из таких специально разработанных политических технологий, которая в дальнейшем получила название «цветная революция», для свержения неугодных режимов в бывшей Югославии, Грузии, Украине и Киргизии и установили свой полный либо частичный контроль над этими странами. Главная особенность данной модели осуществления геополитической борьбы заключается в том, что она рассчитана на «нелегитимный» захват политической власти в «атакуемой» стране. Она реализуется путем использования ненасильственных методов борьбы и особенно факторов недовольства политикой правящих властей и социально-политической активности определенных групп со стороны граждан этого государства.
В этом ряду также стоит назвать «стратегию непрямых действий». Ее основатель Б. Лиддел Гарт считал, что главной целью войны является не полное уничтожение вооруженных сил и экономического потенциала вражеского государства, а принуждение правящих кругов «враждебной» страны (или даже нескольких государств-противников) к принятию таких условий, которые бы полностью отвечали политическим, экономическим, военным интересам государства-агрессора.
Что касается истории появления другой, родственной по целям, стратегии «мягкой силы» (softpower), то ее автором был известный американский политолог Д. Най. Он расширил сферу действия непрямых действий за счет привлечения арсенала политических, дипломатических, экономических, психологических и информационных методов для подрыва основ государственного строя страны, подлежащей политической трансформации. В настоящее время в американском политическом лексиконе появился синоним названия данной стратегии - «умная сила» (smartpower).
Изложенное позволяет нам сделать однозначный вывод о том, что источником «цветной революции» является не внутренний антагонизм государства, а целенаправленное воздействие со стороны внешних факторов, которые, очевидно имеют определенный интерес в демонтаже действующего политического строя в стране.
- Но одним из ключевых принципов международного права является, если не ошибаюсь, принцип невмешательства во внутренние дела государства. Как подобная политика соотносится с действующим международным правом?
- С юридической точки зрения, с позиций действующего международного права, это предполагает вмешательство во внутренние дела государства, и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет. Собственно, возникновение феномена «цветных революций» во многом стало возможным именно благодаря противоречивым трактовкам различных правовых категорий, которые присутствуют в действующем международном праве. В рассматриваемом контексте наибольшие сложности вызывают категория «вопросы, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства» и категория «государственного суверенитета». Принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, относится к числу императивных принципов международного права, что делает его одной из фундаментальных основ современной системы международной безопасности. Содержание принципа подробно раскрыто в ряде деклараций Генеральной Ассамблеи ООН, а именно в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., в Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 9 декабря 1981 г. Однако налицо ключевая проблема всех вышеуказанных документов: к сожалению ни один из них не раскрывает точного содержания понятия «дел, по существу входящих во внутреннюю компетенцию государства», не дает его императивного определения. На наш взгляд, именно этот ключевой пробел в действующем международном праве и провоцирует самые противоречивые трактовки, и на практике дает возможность не только вольного толкования этого понятия, но и создает необходимые предпосылки для всевозможных нарушений, вплоть до прямого силового вмешательства во внутренние дела государства.
Так, в частности, сторонники узкого толкования содержания понятия «государственный суверенитет» исходят из постулата о том, что последний не является препятствием для вмешательства, заявляют, что «по существу, внутренний порядок никогда не был автономным в строгом смысле. Суверенитет не является и никогда не был исключительной компетенцией». При этом, в качестве международно-правовой основу этого постулата зачастую применяется ссылка на отдельные статьи Устава ООН, в которых оговаривается возможность «предпринимать совместные и самостоятельные действия» (ст. 56) и «эффективные коллективные меры» (ст. 1) для «всеобщего уважения и соблюдения прав человека» (ст. 55). Как отмечал 7-й Генеральный секретарь ООН К. Аннан, «суверенитет сам по себе не является единственным препятствием для эффективных действий в связи с правами человека или гуманитарными кризисами». Очевидно, что изложенные положения применимы исключительно к коллективному вмешательству в ситуацию в стране в рамках миротворческой миссии под эгидой ООН, и не имеют отношения к односторонним действиям. Кроме того, на сегодняшний день существует единичный по своей природе международно-правовой прецедент, соотносимый с проблемой вмешательства во внутренние дела государства, который был рассмотрен Международным судом ООН в 1986 г. Причиной для разбирательства послужила прямая и неприкрытая военная и финансовая поддержка США повстанцев «контрас» в Никарагуа в 1982 г. Поддержка антикоммунистической оппозиции было важным пунктом политической платформы президента США Р. Рейгана. Действовавшее правительство Никарагуа обратилось в Международный Суд ООН, который, в свою очередь, вынес решение о том, что США нарушили нормы международного права, и присудил Никарагуа компенсацию в размере 17 млрд долл. Согласно решению суда, были нарушены такие обязательства по Уставу ООН, «как принцип неприменения силы против другого государства, а также принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства». Международный суд в данном решении постановил, что для того, чтобы поведение США привело к возникновению юридической ответственности, необходимо доказать, что США осуществляли непосредственный контроль за теми операциями, в ходе которых были совершены правонарушения. Дело «Никарагуа против США» наглядно продемонстрировало, насколько неоднозначно могут трактоваться вопросы, связанные с внешним вмешательством. В рассматриваемом контексте наибольшие сложности вызывают категории «вопросы, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства» и «государственный суверенитет». Принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, относится к числу императивных принципов международного права, что делает его одной из фундаментальных основ современной системы международной безопасности.
В деле «Никарагуа против США» Международный суд ООН следующим образом определил границы внешнего вмешательства: «Запрещенное вмешательство касается вопросов, которые, в соответствии с принципом государственного суверенитета, каждое государство может решать свободно. Такими вопросами являются, в частности, выбор политической, экономической, социальной и культурной систем, а также определение внешней политики».
- Однако дело «Никарагуа против США» так и не стало правовым маяком в вопросе вмешательства во внутренние дела государств?
- Да, решение по делу «Никарагуа против США» является единичным случаем в практике международного суда ООН. Обращает на себя внимание практика рассмотрения дел по заявлениям Югославии. 29 апреля 1999 г. Югославия подала 10 заявлений о возбуждении судебных разбирательств против 10 государств — членов НАТО, обвиняя эти государства в бомбардировке своей территории. В тот же день она обратилась в суд с просьбой определить временные меры и вынести постановления о том, чтобы эти страны «немедленно прекратили применение силы» и «воздерживались от любых актов угрозы силой или её применения» против Югославии. 2 июня 1999 г. Суд отклонил просьбы Югославии об определении временных мер, мотивируя своё решение тем, что не обладает соответствующей юрисдикцией.
По отношению к различным государствам обоснования отсутствия юрисдикции Суда были различными и зависели от особенностей содержания заявления Югославии в отношении конкретного государства. Так, в заявлении о возбуждении судебного разбирательства против США в качестве основания для юрисдикции Суда Югославия сослалась на ст. IX Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Но Суд указал, что США при ратификации Конвенции сделали оговорку, предусматривающую, что в отношении ст. IX, прежде чем какой-либо спор, стороной которого являются США, будет передан на рассмотрение Суда, «в каждом случае требуется конкретное согласие США». Поскольку в рассматриваемом случае США заявили, что они не давали конкретного согласия и не дадут его, суд счёл, что статья IX «не является основанием для юрисдикции в данном деле, даже prima facie».
Вопрос о том, как именно должно происходить становление государственности, продолжает оставаться дискуссионным как в общей теории права, так и в действующем международном праве. Однако очевидно, что жизнеспособность любого режима во многом зависит от того, насколько действия власти реально отражают чаяния и устремления большинства населения, а также от того, насколько население реально готово к политическим переменам. Британский общественный деятель XIX в. Д.С. Милль справедливо замечал, что «если люди не имеют достаточной жажды свободы для того, чтобы освободиться своими силами от национальных притеснителей, то свобода, которую принесут им внешние силы, не будет ни подлинной, ни обладающей жизнеспособностью». Тем не менее, западные страны в последние годы заняты активной помощью оппозиционным силам в иностранных государствах, сопровождаемой насаждением собственного видения государственности, демократии и управления обществом. Режимы в Ливии, Сирии и Египте до момента начала «арабских весен» просуществовали несколько десятилетий в условиях относительной политической и экономической стабильности. В ходе стремительно начавшихся гражданских волнений западные страны обвинили ближневосточные правительства в недостаточном демократизме, повсеместном нарушении прав человека, подавлении оппозиции и пр. На указанных основаниях был инициирован процесс смены правительств, и чаще всего это происходило путем государственного переворота. Отечественный эксперт Л. Исаев отмечает, что последствия потрясений на Ближнем Востоке тесно связаны с конкретными историческими особенностями различных государств, поэтому в Тунисе, Египте, Ливии социально-политические потрясения привели к принципиальным изменениям политического процесса, а в других, например, Ливане, Судане и Кувейте, «дело ограничилось лишь «косметическим ремонтом» старых политических конструкций». Можно констатировать, что успех «цветных революций» напрямую обеспечен эффективностью доктрины так называемой мягкой силы, основанной на информационной агрессии, манипулировании общественным мнением и целевым финансированием различных НПО, ведущих систематическую работу с «пятыми колоннами» в различных государствах. Одними из наиболее востребованных политических консультантов «цветных революций» стали Д. Шарп и М. Макфол. Программная работа Шарпа «От диктатуры к демократии» была переведена на арабский язык и активно распространялась в Египте и Тунисе в разгар «арабской весны». Произошедшие «цветные революции» имеют столько общих черт, что очевидно наличие единой схемы, которая, с незначительными поправками и коррективами, потенциально может быть растиражирована в неограниченном кругу государств — объектов воздействия. История продемонстрировала, что выработанная схема государственных переворотов может с успехом использоваться в самых различных регионах земного шара, причем как в государствах, исторически более близких к Востоку, так и в государствах, относящихся цивилизации Запада. Важно отметить, что сам термин «цветная революция» является скорее журналистским, нежели правовым. Кроме того, некоторые эксперты полагают, что рассматриваемые явления на самом деле являются не революциями, а относительно бескровными государственными переворотами: «Так называемые цветные революции не являются революциями, а представляют собой «верхушечные перевороты» без изменения социально-классового характера власти». Декларируемый «ненасильственный» характер «цветных революций» также является весьма распространенным, однако тщательно культивируемым заблуждением, призванным подчеркнуть позитивный характер данного явления. Прием значительного изменения смысла понятия путем незначительного, на первый взгляд, добавления, давно известен политтехнологам. Наиболее типичными примерами являются популярные понятия «гибридная война» и «цветная революция», которые «даются синтетическими конструкциями, базирующимися на известных понятиях «война» и «революция» с уточняющими прилагательными, меняющими их смысл». В результате из-за позитивного восприятия термина «революция» как синонима обновления, справедливости, прорыва, добавление прилагательного «цветная» приводит к тому, что позитивное отношение автоматически переносится и на термин «цветная революция», хотя «цветные революции — не совсем революции, больше того — совсем не революции».
Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров комментирует итоги организованных извне государственных переворотов на Ближнем Востоке следующим образом: «Уже не стесняются вспоминать и про Ирак, уже начинают вспоминать и более свежий пример — Ливию, которая превратилась в никем не контролируемый коридор для контрабанды мигрантов из многих стран Африки в Европу. Уже начинают вспоминать, как обошлись с Каддафи, как пытались исходить из иллюзии о том, что смени диктатора — демократия сама собой пустит корни».
- Роль и участие западных держав в смене политических режимов и дальнейшем развитии причин для миграционного кризиса очевидна. Но стоит ли надеяться на изменения во внешней политике самих западных держав?
- Сегодня можно с уверенностью констатировать, что определенное «отрезвление» западных лидеров произошло, когда хаос и радикализация в ближневосточном регионе привели к активизации не только «классических» террористических организаций, например «Аль-Каиды», но и стали важнейшими факторами появления радикального транснационального исламистского движения ИГИЛ, обладающего признаками и государства, и организации. Так, бывший премьер-министр Великобритании Т. Блэр в октябре 2015 г. признал, что «.. .вторжение в 2003 году в Ирак вооруженных сил США и их союзников стало одной из основных причин появления террористической организации «Исламское государство», при этом политик особо подчеркнул, что «нельзя сказать, что те, кто сместил Саддама Хусейна в 2003 г., не несут ответственность за ситуацию в 2015».
Показательно, что в 1999 г. именно Т. Блэр в своей речи, произнесенной на экономическом форуме в Чикаго, заявил о необходимости внедрения нового типа войны, который позволил бы обойти традиционный «вестфальский» государственный суверенитет. Сценарий, по которому впоследствии развивались «цветные революции» и «арабские весны», по сути, ничем не отличался от логических построений автора концепции «гуманитарной интервенции» Б. Кушнера, который выделял в каждом конфликте «хорошую» сторону, состоящую из жертв, и «плохую» сторону, которая хочет всех уничтожить, однако тревогу вызывает тот факт, что «плохой» стороной стали законные правительства. При этом очевидно, что страны- организаторы не ощущают никакой особой ответственности за дальнейшую судьбу государств, разоренных революциями и истощенных гражданскими войнами. Американский юрист Д. Батлер в своей статье с провокационным названием «Ответственность за смену режимов» утверждает, что «ответственность влечет за собой двойное обязательство, заключающееся в необходимости администрирования территории для осуществления контроля, а также в обеспечении того, чтобы режим, пришедший к власти, уважал права населения», однако практика показывает, что в жизни все гораздо прозаичней, и государства, пережившие «цветные» перевороты, с «постреволюционным синдромом» вынуждены справляться самостоятельно, причем приведенная к власти новая политическая элита нередко совершает еще больше ошибок, чем предшествующая. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: политика западных стран, которая прикрывается благородным желанием сформировать демократическое общество в каждом отдельно взятом государстве на практике привела к серьезной дестабилизации обстановки в целых регионах нашей планеты. Не почерпнув никаких ошибок из практики подобных социальных экспериментов указанные страны по-прежнему уверены в своей правоте. Не возникает сомнений в том, что ведение подобной политики впредь будет продолжаться. Ключевой проблемой здесь представляется, как указывалось выше, отсутствие четкого, императивного определения понятий «внутренние дела государства» и «пределов вмешательства во внутренние дела государства» в действующем международном праве, что создает правовую основу для дальнейших злоупотреблений. Вполне очевидна прямая связь между миграционным кризисом последних лет и попытками насадить демократию в восточных странах. Очевидно также и, на наш взгляд, не требует доказательств, что миграционные волны 2014-2015 гг. привели к кризису внутри Европейского Союза, справиться с которым большинство стран-членов ЕС на сегодняшний день, увы, не в состоянии. Существуют, как минимум два возможных результата развития данных процессов. Первый из них предполагает вариант «исламизации» Европы. Этот сценарий предполагает постепенный приход к власти в ряде стран-членов ЕС «мусульманских партий», которые начнут привносить в жизнь данных государств нормы шариата, причем в первую очередь это коснется сферы образования и налогообложения. При моделировании возможных путей реализации такого сценария необходимо учитывать тот факт, что в 2014 г. в ЕС выдано 562 680 первичных разрешений на статус беженца и 626 960 «повторных» разрешений, а в 2015 году - 1 022 235 и 1 077 015 соответственно. Наибольшее количество разрешений за вышеуказанный период было выдано в Германии, Венгрии и Швеции. Другой вариант подразумевает приход к власти в странах ЕС политиков правого или ультраправого толка, которые могут или ужесточить контроль за миграцией, или полностью выдворить мигрантов в те страны, из которых они прибыли на европейский континент. До реализации приведенных выше вариантов возможные шаги стран-участниц ЕС по всей вероятности останутся такими же, как и в настоящее время, т.е. внутри самого Европейского Союза вероятно углубление раскола между условными «сторонниками жестких мер» (Венгрия, Польша и Болгария) и «сторонниками открытых границ» (Германия и Франция). Но нельзя исключить и возможность принятия всеми странами-членами ЕС неких единых действий, направленных на исправление ряда ошибочных решений, которые привели к потере контроля над миграционными потоками.
- Какова на Ваш взгляд роль России в текущей международной обстановке и какое реальное воздействие она может сегодня оказать на ее развитие?
- Какова роль России в текущей ситуации? Сегодня Россия пока продолжает оставаться единственной державой, которая проводит целенаправленную политику, направленную на восстановление стабильности на ближнем Востоке, в частности, в Сирии. Именно политика России призвана очистить регион от вооруженных формирований ИГИЛ и создать необходимые условия для возвращения коренного населения на родину. Вместе с тем, перед Россией сегодня стоит и другая задача. Как указывалось выше, расширение географии «цветных революций» и приближение их к границам РФ не может не вызывать объективных опасений. В стране должна проводиться серьезная работа, направленная на сохранение политической стабильности и противодействие различного рода провокациям. Подобная работа сегодня ведется Фондом развития современной дипломатии. Проводятся тематические мероприятия - конференции, круглые столы, на которых обсуждаются методы выявления и работы с лицами, которые пытаются дестабилизировать обстановку в стране, спровоцировать социальные волнения; вырабатываются меры пресечения их деятельности, методы сотрудничества с правоохранительными органами и т.д. Формируются выездные группы, которые работают с населением в различных регионах России, помогая гражданам самостоятельно выявлять лиц, ведущих дестабилизационную работу в стране.
- Благодарю Вас!
Интервью брал: